Направления работы по развитию туристско-рекреационного потенциала пешеходного туризма В окрестностях набережных челнов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления работы по развитию туристско-рекреационного потенциала пешеходного туризма В окрестностях набережных челнов



 

Развитие туристских пешеходных маршрутов выходного дня в окрестностях Набережных Челнов - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников прохождения маршрута.

Основными этапами работы по развитию туристских пешеходных маршрутов в окрестностях Набережных Челнов являются:

1) подготовка групп,

2) маршрутная работа,

)   организационное и материально-техническое обеспечение маршрутов.

Комплектование и подготовка групп к познавательно-учебным маршрутам по окрестностям Набережных Челнов, расположенным в равнинном районе с умеренным климатом, - задача существенно более простая, чем подготовка групп к спортивным походам в горном или северном районе: для участников массового похода предыдущий туристский опыт определяется лишь прохождением маршрута выходного дня; не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. [7, с. 113].

Комплектование групп для подобных массовых или учебных маршрутов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды): если в массовом маршруте участвуют все желающие (как правило, трудящиеся одного коллектива, студенты одного вуза и т. п.), то в учебных - слушатели семинара, студенты одного курса института физкультуры.

Маршрутная работа, имея качественные различия, по форме и содержанию, в принципе, едина для любых походов.

Одним из важнейших направлений развития пешеходного туризма в окрестностях Набережных Челнов является обеспечение туристских групп и населения картографическими материалами и развитие умений у потенциальных туристов грамотно работать с этим материалом. Например, проведение соревнований и занятий по спортивному ориентированию среди учащихся должно, по нашему мнению, способствовать привлечению большего числа людей в сферу пешеходного туризма.

Другим немаловажным направлением развития пешеходного туризма в Набережных Челнах является успешное решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников.

Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление организаторов и участников маршрутов о реальных возможностях групп: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района).

Наилучший вариант - привлечение современных средств картографии: навигаторов или устройств с GPS и картографических сервисов Интернета, таких как Google.Maps и Яндекс.Карты.

Данные сервисы удобны для общего планирования ниток маршрутов и выработки общих (генеральных) тактических планов (общих схем маршрутов, приблизительной оценки их протяженности, предварительной разбивки на этапы, определения мест ночевок, привалов, оценок продолжительности путешествия).

Говоря о направлениях организации проведения маршрутов, следует помнить, что в любом туристском походе (массовом, учебном, спортивном, экспедиции), в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников прохождения маршрута; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий.

В зависимости от характера и сложности маршрута, вида туризма, цели и задач похода, времени года содержание и сложность перечисленных выше разделов работы, дополняемых в зависимости от задач многими другими разделами, меняются в очень широком диапазоне.

При проведении пешеходных маршрутов в окрестностях Набережных Челнов особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности участников. На маршруте при достаточно напряженном графике движения и обустроенной инфраструктурой решаются многочисленные тактические и технические задачи, в том числе: четкий режим движения и отдыха, тщательное ориентирование, выбор оптимального тактического плана преодоления естественных препятствий, а в наиболее сложных случаях - предварительная их разведка и обработка. Обеспечение страховки и медицинской помощи, организация наблюдения на сложном участке маршрута обязательны на всех сложных, а также простых, но потенциально опасных участках.

Одним из направлений развития организации маршрутов является экономическая материально-техническая обеспеченность групп (продажа экипировки, включающей соответствующую одежду, обувь, прокат средств передвижения, бивачного и специального снаряжения).


ВЫВОДЫ

 

В ходе проведенного исследования была предварительно изучена литература об исследуемом объекте, о пешеходном туризме как о специальном виде туризма, а также о туристских маршрутах вообще, отобраны имеющие отношение к теме исследования источники. Кроме того, была дана характеристика разновидности пешеходного туризма - пешеходному маршруту выходного дня.

Маршрут выходного дня - простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть маршруты выходного дня.

В процессе анализа туристского потенциала окрестностей Набережных Челнов было определено, что лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения маршрутов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий - национальный парк «Нижняя Кама». Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью в будущем проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудования туристскими биваками и местами привалов и т.п.

В районе пешеходного маршрута имеются удобные, с точки зрения подъезда и отъезда группы на общественном или заказном транспорте, пункты начала и окончания путешествия. Район содержит набор удобных, не утомительных для движения пешком лесных или полевых дорог и троп.

Было определено, что маршрут должен быть подготовлен с учетом целей и задач турпохода, а также мнения участников. Именно этими факторами определяется нитка маршрута, исходя, в том числе из запасного времени и аварийных вариантов.

В проведенном анкетировании большинство выбрало в качестве целей похода выходного дня ознакомление с окрестностями. Также, большинство выбрало маршрут по национальному парку «Нижняя Кама».

В результате исследования был разработан маршрут Набережные Челны - Тарловка и освещен ряд организационных вопросов, связанных с его прохождением.

Оценка района маршрута включает описание объектов, имеющих туристский потенциал, которые необходимо осмотреть. В их числе туристски значимое инженерное сооружение - Нижнекамская гидроэлектростанция.

Организация пешеходного маршрута - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников прохождения маршрута.

Для маршрута Набережные Челны - Тарловка были определены все этапы, составлены нитка маршрута и план-график его прохождения. Кроме того, приведены расчеты материально-технического обеспечения маршрута: индивидуального и общественного снаряжения.

Главное, следует учитывать, что особенность учебных маршрутов в системе подготовки туристских общественных кадров - некатегорийный и незачетный (в соответствии с разрядными требованиями) характер маршрутов.

Существенное сокращение продолжительности маршрута, уменьшение протяженности маршрута и числа естественных препятствий резко изменяют по сравнению со спортивными маршрутами характер деятельности руководителей и участников таких маршрутов: вместо напряженного графика движения на спортивном маршруте - напряженная учебная работа на учебном. Естественные препятствия, в том числе и высоких категорий сложности, становятся учебными полигонами, на которых студенты обучаются не только технике и тактике, ориентированию и методам страховки, организации туристского бивака и питания, но и методике обучения.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Айсин Р.Р. «В золотых огнях гидростанции» / Р.Р. Айсин. - Набережные Челны: Татарское отделение Союза российских писаталей, 2004.

2. Аликулиев В. Пешеходный туризм / В. Аликулиев. - Баку: Азернешр, 1990. - 107 с.

.   Белоусов А.В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с.

.   Булашев А.Я., Каплина Л.И., Шальков Ю.Л. Специфика организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах / А.Я. Булашев, Л.И. Каплина, Ю.Л. Шальков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С. 39-43.

.   Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе (Методические рекомендации) / В.Г. Варламов. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1983.

.   Волков, В. Г. Методические основы пешеходного туризма: Учебно-методическое пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. - 79 с.

.   Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.

.   Ганопольский, В.И. Уроки туризма: пособие для учителей / В.И. Ганопольский. - Мн.: НМЦентр, 1998. - 216 с.

.   Жигула Л.Д. Реализация ресурсного потенциала экотуристических маршрутов «выходного дня» в современных условиях / Л.Д. Жигула // Вологдинские чтения. - 2008. - № 5. - С. 10-12.

10. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. - М.: Просвещение, 2000.

. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов / А.И. Зырянов, А.Ю. Королев // Географический вестник. - 2009. - № 2. - С. 78-88.

12. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Город и регион: туристско-рекреационное взаимодействие / А.И. Зырянов, С.Э. Мышлявцева // Экология урбанизированных территорий. - 2007. - № 1. - С. 70-73.

13. Ильина Е. Н. Туризм и путешествия / Ильина Е. Н. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

. Карнацевич И.В., Статва А.Л. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах / И.В. Карнацевич, А.Л. Статва // Омский научный вестник. - 2007. - № 4-58. - С. 201-203.

. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма / Квартальнов В. А. - М.: Финансы и статистика, 2003.

. Князькина Е.П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм» / Князькина Е.П. - Казань: Новое знание, 2006. - 75 с.

17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм / Э.Н. Кодыш. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

.   Кошеваров А.В. Пешеходный туризм / А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова. - Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. - 147 с.

.   Макурин С. К. Азбука пешеходного туризма: Учеб. пособие / С. К. Макурин, А. Г. Шмик; М-во общ. и проф. образования РФ. Челяб. гос. техн. ун-т. Каф. физ. воспитания. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1997.

.   Мышлявцева С.Э. Сеть туристских маршрутов и охраняемые природные территории в регионах Урала / С.Э. Мышлявцева // Географический вестник. - 2007. - № 1-2. - С. 193-197.

.   История города Набережные Челны: Т.I / Городское краеведческое об-во. - Наб. Челны, 1988. - 83 с.

.   Нижнекамская ГЭС // Сайт ОАО «Татэнерго». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatgencom.ru/75/objects_gencom_nkges.html

.   Рыльский С.В. К проблеме обучения туристов пешеходников преодолению естественных и исскуственных препятствий / С.В. Рыльский // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3. - С. 53-55.

.   Поселок Тарловка // Сайт о Тарловке. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://tarlovka.ucoz.com

.   Соболев С.В., Шубин Д.А., Мезенцева Н.В., Коновалов А.С. Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности / С.В. Соболев, Д.А. Шубин, Н.В. Мезенцева, А.С. Коновалов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 173-178.

26. Соловьев С.М. Молодежный туризм / Соловьев С.М. - М.: Альфа-книга, 1988.

. Суханов А.П. Собираемся в путешествие / А.П. Суханов. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т., 2005.

28. Трегуб А.И., Перегоедов В.Е., Полуянова И.С. Поход выходного дня как способ рекреации / А.И. Трегуб, В.Е. Перегоедов, И.С. Полуянова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 6. - С. 57-58.

.   Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364 с.

.   Шамгуллин А.З., Шульгин П.С. Организация туристских физкультурно-спортивных мероприятий (на примере г. Набережные Челны) / А.З. Шамгуллин, П.С. Шульгин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 1. - № 6. - С. 130-139.

.   Юрченко А.А. Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов / А.А. Юрченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 24-31.

.   Яковлева Л.Ш. Облик Набережных Челнов вчера и сегодня: Пособие-путеводитель / Л.Ш. Яковлева; Школа искусств №6 «Да-Да». - Наб. Челны: Татарстан отдел союза российских писателей, 2002. - 44с.

.   Как на Шильне медь плавили // Вечерние Челны. - №18 (652). - 2009. - 6 мая.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Анкета (опросный лист)

 

. Укажите Ваше имя и контактные данные:

 

 

 

 

2. Каков Ваш пол:

а) мужской

б) женский

. Каков Ваш возраст (полных лет)?

_____________________________________________________________

. Кем Вы работаете и Ваша должность:

 

5. Хватает ли Вам физических нагрузок на работе?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Как Вы считаете, хватает ли Вам физических нагрузок для нормального состояния организма (в день человек должен проходить не менее 7 км)?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Занимаетесь ли вы спортом?

а) да (указать каким):

_____________________________________________________________

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Как часто Вы занимаетесь спортом?

а) часто

б) редко

в) очень редко

. Любите ли Вы путешествовать?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Знаете ли Вы родной край?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Как часто Вы бываете в лесу?

а) часто

б) редко

в) очень редко

. Как Вы относитесь к прогулкам по лесу?

а) положительно

б) отрицательно

в) затрудняюсь ответить

. С какой целью Вы посетили бы лес?

а) активный отдых

б) ознакомление с лесом

в) сбор грибов, ягод

. Хотите ли Вы посмотреть достопримечательности в окрестностях Набережных Челнов путем пешеходной прогулки выходного дня?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Что Вы хотели бы посмотреть?

а) Национальный парк «Нижняя Кама»

б) Шильнинский лес

в) парк «Прибрежный»

 


Приложение 2

 

Ответы на вопросы анкеты (распределение по возрасту и полу респондентов)

Номера и варианты вопросов

20 и младше (7)

21-30 (37)

31-40 (2)

41-50 (2)

51 и старше (2)

 

м (5)

ж (2)

м (22)

ж (15)

м (1)

ж (1)

м (1)

ж (1)

м (1)

ж (1)

6 а)

3

-

14

4

1

-

-

-

1

-
  б)

1

1

4

6

-

1

1

-

-

1
  в)

1

1

4

5

-

-

-

1

-

-
7 а)

4

1

12

9

-

-

-

-

1

-
  б)

1

1

10

4

1

1

1

1

-

1
  в)

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-
8 а)

2

1

8

5

-

-

-

-

-

-
  б)

2

-

4

4

-

-

-

-

1

-
  в)

1

1

10

6

1

1

1

1

-

1
9 а)

4

2

20

14

1

1

-

1

1

1
  б)

-

-

2

-

-

-

1

-

-

-
  в)

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-
10 а)

3

-

10

5

-

-

-

-

1

1
  б)

1

1

7

4

1

-

1

-

-

-
  в)

1

1

5

6

-

1

-

1

-

-
11 а)

1

-

15

3

-

-

-

-

1

-
  б)

2

-

5

7

-

-

1

-

-

-
  в)

2

2

2

5

1

1

-

1

-

1
12 а)

4

2

20

7

1

-

1

1

1

1
  б)

-

-

2

3

-

-

-

-

-

-
  в)

1

-

-

5

-

1

-

-

-

-
13 а)

1

1

12

7

1

-

-

-

-

-
  б)

2

2

6

6

-

1

1

1

-

1
  в)

2

-

4

2

-

-

-

-

1

-
14 а)

4

2

18

10

-

1

1

-

1

-
  б)

-

-

2

2

-

-

-

-

-

-
  в)

1

-

2

3

1

-

-

1

-

1
15 а)

5

2

18

11

1

1

1

1

1

-
  б)

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-
  в)

-

-

3

3

-

-

-

-

-

1
                                 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.221 (0.178 с.)