Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулы — вербальные, стандартизированные

Поиск

Ответы — закрытые, типа "Выбор"

Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа "Выбор" определяет самый обширный круг психодиагностических методик — тесты-опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, "Верно", "Неверно", "Не могу сказать"). По содержанию среди тестов-опросников условно выделяют опросники-анкеты, биографические опросники и личностные опросники. 

Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственно ношения к его личностным особенностям. Примером может служить Мичиганский скрининг-тест выявления алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным [1985]). [3,20]          

Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками, как правило, является вспомогательной для получения достоверной интерпретации результатов психодиагностических тестов, но может носить и собственно диагностический и прогностический характер.  

Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тестов-опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках отражается группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например, "Боитесь ли Вы темноты?"), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (например "Большинство людей честны").                           

Опросники строятся как одномерные, представляющие одну пе­ременную, или как многомерные, одновременно отражающие не­сколько личностных показателей. Среди личностных опросников выделяют опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и установок. При конструировании опросников черт личности используется подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных лич­ностных признаков (примером может служить популярный опросник 16РF Р. Кеттелла [1970]Отечественная адаптация с примене­нием компьютерного анализа пунктов проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987]).[19,126] Типологические опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и в них в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описаниям типичного (или усредненного) представителя.             

Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в стране является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI). Первая отечественная адаптация MMPI произ­ведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976] [2,14] и Л.Н. Собчик [1971] [14,6].

Опросники мотивов позволяют установить, на что направлена активность индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения). Примером в отечественной психодиагностике может служить адаптированный Ю.Л.Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-Крауна[1976]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и использу­ется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором "социальной желательности", а также при изучении предпочитае­мых средовых и межличностных влияний. Опросники интересов в зависимости от степени насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-анкетам. Наиболее известным 38 рубежом является разработанный      Э. Стронгом "Бланк профессиональных интересов"  [Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1989] [5,58]. В этом опроснике определяется четыре пара­метра интересов: 1. Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессии; 2. Сходство ин­тересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости интересов; 4. Степень профессио­нальной подготовки. "Бланк" содержит 400 заданий, разделенных на 8 рубрик, например, "профессия", "школьные предметы", "развлечения" и т.д.

Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Поэтому опросники ценностей близки к опросникам интересов, мотивов и установок. Примером является опросник ценностей специальностей Д.Суппера, дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей специальностей, например, помощь другим — для психолога, воз­можность продвижения по службе — для администратора и т.д.

Опросники установок применяются преимущественно в социально-психологических и социологических исследованиях.

Применение тестов-опросников характеризуется малой степе­нью вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработки результатов этих тестов, как правило, пред­ставляют собой несложную процедуру подсчета количества совпа­дений ответов испытуемого с так называемым диагностическим ключом и последующее приведение полученных результатов к стандартизированному виду. Автоматизация подобного тестиро­вания с помощью современных компьютеров является несложной технической задачей. Основные трудности встречаются на этапе формирования автоматизированной интерпретации данных мно­гомерных тестов-опросников.

"Ручное" использование тестов-опросников предполагает фик­сированный порядок предъявления стимулов. Изменение этого порядка на случайный приводит к рандомизированному типу пси­ходиагностического эксперимента. Включение с помощью компь­ютера обратной связи обеспечивает проведения так называемого адаптивного тестирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.006 с.)