Глава 1. Изучение теоретических подходов к проблеме направленности личности старшеклассников и ее характерологических проявлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Изучение теоретических подходов к проблеме направленности личности старшеклассников и ее характерологических проявлений



Содержание

Введение

Глава 1. Изучение теоретических подходов к проблеме направленности личности старшеклассников и ее характерологических проявлений

1.1 Проблема направленности личности в психологии

1.2 Характер как индивидуальная характеристика личности

1.3 Направленность личности и акцентуация характера в старшем школьном возрасте

Общие выводы по главе

Глава 2. Эмпирическое исследование направленности личности и акцентуации характера старшеклассников

2.1 Процедура и методы исследования типов направленности личности и акцентуации характера старшеклассников

2.2 Анализ и интерпретация видов и типов направленности личности старшеклассников

2.3 Анализ и интерпретация типов акцентуации характера старшеклассников

2.4 Анализ взаимосвязи акцентуации характера и направленности личности старшеклассников

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Актуальность темы

Насовременном этапе развития общества особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими и определяющими формирование личности в целом.

В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности выделяют ее направленность. Такой взгляд на направленность как важнейшую характеристику личности, главный компонент в ее структуре и как универсальную основу для любых ее проявлений просматривается в различных подходах изучения психики: "деятельностного", "личностного", психологии отношений, психологии установки.

В изучении направленности личности в отечественной и зарубежной психологии сложились различные научные школы и направления. Начиная с С.Л. Рубинштейна, этой проблемой занимались Н.Ф. Добрынина, Б.Д. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельтдштейн.

Изучением направленности в онтогенезе занимались такие ученные как Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.Э. Чудновский, Т.Е. Конникова, К. Рошак и другие.

Исследования показывают, что направленность личности в разном возрасте имеет различное содержание. Наиболее изученной направленность является в периоды детского и подросткового возраста.

Немаловажную роль играет, и диагностика факторов способных переходить в патологическое состояние.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью.

У большинства старшеклассников появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

Целью исследования является изучение направленности личности старшеклассников с разными акцентуациями характера

Объектом исследования является направленность личности и акцентуация характера старшеклассников.

направленность личность акцентуация старшеклассник

Предмет исследования: направленность личности старшеклассников с разными акцентуациями характера

Гипотеза исследования: виды и типы направленности личности характеризуются определенными особенностями и имеют взаимосвязь с акцентуациями характера в старшем школьном возрасте

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ, выявить состояние проблемы направленности личности, ее особенностей и акцентуации характера старшеклассников в современной психологической науке.

2. Изучить направленность личности старшеклассников.

.   Изучить акцентуации характера старшеклассников.

4. Изучить взаимосвязь направленности личности и акцентуации характера старшеклассников.

.   Провести анализ полученных результатов исследования и дать рекомендации.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: наблюдение, психодиагностические методы: тестирование, опрос, беседа. Методы исследования представлены методиками:

1. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

2. Методика диагностики направленности личности Смекала - Кучера.

.   Характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Пензе с октябрь 2007 по март 2008 года, участие принимали учащиеся 10-х классов школы № 24, лицей № 2 г. Пенза. Выборка состояла из 47 человек, средний возраст которых составил 16,5 лет.

Новизна исследования заключается в том, что в работе изучается взаимосвязь видов и типов направленности личности с акцентуациями характера старшеклассников.

Апробация работы проходила на IV-ой межвузовской конференции "Человек. Природа. Общество".

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных программах, для профессиональной ориентации школьников, для проведения мероприятий психологической помощи, для составления тренинговых программ.

Достоверность полученных в исследовании данных обеспечивалась достаточным объемом выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики.

Структура дипломной работы состоит из следующих разделов: Введение, где описаны цели, объект, предмет, гипотеза, задачи, практическая значимость исследования. Глава 1 содержит обзор литературы по проблеме направленности личности и акцентуации характера юношеского возраста. Глава 2 содержит описание используемых методик, результатов эмпирического исследования, анализ полученных результатов. В конце работы подводятся общие итоги и формулируются общие выводы о проделанном исследовании. Библиографический список включает в себя 44 использованных литературных источника.


Таблица 1

Общие выводы по главе

 

В юношеские школьные годы складываются основные компоненты личности - характер, направленность, мировоззрение, самосознание - как целостные системы образования. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь.

Направленность - сложное личностное образование, определяющее все поведение человека, его отношение к себе и окружающим людям.

Направленность личности изменяется, формируется на протяжении всей жизни. Большинство старшеклассников интересуются наукой, спортом, политической жизнью, международными отношениями и т.д., что имеет большое значение для выработки их мировоззренческой позиции.

Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентации. В психологии развития именно юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации (28).

Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит (20).

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т.д., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности, силы характера. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит (28).

Таким образом, своеобразие юношеского возраста заключается в том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий уровень воспитания человека как личности и субъекта учебно-познавательной деятельности, формирование их основных компонентов - характера, способностей, социальной и профессиональной направленности, ценностных ориентаций и самосознания. Их тесная взаимосвязь необходима, поскольку определение жизненной позиции, выбор специальности и реализации способностей требуют направленных усилий личности, достаточно развитых волевых черт характера, социальной зрелости (30).


Рис.1. Распределение типов направленности личности

1. Гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, является доминирующим типом направленности у 60% испытуемых. Это такая направленность, при которой личность стремится занять позицию относительной автономии, стремится к признанию обществом ее значимых прав в нем, ее личной ценности. Большей ценностью для личности с такой направленностью является она сама, ее потребности, интересы. Ее поведение определяет стремление с самореализации и самоутверждению в самых различных социальных ролях и социальных ситуациях. Личность не игнорирует общество, напротив, общество для нее является очень значимым, т.к. именно в нем она стремится занять позицию, соответствующую ее уровню притязаний. Для личности с таким типом направленности очень важно признание обществом ее личной значимости, ценности, неповторимости. Самоутвердиться она стремится через деятельность, через ее результаты, ценные для нее самой и для других людей.

2. Гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией представлена у 26% испытуемых. Это такой подтип гуманистической направленности, при котором центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки является, положительное отношение подростка к другим людям. Учащиеся с такой направленностью готовы бескорыстно жертвовать для блага своих приятелей, взрослых, класса, группы, собственными интересами. Личности с данной направленностью несколько обесценивают себя, что при определенных условиях может привести к изменению отношения личности к самой себе, к проявлению конформизма как качества личности и, в итоге, - к формированию социоцентрической направленности.

.   Эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией является доминирующей у 15% испытуемых. Эгоцентрическая направленность - это такой тип направленности, при котором личность находится в центре внимания самой себя, вся ее активность сосредоточена на самом себе, собственных интересах, проблемах, личность стремится к признанию обществом ее абсолютных прав, ее особой ценности для нее. Люди с данным типом направленности очень требовательно подходят к оценке другого, принимая в целом его настолько, насколько похож на него самого, насколько другой согласен с его мнениями, насколько разделяет его симпатии и антипатии, насколько близки другому его убеждения. Учащиеся зачастую не понимают, что возможно существование иных точек зрения, отличных от его собственных. "Непохожесть" человека вызывает отрицательное к нему отношение: раздражение, неприязнь, отвержение. Взаимоотношения с одноклассниками в основном на авторитарном уровне. От друзей, приятелей такие подростки требуют подчинения, выполнения его решений, требований; считают, что друг, если он настоящий, должен пожертвовать ради него и своими взглядами, и своими интересами, сам же он на такие жертвы способен редко.

Нельзя сказать, что личности безинтересно общество, что она абсолютно отвергает его ценность, пренебрегает им, но для нее важнее она сама, возможность проявлять, выделить себя, при этом ценность общества определяется тем, насколько оно может дать возможность личности проявить свои способности, насколько оно способствует ее самоутверждению.

Таким образом, мы видим, что наиболее представленным типом является гуманистический тип направленности с индивидуалистической акцентуацией, т.к.60% всех респондентов имеют данный тип направленности. Это свидетельствует о том, что большинство старшеклассников удовлетворены тем местом, которое они занимают в обществе, т.е. со стороны окружающих их людей они получают уважение, внимание, симпатию столько, на сколько они рассчитывают, занимают позицию, соответствующую ее уровню притязаний.

Рассмотрим распределение видов направленности у старшеклассников (рис.2)

 

Рис.2 Распределение видов направленности личности старшеклассников.

 

При анализе видов направленности личности было выявлено, что 59% испытуемых направлены на задачу, что является доминирующим типом направленности личности. Данный тип характеризуется тем, что таких людей можно характеризовать как самостоятельных и решительных, волевых, упорных, холодных и необщительных, трезвых и интровертированных, радикальных, недогматичных, агрессивных и соперничающих, без потребности в чьей-то помощи и не озабоченных неуспехом, развитых и спокойных. По одним данным, этот фактор высоко коррелирует с интеллектом, по другим - тип особо высоким интеллектом не отличается, хотя его представители среди учащихся получают высокие оценки по успеваемости. При подборе лиц с одинаковой направленностью личности с направленностью на задачу наиболее продуктивны.

Лица, направленные на себя (25,5%) характеризуются как неприятные, агрессивные, соперничающие, догматичны, интровертированны, мнительны, ревнивы, постоянно напряжены, раздражительны, тревожны, часто с недостатком самоконтроля, с недостаточной потребностью в новизне и переменах, озабоченные своей неуверенностью, неудачами, с потребностью в агрессии.

Лица, направленные на взаимодействие (15,5%) характеризуются желанием к симпатии и дружбе с окружающими, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, ждут тепла, любви, ласки и не имеют агрессивных тенденций.

Таким образом, мы видим, что наиболее представленным видом направленности является направленность на задачу, т.к. более 59% всех респондентов имеют данную направленность.

Это свидетельствует о том, что большинство старшеклассников помогают отдельным членам своей группы выражать свои мысли; принимают активное участие, чтобы группа достигла поставленной перед ними цели; помогают своим одноклассникам дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжить работу; берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задач; не вызывают напряженности своим присутствием и не уклоняются от непосредственного решения проблем.

Рис.3. Степень выраженности типов акцентуации характера у старшеклассников

1. В наибольшей степени представлен аффективно - экзальтированный тип у 42% испытуемых. Экстравертированный человек больше обращен в сторону восприятий, чем представлений. Такой человек легко поддается влиянию окружения, стимулам извне, постоянно ищет новых переживаний, любит ходить в кино, смотреть телевизионные передачи. Он отлично чувствует себя в оживленном обществе, где получает сразу множество впечатлений и богатую информацию, и с удовольствием проводит время с приятелем, болтая о том, о сем. Среди любимых занятий таких людей следует отметить спорт, в котором они либо активно участвуют сами, либо с увлечением отдаются спортивному зрелищу. Попадаются и экстравертированные коллекционеры, однако в собирании ими тех или иных предметов не чувствуется внутренней заинтересованности. Коллекционирование не служит для них определенным интеллектуальным толчком. Во время путешествий экстравертированная личность нацелена прежде всего на занимательные переживания, а вовсе не на то, чтобы обогатить свои знания и свой внутренний мир впечатлениями нового.

При некоторой поверхности мышления все, поступающее извне, не подвергается особому анализу. Это обусловливает подверженность чужому влиянию и легковерие. Любое сообщение, последовавшее в категорическом тоне, для экстравертированного лица - бесспорный факт, даже в том случае, когда достаточно хотя бы немного задуматься и сопоставить факты, чтобы возникли сомнения в достоверности информации. Поэтому часто описываемый тип людей становится просто рупором своего окружения. Все, что они слышат от других, читают, слышат по радио (а для женщин - очень часто высказывания мужа), является неопровержимой истиной. Однако их мнения не отличаются стойкостью, поскольку внутренне не перерабатываются. Поэтому новое сообщение, заключающее иное освещение фактов, легко может все опрокинуть в их сознании.

Явной обращенностью к тому, что приходит извне, обусловлена непосредственность реакций на внешние раздражители. События, привлекающие внимание в данный момент, легко становятся для таких людей господствующими и приводят к поступкам, подсказываемым сугубо внешней ситуацией. Мысли, которые могли бы притормозить подобную необдуманность реакций, отсутствуют. Вот почему экстравертированная акцентуация влечет за собой импульсивность поступков.

.   Гипертимный тип представлен у 35% испытуемых. Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают. Они способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. Такие люди не могут наскучить, с ними интересно, они пересыпают свою речь прибаутками, остротами и никогда долго не задерживаются на одной теме.

Однако если данный темперамент выражен слишком ярко, положительный прогноз снимается. Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, либо такие люди, шутя, проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство.

Чрезмерная веселость может переходить в раздражительность. Если такие переходы резко выражены и наблюдаются часто, это наводит на мысль о паранойяльном компоненте, о чем речь будет ниже.

Доля психической вовлеченности гипертимического темперамента в область мыслей, чувств и волевых проявлений не всегда одинакова. Иногда в человеке, прежде всего, бросается в глаза беспечная веселость, иногда она отступает перед безудержной разговорчивостью, в некоторых случаях мышление, ни на чем, не задерживаясь, перескакивает с одной идеи на другую. Однако всегда в большей или меньшей степени наблюдаются все три признака одновременно, представляя единство, подобно тому как это бывает при мании. Иногда удается прямо доказать, что гипертимический темперамент представляет собой не что иное, как некое "разбавление" мании. Иногда выраженная мания может обнаружиться либо у самого обследуемого, либо у одного из его родственников. В целом гипертимический темперамент отнюдь не обязательно связан с манией. При сравнительно легких проявлениях он представляет собой нормальный вариант акцентуации человеческой личности.

.   Циклотимный тип представлен у 39% испытуемых. Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема.

Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в "плохие дни" гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.

.   Возбудимый тип представлен у 34% испытуемых. Весьма существенны черты характера, вырабатывающиеся в связи с недостаточностью управляемости. Они выражаются в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание.

Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссору с начальством и с сотрудниками, грубят, агрессивно швыряют прочь работу, подают заявления об увольнении, не отдавая себе отчета в возможных последствиях. Причины недовольства могут оказаться самыми разными: то им не нравится, как на данном предприятии с ними обращаются, то зарплата мала, то рабочий процесс их не устраивает. Лишь в редких случаях речь идет о тяжести самого труда, ибо возбудимые личности, как правило, имеют склонность к занятиям физическим трудом и могут похвастаться тут более высокими, чем у других людей, показателями. Раздражает их чаще не столько напряженность труда, сколько моменты организационные. В результате систематических трений наблюдается частая перемена места работы.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к "делам", т.е. к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями, если не считать отборных ругательств. Ведь обмен мнениями равнозначен обмену мыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок. Да они и не ощущают потребности в объяснении - ведь причина гнева и так ясна. И все же не скажешь, что поступки и действия этих импульсивных людей опрометчивы, скорее наоборот, их досада подспудно растет, постепенно усиливается и ищет выхода, разрядки. Возбудимые личности едят и пьют все подряд, без разбору, многие из них становятся хроническими алкоголиками. Когда хочется выпить, они не думают об опасности внезапного острого опьянения и о пагубных последствиях для служебного престижа, для семейной жизни, здоровья. Среди хронических алкоголиков можно найти немало возбудимых личностей.

Импульсивны их проявления и в сексуальной сфере, однако у мужчин это не очень бросается в глаза, так как они, будучи неумеренными в половых потребностях, часто длительное время не меняют партнершу, более того - довольно прочно к ней привязываются. Впрочем, это не имеет никакого отношения к верности, просто с данной женщиной инстинкт удовлетворяется наиболее полно. Если же таких людей охватывает влечение к другой женщине, то они без раздумья ему следуют. Они неразборчивы в половых связях, особенно в юные годы, и часто становятся отцами множества внебрачных детей. У женщин также часто наблюдается постоянство в отношении избранного партнера, у немолодых женщин подобным путем нередко устанавливаются длительные половые связи. Однако возбудимые личности - молоденькие девушки, а также эпилептоидные психопатки в юном возрасте нередко полностью лишены моральных устоев и легко отдаются многим мужчинам. Некоторые эпилептоидные психопатки вступают на путь проституции.

Вообще, моральные устои в жизни возбудимых личностей не играют сколько-нибудь заметной роли. При "благоприятных" обстоятельствах они нередко совершают нечестные поступки, например, берут то, что "плохо лежит". Уголовные преступления эпилептоидных психопатов-мужчин чаще всего связаны с грубыми актами насилия. У подростков наблюдаются случаи изнасилования девушек.

У возбудимых личностей обоих полов в юности нередки импульсивные побеги из дому. Нередко возбудимых подростков что-либо дома не устраивает, а простейшим выходом им кажется удрать, порвать всяческую связь с домом. Иногда это способ избежать на некоторое время посещения школы, а что будет дальше - для них не имеет значения. Девочки во время таких побегов, попадая в бедственное положение, часто завязывают сексуальные отношения с мужчинами. Мальчики совершают взломы либо для того, чтобы чем-нибудь поживиться, либо просто в поисках ночлега.

Наблюдаются также немотивированные побеги, чаще всего тоже у подростков с легковозбудимым, импульсивным характером.

.   Застревающий тип представлен у 36% испытуемых. Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.

Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям "дать волю": гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. В тех случаях, когда адекватная реакция почему-либо не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то в норме аффект через некоторое время проходит. Даже если разгневанный человек не смог отреагировать на неприятную ситуацию ни словом, ни делом, то тем не менее не исключено, что уже на следующий день он не ощутит сильного раздражения против обидчика; боязливый человек, которому не удалось уйти от внушающей страх ситуации, все же чувствует себя через некоторое время освобожденным от страха. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют.

Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми. Обиды в таких случаях в первую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.

Однако и ущерб, наносимый интересам другого плана, например жажде материальных благ, страсти к приобретательству, также болезненно воспринимается людьми, которые отличаются чрезмерной стойкостью аффекта. Чувство возмущения общественной несправедливостью у личности застревающего типа наблюдается в более слабой степени, чем аффекты на уровне эгоистических побуждений. И если среди представителей данного типа все же встречаются иногда борцы за гражданскую справедливость, то лишь в той мере, в какой эти люди отстаивают одновременно справедливость в отношении себя; обобщением они стараются придать больше веса своим личным претензиям.

Они безжалостно выматывают сутягу, который как бы раскачивается, то поднимаясь на вершину, то стремительно падая вниз. В конечном итоге аффект достигает наивысшей точки и настолько овладевает мыслями, что для благоразумия уже не остается места. Ведь "путь" тяжбы усеян сильными аффектами, а человек постоянно находится во власти противоречивых умозаключений: то он в отчаянии, что проиграет процесс, то полон надежды, что все же выиграет. Даже если дело не доходит до подобных крайностей, то параноически настроенный человек может просто упереться, считая себя правым, хотя факты свидетельствуют об обратном. В таких случаях мы имеем дело с индивидуумом несговорчивым, не терпящим ни в чем возражений, упрямо настаивающим на своем. Преобладающие черты несговорчивости часто проявляются у людей и в быту.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможность как положительного, так и отрицательного развития характера. Как известно, человек лишь в том случае может добиться уважения и авторитета, если он в чем-то достигает положительных результатов, выделяясь на фоне других. Поэтому всякий честолюбивей стремится достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Истерики, впрочем, могут обойтись и без этого, они часто бывают, довольны собой без видимой причины. Объяснение простое: путем вытеснений истерики могут субъективно продемонстрировать тот престиж, которым объективно вовсе не обладают.

Застревающие личности в юные годы отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов, но с возрастом превзойти других бывает нелегко, и застревающая личность, характеризующаяся чрезмерной стойкостью аффектов, с возрастом уже не чувствует былого удовлетворения своей деятельностью. Признание ее достижений становится теперь весьма умеренным, и возникает параноическая готовность взвалить вину за создавшееся положение на других, на тех, которые якобы враждебно к ней настроены. Со временем такая личность окончательно становится на отрицательный путь, вредный для общества.

.   Педантичный тип представлен у 23% испытуемых. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то ананкасты "тянут" с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует.

При развитии у лиц педантического типа невроза важность решения не снимается с повестки дня, но в этом случае предполагаемая угроза, тормозящая принятие решения, может оказаться ничтожной.

Педантическая скрупулезность, впрочем, выражается не только в высоких деловых качествах. Она чревата тем, что акцентуированная личность начинает усиленно печься о собственном здоровье. При умеренных проявлениях это положительное качество. Сверхаккуратный человек осторожен, не увлекается курением, не слишком много пьет. Однако при неблагоприятных обстоятельствах такая установка служит толчком к развитию ипохондрии.

Педантичность как черта характера может проявляться даже в детстве, хотя в этом возрасте она и не бывает резко выраженной. Ей препятствует естественное возрастное отсутствие собранности, откуда и часто встречающаяся у детей необдуманность поступков. Поэтому детей, принадлежащих к педантическому типу, сразу можно отличить от других: они выделяются своей добросовестностью, дисциплинированностью.

.   Демонстративный тип представлен у 31% испытуемых. Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Демонстративные личности в любое мгновение могут вытеснить из своей психики знания о каком-либо событии, а при необходимости "вспомнить" о нем. Не исключено, однако, что эти личности полностью могут забыть то, что они длительное время вытесняли из своей психики.

Особенность демонстративных реакций заключается в том, что их начало связано с осознанным или хотя бы частично осознанным стремлением к чему-либо. Ни одно желание не может возникнуть абсолютно неосознанно; не может появиться неосознанно и уверенность, что есть способ приблизиться к осуществлению этого желания. Лишь после того как цель проведена через сознание, дальнейшее может протекать уже неосознанно.

Конечно, намерения могут и не быть сформированы в виде четких положений, они нередко оказываются стертыми вытеснением.

Потребность в признании окружающих существует у множества людей, однако она подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Не чужды этого и представители демонстративного типа. Не все истерики жаждут признания в большей степени, чем неакцентуированные личности. Быть может, первые отличаются от вторых не столько наличием данной потребности, сколько упорством, с которым они добиваются своего. Они и здесь вытесняют, т.е. подавляют, тормоза, проявляющиеся обычно у человека, когда он впадает в соблазн выдвинуться, почувствовать себя на первом плане. Так, например, неакцентуированные личности, как правило, сами себя не расхваливают; многие из них, и даже часто, были бы не прочь это делать, однако они опасаются всеобщего неодобрения: ведь известно, что похвала ценна тогда, когда она объективна. Личность демонстративная может вытеснять такие нормальные тормоза и получать удовлетворение от собственного бахвальства. Таким образом, истерик обладает, в общем, не большей потребностью в признании, чем большинство людей, но, тем не менее, создается именно такое впечатление, поскольку он более других самонадеян и кичлив.

К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Проявляется это уже в детстве: ребенок в школе рассказывает различные истории, читает стихи и, обладая способностью всех истериков "вживаться" в роль, верно нащупывает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.067 с.)