Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника



Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника

Мотивы учения

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им [10, 56], т.е. чтобы они приобрели значимость для нас.

Учение - один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности у школьника. Учение - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике [7,332]. Учение побуждается целым рядом мотивов.

В психологии понятие мотив рассматривают как внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл [5, 141].

В обучении мотивом является направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней [7, 151], т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей оценки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся такие мотивы, как учеба ради лидерства и престижа; учеба как вынужденное поведение; стремление оказаться в центре внимания; учеба ради материального вознаграждения и избежания неудач. Некоторые перечисленные внешние мотивы, на наш взгляд, могут оказывать и негативное влияние на результаты учебы, да и на характер старшеклассника в целом.

Мотивы входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации. Рассмотрим мотивационную сферу учения старшеклассников, т.е. того, что определяет и побуждает их учебную активность. Мотивация выполняет несколько функций:

побуждает поведение;

направляет и организует поведение;

придает личностный смысл и значимость нашему поведению.

Фактически мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: потребностей; целей; интересов; мотивов.

При исследовании мотивов учения старшеклассников Андреева А.Д. и Дубровина И.В. [4,57], выделяют, что наибольшее значение для старшеклассников имеет мотив самоутверждения. Старшеклассники стремятся завоевать через учебные достижения устойчивое положение в коллективе сверстников, создать у учителей определенное мнение о себе, своих способностях, а также сохранить достаточно высокий уровень самооценки. На втором месте по значимости, авторы рассматривают мотив саморазвития. Учащиеся стремятся к саморазвитию личностных качеств (воля, целеустремленность), расширение своего кругозора в различных сферах знаний.

Мы предполагаем, что высокая значимость выше названных двух категорий мотивов для старшеклассников связана с потребностью изучить что-то в себе и во мнении о себе со стороны окружающих. "Эти переживания, как правило, являются следствием эгоцентризма, озабоченности собой, что очень часто бывает в ранней юности”, - утверждает Кон И.С. [6, 87]. Не менее значимы для старшеклассников познавательный мотив и мотив общения с взрослыми. Познавательная мотивация характеризуется тем, что большинство учащихся старших классов направлены на продолжение образования после окончания школы. Причем учебные интересы десятиклассников связаны с выбранным профилем. Нужными для нас считаются те предметы, которые соответствуют нашим личным интересам, а остальные предметы многие старшеклассники расценивают, как пустую трату времени и сил. Причем десятиклассники начинают придавать значение не только содержанию предметов, но и качеству преподавания и личности учителя. По личным наблюдениям, можем заметить, что у многих десятиклассников возникает желание поговорить с учителем по поводу различных проблем, выходящих за рамки школьной программы, причем более ценной становится и получаемая от учителя информация и на уроке.

Следующими по значимости авторы определяют мотивы общения со сверстниками и мотивы, связанные с отношением к школе, как средству перехода во взрослую жизнь. Действительно, мы согласны, что для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам. Конечно, мотив общения со сверстниками в школе более значим в подростковом возрасте, но это не означает, что для школьников 16 лет общение со сверстниками становится несущественным. С возрастом расширяется круг интересов учащихся старших классов, которые выходят за пределы школьной жизни. Это и приводит к некоторому снижению общения с одноклассниками, хотя в то же время очень быстро происходит, например, привязанность к одноклассникам в новом коллективе.

Очень невысока в старших классах роль мотива "избегания неприятностей". Этот мотив свое действие оказывает на учащихся младших классов, а для большинства старшеклассников утрачивает свое значение, что связано с растущей личной зрелостью юношей. Конечно, старшеклассники, особенно десятиклассники, в сравнении с учащимися младших классов уже осознают, что их хорошие оценки важны не сами по себе, и нужны не для спокойствия родителей, а являются показателем уровня знаний, способностей и возможности поступления в высшее учебное заведение. Хотя, получение "случайной" высокой оценки (12 баллов) приносит некоторое удовлетворение и в старшем школьном возрасте, но не играет большой роли даже в плане самоутверждения. Поскольку, как считают сами десятиклассники, и без оценок видно, кто чего стоит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.005 с.)