Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста



Старший школьный возраст, так называемая ранняя юность, охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10 - 11 классов общеобразовательной школы.

Основываясь на психологической литературе, считаем необходимым прежде всего выделить некоторые важные, на наш взгляд, характеристики старшего школьного возраста.

В социальном развитии юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Он еще зависит от взрослых [8, 35]. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит расширение опыта, интересов, появление взрослых ролей. Отсюда вытекает самостоятельность и ответственность и вместе с тем неопределенность положения характера, так как в школе нам постоянно говорят, что мы уже взрослые, а дома мы этого почти не чувствуем.

Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое положение в коллективе, в школе, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые и достаточно высокие требования, под влиянием которых формируется его личность.

В качестве психологических новообразований юношеского возраста, можно отметить чувство взросления (проблема подготовки к семье), чувство гражданственности, романтичность, юношеский максимализм, формирование мировоззрения, собственных взглядов и отношений, стремление любыми путями обратить на себя внимание; потребность общения с взрослыми и сверстниками; рост самосознания, который приводит к самовоспитанию; создается целостное представление о себе и отличности от других людей.

Значительные изменения в старшем школьном возрасте приобретают познавательные процессы человека. Необходимость овладения научными понятиями различных сфер деятельности способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность включает в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяет старшему школьнику устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющими и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у десятиклассников формируется умение постоянно оперировать предположениями, гипотезами и критически их оценивать. Все более четко прослеживается самостоятельность в учебной деятельности.

Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач. Память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Выделяется умение пользоваться рациональными приемами запоминания, способность выделять существенное и желание установить истину.

В эмоционально-волевой сфере уровень самоуважения является относительно устойчивым в юности. В связи с ломкой прежней системы ценностей и новым сознанием своих личных качеств, представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные нереалистичные желания, переоценивать свои способности, положение занимаемое в коллективе. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых. Юность всегда и везде бунтует, вызывает конфликт. Достаточно маленькой бестактности, чтобы внутренний мир юноши закрылся для родителей и учителей. Юность выдает максимум эмоциональных проблем, часто вызывая психологическое отчуждение детей от родителей. Конечно, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение и в подростковом и в юношеском возрасте. Но подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, а юноша дает себе оценку применительно к своему будущему [8, 40].

Для юноши в отличие от подростка более важной становится оценка не учебных достижений, а оценка его в целом как личности. Хотя отношение старшеклассников к учебной оценки становится более сложным, осмысленным и многозначным. Причем главенствующую роль начинают приобретать мотивы учения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.005 с.)