Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Руководитель Шкондина Наталья Николаевна,Стр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕМА "Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников"
Работу выполнили Шевченко Марина Михайловна, ученица 10 кл. Неровный Александр Николаевич, ученик 9 кл. СОШ № 17 г. Дружковки Донецкой области Руководитель Шкондина Наталья Николаевна, практический психолог СОШ № 17
г. Дружковка Содержание Введение 1. Теория проблемы 1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста 1.2 Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника 1.2 1 Мотивы учения 1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации 1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки 2. Организация исследования 2.1 Этапы исследования, контингент обследованных 2.2 Влияние новой системы оценивания на успеваемость и достижение максимального балла 2.3 Связь направленности мотивации на знание или оценки с успеваемостью десятиклассников 2.4 Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки Вывод Практические рекомендации старшеклассникам Список используемой литературы Приложения Введение
Актуальность нашей работы заключается в том, что статистические данные показывают на тот факт, что с введением 12-ти балльной системы оценивания меньше стало учащихся имеющих самый низкий уровень оценок. Оценивание стало более точным, дифференцированным, гуманным. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что процент старшеклассников общеобразовательных школ, имеющих в своем активе высшие оценки - 12 баллов ничтожно мал. Особо заметно это при сравнении с количеством оценок "5" т.е. максимально возможных, при пятибалльной системе, которая существовала ранее. В какой-то степени это можно отнести на счет адаптации учащихся и учителей к внедренной 12-ти балльной системе оценивания. Но все более явно эта проблема видится нами в мотивационной плоскости учебы современных юношей и девушек. Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить какую роль играет мотивация на получение старшеклассниками максимального балла в оценивании. Объектом нашего исследования выступают учащиеся 10 классов общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 г. Дружковки.
Предмет исследования - мотивация как значимый компонент личности. Влиянии мотивации на достижения учащимися максимального балла оценивания. Цель исследования - изучить влияние и взаимосвязь мотивации учения и результативности учебного труда старшеклассников. В соответствии с целями рассматриваются такие задачи: Выяснить влияние мотивации на достижение наивысшего балла у современных старшеклассников. Выяснить отношение старшеклассников к наивысшему баллу и определить основные сдерживающие факторы в его получении. мотив максимальная оценка школьный Выработать рекомендации для преодоления психологического барьера в получении 12-ти баллов. В ходе исследовательской работы проверялись следующие гипотезы: Существует определенная связь учебной мотивации учащихся с успеваемостью. Преобладание мотивации на оценку оказывает более сильное влияние на учебную деятельность старшеклассников. Существует определенный психологический барьер в достижении старшеклассниками наивысшего балла при двенадцати балльной системе оценивания. В нашей работе исследование осуществлялось на протяжении 2000 - 2003 учебных годов на базе средней общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 города Дружковки. Исследованием было охвачено 284 учащихся десятых классов. При анализе экспериментальных данных половые различия старшеклассников не учитывались. В процессе работы нами были использованы следующие методики: ) Опросник для выявление мотивации на оценку и на получение знаний, включающий 32 суждения, разработанный Курдюковой Н.А. ) Анкета для выявления отношения старшеклассников к оценке 12 баллов, разработанная авторами данной творческой работы. Дополнительные статистические данные были предоставлены администрацией школы № 17 г. Дружковки. Теория проблемы
Мотивы учения Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им [10, 56], т.е. чтобы они приобрели значимость для нас.
Учение - один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности у школьника. Учение - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике [7,332]. Учение побуждается целым рядом мотивов. В психологии понятие мотив рассматривают как внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл [5, 141]. В обучении мотивом является направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней [7, 151], т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей оценки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся такие мотивы, как учеба ради лидерства и престижа; учеба как вынужденное поведение; стремление оказаться в центре внимания; учеба ради материального вознаграждения и избежания неудач. Некоторые перечисленные внешние мотивы, на наш взгляд, могут оказывать и негативное влияние на результаты учебы, да и на характер старшеклассника в целом. Мотивы входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации. Рассмотрим мотивационную сферу учения старшеклассников, т.е. того, что определяет и побуждает их учебную активность. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение; направляет и организует поведение; придает личностный смысл и значимость нашему поведению. Фактически мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: потребностей; целей; интересов; мотивов. При исследовании мотивов учения старшеклассников Андреева А.Д. и Дубровина И.В. [4,57], выделяют, что наибольшее значение для старшеклассников имеет мотив самоутверждения. Старшеклассники стремятся завоевать через учебные достижения устойчивое положение в коллективе сверстников, создать у учителей определенное мнение о себе, своих способностях, а также сохранить достаточно высокий уровень самооценки. На втором месте по значимости, авторы рассматривают мотив саморазвития. Учащиеся стремятся к саморазвитию личностных качеств (воля, целеустремленность), расширение своего кругозора в различных сферах знаний. Мы предполагаем, что высокая значимость выше названных двух категорий мотивов для старшеклассников связана с потребностью изучить что-то в себе и во мнении о себе со стороны окружающих. "Эти переживания, как правило, являются следствием эгоцентризма, озабоченности собой, что очень часто бывает в ранней юности”, - утверждает Кон И.С. [6, 87]. Не менее значимы для старшеклассников познавательный мотив и мотив общения с взрослыми. Познавательная мотивация характеризуется тем, что большинство учащихся старших классов направлены на продолжение образования после окончания школы. Причем учебные интересы десятиклассников связаны с выбранным профилем. Нужными для нас считаются те предметы, которые соответствуют нашим личным интересам, а остальные предметы многие старшеклассники расценивают, как пустую трату времени и сил. Причем десятиклассники начинают придавать значение не только содержанию предметов, но и качеству преподавания и личности учителя. По личным наблюдениям, можем заметить, что у многих десятиклассников возникает желание поговорить с учителем по поводу различных проблем, выходящих за рамки школьной программы, причем более ценной становится и получаемая от учителя информация и на уроке.
Следующими по значимости авторы определяют мотивы общения со сверстниками и мотивы, связанные с отношением к школе, как средству перехода во взрослую жизнь. Действительно, мы согласны, что для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам. Конечно, мотив общения со сверстниками в школе более значим в подростковом возрасте, но это не означает, что для школьников 16 лет общение со сверстниками становится несущественным. С возрастом расширяется круг интересов учащихся старших классов, которые выходят за пределы школьной жизни. Это и приводит к некоторому снижению общения с одноклассниками, хотя в то же время очень быстро происходит, например, привязанность к одноклассникам в новом коллективе. Очень невысока в старших классах роль мотива "избегания неприятностей". Этот мотив свое действие оказывает на учащихся младших классов, а для большинства старшеклассников утрачивает свое значение, что связано с растущей личной зрелостью юношей. Конечно, старшеклассники, особенно десятиклассники, в сравнении с учащимися младших классов уже осознают, что их хорошие оценки важны не сами по себе, и нужны не для спокойствия родителей, а являются показателем уровня знаний, способностей и возможности поступления в высшее учебное заведение. Хотя, получение "случайной" высокой оценки (12 баллов) приносит некоторое удовлетворение и в старшем школьном возрасте, но не играет большой роли даже в плане самоутверждения. Поскольку, как считают сами десятиклассники, и без оценок видно, кто чего стоит.
Организация исследования
Вывод
Изучение взаимосвязи мотивов учения и результативности учебного труда старшеклассников позволяет сделать следующие выводы: · На достижение максимального балла современных старшеклассников существенное влияние оказывают мотивы учебной деятельности
· Основными сдерживающими факторами в получении наивысших оценок являются неуверенность в себе; недостаточная практическая определенность; · У большой группы старшеклассников наблюдается присутствие психологического барьера в получении 12 баллов. Практические рекомендации старшеклассникам
1. Сделай попытку разобраться в мотивах побуждающих тебя к учебной деятельности и реши, не ошибочны ли они. 2. Убеди себя в возможность управления своим состоянием, мыслями, поступками. . Найди мотив для развития веры в свои силы и возможность стать лучше. . Сформируй эмоционально положительную Я-концепцию: Я-хочу, способен, нравлюсь, значу. . Овладей основами психологического аутотренинга. . Развивай в себе самостоятельность в решении учебных вопросов (не жди подсказок и инициативы от учителей и родителей). . Активно включайся в реальную окружающую жизнь для более раннего определения своих сил и способностей в профориентационном самоопределении, т.е. найди практическую направленность своей деятельности. . Всегда помни, что ты индивидуален, и в своих стремлениях имеешь право быть не таким как все. . Занимайся самообразованием и ты сможешь достичь большего. Список используемой литературы
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М., 1972. с 10 - 34. . Вопросы психологии личности школьников / Под ред. Божович Л. И., Благонадежиной Л.В. М., 1961.406 с. . Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т 4.1984.432 с. . Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989.169 с. . Дьяченко М.И. Кандибович Л.А. Краткий психологический словарь. Мн.: "Холтон", 1998.399 с. . Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.192 с. . Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. Кондакова М. И., Вишнякова А.С. М., 1988.367 с. . Крутецкий В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с. . Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.224 с. Приложения
Приложение 1 Опросник для выявления мотивации на оценку и на получение знаний Инструкция Уважаемые учащиеся! Вам будет представлен перечень вопросов, характеризующих отношение к различным сторонам учебного процесса в школе. Ваши данные будут использоваться в исследовательских целях и оглашению не подлежат. Возьмите чистый лист бумаги и подпишите: дату, возраст, пол и успеваемость. Сейчас я буду зачитывать вопросы. Ваша задача поставить номер вопроса и указать из двух вариантов ответа на каждый вопрос тот, с которым согласны вы. . Помнишь ли ты, когда получил первую двойку или тройку? а) да; б) нет. . Является ли для тебя необходимым разбираться во всех вопросах, изучаемых на каждом уроке, независимо от учебного предмета? а) да; б) нет, обычно достаточно знать основные вопросы. . Беспокоит ли тебя, что твои оценки хуже, чем у одноклассников? а) да; б) нет. . Как ты относишься к одноклассникам, которые часто списывают у других домашние задания и контрольные работы?
а) осуждаешь таких ребят, за то, что они не учатся самостоятельно; б) понимаешь их. . Считаешь ли ты, что одноклассники преувеличивают значение оценок? а) да; б) нет. . После получения оценки на уроке ты: а) продолжаешь активно участвовать в рассмотрении учебных вопросов; б) позволяешь себе расслабиться и отдохнуть. . Если кто-то из одноклассников очень расстраивается из-за оценки, то ты: а) понимаешь его, т.к. это большая неприятность; б) не понимаешь его, как можно так сильно огорчаться из-за оценки. . Верно ли, что тебе хочется как можно больше узнать по отдельным предметам? а) да; б) нет. . Думаешь ли ты в начале учебного года, какими будут твои итоговые оценки (или оценки за семестр)? а) да; б) нет. . Бывает ли, что получив хорошую оценку, ты не доволен качеством своего ответа? а) да; б) нет. . Верно ли, что большинство ребят, получив оценку, несколько дней не готовятся по этому предмету, т.к. их не спросят? а) да; б) нет. . Интересно ли тебе, когда учитель сообщает научные данные, которых нет в учебнике? а) да; б) нет, т.к. при ответе на оценку их можно не использовать. . Верно ли, что оценки часто являются главной причиной твоего хорошего или плохого настроения? а) да; б) нет. . Ты бы хотел, чтобы на классном собрании или в школьной газете отметили твои хорошие знания? а) да; б) нет. . Что ты испытываешь, когда тебя долго не спрашивают на оценку? а) тебя это радует; б) держит тебя в состоянии напряжения. . Получив в начале года новый учебник, интересуешься ли ты, что в нем изложено? а) да; б) нет. . Было ли тебе интереснее учиться, если бы учителя не ставили оценок? а) да; б) нет. . Верно ли, что твои оценки больше всего зависят от: а) твоих знаний по предмету; б) от разных факторов: отношений с учителем, от его настроения и др. . Знаешь ли ты, какие оценки стоят в аттестате твоих родителей? а) да; б) нет. . Как ты считаешь, что важнее для большинства одноклассников? а) знания; б) оценки. . Верно ли, что твои оценки хуже, чем бы ты хотел? а) да; б) нет. . Будешь ли ты учить учебный материал, если знаешь, что оценку за него не поставят? а) да; б) нет. . Верно ли, что большинство одноклассников стремятся получить хорошие оценки, чтобы избежать неприятностей в школе и дома? а) да; б) нет, т.к. по оценкам также можно узнать насколько хорошо знаешь учебный материал по сравнению с одноклассниками. . Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя вопрос ты ищешь в дополнительной литературе, или изучаешь учебник, забегая на несколько параграфов в перед? а) да; б) нет. . Часто ли ты получаешь оценки по собственной инициативе? а) да; б) нет. . Беспокоит ли тебя, что твои знания не соответствуют отличным оценкам? а) да; б) нет. . Приятно, когда: а) много знаешь; б) имеешь отличные оценки. . Охотно ли ты выполняешь задания повышенной трудности? а) да; б) нет. . Верно, что если бы не было оценок, большинство одноклассников тратили бы на учебу гораздо меньше времени и сил? а) да; б) нет. . Считаешь ли ты, что знания, приобретенные в школе, определят в будущем твою жизнь? а) да; б) нет. . В конечном итоге обучение в школе сводится к: а) получению аттестата с оценками; б) определенным знаниям, которые необходимы в жизни. . Спорил ли ты с учителем о несправедливо поставленной тебе оценке? а) да; б) нет. Ключ 1. Начисляется по одному баллу за ответы: 1б, 3б, 5а, 7б, 9б, 11б, 13б, 15а, 17а, 19б, 21б, 23б, 25б, 27а, 29б, 31б. Начисляется по два балла за ответы: 1а, 3а, 5б, 7а, 9а, 11а, 13а, 15б, 17б, 19а, 21а, 23а, 25а, 27б, 29а, 31а. Подсчитывается общая сумма баллов. Опрашиваемый может получить от 16 до 32 баллов. от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на оценку. от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на оценку. Ключ 2. Начисляется по одному баллу за ответы: 2б, 4б, 6б, 8б, 10б, 12б, 14б, 16б, 18б, 20б, 22б, 24б, 26б, 28а, 30б, 32б. Начисляется по два балла за ответы: 2а, 4а, 6а, 8а, 10а, 12а, 14а, 16а, 18а, 20а, 22а, 24а, 26а, 28а, 30а, 32а. Подсчитывается общая сумма баллов. от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на получение знаний. от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на получение знаний. Приложение 2 Анкета . Нужна ли тебе оценка 12 баллов или ты можешь обойтись и 10 баллами. 2. Мог бы ты по некоторым предметам иметь итоговыми оценками 12 баллов. . Были ли у тебя случаи, когда ты отвечал на 12 баллов, а тебе поставили меньший балл. . Считаешь ли ты, что твои оценки соответствуют твоему уровню знаний. . Ты не стремишься к оценке 12 баллов, потому что: а) это ничего не даст; б) учителя все равно не поставят; в) родители не требуют; г) не уверен в своих силах; д) жаль своего труда; е) плохие учебники; ж) я не ставлю перед собой такую задачу; з) нет материальной заинтересованности; и) не хочу выделяться; к) здоровье не позволяет; л) для 12 баллов нужно творчество, а это не мой конек; м) мало занимаюсь самообразовательной работой; н) займусь этим в 11 классе; о) все равно никто не похвалит; п) никогда об этом не думал; р) в школе нет того учебного предмета, который увлек бы меня на баллов; с) там, где я буду учиться после школы, на это не обратят внимание. ТЕМА "Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников"
Работу выполнили Шевченко Марина Михайловна, ученица 10 кл. Неровный Александр Николаевич, ученик 9 кл. СОШ № 17 г. Дружковки Донецкой области Руководитель Шкондина Наталья Николаевна, практический психолог СОШ № 17
г. Дружковка Содержание Введение 1. Теория проблемы 1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста 1.2 Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника 1.2 1 Мотивы учения 1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации 1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки 2. Организация исследования 2.1 Этапы исследования, контингент обследованных 2.2 Влияние новой системы оценивания на успеваемость и достижение максимального балла 2.3 Связь направленности мотивации на знание или оценки с успеваемостью десятиклассников 2.4 Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки Вывод Практические рекомендации старшеклассникам Список используемой литературы Приложения Введение
Актуальность нашей работы заключается в том, что статистические данные показывают на тот факт, что с введением 12-ти балльной системы оценивания меньше стало учащихся имеющих самый низкий уровень оценок. Оценивание стало более точным, дифференцированным, гуманным. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что процент старшеклассников общеобразовательных школ, имеющих в своем активе высшие оценки - 12 баллов ничтожно мал. Особо заметно это при сравнении с количеством оценок "5" т.е. максимально возможных, при пятибалльной системе, которая существовала ранее. В какой-то степени это можно отнести на счет адаптации учащихся и учителей к внедренной 12-ти балльной системе оценивания. Но все более явно эта проблема видится нами в мотивационной плоскости учебы современных юношей и девушек. Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить какую роль играет мотивация на получение старшеклассниками максимального балла в оценивании. Объектом нашего исследования выступают учащиеся 10 классов общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 г. Дружковки. Предмет исследования - мотивация как значимый компонент личности. Влиянии мотивации на достижения учащимися максимального балла оценивания. Цель исследования - изучить влияние и взаимосвязь мотивации учения и результативности учебного труда старшеклассников. В соответствии с целями рассматриваются такие задачи: Выяснить влияние мотивации на достижение наивысшего балла у современных старшеклассников. Выяснить отношение старшеклассников к наивысшему баллу и определить основные сдерживающие факторы в его получении. мотив максимальная оценка школьный Выработать рекомендации для преодоления психологического барьера в получении 12-ти баллов. В ходе исследовательской работы проверялись следующие гипотезы: Существует определенная связь учебной мотивации учащихся с успеваемостью. Преобладание мотивации на оценку оказывает более сильное влияние на учебную деятельность старшеклассников. Существует определенный психологический барьер в достижении старшеклассниками наивысшего балла при двенадцати балльной системе оценивания. В нашей работе исследование осуществлялось на протяжении 2000 - 2003 учебных годов на базе средней общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 города Дружковки. Исследованием было охвачено 284 учащихся десятых классов. При анализе экспериментальных данных половые различия старшеклассников не учитывались. В процессе работы нами были использованы следующие методики: ) Опросник для выявление мотивации на оценку и на получение знаний, включающий 32 суждения, разработанный Курдюковой Н.А. ) Анкета для выявления отношения старшеклассников к оценке 12 баллов, разработанная авторами данной творческой работы. Дополнительные статистические данные были предоставлены администрацией школы № 17 г. Дружковки. Теория проблемы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.123 с.) |