Методики диагностического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики диагностического исследования



1. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой

Инструкция: Дорогой друг! Твоему вниманию предлагается ряд высказываний, выразив свое отношение к которым, ты сможешь увидеть особенности твоих взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и с самим собой, а если существуют сложности, то ты сможешь определить некоторые их причины. Это поможет тебе сделать первые шаги по пути улучшения отношений с окружающими:

Свое отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями:

1 Да, это так.

2 Пожалуй, так.

3 Затрудняюсь ответить.

4 Пожалуй, не так.

5 Нет, это не так.

Текст опросника

1. Я избегаю общения с взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с маленьким, а я взрослый и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами и с моими интересами.

2. Больше всего я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить какие-то свои дела, чтобы сделать что-то важное для коллектива, для класса.

3. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили и меня.

4. Я не нарушаю своих обещаний.

5. Мне кажется бессмысленным многое из того, чем занимается большинство людей, да и то, чем занимаюсь я, тоже имеет мало смысла.

6. Мне во многом не нравится наша компания, зато я чувствую себя там на равных со всеми, я чувствую себя взрослым человеком.

7. Если говорить об уважении, то уважительно относятся к тому, у кого знакомые "крутые" и кто "прикинут" классно, а у меня этого нет.

8. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.

9. Я почти всегда делаю, так как говорят взрослые: они плохого не посоветуют.

10. Когда нужно принять участие в каком-либо общем для класса деле, но это противоречит мои интересам (нет времени, желания и т.д.), я всегда стараюсь найти компромисс, чтобы было хорошо и ребятам, и чтобы себя не ущемить.

11. Я никогда не совершаю поступков, за которые мне бывает стыдно.

12. Мое собственное мнение? Кому оно нужно? Все решают те, кто наверху, учителя, родители, президент. Только на их мнение мне лично тоже наплевать.

13. Большинство моих приятелей только и делают, что стонут про тяжелую, скучную жизнь, а я сам делаю свою жизнь такой, какой хочу, - все от самого человека зависит.

14. Мне важно, что думают обо мне ребята, и я частенько соглашаюсь с ними только затем, чтобы они не изменили отношения ко мне.

15. Каждый человек - личность; в каждом есть то, за что его можно уважать.

16. Я всегда стараюсь увидеть это, поэтому и ко мне большинство окружающих относятся с уважением.

17. Я никогда не опаздываю.

17. Мне очень важно, что думают обо мне знакомые, взрослые, и мне очень хочется заслужить их уважение.

18. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом гуляю, играю на компьютере.

19. Я часто думаю, что я никому не нужен, да и я не нуждаюсь ни в ком.

20. Я считаю, что если ты личность - ты должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его, несмотря ни на что.

21. Мне кажется, что жизнь других людей интересная, яркая, а у меня как-то все серо и буднично.

22. Когда меня несправедливо обижают мои приятели, я не обижаюсь и не отвечаю грубостью, т.к. считаю это недостойным, и к тому же, думаю, что они так поступают не потому, что они плохие, а потому, что так складываются обстоятельства (настроение, состояние, незнание ситуации и т.д.).

23. Я всегда говорю только правду.

24. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.

25. Я всегда выполняю просьбы родителей о помощи.

26. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумываясь, кому и зачем это нужно; поручили и выполняю, чтобы не приставали или чтобы избежать наказаний.

27. Часто бывает, что я плохо веду себя с окружающими не потому, что я плохой человек, а потому что они не понимают меня, да и не хотят понять.

28. Ребята не очень уважают и интересуются моим мнением, и, честно говоря, я думаю, что их суждения, мнения, мысли действительно более интересны.

29. Мне и большинству моих приятелей в сегодняшней непростой жизни удается находить способы и повод для радости и надежды на хорошее будущее.

30. Я никогда не сплетничаю.

31. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непорядочно, но для большинства людей "ответственность", "порядочность", "честность" - это только красивые слова, а наделе они такие же, как и я.

32. для того чтобы добиться чего-то значительного в жизни, нужно думать только о себе, а все разговоры о пользе для других будут только мешать достижению цели.

33. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой человек. Только они должны понимать, что я о них думаю так же.

. Я думаю что люди, которые говорят, что для них более важными являются интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.

. По сравнению с другими, я сам, мои успехи кажутся мне незначительными.

. Я с уважением отношусь не только к своим мнениям, убеждениям, интересам, но и к мнениям, убеждениям, интересам других людей.

. У меня никогда не возникает раздражения против моих родителей.

38. Бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько отвратительны люди, которые меня окружают.

39. Когда окружающие научатся уважать меня, тогда и я стану уважительно ним относиться.

40. Другим ребятам удается все гораздо легче, чем мне. Думаю, и в будущем они смогут достичь каких-то успехов проще, чем я.

Процедура обсчета и анализа:

Ключ к опроснику

. Я+0 - 9. Я-0+17. Я+0+25. Л33. Я-0-

. Я - 0+ 10. Я+ 0+18. Л26. Я - 0-34. Я+ 0-

З. Я+0+ 11. Л19. Я-0-27. Я+0-35. Я-0+

4. Л12. Я-0-20. Я+0-28. Я-0+36. Я+ (Н-

5. Я - 0-13. Я+ 0-21. Я - 0+29. Я+ 0+37Л 6. Я+0-14. Я-0+22. Я+0+30. Л38. Я-0- 7. Я-0+15. Я+0+23. Л31. Я.0-39. Я+0- 8. Я+0+16. Л24. Я-0-32. Я+0 - ' 40. Я-0+

Бланк ответов Ф.И.О. (или код)

1 9 17 25 33
2 10 18 26 34
3 11 19 27 35
4 12 20 28 36
5 13 21 29 37
7 14 22 30 38
6 15 23 31 39
8 16 24 32 40

 

Для удобства обработки мы рекомендуем распечатать именно такой бланк, что значительно (в 5-10 раз) сократит время обработки одной анкеты и позволит сделать качественный анализ полученных данных.

Процедура обсчета и анализа:

В количественной обработке участвуют только ответы, выражающие согласие испытуемого т.е. обозначенные цифрами 1 и 2.

При 5 и более положительных ответов по "Шкале лжи" (высказывания 4, II, 16, 18, 23, 25, 30, 37) в анкете к полученным результатам нельзя относиться как достоверным. Превышение по "Шкале лжи" может свидетельствовать о неадекватных представлениях личности о самой себе, об испытываемых опасениях, о нежелании раскрыться; а также, возможно, о принятых личностью идеальных желаемых представлениях о себе, но транслируемых как действительных.

Обработка данных.

. Подсчитайте суммарное алгебраическое значение по шкале "Я" и по шкале "О"

. Полученные значения Я и О заносятся в график (см. график представленности различных типов личностной направленности).

. Выявляется тип личностной направленности.

. Преобладание "крайних" ответов (1 и 5), по сравнению со "срединными" (2 и 4), может свидетельствовать об уверенной, возможно, авторитарной позиции автора, высокой самооценке личности.

5. значительное количество ответов, обозначенных цифрой "3" может свидетельствовать о страхе презентовать свою позицию, о конформном поведении автора анкеты, об отсутствии у него 'устойчивой, обдуманной, самостоятельной позиции.

6. "Разброс" ответов по различным типам направленности (в отличие от того, когда ответы в основном сконцентрированы в одном типе) может также говорить о растерянности автора, об отсутствии у него четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о не сформированности принципиальных позиций.

7. Наличие ответов (более двух), относящихся к негативистской направленности, независимо от того, какой тип направленности выявлен, говорит о том, что автор нуждается в психологической помощи и поддержке.

. Анализ ответов "по горизонтали" - по критериям - может дать возможность

а) выявить отношение личности к отдельным "объектам" (хотя и с достаточной долей условности) - по тому, какое из утверждений выбирает испытуемый (относящееся к гуманистическому, эгоцентрическому, социоцентрическому или негативистическому типу направленности);

б) можно сделать предположение и о несформированном или противоречивом отношении подростка к "объекту", если он выбирает несколько утверждений, характеризующих один и тот же "объект";

в) в зависимости от выбранных утверждений, можно выявить и наиболее "проблематичное место" в системе взаимоотношений подростка с миром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.015 с.)