Проведение и обработка результатов исследования способов подверженности индивида психическим состояниям других людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение и обработка результатов исследования способов подверженности индивида психическим состояниям других людей



 

С целью изучения способов воздействия индивида на психическое состояние других людей было проведено исследование ведущих актеров музыкального театра Кузбасса имени А.К. Боброва, а также проведен опрос среди зрителей посещавших спектакли данного театра.

По данным полученным в ходе исследования мы попытались выявить некоторые приемы, которыми артисты пользуются в своей работе, а также узнать насколько точно они срабатывают в зрительском восприятии спектакля и достигают ли своей цели.

Для исследования актерского состава было разработано свободное интервью состоящие из семи основных вопросов и двух дополнительных.

В данной работе мы не рассматривали личностные особенности актеров при ответе на вопросы.

Исследованию подверглись 12 действующих актеров работающих в Муз. Театре Кузбасса. Среди них 8 женщин и 4 мужчин.

Ниже приведены вопросы:

.   Есть ли зависимость между площадкой, на которой приходится работать и вашим самочувствием?

2. Можете ли вы определить эмоциональное состояние зала выходя на сцену?

.   Есть ли у вас определенные приемы, благодаря которым, вы изменяете эмоциональное состояние зала в нужную сторону? Примеры.

4. Есть ли зависимость между вашим настроением до спектакля и тем как реагирует зал?

.   Есть ли в спектаклях определенные места, после которых всегда следует какая-либо реакция публики?

.   А бывает ли, что в этих местах соответствующей реакции не проявляется? Ваши действия в этом случае.

7. Существует ли зависимость от количества людей в зале и силой реакции публики?

8. Где легче добиться от зала ответной реакции, в концертных номерах или спектакле? (Вопрос задавался при условии участия актера в концертах)

. Случалось ли вам использовать квакеров в своей деятельности?

(В этом вопросе речь идет скорее о друзьях или родственниках пришедших на спектакль и реагирующих чуть сильнее остальной части зала, чем о специально нанятых людях)

В данном интервью ключевым для нашего исследования является вопрос №3, так как он напрямую относится к теме курсовой работы.

Проведя анализ результатов интервью, и соотнеся полученные ответы на вопросы можно вывести обобщенные ответы путем соотнесения самых популярных вариантов.

.   Большинство опрошенных сказало, что для них не имеет значения то, на какой площадке приходится работать, но выезжая на гастроли, все же присутствует желание "блеснуть" перед незнакомой публикой.

2. Все опрошенные утверждают, что могут определить настроение зала, чаще всего по аплодисментам и реакции на предыдущих исполнителей, по общей тишине, перед началом спектакля, после третьего звонка и до открытия занавеса. Некоторые опрошенные выделяют такие моменты как общее шевеление или неподвижность в зале, а также жесты, волна вздохов в драматических моментах, шелест посторонних предметов у зрителей.

.   В ответах на этот вопрос, как и ожидалось, наблюдались самые большие различия, и даже противоположные ответы у опрашиваемых.

Тем не менее, мы провели сравнительный анализ ответов и вывели две основные тенденции.

Первая, оказавшаяся у 30% респондентов, заключается в том, что актеры начинали "поддавать", пытаться произвести впечатление, для изменения отношения конкретного индивида, использовался прием, который можно назвать "конкретным обращением к зрителю". Суть его в том, что в массе людей выбирается один человек с явно недоброжелательным отношением, и идет конкретный диалог с ним, прямое общение со сцены. Некоторые утверждают, что у них взаимодействие с залом идет только через вокал, и делают ставку на исполнительское мастерство в определенном номере.

Остальные же, 70% респондентов более склонны к противоположному отношению к данному вопросу. Они утверждают, что не видят смысла в "грубом" изменении отношения зрителей к происходящему, и делают ставку на конкретную работу на сцене, то есть на свою актерскую игру и вокальное исполнительское мастерство. Также, было замечено, что среди актеров мужчин преобладает именно этот подход. Респонденты советуют как можно меньше фальшивить в вокале и игре, а так как публика в зале бывает разная, нет смысла подстраиваться под нее каждый раз заново.

Только один из опрошенных признался, что при не поступлении от зала реакции, в ключевых моментах спектакля он начинает поддавать и стараться энергетически усилить атаку на зал. В качестве аргумента было приведено то, что публика приходит смотреть и развлекаться, и если она этого не получает это проблема актера, а не публики.

.   При ответе на этот вопрос все опрошенные утверждали, что профессионализм заключается в том, что нельзя поддаваться собственным эмоциям перед работой. Некоторые из опрошенных, приводили трагические примеры из своей жизни связанные со смертью близких людей, тем самым доказывая, что зритель приходит смотреть на спектакль и ему нет никакого дела до происходящего в личной жизни работающих на сцене актеров. Что касается болезней и плохого самочувствия перед работой, опрошенные утверждают, что выходя работать на сцену, забываешь обо всем этом и чувствуешь себя совершенно здоровым.

5. В ходе интервьюирования было получено подтверждение о существовании подобных мест в спектаклях. Примером может служить сцена бани в спектакле "Ханума", реплика: "-Я уйду как настоящий француз, по-английски.", танец Барона с Пуасоном из "Мистер Х", и т.д. Но в ходе опроса было также выявлено, что иногда данная реакция проявляется в местах, в которых ее раньше не было. Также артистами театра было высказано утверждение, которое говорит о зависимости между интеллектуальным уровнем публики и ее реакцией на различный юмор. В некоторых городах, шутки, построенные на сарказме или не логичности утверждения, то есть имеющие интеллектуальную основу остаются не замеченными. В качестве примера можно привести цитату из "Демонической женщины" Теффи.

" - Не надо оставлять ее одну сегодня ночью.

А то она, наверное, застрелится этим самым цианистым калием, который ей принесут во вторник. "

При произнесении этой фразы не каждый зал проявляет реакцию, смех например, так как возможно из-за отсутствия информации о цианистом калие как яде, а не огнестрельном оружии. Но при всем выше сказанном, не следует забывать, что даже при самой гениальной драматургии, ответная реакция публики появится лишь при должном исполнении артиста.

.   Лишь один из опрошенных при ответе на этот вопрос, так же как и при ответе на вопрос №3, сказал, что старается энергетически воздействовать на зал, и предпринимать попытки реабилитироваться за заваленную сцену или какие либо другие ошибки, в своей дальнейшей работе. Остальные же опрошенные утверждают, что несмотря на небольшое расстройство продолжают работать в меру своих сил, ни чего кардинально не меняя в происходящем.

7. Все опрошенные утверждают, что с большим залом работать легче. Некоторые исключают премьерные спектакли ввиду большой ответственности перед публикой. Но утверждение "Чем больше зрителей, тем смелее и активнее они реагируют на происходящее" для большинства спектаклей остается актуальным. Однако один из опрошенных заметил, что при неполном зале с малым количеством зрителей чувствует себя свободней и уверенней, но мы думаем, что это, связанно с личными предпочтениями артиста, чем с вопросом взаимодействия с залом.

.   При условии работы в концертах, некоторым артистам был задан дополнительный вопрос. Обобщенный вывод можно сформулировать так: "В крупных ролях в спектаклях, ввиду их продолжительности, есть время, что бы реабилитироваться перед публикой, набрать достаточный градус и зацепить зал. В выступлениях концертного типа и небольших ролях, времени на реабилитацию нет и надо сразу выдавать 100% результат, работая в меру своих возможностей".

.   Этот вопрос, был задан не всем участникам опроса ввиду не совсем корректного содержания. В результате опроса выяснилось, что действительно, во время спектаклей, на которых присутствуют близкие знакомые участников и проявляют более бурную реакцию, чаще всего она подхватывается залом. В основном речь идет о молодых актерах с соответствующим их возрасту кругом друзей. Про случаи негативного использования квакеров ни одним опрошенным упомянуто не было.

Для исследования реакции зрителей, нами была использована закрытая анкета из восьми вопросов. Данная анкета была распространена среди тридцати зрителей на спектаклях "Мистер Х" и "Дон Сезар де Базан". По результатам обработки анкеты были сделаны следующие выводы:

. На успешное восприятие спектакля влияет многоплановость постановки. Комплексное использование музыки, вокала, хореографических номеров и драматических сцен, позволяет поддерживать внимание зрителя более длительное время.

. При заполненном зале, зрители чувствуют себя более свободно и не стеснены в проявлении эмоции, смеха, аплодисментов и др.

. Более успешное восприятие роли зависит также от узнаваемости актера зрителем. Например, исполнение В. Штыпсом ролей Дона Сезара и Мистера Х, вызвало интерес зрителей в большей мере. И некоторые зрители шли в театр именно для того чтобы увидеть этого артиста.

. Бурная реакция зрителей, сидящих на соседних местах с опрошенными, чаще всего, вызывает аналогичную реакцию у окружающих.

. При наличии рядом свободных мест некоторые зрители не начинают аплодировать первыми.

Выводы ко второй главе

 

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы.

При не заполненном зале организатором следует пересаживать публику даже на более дорогие места, но так чтобы они сидели одной группой.

Синтетический жанр постановки облегчает восприятие и производит больший эффект на публику.

Артистам, добившимся определенного признания у публики намного легче добиться от нее соответствующей реакции.

При постановке спектакля следует учитывать уровень общей зрительской культуры города, и соответственно подбирать содержание, которое будет восприниматься широкой публикой, а не узким кругом зрителей. Но это стоит учитывать только при мотивации финансовой успешности спектакля.

Большинство артистов не используют определенные приемы для изменения психического состояния зала, но это компенсируется их опытом и талантом.

Общее настроение зала не трудно определить по его реакции на ключевые места спектакля, и в соответствии с этим выстраивать определенные моменты роли таким образом, что бы они произвели наибольший эффект в данных обстоятельствах и именно на эту публику.

Подводя итог курсовой, следует сказать, что искренность игры и конкретная сценическая работа артиста покоряют любой зал вне зависимости от количества людей, их настроения и характера спектакля.


Заключение

 

Психическое состояние сложнейшая структура, включающая в себя мысли, чувства, эмоции, настроение и др. Но говоря о психических состояниях не надо забывать, что физическое состояние человека также играет важнейшую роль. Усталость или бодрость, спокойствие или возбуждение, все эти факторы влияют на психическое состояние индивида, а значит и на способность подвергаться чужому влиянию.

Зритель способен и хочет воспринимать происходящее на сцене. Во время спектакля публика непрерывно следит за артистами и готова воспринимать артиста как субъекта с определенной долей влияния на нее. Это находит подтверждение, например, когда люди идут именно на спектакли с определенным исполнителем. Приходя на спектакль, публика настроена поглощать энергию актера и взамен отдавать ему свою. Аплодисменты, крики "Bravo", восторг и радость на лицах зрителей лучшая похвала для артиста. Если актер получает это в конце спектакля, значит, он изменил психическое состояние зрителя в нужную сторону Использование своего природного таланта, искренности игры, применение определенных приемов актерского мастерства, все это многообразие возможностей должно сливаться в артисте в единое целое. Для достижения контакта с залом, и для того чтобы происходящее на сцене рождало отклик в сердцах людей. Это справедливо при условии, что выходя на сцену, артист преследует цель каждый раз принести немного нового в искусство, а не воспринимает театр как повседневную работу.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы подтвердили нашу гипотезу: при использовании определенных приемов, возможно, манипулировать психическими состояниями окружающих.


Список литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, - 1999. - 375 с.

2. Брук, П. Пустое пространство / пер. с английского О.С. Родман и И.С. Цымбал - М.: Прогресс, - 1976.

.   Вильсон, Г. "Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники", М., " Когито-Центр", - 2001. - 384 с.

.   Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

.   Кондаков И. Психологический словарь, СПб.: Питер - 2000 г. - 433 с.

.   Купер, К Индивидуальные различия М.: Аспект Пресс, - 2000. - 527 с.

.   Лебон, Г. Психология народов и масс - М.: Социум, - 2010. - 400 с.

.   Немов, Р.С. Психология. Книга 1 М.: Владос, 2003. - 688 с.

.   Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

.   Платонов К. К,. Голубев Г.Г. "Психология" Высшая школа", М., 1977 г.

.   Прохорова, А.О. Смысловая регуляция психических состояний М.: Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

.   Социология: Энциклопедия /Сост.А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

.   Станиславский К.С. Работа актера над собой СПб.: Прайм-Еврознак. - 2010. - 478 с.

.   Стреляев К.С. Как избежать стресса. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 440 с.

.   Чамокова Э.А., ЧесноковаВ.Ф. Фокусированное интервью в исследовании восприятия искусства // Экспертные оценки и восприятие искусства. М.: НИИ культуры РСФСР, 1977.

17. Чивурин А., Марфин М. Что такое КВН / электронный ресурс, режим доступа http://light-kvn. ucoz.ru/load/2-1-0-10 <http://light-kvn.ucoz.ru/load/2-1-0-10> - свободный, заглавие с экрана

.   Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / пер. с польск.М. М. Гуренко. - М.: Прогресс. - 1969. - 240 с.

.  . Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции СПб.: Питер - 2006. - 262 с.

 


Приложения

Приложение 1

Анкета.

Уважаемый зритель, предлагаем вашему вниманию небольшую анкету. Постарайтесь ответить на вопросы как можно точнее.

Ваше мнение очень важно.

Часто ли вы посещаете театр?
Какой из театров вы посещаете чаще? Драматический или Музыкальный?
Почему вы пришли именно на этот спектакль?
Нравится ли вам разноплановость постановок? (Чередование сцен с музыкальными и балетными номерами)
Часто ли вы начинаете аплодировать первым\первой?
Нравится ли вам, когда рядом есть свободные места?
Если сидящие рядом кричат "Bravo" вы можете подхватить их реакцию?
В каком зале вам больше нравится находится? (в полном или где есть свободные места)
У вас есть "любимый" актер, на чьи спектакли вы стараетесь попадать чаще?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.027 с.)