Психические состояния. Классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические состояния. Классификация



 

Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций. [6, с.62]

Психическое состояние - это психическое явление, влияющее на жизнедеятельность человека, изменяемое во времени, но наряду с тем достаточно устойчивое.

Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.

Различные авторы дают разные определения понятия 'психическое состояние'. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний. В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко считают, что причина замедленного научного познания психических состояний человека заложена в самой их природе. Так, имеющиеся в литературе определения психического состояния (Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова и др.) прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения.

Наиболее полным и простым представляется определение Н.Д. Левитова: "Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. "

Левитов считает, что психическое состояние - это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности. Оно выражается чаще всего в эмоциях, окрашивает всю психическую деятельность человека и связанно с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Таким образом, в структуру психического состояния входят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов, а также психической деятельности в целом, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т.д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. Эта проблема рассматривается в работах таких авторов как Г.Ю. Айзенк, Д.Н. Левитов, Г. Вильсон, А.О. Прохорова, Ю.В. Щербатых. Психические состояния являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

В качестве примера можно привести состояние артиста перед ответственным выступлением, особенно в начале творческой деятельности. Перед выходом на публику начинающий артист может испытывать страх, неуверенность, желание убежать и спрятаться, необходимость поддержки и защиты. Также легко заметить изменения в физиологических процессах: дрожь в коленях и кистях рук, повышение температуры, повышенное потоотделение, головокружение и прочее.

Но после успешного выступления состояние резко меняется: напряжение сменяется энергичностью, выделяется огромное количество гормонов вызывающих чувство удовольствия и радости, появляется уверенность, удовлетворенность и бодрость, что несомненно сыграет положительную роль при дальнейшей артистической деятельности, а при повторении в дальнейшем подобного успеха у артиста может закрепиться данная реакция даже в физиологическом плане. Выступление будет ассоциироваться с дальнейшим получением только положительных эмоций.

Также возможен и противоположный эффект когда начинающий артист терпит неудачу: проигрыш в конкурсе, неприятие публикой или невыполнение нужных от него действий в результате чрезмерного волнения (певец забыл слова). В этом случае напряжение и подавленность только усиливаются, волнение может продолжаться еще на протяжении долгого времени, усиливается неуверенность в себе. Появляется страх перед сценой и может даже развиться комплекс, из-за которого артистической карьере будет положен конец.

В этом примере было показано, как психические состояния могут влиять на физическое и психическое здоровье человека, а также на его дальнейшую деятельность.

Еще следует заметить взаимосвязь психических состояний между собой: воодушевление с энергичностью, неудовлетворенность с огорчением и подавленностью, чувство радости неразрывно связано с активностью и жаждой деятельности. Сочетания этих состояний между собой приводят нас к такому понятию как настроение.

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.

Настроение - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

Можно также определить настроение как совокупность психических состояний, одно из которых доминирует и придает соответствующую эмоциональную окраску происходящему. Поэтому когда одно из психических состояний не выявляется как доминирующее, настроение может быть не конкретным, а сочетать в себе несколько характеристик различных состояний.

Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т.д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим. Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей.

Первая - полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное - заторможенное, бодрое - подавленное, активное - пассивное, радостное - грустное, уверенности - неуверенности, удовлетворенности - неудовлетворенности и т.д. [9, C.107].

Вторая - изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным.

Третья - относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсрочено, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли, и уже зародилось новое состояние, от первоначального переживания остается "осадок" на какое-то время, может быть на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние.

Четвертая - индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния.

Пятая - внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснении лица или бледности. Даже если человек старается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится.

Шестое - настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания. Все пять предыдущих особенностей индивидуального настроения личности присущи и настроению группы [9, с.109].

Все эти особенности психических состояний имеют огромное значение для деятельности артиста. Если мы хотим чтобы персонаж на сцене выглядел убедительно, мы должны знать, какие физиологические черты более точно подойдут к настроению создаваемого образа. Как изменится настроение в результате действия происходящего на сцене. Какое будет вести себя персонаж в определенных обстоятельствах, опираясь на его темперамент характер и особенности психических процессов. И самое главное, то, что интересует нас именно в этой работе. Как передать зрителю происходящее на сцене чувство, заразить его этим чувством и сделать так, чтобы это было его чувство. Беря за основу тезис, что настроение это изменяемое во времени психическое состояние, можно предположить, что при использовании определенных действий мы можем изменить его в нужную нам сторону.

Легче всего это сделать с людьми, которых мы хорошо знаем. Видя, что друг или хороший знакомый находится в подавленном состоянии мы обычно знаем как его "растормошить" и изменить его состояние на противоположное, приподнятое, бодрое. Или же наоборот, рассказывая близким людям о чем-то неприятном, например собственных неудачах, мы можем изменить их настроение в негативную сторону.

Это действует на знакомых людей из близкого круга общения. Но с малознакомыми или даже вообще посторонними людьми (зритель в театре), нужно искать другие, более эмоционально яркие подходы.

Также психические состояния можно разделить на три группы беря за основу преобладание психических процессов.

.   Гностические психические состояния: любопытство, удивление, сомнение, озадаченность заинтересованность, сосредоточенность и т.д.

2. Эмоциональные психические состояния: радость, злость, огорчение, грусть, обида, бодрость, тоска, страсть, отчаяние и т.д.

.   Волевые психические состояния включают в себя: активность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие и т.д.

Все эти состояния, подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности [5, с.73].

Также все психические состояния можно разделить на оптимальные, стрессовые, депрессивные и внушенные.

Оптимальными психическими состояниями называются те, которые наиболее подходят к определенному виду деятельности. Выступление на публике, например, требует воодушевления, сценического возбуждения, энергичности, активности и готовности к немедленному действию. В то же время при однообразной и кропотливой работе, например, корректором в редакции или изготовлении чертежей, схожее состояние может сыграть отрицательную роль, и тут напротив, требуется спокойствие, кропотливость, сосредоточенность на происходящем без отвлечения на внешние раздражители. Поэтому при определении оптимального психического состояния необходимо учитывать род деятельности.

Стрессовое состояние можно рассматривать как перевозбужденное оптимальное состояние. Стрессовые состояния не являются предпочтительными для какой либо деятельности, но могут помочь в стрессовых ситуациях когда на принятие решения имеется ограниченный временной промежуток: внештатная ситуация на сцене, авария в дороге. Но вне нестандартных действий они вредны, так как могут привести к скованности, ограниченности внимания и движений, потери сообразительности. [6, C.34].

Депрессивные состояния вредны во всех видах деятельности. Депрессивное состояние можно определить по апатичному, пассивному поведению, заторможенной реакции, слабого или несвоевременного отклик на внешние раздражители, рассеянности внимания и вялости движений. В актерской профессии, депрессивное состояние, можно приравнять к творческой недееспособности. В таком состоянии и речи быть не может об успешной творческой деятельности. Актер не сможет существовать в роли, погружаться в образ вести действие и адекватно реагировать на партнера. [13, C.26].

Внушенные психические состояния так же называют суггестивными. Они могут быть как полезны, так и вредны в зависимости от целей, с которыми они применяются. Наиболее частое применение суггестивных состояний мы можем встретить в учебном процессе и воспитании. Их цель чаще всего изменить поведение объекта в нужную педагогу сторону, например при не желании работать или сомнении, и страхе ученика выполнять какое либо действие. Также суггестия (внушение) очень часто проявляется в общественной жизни, например при взаимодействии руководителя с коллективом.

Психические состояния энергетически мобилизуют и активизируют организм для действий, соответствующих этим состояниям. Наиболее эффективным влиянием на поведение человека будет такое, когда оно воздействует комплексно: на сознание, на чувства и на волю человека одновременно [13 C.304].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.017 с.)