Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты корреляции направленности личности на задачу, на себя и на взаимодействие с акцентуациями характера старшеклассников.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При анализе взаимосвязи направленности личности на задачу, на себя, на взаимодействие и акцентуации характера старшеклассников были выявлены следующие особенности: 1. Направленность на задачу имеет положительную взаимосвязь с педантичным (r=0230, при p>0,05) и дистимным (r=0,322, при p>0,05) типами акцентуации характера. Можно сказать, что это самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные личности. Такие личности характеризуются стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне. Отличаются серьезностью, даже подавленность настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему. Подросткам свойственна чувствительность, болтливость, тревожность. Наиболее выраженная черта - сопереживание другим людям, отзывчивость, сорадование чужим успехам. Свойственны частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий. 2. Направленность на задачу имеет отрицательную корреляционную связь с возбудимым типом акцентуации характера (r=-0,417, при p>0,01). Можно сказать, что это самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные личности. Подростки характеризуются умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучению, неразговорчивостью. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся и проявляют большое упорство в достижении своих целей. Для них характерны повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, склонность к хамству и брани. Они равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых. 3. Направленность на взаимодействие имеет положительную корреляционную связь с дистимным (r=0,446, при p>0,01) и эмотивным (r=0,240, при p>0,05) типами акцентуации характера. Согласно этому, подростки характеризуются как личности желающие симпатии и дружбы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, тепла, любви и ласки. Таким личностям характерно пессимистическое отношение будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Наиболее выраженная черта - сопереживание другим людям, отзывчивость и мягкосердечность.
Общие выводы: 1. В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности выделяют ее направленность. Направленность является интегральным и генерализованным свойством личности. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. 2. Не всякое проявление направленности личности, не всякая установка и не всякое побуждение относится к характеру. К нему относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности, и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Характер выражается в направленности личности, в тех основных действиях ее установках и тенденциях, которые контролируют и регулируют все направления человека, через которые преломляется и фильтруется то, что он делает. Характерологические свойства личности обуславливает ее направленность, накладывает определенный отпечаток на ее поведение и проявляется в отношении человека к другим людям, к миру и самому себе. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т.д., а направленность на общественно значимую деятельность. 3. В процессе эмпирического анализа было выявлено, что у подростков с выраженными типами направленности личности являются гуманистический и эгоцентрический типы, которые характеризуются положительным принятием себя и окружающих людей. Эти типы представлены следующими акцентуациями направленности личности: гуманистический тип с индивидуалистической и альтруистической акцентуацией; эгоцентрический тип с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией. . При изучении видов направленности в нашем исследовании было выявлено, что наиболее представленным видом у старшеклассников является направленность на задачу, личностная направленность имеет среднюю степень выраженности и менее всего выражена направленность на взаимодействие.
5. При анализе акцентуации характера было обнаружено, что наиболее выраженными типами акцентуаций являются аффективно-экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы акцентуации характера. Наименьшую выраженность имеют такие акцентуации как педантичный тип и дистимический типы акцентуации характера. . В процессе корреляционного анализа были выявлены корреляционные связи между видами и типам направленности и типами акцентуации характера. Альтруистическая акцентуация гуманистической направленности имеет положительную взаимосвязь с демонстративным (r=0,270, при p>0,05) типом акцентуациями характера, что выражается в эмоциональной лабильности и высокой приспосабливаемости к окружающим условиям и людям. Индивидуалистическая акцентуация эгоцентрического типа направленности личности имеет отрицательную корреляционную связь с застревающим (r=-0,244, при p>0,05) и дистимическим (r=-0,276, при p>0,05) типами акцентуации характера. Такие юноши в меньшей степени ориентированы на бескорыстную помощь и поддержку другим людям, стремятся прежде всего удовлетворить свои потребности и желания. 7. При анализе взаимосвязи видов направленности личности на задачу и акцентуации характера была обнаружена положительная взаимосвязь с дистимическим (r=0,322, при p>0,05) и педантичным (r=0,230, при p>0,05) типами акцентуации характера. Такие личности характеризуются как спокойные и уравновешенные. Ответственны, аккуратны и добросовестно относящиеся к делу, за которое берутся. Направленность на задачу имеет отрицательную корреляционную связь с возбудимым типом акцентуации характера (r=-0,417, при p>0,01). Такие личности характеризуются повышенной импульсивностью и раздражительностью. Таким образом, гипотеза нашего исследования статистически подтвердилась. Заключение
Проблема направленности личности продолжает оставаться одной из главных в общей психологии, психологии личности. Существенно, что поведение личности определяется не каким-либо одним мотивом, а их сложной иерархической системой, обобщенной психологической характеристикой, которой и является направленность личности. В дипломной работе рассмотрены особенности типов и видов направленности личности, особенности акцентуации характера старшеклассников. Был проведен корреляционный анализ типов и видов направленности личности с акцентуациями характера. В ходе исследования подтверждена гипотеза, установлено множество корреляционных связей между акцентуацией характера и направленностью личности старшеклассников. На первом этапе исследования проводился теоретико-методологический анализ литературы, описаны состояние проблемы направленности личности, ее особенностей и компонентов, а также особенности акцентуации характера в юношеском возрасте, которые при определенном наборе условий проявляются в качестве сугубо субъективного поведения. Так как в каждом возрастном периоде отношение к себе и к окружающей действительности различное, то и проблемы, возникающие на возрастных этапах онтогенеза в направленности личности, отличаются.
Таким образом, в процессе эмпирического исследования было проведено психодиагностическое тестирование учащихся старших классов школы № 24 и лицея №2 города Пензы. На основании данных эмпирического исследования были проведены качественный и количественный анализ доминирующих типов и видов направленности личности, особенностей акцентуаций характера старшеклассников. Помимо этого проведен корреляционный анализ типов и видов направленности личности с акцентуациями характера, установлено и описано множество статистически значимых взаимосвязей. В перспективе дальнейшего исследования хотелось бы по глубже исследовать данную проблему, проанализировать гендерные различия в особенностях направленности личности и акцентуации характера, применить более строгие процедуры математической обработки данных. Проанализировать выявленные тенденции к взаимосвязи, которые возможно перейдут в значимые значения корреляции при увеличении количества респондентов. Библиографический список
1. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев - М., 2003. 2. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог №1, 2005, С.7-9. . Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна М., 2001. . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. . Волков, Б.С. Психология юности и молодости /Б.С. Волков - М., 2006. . Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал № 2, 2004, С.17-26 . Выготский, Л.С. // Собрание сочинений: В 6 т. - Т.4. - М., 1984 . Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш, под ред. В.Е. Клочко - М., 2004. . Егорычева, И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999 №1, С.264-277. . Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. . Ковалев, А.Г. Психология личности /А.Г. Ковалев - М., 1970. . Кулагина И.Ю., Колюцкий В.М. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗа. - М., 2001. . Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981. . Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков, Л., 1983. . Мерлин, B. C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин - Пермь: ПГПИ, 1990. . Мухина, В.С. Возрастная психология: Феменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М., 2000.
. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В.Н. Мясищев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956. . Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков и изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. . Общая психология / А. Маклаков. - Спб.: Питер; 2003. С.579-581. . Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос 1995 - 448 с. . Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. . Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. - М., 2000. - № 5. - С.3 - 17. . Практическая психодиагностика / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ - М, 2000. . Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппентрейтер и В.Я. Романовой - М., 1999. . Психология подростка Учебник / под ред. А.А. Реана. - СПб, 2003. . "Психология юношеского возраста" И.С. Кон, Москва, 1975. . Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. . Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000. - 621-623с. . Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1991. . Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Спб.: Питер, 2001. - 242 с. . Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко - СПб.: 1996. . Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995. . Социальная психология личности. - М., 1979. . Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Доктор и душа. Спб., 1997. С.13-152. . Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский - М., 1997. . Чудновский, В.Э. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика. - 1968. - № 9. - С.59 - 72. . Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.М. Практическая психология. Инструментарий - Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2002. - 668 с. . Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Чудновский - М., 2004. . Шахова, И.П. Становление направленности личности в разных возрастных периодах: Монография /И.П. Шахова - Пенза, 2006. . Щербакова, Е.Е. Направленность как показатель целостности природы человека // Мир психологии №4 (40). - С.224-233 . Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис /Э. Эриксон - М: Прогресс, 1996. . Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /В.А. Ядов - Л.: Наука, 1979. Приложения Приложение 1 Результаты корреляционного анализа
Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.211.49 (0.013 с.) |