Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования



Задачи исследования

 

Основной задачей исследования служит изучение потребностей жителей города Набережные Челны в активном отдыхе (на примере пешеходного маршрута выходного дня между Набережными Челнами и поселком Тарловка, расположенным на правобережье Камы).

Задачи исследования:

) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных маршрутов выходного дня;

2) выявить направления развития туристско-рекреационного потенциала окрестностей Набережных Челнов для пешеходного туризма;

) выявить потребность работников СОШ № 22 г. Набережные Челны в активном отдыхе по средствам пешеходных прогулок (туризма).

Методы исследования

 

Среди используемых для разработки и организации маршрута методов можно назвать: исторический, аналитический, изучение картографических материалов, а также метод анкетирования.

 

Исторический метод

Исторический метод - это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов.

В основе метода лежит историзм - принцип научного познания, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности, который включает в себя:

) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования;

) реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценке настоящего; б) архаизации или модернизации прошлого; в) смешению предыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

 

Аналитический метод

Аналитический метод исследования - научный метод решения поставленных задач, заключающийся в подборе и анализе литературы по теме.

Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части, и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае, сужения анализируемых проблем изучаемого явления как целого, при одновременном повышении точности результатов исследования.

Рассмотрение пешеходного туризма как вида туризма осуществлено именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае туризм) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а, следовательно, полнее и точнее изучены.


2.2.3 Картографический метод

Картографический метод научного познания основан на использовании карт как моделей изучаемого объекта и промежуточного звена между объектом и исследователем.

Картографический метод располагает большим числом приемов анализа карт, включая описания по картам, графические построения по ним, картометрические определения, математическое моделирование.

С помощью картографического метода изучают структуру и морфологию явлений, их динамику и взаимосвязи, функционирование, дают прогнозы развития и размещения во времени и пространстве.

Для исследования были привлечены отдельные карты, атласы, серии карт, а также спутниковые снимки и электронные и картографические системы.

 

Метод анкетирования

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета.

Анкетирование - это метод опроса, используемый для составления статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения о туристской деятельности и предполагаемом туристском маршруте с целью прогнозирования действий или событий, проектирования параметров маршрута, организации его прохождения.

Организация исследования

 

Проектирование маршрута - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед организатором любого маршрута. Плохо задуманный или плохо проработанный маршрут труднее пройти, поэтому чрезвычайно важно избежать даже элементарных ошибок при его составлении, потому что каждая может привести к неприятным последствиям, вплоть до аварийного выхода с маршрута.

Прежде чем составлять маршрут любой сложности и продолжительности, необходимо четко определиться с целями и задачами самого маршрута [6, с. 31]. Как правило, реализуется одна из двух стратегий: 1. Первоначально определяются цели и задачи маршрута, а затем набираются участники, согласные с ним; 2. Комплектуется группа, а затем путем обсуждения участники все вместе определяют цели и задачи маршрута.

В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего похода. В рамках пешеходного маршрута наряду с выполнением обязательных требований это могут быть более спортивные либо более развлекательно-познавательные цели. К спортивным относится, например, получение хорошей физической нагрузки, а к развлекательно-познавательным: стремление отдохнуть на природе, пообщаться с друзьями.

Таким образом, маршрут организуется исходя из основных целей, но с учетом мнения участников. Например, возможно обустройство бивака для ночевки с проведением спортивных игр, либо игр, поощряющих общение.

В связи с этим, было проведено анкетирование потенциальных участников пешеходного похода выходного дня для выявления оптимальных и приемлемых параметров пешеходного маршрута.

В ходе анкетирования было опрошено 50 человек различного возраста: 30 мужчин и 20 женщин. Образец анкеты и выбранные ответы приведены в прил. 1 и 2.

Ряд опрошенных ответил, что им хватает физических нагрузок для нормального состояния организма, однако многие ответили на этот вопрос отрицательно, либо затруднились с ответом.

Значительное число опрошенных ответило, что редко занимаются спортом. Из тех, кто занимается спортом, многие ответили, что увлекаются футболом или плаванием.

Подавляющее большинство опрошенных ответили, что любят путешествовать.

На вопрос об отношении к прогулкам по лесу большинство опрошенных ответило, что относится к этому положительно. На вопрос о том, как часто опрошенные бывали в лесу, большая их часть ответила, что часто, либо редко, но не очень редко.

Большинство принявших участие в анкетировании изъявили желание посмотреть достопримечательности Набережных Челнов путем пешеходной прогулки выходного дня. Большая часть ответивших считает основной целью пешеходного маршрута по окрестностям Набережных Челнов ознакомление с лесом. Подавляющее большинство выбрало Национальный парк «Нижняя Кама».

После определения с учетом анкетирования предпочтительных параметров (целей и задач) следует разработка пешеходного маршрута.

Подготовка маршрута включает:

) выбор маршрута путешествия;

) выбор степени сложности маршрута;

) разработка запасных вариантов и аварийных выходов;

) составление перечня снаряжения.

Маршрут выходного дня, как правило, предполагает ознакомление с каким-либо одним объектом, например, архитектурным памятником, ручьем и т.п. Поэтому нитка маршрута, от остановки общественного или заказного транспорта до объекта и обратно, обычно вполне очевидна. Могут возникнуть только транспортные варианты, например, идти к объекту одной дорогой, а возвращаться по другой, чтобы было не скучно [6, с. 50].

Такая подготовка сводится к распределению сил на переходе, планированию времени и набора мероприятий, которые предполагается провести (осмотр объекта, перевал и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.59 (0.011 с.)