Глава 1. Характеристика рекреационных ресурсов окрестностей набережнх челнов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Характеристика рекреационных ресурсов окрестностей набережнх челнов



ВВЕДЕНИЕ

туристский рекреационный пешеходный маршрут

Актуальность. Задачами индустрии туризма являются повышение физического и культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Значительную роль среди основных видов туризма занимает пешеходный туризм. Его современное интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в стремлении к здоровому образу жизни, единению с природой и т.п.

Ресурсы пешеходного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика - впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия пешеходного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной стороны, такой турист узнает окружающий мир, часто редкие и неповторимые памятники природы и культуры родного края, скрытые от глаз горожанина. С другой стороны, в походе он не только составляет объективное представление о районе, городе, крае, стране, но и получает заряд здоровья и оптимизма, находит новых друзей.

Основными формами организации пешеходного туризма как вида деятельности являются маршруты выходного дня, направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено учебными, оздоровительными и культурными мероприятиями, то оно становится просто выходной прогулкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям пешеходный туризм через маршруты выходного дня может оказывать формирующие влияние на личность, обогащать ее новыми знаниями и впечатлениями.

Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день разработанных пешеходных маршрутов выходного дня.

Объект исследования - процесс развития рекреационно-туристской сферы в окрестностях городов Республики Татарстан.

Предмет исследования - рекреационно-туристский потенциал окрестностей г. Набережные Челны.

Гипотеза исследования - предполагается, что окрестности г. Набережные Челны обладают рекреационно-туристским потенциалом, способствующим развитию пешеходного туризма, удовлетворению потребностей жителей города в активном отдыхе и популяризации Национального парка «Нижняя Кама».

Цель исследования - изучение потребностей жителей г. Набережные Челны в активном отдыхе (на примере: пешеходных маршрутов выходного дня).

Задачи исследования:

) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня;

2) выявить направления развития туристско-рекреационного потенциала окрестностей Набережных Челнов для пешеходного туризма;

) выявить потребность работников СОШ № 22 г. Набережные Челны в активном отдыхе посредством пешеходных прогулок (туризма).

В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, исторический и аналитический, а также изучение картографических материалов. Кроме того, был применен метод опроса (анкетирования), позволивший выявить мнение потенциальных участников о параметрах пешеходного маршрута.

Структура работы. Данная работа состоит из трех глав и восьми параграфов, содержит список литературных источников. В приложении помещены форма анкеты.


Задачи исследования

 

Основной задачей исследования служит изучение потребностей жителей города Набережные Челны в активном отдыхе (на примере пешеходного маршрута выходного дня между Набережными Челнами и поселком Тарловка, расположенным на правобережье Камы).

Задачи исследования:

) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня;

2) выявить направления развития туристско-рекреационного потенциала окрестностей Набережных Челнов для пешеходного туризма;

) выявить потребность работников СОШ № 22 г. Набережные Челны в активном отдыхе по средствам пешеходных прогулок (туризма).

Методы исследования

 

Среди используемых для разработки и организации маршрута методов можно назвать: исторический, аналитический, изучение картографических материалов, а также метод анкетирования.

 

Исторический метод

Исторический метод - это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов.

В основе метода лежит историзм - принцип научного познания, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности, который включает в себя:

) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования;

) реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценке настоящего; б) архаизации или модернизации прошлого; в) смешению предыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

 

Аналитический метод

Аналитический метод исследования - научный метод решения поставленных задач, заключающийся в подборе и анализе литературы по теме.

Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части, и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае, сужения анализируемых проблем изучаемого явления как целого, при одновременном повышении точности результатов исследования.

Рассмотрение пешеходного туризма как вида туризма осуществлено именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае туризм) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а, следовательно, полнее и точнее изучены.


2.2.3 Картографический метод

Картографический метод научного познания основан на использовании карт как моделей изучаемого объекта и промежуточного звена между объектом и исследователем.

Картографический метод располагает большим числом приемов анализа карт, включая описания по картам, графические построения по ним, картометрические определения, математическое моделирование.

С помощью картографического метода изучают структуру и морфологию явлений, их динамику и взаимосвязи, функционирование, дают прогнозы развития и размещения во времени и пространстве.

Для исследования были привлечены отдельные карты, атласы, серии карт, а также спутниковые снимки и электронные и картографические системы.

 

Метод анкетирования

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета.

Анкетирование - это метод опроса, используемый для составления статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения о туристской деятельности и предполагаемом туристском маршруте с целью прогнозирования действий или событий, проектирования параметров маршрута, организации его прохождения.

Организация исследования

 

Проектирование маршрута - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед организатором любого маршрута. Плохо задуманный или плохо проработанный маршрут труднее пройти, поэтому чрезвычайно важно избежать даже элементарных ошибок при его составлении, потому что каждая может привести к неприятным последствиям, вплоть до аварийного выхода с маршрута.

Прежде чем составлять маршрут любой сложности и продолжительности, необходимо четко определиться с целями и задачами самого маршрута [6, с. 31]. Как правило, реализуется одна из двух стратегий: 1. Первоначально определяются цели и задачи маршрута, а затем набираются участники, согласные с ним; 2. Комплектуется группа, а затем путем обсуждения участники все вместе определяют цели и задачи маршрута.

В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего похода. В рамках пешеходного маршрута наряду с выполнением обязательных требований это могут быть более спортивные либо более развлекательно-познавательные цели. К спортивным относится, например, получение хорошей физической нагрузки, а к развлекательно-познавательным: стремление отдохнуть на природе, пообщаться с друзьями.

Таким образом, маршрут организуется исходя из основных целей, но с учетом мнения участников. Например, возможно обустройство бивака для ночевки с проведением спортивных игр, либо игр, поощряющих общение.

В связи с этим, было проведено анкетирование потенциальных участников пешеходного похода выходного дня для выявления оптимальных и приемлемых параметров пешеходного маршрута.

В ходе анкетирования было опрошено 50 человек различного возраста: 30 мужчин и 20 женщин. Образец анкеты и выбранные ответы приведены в прил. 1 и 2.

Ряд опрошенных ответил, что им хватает физических нагрузок для нормального состояния организма, однако многие ответили на этот вопрос отрицательно, либо затруднились с ответом.

Значительное число опрошенных ответило, что редко занимаются спортом. Из тех, кто занимается спортом, многие ответили, что увлекаются футболом или плаванием.

Подавляющее большинство опрошенных ответили, что любят путешествовать.

На вопрос об отношении к прогулкам по лесу большинство опрошенных ответило, что относится к этому положительно. На вопрос о том, как часто опрошенные бывали в лесу, большая их часть ответила, что часто, либо редко, но не очень редко.

Большинство принявших участие в анкетировании изъявили желание посмотреть достопримечательности Набережных Челнов путем пешеходной прогулки выходного дня. Большая часть ответивших считает основной целью пешеходного маршрута по окрестностям Набережных Челнов ознакомление с лесом. Подавляющее большинство выбрало Национальный парк «Нижняя Кама».

После определения с учетом анкетирования предпочтительных параметров (целей и задач) следует разработка пешеходного маршрута.

Подготовка маршрута включает:

) выбор маршрута путешествия;

) выбор степени сложности маршрута;

) разработка запасных вариантов и аварийных выходов;

) составление перечня снаряжения.

Маршрут выходного дня, как правило, предполагает ознакомление с каким-либо одним объектом, например, архитектурным памятником, ручьем и т.п. Поэтому нитка маршрута, от остановки общественного или заказного транспорта до объекта и обратно, обычно вполне очевидна. Могут возникнуть только транспортные варианты, например, идти к объекту одной дорогой, а возвращаться по другой, чтобы было не скучно [6, с. 50].

Такая подготовка сводится к распределению сил на переходе, планированию времени и набора мероприятий, которые предполагается провести (осмотр объекта, перевал и т.п.).


ВЫВОДЫ

 

В ходе проведенного исследования была предварительно изучена литература об исследуемом объекте, о пешеходном туризме как о специальном виде туризма, а также о туристских маршрутах вообще, отобраны имеющие отношение к теме исследования источники. Кроме того, была дана характеристика разновидности пешеходного туризма - пешеходному маршруту выходного дня.

Маршрут выходного дня - простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть маршруты выходного дня.

В процессе анализа туристского потенциала окрестностей Набережных Челнов было определено, что лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения маршрутов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий - национальный парк «Нижняя Кама». Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью в будущем проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудования туристскими биваками и местами привалов и т.п.

В районе пешеходного маршрута имеются удобные, с точки зрения подъезда и отъезда группы на общественном или заказном транспорте, пункты начала и окончания путешествия. Район содержит набор удобных, не утомительных для движения пешком лесных или полевых дорог и троп.

Было определено, что маршрут должен быть подготовлен с учетом целей и задач турпохода, а также мнения участников. Именно этими факторами определяется нитка маршрута, исходя, в том числе из запасного времени и аварийных вариантов.

В проведенном анкетировании большинство выбрало в качестве целей похода выходного дня ознакомление с окрестностями. Также, большинство выбрало маршрут по национальному парку «Нижняя Кама».

В результате исследования был разработан маршрут Набережные Челны - Тарловка и освещен ряд организационных вопросов, связанных с его прохождением.

Оценка района маршрута включает описание объектов, имеющих туристский потенциал, которые необходимо осмотреть. В их числе туристски значимое инженерное сооружение - Нижнекамская гидроэлектростанция.

Организация пешеходного маршрута - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников прохождения маршрута.

Для маршрута Набережные Челны - Тарловка были определены все этапы, составлены нитка маршрута и план-график его прохождения. Кроме того, приведены расчеты материально-технического обеспечения маршрута: индивидуального и общественного снаряжения.

Главное, следует учитывать, что особенность учебных маршрутов в системе подготовки туристских общественных кадров - некатегорийный и незачетный (в соответствии с разрядными требованиями) характер маршрутов.

Существенное сокращение продолжительности маршрута, уменьшение протяженности маршрута и числа естественных препятствий резко изменяют по сравнению со спортивными маршрутами характер деятельности руководителей и участников таких маршрутов: вместо напряженного графика движения на спортивном маршруте - напряженная учебная работа на учебном. Естественные препятствия, в том числе и высоких категорий сложности, становятся учебными полигонами, на которых студенты обучаются не только технике и тактике, ориентированию и методам страховки, организации туристского бивака и питания, но и методике обучения.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Айсин Р.Р. «В золотых огнях гидростанции» / Р.Р. Айсин. - Набережные Челны: Татарское отделение Союза российских писаталей, 2004.

2. Аликулиев В. Пешеходный туризм / В. Аликулиев. - Баку: Азернешр, 1990. - 107 с.

.   Белоусов А.В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с.

.   Булашев А.Я., Каплина Л.И., Шальков Ю.Л. Специфика организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах / А.Я. Булашев, Л.И. Каплина, Ю.Л. Шальков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С. 39-43.

.   Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе (Методические рекомендации) / В.Г. Варламов. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1983.

.   Волков, В. Г. Методические основы пешеходного туризма: Учебно-методическое пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. - 79 с.

.   Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.

.   Ганопольский, В.И. Уроки туризма: пособие для учителей / В.И. Ганопольский. - Мн.: НМЦентр, 1998. - 216 с.

.   Жигула Л.Д. Реализация ресурсного потенциала экотуристических маршрутов «выходного дня» в современных условиях / Л.Д. Жигула // Вологдинские чтения. - 2008. - № 5. - С. 10-12.

10. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. - М.: Просвещение, 2000.

. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов / А.И. Зырянов, А.Ю. Королев // Географический вестник. - 2009. - № 2. - С. 78-88.

12. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Город и регион: туристско-рекреационное взаимодействие / А.И. Зырянов, С.Э. Мышлявцева // Экология урбанизированных территорий. - 2007. - № 1. - С. 70-73.

13. Ильина Е. Н. Туризм и путешествия / Ильина Е. Н. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

. Карнацевич И.В., Статва А.Л. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах / И.В. Карнацевич, А.Л. Статва // Омский научный вестник. - 2007. - № 4-58. - С. 201-203.

. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма / Квартальнов В. А. - М.: Финансы и статистика, 2003.

. Князькина Е.П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм» / Князькина Е.П. - Казань: Новое знание, 2006. - 75 с.

17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм / Э.Н. Кодыш. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

.   Кошеваров А.В. Пешеходный туризм / А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова. - Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. - 147 с.

.   Макурин С. К. Азбука пешеходного туризма: Учеб. пособие / С. К. Макурин, А. Г. Шмик; М-во общ. и проф. образования РФ. Челяб. гос. техн. ун-т. Каф. физ. воспитания. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1997.

.   Мышлявцева С.Э. Сеть туристских маршрутов и охраняемые природные территории в регионах Урала / С.Э. Мышлявцева // Географический вестник. - 2007. - № 1-2. - С. 193-197.

.   История города Набережные Челны: Т.I / Городское краеведческое об-во. - Наб. Челны, 1988. - 83 с.

.   Нижнекамская ГЭС // Сайт ОАО «Татэнерго». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatgencom.ru/75/objects_gencom_nkges.html

.   Рыльский С.В. К проблеме обучения туристов пешеходников преодолению естественных и исскуственных препятствий / С.В. Рыльский // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3. - С. 53-55.

.   Поселок Тарловка // Сайт о Тарловке. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://tarlovka.ucoz.com

.   Соболев С.В., Шубин Д.А., Мезенцева Н.В., Коновалов А.С. Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности / С.В. Соболев, Д.А. Шубин, Н.В. Мезенцева, А.С. Коновалов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 173-178.

26. Соловьев С.М. Молодежный туризм / Соловьев С.М. - М.: Альфа-книга, 1988.

. Суханов А.П. Собираемся в путешествие / А.П. Суханов. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т., 2005.

28. Трегуб А.И., Перегоедов В.Е., Полуянова И.С. Поход выходного дня как способ рекреации / А.И. Трегуб, В.Е. Перегоедов, И.С. Полуянова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 6. - С. 57-58.

.   Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364 с.

.   Шамгуллин А.З., Шульгин П.С. Организация туристских физкультурно-спортивных мероприятий (на примере г. Набережные Челны) / А.З. Шамгуллин, П.С. Шульгин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 1. - № 6. - С. 130-139.

.   Юрченко А.А. Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов / А.А. Юрченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 24-31.

.   Яковлева Л.Ш. Облик Набережных Челнов вчера и сегодня: Пособие-путеводитель / Л.Ш. Яковлева; Школа искусств №6 «Да-Да». - Наб. Челны: Татарстан отдел союза российских писателей, 2002. - 44с.

.   Как на Шильне медь плавили // Вечерние Челны. - №18 (652). - 2009. - 6 мая.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Анкета (опросный лист)

 

. Укажите Ваше имя и контактные данные:

 

 

 

 

2. Каков Ваш пол:

а) мужской

б) женский

. Каков Ваш возраст (полных лет)?

_____________________________________________________________

. Кем Вы работаете и Ваша должность:

 

5. Хватает ли Вам физических нагрузок на работе?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Как Вы считаете, хватает ли Вам физических нагрузок для нормального состояния организма (в день человек должен проходить не менее 7 км)?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Занимаетесь ли вы спортом?

а) да (указать каким):

_____________________________________________________________

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Как часто Вы занимаетесь спортом?

а) часто

б) редко

в) очень редко

. Любите ли Вы путешествовать?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Знаете ли Вы родной край?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Как часто Вы бываете в лесу?

а) часто

б) редко

в) очень редко

. Как Вы относитесь к прогулкам по лесу?

а) положительно

б) отрицательно

в) затрудняюсь ответить

. С какой целью Вы посетили бы лес?

а) активный отдых

б) ознакомление с лесом

в) сбор грибов, ягод

. Хотите ли Вы посмотреть достопримечательности в окрестностях Набережных Челнов путем пешеходной прогулки выходного дня?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Что Вы хотели бы посмотреть?

а) Национальный парк «Нижняя Кама»

б) Шильнинский лес

в) парк «Прибрежный»

 


Приложение 2

 

Ответы на вопросы анкеты (распределение по возрасту и полу респондентов)

Номера и варианты вопросов

20 и младше (7)

21-30 (37)

31-40 (2)

41-50 (2)

51 и старше (2)

 

м (5)

ж (2)

м (22)

ж (15)

м (1)

ж (1)

м (1)

ж (1)

м (1)

ж (1)

6 а)

3

-

14

4

1

-

-

-

1

-
  б)

1

1

4

6

-

1

1

-

-

1
  в)

1

1

4

5

-

-

-

1

-

-
7 а)

4

1

12

9

-

-

-

-

1

-
  б)

1

1

10

4

1

1

1

1

-

1
  в)

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-
8 а)

2

1

8

5

-

-

-

-

-

-
  б)

2

-

4

4

-

-

-

-

1

-
  в)

1

1

10

6

1

1

1

1

-

1
9 а)

4

2

20

14

1

1

-

1

1

1
  б)

-

-

2

-

-

-

1

-

-

-
  в)

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-
10 а)

3

-

10

5

-

-

-

-

1

1
  б)

1

1

7

4

1

-

1

-

-

-
  в)

1

1

5

6

-

1

-

1

-

-
11 а)

1

-

15

3

-

-

-

-

1

-
  б)

2

-

5

7

-

-

1

-

-

-
  в)

2

2

2

5

1

1

-

1

-

1
12 а)

4

2

20

7

1

-

1

1

1

1
  б)

-

-

2

3

-

-

-

-

-

-
  в)

1

-

-

5

-

1

-

-

-

-
13 а)

1

1

12

7

1

-

-

-

-

-
  б)

2

2

6

6

-

1

1

1

-

1
  в)

2

-

4

2

-

-

-

-

1

-
14 а)

4

2

18

10

-

1

1

-

1

-
  б)

-

-

2

2

-

-

-

-

-

-
  в)

1

-

2

3

1

-

-

1

-

1
15 а)

5

2

18

11

1

1

1

1

1

-
  б)

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-
  в)

-

-

3

3

-

-

-

-

-

1
                                 

 

ВВЕДЕНИЕ

туристский рекреационный пешеходный маршрут

Актуальность. Задачами индустрии туризма являются повышение физического и культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Значительную роль среди основных видов туризма занимает пешеходный туризм. Его современное интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в стремлении к здоровому образу жизни, единению с природой и т.п.

Ресурсы пешеходного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика - впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия пешеходного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной стороны, такой турист узнает окружающий мир, часто редкие и неповторимые памятники природы и культуры родного края, скрытые от глаз горожанина. С другой стороны, в походе он не только составляет объективное представление о районе, городе, крае, стране, но и получает заряд здоровья и оптимизма, находит новых друзей.

Основными формами организации пешеходного туризма как вида деятельности являются маршруты выходного дня, направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено учебными, оздоровительными и культурными мероприятиями, то оно становится просто выходной прогулкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям пешеходный туризм через маршруты выходного дня может оказывать формирующие влияние на личность, обогащать ее новыми знаниями и впечатлениями.

Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день разработанных пешеходных маршрутов выходного дня.

Объект исследования - процесс развития рекреационно-туристской сферы в окрестностях городов Республики Татарстан.

Предмет исследования - рекреационно-туристский потенциал окрестностей г. Набережные Челны.

Гипотеза исследования - предполагается, что окрестности г. Набережные Челны обладают рекреационно-туристским потенциалом, способствующим развитию пешеходного туризма, удовлетворению потребностей жителей города в активном отдыхе и популяризации Национального парка «Нижняя Кама».

Цель исследования - изучение потребностей жителей г. Набережные Челны в активном отдыхе (на примере: пешеходных маршрутов выходного дня).

Задачи исследования:

) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня;

2) выявить направления развития туристско-рекреационного потенциала окрестностей Набережных Челнов для пешеходного туризма;

) выявить потребность работников СОШ № 22 г. Набережные Челны в активном отдыхе посредством пешеходных прогулок (туризма).

В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, исторический и аналитический, а также изучение картографических материалов. Кроме того, был применен метод опроса (анкетирования), позволивший выявить мнение потенциальных участников о параметрах пешеходного маршрута.

Структура работы. Данная работа состоит из трех глав и восьми параграфов, содержит список литературных источников. В приложении помещены форма анкеты.


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОКРЕСТНОСТЕЙ НАБЕРЕЖНХ ЧЕЛНОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.321 с.)