Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки



 

В качестве основного методического приема нами использовалась анкета, содержание которой отражает отношение учащихся к оценке 12 баллов. Анкета, разработанная авторами данной творческой работы, приведенная в приложении 3. Она включает в себя 5 вопросов, 4 из которых по содержанию прямо направлены на выявление необходимости такой оценки как 12 баллов (нужна ли тебе оценка 12 баллов или ты можешь обойтись и 10 баллами). Последний вопрос анкеты направлен на выявление у десятиклассников мотивов и причин не стремления к максимальной оценке (12 баллов). С помощью этой анкеты мы пытались обнаружить действительное отношение современных старшеклассников к максимальной оценке в школе. Результаты анкетирования были сведены в таблицу 3.

 

Таблица 3

Отношение старшеклассников к 12 баллам в оценивании

Вопросы 10 - А 10 - Б 10 - В
Нужна ли оценка 12 баллов или можно обойтись и 10 баллами.  89%  31%  43%
Могли бы вы иметь семестровыми оценки 12 баллов.  95%  94%  91%
Были ли случаи, когда отвечал на 12 баллов, а ставили другую оценку. 16% 31% 87%
Соответствуют ли оценки твоему уровню знаний. 47% 25% 48%

 

Эти данные свидетельствуют о том, что для основной части десятиклассников все-таки необходима оценка 12 баллов. Причем, практически все десятиклассники могли бы иметь семестровыми или итоговыми высшие оценки по отдельным предметам. Но на сегодняшний день, для многих старшеклассников срабатывает определенный психологический барьер в достижении 12 баллов. Большинство из них не ставят перед собой такую цель, как получение максимально возможного балла. И причем, меньше половины опрошенных десятиклассников считают, что их нынешние оценки, соответствуют уровню знаний старшеклассников. С каждым годом всё больше повышается требования общества, предъявляемых к уровню умственных и интеллектуальных способностей современных старшеклассников. И всё больше нами прослеживается тенденция невозможности или не желания учащихся соответствовать этим требованиям.

Все названные старшеклассниками мотивы и причины не стремления к требованиям 12 баллов были распределены по 2-м основным направлениям.

.   Объективные причины (учителя все равно не поставят, родители не требуют, плохие учебники).

2. Субъективные причины (не уверен в своих силах, не ставлю перед собой такою задачу, жаль своего труда).

Анализ выделенных категорий показал, что в старшем школьном возрасте из-за недостаточно четко определенных целей на будущее, недооценки собственных возможностей преобладают все-таки субъективные причины.

В зависимости от высказываний учащихся сдерживающих факторов, в получении максимальной оценки, мы выделили 5 групп старшеклассников:- учащиеся, в высказываниях которых преобладает желание получить внешнее одобрение (родители не требуют; все равно никто не похвалит) - 4 %.- учащиеся, в высказываниях которых преобладает отложенное решение (никогда об этом не думал; займусь этим в 11 классе; в школе нет учебного предмета, который увлек бы меня на 12 баллов) - 10 %.- учащиеся, в высказываниях которых преобладает неуверенность в собственных силах - 58 %.- учащиеся, которые перекладывают ответственность на других (плохие учебники; учителя все равно не поставят) - 10 %.- учащиеся, которые не видят практической необходимости иметь высший балл (это ничего не даст; там, где я буду учиться после школы, на это не обратят внимание) - 18 %.

Полученные данные иллюстрируется с помощью гистограммы 2.

 


Гистограмма 2

 

На гистограмме 2 показано, что значительная часть старшеклассников не уверены в собственных силах, для многих высший балл является не достижимым и нереальным. Большинство старшеклассников устраивает и 10 баллов. Хотя при старой системе оценивания "отличники" и "хорошисты" стремились к оценке 5 (максимальной). При новой системе оценивания по статистике, 12 баллов имеют единицы успешных старшеклассников, а большинство из них успокаиваются и на 10 баллах.

Мы считаем, что главная проблема заключается в том, что современные старшеклассники не умеют ставить перед собой высшие цели, полностью раскрыть свой потенциал. Имеет место психологический барьер и определенная боязнь не соответствовать тем критериям, которые необходимы для получения 12 баллов. Хотя, с нашей точки зрения, это входит в противоречие с тем, что старшеклассники уже обязаны строить планы на будущее, иметь те или иные жизненные ориентиры, что требует получения знаний в полном объеме и максимальных оценок.

Мы можем предполагать, что проблема отсутствия стремления к получению высших баллов в школе - это часть более глобальной проблемы молодежи, которую можно сформулировать как неуверенность в завтрашнем дне, в своем будущем.


Вывод

 

Изучение взаимосвязи мотивов учения и результативности учебного труда старшеклассников позволяет сделать следующие выводы:

·   На достижение максимального балла современных старшеклассников существенное влияние оказывают мотивы учебной деятельности

·   Основными сдерживающими факторами в получении наивысших оценок являются

неуверенность в себе;

недостаточная практическая определенность;

·   У большой группы старшеклассников наблюдается присутствие психологического барьера в получении 12 баллов.


Практические рекомендации старшеклассникам

 

1. Сделай попытку разобраться в мотивах побуждающих тебя к учебной деятельности и реши, не ошибочны ли они.

2. Убеди себя в возможность управления своим состоянием, мыслями, поступками.

.   Найди мотив для развития веры в свои силы и возможность стать лучше.

.   Сформируй эмоционально положительную Я-концепцию: Я-хочу, способен, нравлюсь, значу.

.   Овладей основами психологического аутотренинга.

.   Развивай в себе самостоятельность в решении учебных вопросов (не жди подсказок и инициативы от учителей и родителей).

.   Активно включайся в реальную окружающую жизнь для более раннего определения своих сил и способностей в профориентационном самоопределении, т.е. найди практическую направленность своей деятельности.

.   Всегда помни, что ты индивидуален, и в своих стремлениях имеешь право быть не таким как все.

.   Занимайся самообразованием и ты сможешь достичь большего.


Список используемой литературы

 

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М., 1972. с 10 - 34.

. Вопросы психологии личности школьников / Под ред. Божович Л. И., Благонадежиной Л.В. М., 1961.406 с.

. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т 4.1984.432 с.

. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989.169 с.

. Дьяченко М.И. Кандибович Л.А. Краткий психологический словарь. Мн.: "Холтон", 1998.399 с.

. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.192 с.

. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. Кондакова М. И., Вишнякова А.С. М., 1988.367 с.

. Крутецкий В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников.

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.

. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.224 с.


Приложения

 

Приложение 1

Опросник для выявления мотивации на оценку и на получение знаний

Инструкция

Уважаемые учащиеся! Вам будет представлен перечень вопросов, характеризующих отношение к различным сторонам учебного процесса в школе.

Ваши данные будут использоваться в исследовательских целях и оглашению не подлежат.

Возьмите чистый лист бумаги и подпишите: дату, возраст, пол и успеваемость. Сейчас я буду зачитывать вопросы. Ваша задача поставить номер вопроса и указать из двух вариантов ответа на каждый вопрос тот, с которым согласны вы.

. Помнишь ли ты, когда получил первую двойку или тройку?

а) да;

б) нет.

. Является ли для тебя необходимым разбираться во всех вопросах, изучаемых на каждом уроке, независимо от учебного предмета?

а) да;

б) нет, обычно достаточно знать основные вопросы.

. Беспокоит ли тебя, что твои оценки хуже, чем у одноклассников?

а) да;

б) нет.

. Как ты относишься к одноклассникам, которые часто списывают у других домашние задания и контрольные работы?

а) осуждаешь таких ребят, за то, что они не учатся самостоятельно;

б) понимаешь их.

. Считаешь ли ты, что одноклассники преувеличивают значение оценок?

а) да;

б) нет.

. После получения оценки на уроке ты:

а) продолжаешь активно участвовать в рассмотрении учебных вопросов;

б) позволяешь себе расслабиться и отдохнуть.

. Если кто-то из одноклассников очень расстраивается из-за оценки, то ты:

а) понимаешь его, т.к. это большая неприятность;

б) не понимаешь его, как можно так сильно огорчаться из-за оценки.

. Верно ли, что тебе хочется как можно больше узнать по отдельным предметам?

а) да;

б) нет.

. Думаешь ли ты в начале учебного года, какими будут твои итоговые оценки (или оценки за семестр)?

а) да;

б) нет.

. Бывает ли, что получив хорошую оценку, ты не доволен качеством своего ответа?

а) да;

б) нет.

. Верно ли, что большинство ребят, получив оценку, несколько дней не готовятся по этому предмету, т.к. их не спросят?

а) да;

б) нет.

. Интересно ли тебе, когда учитель сообщает научные данные, которых нет в учебнике?

а) да;

б) нет, т.к. при ответе на оценку их можно не использовать.

. Верно ли, что оценки часто являются главной причиной твоего хорошего или плохого настроения?

а) да;

б) нет.

. Ты бы хотел, чтобы на классном собрании или в школьной газете отметили твои хорошие знания?

а) да;

б) нет.

. Что ты испытываешь, когда тебя долго не спрашивают на оценку?

а) тебя это радует;

б) держит тебя в состоянии напряжения.

. Получив в начале года новый учебник, интересуешься ли ты, что в нем изложено?

а) да;

б) нет.

. Было ли тебе интереснее учиться, если бы учителя не ставили оценок?

а) да;

б) нет.

. Верно ли, что твои оценки больше всего зависят от:

а) твоих знаний по предмету;

б) от разных факторов: отношений с учителем, от его настроения и др.

. Знаешь ли ты, какие оценки стоят в аттестате твоих родителей?

а) да;

б) нет.

. Как ты считаешь, что важнее для большинства одноклассников?

а) знания;

б) оценки.

. Верно ли, что твои оценки хуже, чем бы ты хотел?

а) да;

б) нет.

. Будешь ли ты учить учебный материал, если знаешь, что оценку за него не поставят?

а) да;

б) нет.

. Верно ли, что большинство одноклассников стремятся получить хорошие оценки, чтобы избежать неприятностей в школе и дома?

а) да;

б) нет, т.к. по оценкам также можно узнать насколько хорошо знаешь учебный материал по сравнению с одноклассниками.

. Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя вопрос ты ищешь в дополнительной литературе, или изучаешь учебник, забегая на несколько параграфов в перед?

а) да;

б) нет.

. Часто ли ты получаешь оценки по собственной инициативе?

а) да;

б) нет.

. Беспокоит ли тебя, что твои знания не соответствуют отличным оценкам?

а) да;

б) нет.

. Приятно, когда:

а) много знаешь;

б) имеешь отличные оценки.

. Охотно ли ты выполняешь задания повышенной трудности?

а) да;

б) нет.

. Верно, что если бы не было оценок, большинство одноклассников тратили бы на учебу гораздо меньше времени и сил?

а) да;

б) нет.

. Считаешь ли ты, что знания, приобретенные в школе, определят в будущем твою жизнь?

а) да;

б) нет.

. В конечном итоге обучение в школе сводится к:

а) получению аттестата с оценками;

б) определенным знаниям, которые необходимы в жизни.

. Спорил ли ты с учителем о несправедливо поставленной тебе оценке?

а) да;

б) нет.

Ключ 1.

Начисляется по одному баллу за ответы: 1б, 3б, 5а, 7б, 9б, 11б, 13б, 15а, 17а, 19б, 21б, 23б, 25б, 27а, 29б, 31б.

Начисляется по два балла за ответы: 1а, 3а, 5б, 7а, 9а, 11а, 13а, 15б, 17б, 19а, 21а, 23а, 25а, 27б, 29а, 31а.

Подсчитывается общая сумма баллов. Опрашиваемый может получить

от 16 до 32 баллов.

от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на оценку.

от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на оценку.

Ключ 2.

Начисляется по одному баллу за ответы: 2б, 4б, 6б, 8б, 10б, 12б, 14б, 16б, 18б, 20б, 22б, 24б, 26б, 28а, 30б, 32б.

Начисляется по два балла за ответы: 2а, 4а, 6а, 8а, 10а, 12а, 14а, 16а, 18а, 20а, 22а, 24а, 26а, 28а, 30а, 32а.

Подсчитывается общая сумма баллов.

от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на получение знаний.

от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на получение знаний.

Приложение 2

Анкета

.   Нужна ли тебе оценка 12 баллов или ты можешь обойтись и 10 баллами.

2. Мог бы ты по некоторым предметам иметь итоговыми оценками 12 баллов.

.   Были ли у тебя случаи, когда ты отвечал на 12 баллов, а тебе поставили меньший балл.

.   Считаешь ли ты, что твои оценки соответствуют твоему уровню знаний.

.   Ты не стремишься к оценке 12 баллов, потому что:

а) это ничего не даст;

б) учителя все равно не поставят;

в) родители не требуют;

г) не уверен в своих силах;

д) жаль своего труда;

е) плохие учебники;

ж) я не ставлю перед собой такую задачу;

з) нет материальной заинтересованности;

и) не хочу выделяться;

к) здоровье не позволяет;

л) для 12 баллов нужно творчество, а это не мой конек;

м) мало занимаюсь самообразовательной работой;

н) займусь этим в 11 классе;

о) все равно никто не похвалит;

п) никогда об этом не думал;

р) в школе нет того учебного предмета, который увлек бы меня на

баллов;

с) там, где я буду учиться после школы, на это не обратят внимание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.054 с.)