Результаты корреляции направленности личности на задачу, на себя и на взаимодействие с акцентуациями характера старшеклассников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты корреляции направленности личности на задачу, на себя и на взаимодействие с акцентуациями характера старшеклассников.



Виды направленности

Акцентуация характера

  Дистимный тип

Эмотивный тип

Педантичный тип

Возбудимый тип
НЗ

0,322+

 

0,230+ -0,417++
ВД

0,446++

0,240+

   

Примечание: Наличие + указывает на значение r, при уровне значимости p>0,05 Наличие ++ указывает на значение r, при уровне значимости p>0,01

             

 

При анализе взаимосвязи направленности личности на задачу, на себя, на взаимодействие и акцентуации характера старшеклассников были выявлены следующие особенности:

1. Направленность на задачу имеет положительную взаимосвязь с педантичным (r=0230, при p>0,05) и дистимным (r=0,322, при p>0,05) типами акцентуации характера. Можно сказать, что это самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные личности. Такие личности характеризуются стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне. Отличаются серьезностью, даже подавленность настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему. Подросткам свойственна чувствительность, болтливость, тревожность. Наиболее выраженная черта - сопереживание другим людям, отзывчивость, сорадование чужим успехам. Свойственны частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий.

2. Направленность на задачу имеет отрицательную корреляционную связь с возбудимым типом акцентуации характера (r=-0,417, при p>0,01). Можно сказать, что это самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные личности. Подростки характеризуются умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучению, неразговорчивостью. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся и проявляют большое упорство в достижении своих целей. Для них характерны повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, склонность к хамству и брани. Они равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых.

3. Направленность на взаимодействие имеет положительную корреляционную связь с дистимным (r=0,446, при p>0,01) и эмотивным (r=0,240, при p>0,05) типами акцентуации характера. Согласно этому, подростки характеризуются как личности желающие симпатии и дружбы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, тепла, любви и ласки. Таким личностям характерно пессимистическое отношение будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Наиболее выраженная черта - сопереживание другим людям, отзывчивость и мягкосердечность.

Общие выводы:

1. В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности выделяют ее направленность. Направленность является интегральным и генерализованным свойством личности. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций.

2. Не всякое проявление направленности личности, не всякая установка и не всякое побуждение относится к характеру. К нему относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности, и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Характер выражается в направленности личности, в тех основных действиях ее установках и тенденциях, которые контролируют и регулируют все направления человека, через которые преломляется и фильтруется то, что он делает. Характерологические свойства личности обуславливает ее направленность, накладывает определенный отпечаток на ее поведение и проявляется в отношении человека к другим людям, к миру и самому себе. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т.д., а направленность на общественно значимую деятельность.

3. В процессе эмпирического анализа было выявлено, что у подростков с выраженными типами направленности личности являются гуманистический и эгоцентрический типы, которые характеризуются положительным принятием себя и окружающих людей. Эти типы представлены следующими акцентуациями направленности личности: гуманистический тип с индивидуалистической и альтруистической акцентуацией; эгоцентрический тип с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией.

.   При изучении видов направленности в нашем исследовании было выявлено, что наиболее представленным видом у старшеклассников является направленность на задачу, личностная направленность имеет среднюю степень выраженности и менее всего выражена направленность на взаимодействие.

5. При анализе акцентуации характера было обнаружено, что наиболее выраженными типами акцентуаций являются аффективно-экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы акцентуации характера. Наименьшую выраженность имеют такие акцентуации как педантичный тип и дистимический типы акцентуации характера.

.   В процессе корреляционного анализа были выявлены корреляционные связи между видами и типам направленности и типами акцентуации характера.

Альтруистическая акцентуация гуманистической направленности имеет положительную взаимосвязь с демонстративным (r=0,270, при p>0,05) типом акцентуациями характера, что выражается в эмоциональной лабильности и высокой приспосабливаемости к окружающим условиям и людям.

Индивидуалистическая акцентуация эгоцентрического типа направленности личности имеет отрицательную корреляционную связь с застревающим (r=-0,244, при p>0,05) и дистимическим (r=-0,276, при p>0,05) типами акцентуации характера. Такие юноши в меньшей степени ориентированы на бескорыстную помощь и поддержку другим людям, стремятся прежде всего удовлетворить свои потребности и желания.

7. При анализе взаимосвязи видов направленности личности на задачу и акцентуации характера была обнаружена положительная взаимосвязь с дистимическим (r=0,322, при p>0,05) и педантичным (r=0,230, при p>0,05) типами акцентуации характера. Такие личности характеризуются как спокойные и уравновешенные. Ответственны, аккуратны и добросовестно относящиеся к делу, за которое берутся.

Направленность на задачу имеет отрицательную корреляционную связь с возбудимым типом акцентуации характера (r=-0,417, при p>0,01). Такие личности характеризуются повышенной импульсивностью и раздражительностью.

Таким образом, гипотеза нашего исследования статистически подтвердилась.


Заключение

 

Проблема направленности личности продолжает оставаться одной из главных в общей психологии, психологии личности. Существенно, что поведение личности определяется не каким-либо одним мотивом, а их сложной иерархической системой, обобщенной психологической характеристикой, которой и является направленность личности.

В дипломной работе рассмотрены особенности типов и видов направленности личности, особенности акцентуации характера старшеклассников. Был проведен корреляционный анализ типов и видов направленности личности с акцентуациями характера.

В ходе исследования подтверждена гипотеза, установлено множество корреляционных связей между акцентуацией характера и направленностью личности старшеклассников.

На первом этапе исследования проводился теоретико-методологический анализ литературы, описаны состояние проблемы направленности личности, ее особенностей и компонентов, а также особенности акцентуации характера в юношеском возрасте, которые при определенном наборе условий проявляются в качестве сугубо субъективного поведения.

Так как в каждом возрастном периоде отношение к себе и к окружающей действительности различное, то и проблемы, возникающие на возрастных этапах онтогенеза в направленности личности, отличаются.

Таким образом, в процессе эмпирического исследования было проведено психодиагностическое тестирование учащихся старших классов школы № 24 и лицея №2 города Пензы.

На основании данных эмпирического исследования были проведены качественный и количественный анализ доминирующих типов и видов направленности личности, особенностей акцентуаций характера старшеклассников.

Помимо этого проведен корреляционный анализ типов и видов направленности личности с акцентуациями характера, установлено и описано множество статистически значимых взаимосвязей.

В перспективе дальнейшего исследования хотелось бы по глубже исследовать данную проблему, проанализировать гендерные различия в особенностях направленности личности и акцентуации характера, применить более строгие процедуры математической обработки данных. Проанализировать выявленные тенденции к взаимосвязи, которые возможно перейдут в значимые значения корреляции при увеличении количества респондентов.


Библиографический список

 

1. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев - М., 2003.

2. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог №1, 2005, С.7-9.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна М., 2001.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968.

.   Волков, Б.С. Психология юности и молодости /Б.С. Волков - М., 2006.

.   Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал № 2, 2004, С.17-26

.   Выготский, Л.С. // Собрание сочинений: В 6 т. - Т.4. - М., 1984

.   Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш, под ред. В.Е. Клочко - М., 2004.

.   Егорычева, И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999 №1, С.264-277.

.   Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

.   Ковалев, А.Г. Психология личности /А.Г. Ковалев - М., 1970.

.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.М. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗа. - М., 2001.

.   Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981.

.   Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков, Л., 1983.

.   Мерлин, B. C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин - Пермь: ПГПИ, 1990.

.   Мухина, В.С. Возрастная психология: Феменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М., 2000.

.   Мясищев, В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В.Н. Мясищев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956.

.   Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков и изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

.   Общая психология / А. Маклаков. - Спб.: Питер; 2003. С.579-581.

.   Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос 1995 - 448 с.

.   Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

.   Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. - М., 2000. - № 5. - С.3 - 17.

.   Практическая психодиагностика / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ - М, 2000.

.   Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппентрейтер и В.Я. Романовой - М., 1999.

.   Психология подростка Учебник / под ред. А.А. Реана. - СПб, 2003.

.   "Психология юношеского возраста" И.С. Кон, Москва, 1975.

.   Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000.

.   Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000. - 621-623с.

.   Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1991.

.   Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Спб.: Питер, 2001. - 242 с.

.   Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко - СПб.: 1996.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

.   Социальная психология личности. - М., 1979.

.   Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Доктор и душа. Спб., 1997. С.13-152.

.   Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский - М., 1997.

.   Чудновский, В.Э. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика. - 1968. - № 9. - С.59 - 72.

.   Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.М. Практическая психология. Инструментарий - Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2002. - 668 с.

.   Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Чудновский - М., 2004.

.   Шахова, И.П. Становление направленности личности в разных возрастных периодах: Монография /И.П. Шахова - Пенза, 2006.

.   Щербакова, Е.Е. Направленность как показатель целостности природы человека // Мир психологии №4 (40). - С.224-233

.   Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис /Э. Эриксон - М: Прогресс, 1996.

.   Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /В.А. Ядов - Л.: Наука, 1979.

Приложения

Приложение 1

Результаты корреляционного анализа

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.023 с.)