Руководитель Шкондина Наталья Николаевна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководитель Шкондина Наталья Николаевна,



ТЕМА

"Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников"

 

 

Работу выполнили Шевченко Марина Михайловна, ученица 10 кл.

Неровный Александр Николаевич, ученик 9 кл.

СОШ № 17 г. Дружковки Донецкой области

Руководитель Шкондина Наталья Николаевна,

практический психолог СОШ № 17

 

 

г. Дружковка


Содержание

Введение

1. Теория проблемы

1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста

1.2 Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника

1.2 1 Мотивы учения

1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации

1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки

2. Организация исследования

2.1 Этапы исследования, контингент обследованных

2.2 Влияние новой системы оценивания на успеваемость и достижение максимального балла

2.3 Связь направленности мотивации на знание или оценки с успеваемостью десятиклассников

2.4 Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки

Вывод

Практические рекомендации старшеклассникам

Список используемой литературы

Приложения


Введение

 

Актуальность нашей работы заключается в том, что статистические данные показывают на тот факт, что с введением 12-ти балльной системы оценивания меньше стало учащихся имеющих самый низкий уровень оценок. Оценивание стало более точным, дифференцированным, гуманным.

Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что процент старшеклассников общеобразовательных школ, имеющих в своем активе высшие оценки - 12 баллов ничтожно мал. Особо заметно это при сравнении с количеством оценок "5" т.е. максимально возможных, при пятибалльной системе, которая существовала ранее. В какой-то степени это можно отнести на счет адаптации учащихся и учителей к внедренной 12-ти балльной системе оценивания. Но все более явно эта проблема видится нами в мотивационной плоскости учебы современных юношей и девушек.

Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить какую роль играет мотивация на получение старшеклассниками максимального балла в оценивании.

Объектом нашего исследования выступают учащиеся 10 классов общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 г. Дружковки.

Предмет исследования - мотивация как значимый компонент личности. Влиянии мотивации на достижения учащимися максимального балла оценивания.

Цель исследования - изучить влияние и взаимосвязь мотивации учения и результативности учебного труда старшеклассников.

В соответствии с целями рассматриваются такие задачи:

Выяснить влияние мотивации на достижение наивысшего балла у современных старшеклассников.

Выяснить отношение старшеклассников к наивысшему баллу и определить основные сдерживающие факторы в его получении.

мотив максимальная оценка школьный

Выработать рекомендации для преодоления психологического барьера в получении 12-ти баллов.

В ходе исследовательской работы проверялись следующие гипотезы:

Существует определенная связь учебной мотивации учащихся с успеваемостью.

Преобладание мотивации на оценку оказывает более сильное влияние на учебную деятельность старшеклассников.

Существует определенный психологический барьер в достижении старшеклассниками наивысшего балла при двенадцати балльной системе оценивания.

В нашей работе исследование осуществлялось на протяжении 2000 - 2003 учебных годов на базе средней общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 города Дружковки. Исследованием было охвачено 284 учащихся десятых классов. При анализе экспериментальных данных половые различия старшеклассников не учитывались.

В процессе работы нами были использованы следующие методики:

) Опросник для выявление мотивации на оценку и на получение знаний, включающий 32 суждения, разработанный Курдюковой Н.А.

) Анкета для выявления отношения старшеклассников к оценке 12 баллов, разработанная авторами данной творческой работы.

Дополнительные статистические данные были предоставлены администрацией школы № 17 г. Дружковки.


Теория проблемы

 

Мотивы учения

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им [10, 56], т.е. чтобы они приобрели значимость для нас.

Учение - один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности у школьника. Учение - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике [7,332]. Учение побуждается целым рядом мотивов.

В психологии понятие мотив рассматривают как внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл [5, 141].

В обучении мотивом является направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней [7, 151], т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей оценки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся такие мотивы, как учеба ради лидерства и престижа; учеба как вынужденное поведение; стремление оказаться в центре внимания; учеба ради материального вознаграждения и избежания неудач. Некоторые перечисленные внешние мотивы, на наш взгляд, могут оказывать и негативное влияние на результаты учебы, да и на характер старшеклассника в целом.

Мотивы входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации. Рассмотрим мотивационную сферу учения старшеклассников, т.е. того, что определяет и побуждает их учебную активность. Мотивация выполняет несколько функций:

побуждает поведение;

направляет и организует поведение;

придает личностный смысл и значимость нашему поведению.

Фактически мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: потребностей; целей; интересов; мотивов.

При исследовании мотивов учения старшеклассников Андреева А.Д. и Дубровина И.В. [4,57], выделяют, что наибольшее значение для старшеклассников имеет мотив самоутверждения. Старшеклассники стремятся завоевать через учебные достижения устойчивое положение в коллективе сверстников, создать у учителей определенное мнение о себе, своих способностях, а также сохранить достаточно высокий уровень самооценки. На втором месте по значимости, авторы рассматривают мотив саморазвития. Учащиеся стремятся к саморазвитию личностных качеств (воля, целеустремленность), расширение своего кругозора в различных сферах знаний.

Мы предполагаем, что высокая значимость выше названных двух категорий мотивов для старшеклассников связана с потребностью изучить что-то в себе и во мнении о себе со стороны окружающих. "Эти переживания, как правило, являются следствием эгоцентризма, озабоченности собой, что очень часто бывает в ранней юности”, - утверждает Кон И.С. [6, 87]. Не менее значимы для старшеклассников познавательный мотив и мотив общения с взрослыми. Познавательная мотивация характеризуется тем, что большинство учащихся старших классов направлены на продолжение образования после окончания школы. Причем учебные интересы десятиклассников связаны с выбранным профилем. Нужными для нас считаются те предметы, которые соответствуют нашим личным интересам, а остальные предметы многие старшеклассники расценивают, как пустую трату времени и сил. Причем десятиклассники начинают придавать значение не только содержанию предметов, но и качеству преподавания и личности учителя. По личным наблюдениям, можем заметить, что у многих десятиклассников возникает желание поговорить с учителем по поводу различных проблем, выходящих за рамки школьной программы, причем более ценной становится и получаемая от учителя информация и на уроке.

Следующими по значимости авторы определяют мотивы общения со сверстниками и мотивы, связанные с отношением к школе, как средству перехода во взрослую жизнь. Действительно, мы согласны, что для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам. Конечно, мотив общения со сверстниками в школе более значим в подростковом возрасте, но это не означает, что для школьников 16 лет общение со сверстниками становится несущественным. С возрастом расширяется круг интересов учащихся старших классов, которые выходят за пределы школьной жизни. Это и приводит к некоторому снижению общения с одноклассниками, хотя в то же время очень быстро происходит, например, привязанность к одноклассникам в новом коллективе.

Очень невысока в старших классах роль мотива "избегания неприятностей". Этот мотив свое действие оказывает на учащихся младших классов, а для большинства старшеклассников утрачивает свое значение, что связано с растущей личной зрелостью юношей. Конечно, старшеклассники, особенно десятиклассники, в сравнении с учащимися младших классов уже осознают, что их хорошие оценки важны не сами по себе, и нужны не для спокойствия родителей, а являются показателем уровня знаний, способностей и возможности поступления в высшее учебное заведение. Хотя, получение "случайной" высокой оценки (12 баллов) приносит некоторое удовлетворение и в старшем школьном возрасте, но не играет большой роли даже в плане самоутверждения. Поскольку, как считают сами десятиклассники, и без оценок видно, кто чего стоит.

 

Организация исследования

 

Вывод

 

Изучение взаимосвязи мотивов учения и результативности учебного труда старшеклассников позволяет сделать следующие выводы:

·   На достижение максимального балла современных старшеклассников существенное влияние оказывают мотивы учебной деятельности

·   Основными сдерживающими факторами в получении наивысших оценок являются

неуверенность в себе;

недостаточная практическая определенность;

·   У большой группы старшеклассников наблюдается присутствие психологического барьера в получении 12 баллов.


Практические рекомендации старшеклассникам

 

1. Сделай попытку разобраться в мотивах побуждающих тебя к учебной деятельности и реши, не ошибочны ли они.

2. Убеди себя в возможность управления своим состоянием, мыслями, поступками.

.   Найди мотив для развития веры в свои силы и возможность стать лучше.

.   Сформируй эмоционально положительную Я-концепцию: Я-хочу, способен, нравлюсь, значу.

.   Овладей основами психологического аутотренинга.

.   Развивай в себе самостоятельность в решении учебных вопросов (не жди подсказок и инициативы от учителей и родителей).

.   Активно включайся в реальную окружающую жизнь для более раннего определения своих сил и способностей в профориентационном самоопределении, т.е. найди практическую направленность своей деятельности.

.   Всегда помни, что ты индивидуален, и в своих стремлениях имеешь право быть не таким как все.

.   Занимайся самообразованием и ты сможешь достичь большего.


Список используемой литературы

 

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М., 1972. с 10 - 34.

. Вопросы психологии личности школьников / Под ред. Божович Л. И., Благонадежиной Л.В. М., 1961.406 с.

. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т 4.1984.432 с.

. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989.169 с.

. Дьяченко М.И. Кандибович Л.А. Краткий психологический словарь. Мн.: "Холтон", 1998.399 с.

. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.192 с.

. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. Кондакова М. И., Вишнякова А.С. М., 1988.367 с.

. Крутецкий В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников.

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.

. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.224 с.


Приложения

 

Приложение 1

Опросник для выявления мотивации на оценку и на получение знаний

Инструкция

Уважаемые учащиеся! Вам будет представлен перечень вопросов, характеризующих отношение к различным сторонам учебного процесса в школе.

Ваши данные будут использоваться в исследовательских целях и оглашению не подлежат.

Возьмите чистый лист бумаги и подпишите: дату, возраст, пол и успеваемость. Сейчас я буду зачитывать вопросы. Ваша задача поставить номер вопроса и указать из двух вариантов ответа на каждый вопрос тот, с которым согласны вы.

. Помнишь ли ты, когда получил первую двойку или тройку?

а) да;

б) нет.

. Является ли для тебя необходимым разбираться во всех вопросах, изучаемых на каждом уроке, независимо от учебного предмета?

а) да;

б) нет, обычно достаточно знать основные вопросы.

. Беспокоит ли тебя, что твои оценки хуже, чем у одноклассников?

а) да;

б) нет.

. Как ты относишься к одноклассникам, которые часто списывают у других домашние задания и контрольные работы?

а) осуждаешь таких ребят, за то, что они не учатся самостоятельно;

б) понимаешь их.

. Считаешь ли ты, что одноклассники преувеличивают значение оценок?

а) да;

б) нет.

. После получения оценки на уроке ты:

а) продолжаешь активно участвовать в рассмотрении учебных вопросов;

б) позволяешь себе расслабиться и отдохнуть.

. Если кто-то из одноклассников очень расстраивается из-за оценки, то ты:

а) понимаешь его, т.к. это большая неприятность;

б) не понимаешь его, как можно так сильно огорчаться из-за оценки.

. Верно ли, что тебе хочется как можно больше узнать по отдельным предметам?

а) да;

б) нет.

. Думаешь ли ты в начале учебного года, какими будут твои итоговые оценки (или оценки за семестр)?

а) да;

б) нет.

. Бывает ли, что получив хорошую оценку, ты не доволен качеством своего ответа?

а) да;

б) нет.

. Верно ли, что большинство ребят, получив оценку, несколько дней не готовятся по этому предмету, т.к. их не спросят?

а) да;

б) нет.

. Интересно ли тебе, когда учитель сообщает научные данные, которых нет в учебнике?

а) да;

б) нет, т.к. при ответе на оценку их можно не использовать.

. Верно ли, что оценки часто являются главной причиной твоего хорошего или плохого настроения?

а) да;

б) нет.

. Ты бы хотел, чтобы на классном собрании или в школьной газете отметили твои хорошие знания?

а) да;

б) нет.

. Что ты испытываешь, когда тебя долго не спрашивают на оценку?

а) тебя это радует;

б) держит тебя в состоянии напряжения.

. Получив в начале года новый учебник, интересуешься ли ты, что в нем изложено?

а) да;

б) нет.

. Было ли тебе интереснее учиться, если бы учителя не ставили оценок?

а) да;

б) нет.

. Верно ли, что твои оценки больше всего зависят от:

а) твоих знаний по предмету;

б) от разных факторов: отношений с учителем, от его настроения и др.

. Знаешь ли ты, какие оценки стоят в аттестате твоих родителей?

а) да;

б) нет.

. Как ты считаешь, что важнее для большинства одноклассников?

а) знания;

б) оценки.

. Верно ли, что твои оценки хуже, чем бы ты хотел?

а) да;

б) нет.

. Будешь ли ты учить учебный материал, если знаешь, что оценку за него не поставят?

а) да;

б) нет.

. Верно ли, что большинство одноклассников стремятся получить хорошие оценки, чтобы избежать неприятностей в школе и дома?

а) да;

б) нет, т.к. по оценкам также можно узнать насколько хорошо знаешь учебный материал по сравнению с одноклассниками.

. Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя вопрос ты ищешь в дополнительной литературе, или изучаешь учебник, забегая на несколько параграфов в перед?

а) да;

б) нет.

. Часто ли ты получаешь оценки по собственной инициативе?

а) да;

б) нет.

. Беспокоит ли тебя, что твои знания не соответствуют отличным оценкам?

а) да;

б) нет.

. Приятно, когда:

а) много знаешь;

б) имеешь отличные оценки.

. Охотно ли ты выполняешь задания повышенной трудности?

а) да;

б) нет.

. Верно, что если бы не было оценок, большинство одноклассников тратили бы на учебу гораздо меньше времени и сил?

а) да;

б) нет.

. Считаешь ли ты, что знания, приобретенные в школе, определят в будущем твою жизнь?

а) да;

б) нет.

. В конечном итоге обучение в школе сводится к:

а) получению аттестата с оценками;

б) определенным знаниям, которые необходимы в жизни.

. Спорил ли ты с учителем о несправедливо поставленной тебе оценке?

а) да;

б) нет.

Ключ 1.

Начисляется по одному баллу за ответы: 1б, 3б, 5а, 7б, 9б, 11б, 13б, 15а, 17а, 19б, 21б, 23б, 25б, 27а, 29б, 31б.

Начисляется по два балла за ответы: 1а, 3а, 5б, 7а, 9а, 11а, 13а, 15б, 17б, 19а, 21а, 23а, 25а, 27б, 29а, 31а.

Подсчитывается общая сумма баллов. Опрашиваемый может получить

от 16 до 32 баллов.

от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на оценку.

от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на оценку.

Ключ 2.

Начисляется по одному баллу за ответы: 2б, 4б, 6б, 8б, 10б, 12б, 14б, 16б, 18б, 20б, 22б, 24б, 26б, 28а, 30б, 32б.

Начисляется по два балла за ответы: 2а, 4а, 6а, 8а, 10а, 12а, 14а, 16а, 18а, 20а, 22а, 24а, 26а, 28а, 30а, 32а.

Подсчитывается общая сумма баллов.

от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на получение знаний.

от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на получение знаний.

Приложение 2

Анкета

.   Нужна ли тебе оценка 12 баллов или ты можешь обойтись и 10 баллами.

2. Мог бы ты по некоторым предметам иметь итоговыми оценками 12 баллов.

.   Были ли у тебя случаи, когда ты отвечал на 12 баллов, а тебе поставили меньший балл.

.   Считаешь ли ты, что твои оценки соответствуют твоему уровню знаний.

.   Ты не стремишься к оценке 12 баллов, потому что:

а) это ничего не даст;

б) учителя все равно не поставят;

в) родители не требуют;

г) не уверен в своих силах;

д) жаль своего труда;

е) плохие учебники;

ж) я не ставлю перед собой такую задачу;

з) нет материальной заинтересованности;

и) не хочу выделяться;

к) здоровье не позволяет;

л) для 12 баллов нужно творчество, а это не мой конек;

м) мало занимаюсь самообразовательной работой;

н) займусь этим в 11 классе;

о) все равно никто не похвалит;

п) никогда об этом не думал;

р) в школе нет того учебного предмета, который увлек бы меня на

баллов;

с) там, где я буду учиться после школы, на это не обратят внимание.

ТЕМА

"Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников"

 

 

Работу выполнили Шевченко Марина Михайловна, ученица 10 кл.

Неровный Александр Николаевич, ученик 9 кл.

СОШ № 17 г. Дружковки Донецкой области

Руководитель Шкондина Наталья Николаевна,

практический психолог СОШ № 17

 

 

г. Дружковка


Содержание

Введение

1. Теория проблемы

1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста

1.2 Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника

1.2 1 Мотивы учения

1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации

1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки

2. Организация исследования

2.1 Этапы исследования, контингент обследованных

2.2 Влияние новой системы оценивания на успеваемость и достижение максимального балла

2.3 Связь направленности мотивации на знание или оценки с успеваемостью десятиклассников

2.4 Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки

Вывод

Практические рекомендации старшеклассникам

Список используемой литературы

Приложения


Введение

 

Актуальность нашей работы заключается в том, что статистические данные показывают на тот факт, что с введением 12-ти балльной системы оценивания меньше стало учащихся имеющих самый низкий уровень оценок. Оценивание стало более точным, дифференцированным, гуманным.

Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что процент старшеклассников общеобразовательных школ, имеющих в своем активе высшие оценки - 12 баллов ничтожно мал. Особо заметно это при сравнении с количеством оценок "5" т.е. максимально возможных, при пятибалльной системе, которая существовала ранее. В какой-то степени это можно отнести на счет адаптации учащихся и учителей к внедренной 12-ти балльной системе оценивания. Но все более явно эта проблема видится нами в мотивационной плоскости учебы современных юношей и девушек.

Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить какую роль играет мотивация на получение старшеклассниками максимального балла в оценивании.

Объектом нашего исследования выступают учащиеся 10 классов общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 г. Дружковки.

Предмет исследования - мотивация как значимый компонент личности. Влиянии мотивации на достижения учащимися максимального балла оценивания.

Цель исследования - изучить влияние и взаимосвязь мотивации учения и результативности учебного труда старшеклассников.

В соответствии с целями рассматриваются такие задачи:

Выяснить влияние мотивации на достижение наивысшего балла у современных старшеклассников.

Выяснить отношение старшеклассников к наивысшему баллу и определить основные сдерживающие факторы в его получении.

мотив максимальная оценка школьный

Выработать рекомендации для преодоления психологического барьера в получении 12-ти баллов.

В ходе исследовательской работы проверялись следующие гипотезы:

Существует определенная связь учебной мотивации учащихся с успеваемостью.

Преобладание мотивации на оценку оказывает более сильное влияние на учебную деятельность старшеклассников.

Существует определенный психологический барьер в достижении старшеклассниками наивысшего балла при двенадцати балльной системе оценивания.

В нашей работе исследование осуществлялось на протяжении 2000 - 2003 учебных годов на базе средней общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 города Дружковки. Исследованием было охвачено 284 учащихся десятых классов. При анализе экспериментальных данных половые различия старшеклассников не учитывались.

В процессе работы нами были использованы следующие методики:

) Опросник для выявление мотивации на оценку и на получение знаний, включающий 32 суждения, разработанный Курдюковой Н.А.

) Анкета для выявления отношения старшеклассников к оценке 12 баллов, разработанная авторами данной творческой работы.

Дополнительные статистические данные были предоставлены администрацией школы № 17 г. Дружковки.


Теория проблемы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.123 с.)