Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



Выпускная квалификационная работа

"Исламский фактор" во внутренней и внешней политике постсоветских государств центр"альной аз"ии (1990-2013 гг.)

 


 

Введение

политический ислам азия религиозный

Настоящее содержание данной дипломной работы автору хотелось бы начать со слов о том, что среди характерных черт нового тысячелетия, отражающихся в ходе строительства правового демократического, гражданского общества большинства современных государств, а также в период развития процессов глобализации и формирования многополюсной системы международного сотрудничества, безусловно, важное место занимает усиление роли и места ислама в целом.

Неоспорим тот факт, что «исламский фактор» все больше усиливает свое влияние во всех сферах жизни современного мусульманского общества, но при этом многомерное самовыражение ислама находит свое отражение и на всем мировом сообществе. В связи с этим актуальность и злободневность этого факта возрастает с каждым днем.

Обращение мусульман к своей религии и культуре с ее многовековыми традициями в поисках духовной опоры и стремление мусульманских народов отстоять свою самобытность и свои многоплановые интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической, экономической и культурной жизни современного мира, являясь важной приметой эпохи. И эта тенденция носит долговременный характер.

Актуальность темы настоящей дипломной работы обуславливается тем, что на рубеже XX-XXI веков мы можем явно наблюдать усилившийся интерес научного сообщества к исламскому вопросу. Исследователи стали всё чаще задаваться вопросами о том, насколько в современных условиях после многолетнего атеизма, господствовавшего в Советском Союзе, необходима религия для становления человека как личности, для формирования его духовной культуры, мировоззренческой и социокультурной составляющей. На всей территории уже постсоветского пространства стали изучаться темы исламского фундаментализма и экстремизма. В связи с этим необходимо переосмысление и оценка социально-политических изменений в политическом облике этих стран, а именно, в соответствии с темой данной работы, стран Центральной Азии. Это особенно важно сделать именно для того, чтобы разобраться, какова степень влияния «исламского фактора» и насколько опасны те тенденции в развитии религиозной жизни, с которыми сталкиваетсябольшинство государств в мире и, в частности, государства Центрально - Азиатского региона в настоящее время.

В связи с этим особую значимость приобретает тот факт, что влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии с каждым годом становится все более явным и ощутимым во многих странах региона. Ислам и исламская политическая оппозиция как явление, в последнее время стали неотъемлемым фактором современной политической жизни республик Центральной Азии.

Большой исследовательский интерес представляет также определение особенностей в частности исламского политического движения Центральной Азии, его роль во время гражданской войны в Таджикистане, политических волнений и проявлений терроризма в Узбекистане и Киргизстане, как одной из важных составляющих общеисламской концепции развития на современном этапе.

В то же время, немаловажное значение имеет рассмотрение феномена исламизма в Центральной Азии в контексте влияния внешних факторов, связанных с общей политической ситуацией в мире, характеризующейся политикой великих держав по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

Объектом исследования является «исламский фактор» в общественно-политической жизни странЦентрально-Азиатского региона.

Предмет исследования: особенности влияния «исламского фактора» на внутреннюю и внешнюю политику государств региона.

Цель представленной работы состоит в том, чтобы раскрыть многомерность понятия «исламский фактор» в Центральной Азии, а также изучить особенности исламского политического движения в Центральной Азии.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи: 1. показать объективные стороны исламской религии, 2. раскрыть специфические особенности процесса возрождения ислама в Центральной Азии; 3. выявить идейные истоки и основные концепции исламского радикализма в Центральной Азии; 4. Определить влияние внерегиональных сил на исламизацию государств Центрально-Азиатского региона;

Территориальные границы исследования включают в основном территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые входят в «Ферганскую долину» - субрегион Центральной Азии (так называемый, исторически сложившийся религиозный центр Центрально-Азиатского региона). Однако, при рассмотрении вопросов истории распространения ислама и других общих проблем, частично затрагиваются территории всех пяти стран современной Центральной Азии. Также суть третьей главы настоящей работы предполагает рассмотрение и территорий таких государств как Афганистан и Пакистан в конкретной для данной работы сфере взаимодействия с государствами Центральной Азии.

Хронологически дипломная работа охватывает частично времена советской «Перестройки», затем постсоветский период и весь последующий временной отрезок вплоть до настоящего времени, а именно с 1990 по 2013 годы.

Подойдя к методологии данного исследования, нужно сказать, что его цели и задачи основаны на принципах историзма, системного и сравнительного подходов. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии с учетом изменений конкретной обстановки в регионе и мире на изучаемом отрезке истории. Применение сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных международных событий и факторов ислама как на политику Центрально-Азиатского региона, так и на политику сопредельных с регионом территорий.

Что касается степени изученности и научной разработанности проблемы можно сказать, что в интересах всестороннего освещения избранной темы, настоящее исследование опирается на широкий круг источников и литературы, главным образом на прессу и публицистику: научные книжные издания, научные доклады, научные газеты и журналы, опубликованные доклады и различного рода материалы международных научных конференций, статьи, размещенные в иностранных журналах на французском и английском языках, полученные из информационно-поисковых систем, размещенных в глобальной сети Интернет, а также опубликованные документы, монографии, диссертации.

Таким образом, перейдя к описанию историографии, заложившей основу для написания настоящей исследовательской работы, хотелось бы в первую очередь выделить следующие основные труды: монографию ДжекшенкуловаА. Д.министра иностранных дел Киргизстана (2005-2007 гг.), впоследствии оппозиционного политика, под названием «Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе», описывающую сегодняшнее место республик Центральной Азии в геополитической и геостратегической значении; диссертацию доктора исторических наук Троцкого Е.Ф. под названием «Центральная Азия в системе международных отношений», в которой охарактеризована эволюция становления государств Центральной Азии в системе международных отношений на примере сопоставления различных исторических этапов; диссертацию доктора исторических наук Эсенамановой Н.С. «Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации», описывающей определенные изменения в развитии государств Центральной Азии в новых условиях, а именно изменения в экономическом планировании, государственном и идеологическом переустройстве; также хотелось бы выделить еще одну работу - диссертацию доктора политических наук Ушакова В.Н. под названием «Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы», в которой описывается история зарождения, развития и становления ислама в государствах Центральной Азии, начиная с древнейших времен и до настоящего времени.

Переходя к описанию научных публикаций, использованных при написании настоящей работы, по нашему мнению следует особо выделить следующие из них: статьи и многочисленные научные публикации доктора исторических наук, политолога, востоковеда и исламоведа, профессора МГИМО, ведущего научного сотрудника и заведующего сектором исламоведения Института востоковедения Российской Академии Наук (РАН) Московского Центра Карнеги А.В. Малашенко, а именно некоторые из них - «Ислам и политика в государствах Центральной Азии», «Центральная Азия: на что рассчитывает Россия?», «Исламская альтернатива и исламистский проект», «Бродит ли призрак «исламской угрозы», «Ислам в Центральной Азии», выпущенная на английском языке; книгу доцента кафедры международных отношений и дипломатии Института востоковедения и международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета Белоглазова А.В. «Влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии», которая является комплексной историей зарождения, формирования и динамики развития «исламского фактора» в политике субъектов Центральной Азии в период с VII по XXI век. Стоит также выделить научную работу кандидата политических наук, аналитика Центральноазиатского фонда развития демократии Сидорова О. «Исламский фактор во внутриполитической стабильности государств Центральной Азии», в которой он описывает роль «исламского фактора» во внутренней политике государств рассматриваемого региона.

Также многочисленные статьи, опубликованные в журнале «Центрально - Азиатские исследования» Московского Фонда Карнеги, а именно: научные публикации Марты Билл Олкотт, являющиеся сопредседателями программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги, одна из них «Государства Центральной Азии идут своим путем», а также ее совместная с Малашенко А.В. статья «Ислам на постсоветском пространстве: Взгляд изнутри».

Необходимо также выделить многочисленные статьи, опубликованные в научном журнале «Центральная Азия и Кавказ», таких авторов как: Манкофф Джеффри «Политика США в Центрально Азии после 2014 года», Земсков В.Н. «Стратегия США в Центральной Азии», статьи французского политолога Марлен Ларюэль, которая является сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа и других исследовательских центров среди которых: «Внешняя политика и идентичность в Центральной Азии», а также совместная статья с С. Пейруз и В. Аксеновой «Отношения Афганистана и стран Центральной Азии: какую роль может сыграть ЕС?». Также статьи Габдуллина Э. и Абирова А. «Трансформация американской политики в Афганистане: риски безопасности для Центральной Азии», Саидмурадов А. и Пусева Е. «Концепция большой Центральной Азии во внешней политике США в центрально-азиатском регионе», Приего Альберто «Пакистан между региональными комплексами безопасности Центральной и Южной Азии», статьядоктора исторических наук В. Пластуна «Центрально-Азиатский регион: в поисках стабильности», а также совместная работа кандидата политических наук, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Абишевой М. и сотрудника Секретариата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Шаймергенова Т. «Религиозно-политический экстремизм в странах Центральной Азии: анализ причин распространения» и другие.

Что касается источниковой базы, то здесь были использованы некоторые законы республик Центральной Азии, а именно закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях: Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 г»; закон «О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Узбекистан»; закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской республики №282 от 31 декабря 2008 г.»; закон «О свободе совести и религиозных объединениях: Закон Республики Таджикистан №489 от 26 марта 2009 г.»; закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях: Закон Туркменистана от 21 октября 2003 г.». В работе также было применено «Соглашение Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова и руководителя Объединенной Таджикской Оппозиции С.А. Нури по итогам встречи в Москве» от 23 декабря 1996 г. Также для более детального и глубокого понимания сути заданной проблематики настоящей работы автором были изучены некоторые суры Корана, содержащие в себе основополагающие столпы и каноны ислама и некоторые другие источники.

Следует также отметить особую значимость источников литературы на иностранных языках, которые также стали частью источниковой базы при написании настоящей дипломной работы. Среди них хотелось бы выделить научные публикации таких французских авторов как: Balci Bayram (его название его работы на русском языке звучит как «Афганский фактор и республики Центральной Азии» (пер. автора)), KagedanMM. A. etMillwardW. («Страны Центральной Азии: новые участники в революционном исламе») (пер. автора), Kassenova Togzhan («Центральная Азия: региональная безопасность и угрозы распространения оружия массового уничтожения») (пер. автора) и Renaud François («Центральная Азия: между мифами и реальностью, уровень угрозы исламизма») (пер. автора), а также работу ArneC. Seifert, написанную на английском языке, которая в переводе на русский язык звучит как «Политический ислам в Центральной Азии - оппоненты или демократические партнеры?» (пер. автора).

Структура работы состоит из введения, трех глав, с двумя под главами к каждой, заключения и списка использованных источников и литературы.

 


 

Заключение

 

Подойдя к заключению, опираясь на все вышесказанное, мы можемв поной мере утверждать, что Центральная Азия не только один из регионов мусульманского мира, но и неотъемлемая часть всей мусульманской цивилизации. Исходя из определения мусульманского мира по критериям большинства населения, Центральная Азия, с некоторыми оговорками о действительной религиозности тех или иных частей региона, является преимущественно мусульманским регионом, где население, по крайней мере, в традиционном и обрядовом смысле причисляет себя к мусульманам. На историко-культурном уровне Центральная Азия и субрегион «Ферганская долина», в частности, однозначно является не только ареалом исторического распространения ислама пришедшего извне, но и сама на определенных этапах исторического развития выступала, мощным источником дальнейшего его распространения.

Советской период «перестройки» явился своего рода трамплином для развития национальных исламских институтов, возрождения ислама в целом, в каждой из республик Центральной Азии. В тоже же время в эти годы ослабление центральных властей и борьба против СССР внешних сил спровоцировали появление в регионе первых зачатков радикального ислама. Центром распространения исламизма явился, не раз упоминавшийся, субрегион «Ферганская долина», прежде всего г. Наманган (Узбекистан), а катализатором выступили внешние силы, представляющие собой как исламские государства, так и США в частности. Именно с этого времени и далее после крушения Советского Союза в регионе начали действовать организации исламистов. Политизации ислама в Центральной Азии в постсоветский период способствовал целый комплекс объективных причин, которые были освещены в данной главе автором настоящей дипломной работы. Все эти причины создали возможность для распространения и потенциального развития в регионе радикального ислама.

Характеризуяконкретно само устройствообщественно-политической жизни Центрально-Азиатского региона постсоветского периода, с учетом всех значительных изменений его структуры, делается вывод о том, что, с одной стороны, инициаторами более плотного внедрения ислама в политическую жизнь региона, выступилисами политические элиты, стремившиеся с его помощью утвердить новую национальную и государственную идентичность. В этом стремлении они способствовали образованию национальных духовных управлений (Муфтиятов), строили и восстанавливали мечети и медресе, поддерживали духовенство. С другой же стороны, была образована оппозиция, которая практически во всех субъектах приняла формы радикального исламизма. Были созданы новые и постепенно укрепились первоначально созданные экстремистские организации, которые принялиучастие в гражданской войне в Таджикистане, вторжениях в Киргизию и Узбекистан, государственных переворотах в Киргизии, терактах повсюду в регионе. Борьба с ними в настоящий момент является одной из наиболее важных задач в деле обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии. Таким образом, нами был рассмотрен уже политизировавшийся ислам в действии.

Также автор, опираясь на достоверные источники, постарался оценить угрозы, которые возникают для Центральной Азии, в связи с событиями, которые разворачиваются на территориях сопредельных с регионом государств. Сказанное приводит к заключению о том, что ответственным за многое из того, чтопроизошлоза двадцать один год независимого существования Центрально-Азиатских республик и что может произойти и в последующие годы, будет все мировое сообщество, и именно оно обязано найти способы продвигать конструктивное сотрудничество между Центральной Азией, Афганистаном и другими соседними государствами. Ведущие мировые державы должны сосредоточиться на тех сферах, в которых можно обеспечить долгосрочное участие местных институтов и организаций граничащих государств, в особенности представителей гражданского общества, потому как они естественным образом являются единственными проводниками устойчивых и долгосрочных решений.

До сих пор для государств Центральной Азии особо остро стоит вопрос социально-политической, культурной и этнической консолидации. И мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует устойчивого баланса между государственной властью и общественно-социальным фактором, в том числе и исламским, поэтому вероятность всякого рода «эксцессов» сохраняется.

В соответствии с объективным подходом к изучению проблемы исламизма в переходных обществах Центральной Азии и влияния внешних факторов на них, мы можем говорить о существовании двух составляющих этого явления: с одной стороны, существуют объективные, закономерные в переходных условиях процессы религиозного возрождения (имеется в виду как сам процесс, так и крайние формы его проявления), с другой - использование различными силами, как внутренними, так и внешними, религиозного фактора с целью продвижения своих политических и геополитических интересов в Центрально-Азиатском регионе. Данная сложившаяся ситуация остается неизменной и по настоящий день. Таким образом, последующее развитие основной проблематикиосвещенной темы настоящего исследования остается открытым для дальнейшего изучения.

 


 

Выпускная квалификационная работа

"Исламский фактор" во внутренней и внешней политике постсоветских государств центр"альной аз"ии (1990-2013 гг.)

 


 

Введение

политический ислам азия религиозный

Настоящее содержание данной дипломной работы автору хотелось бы начать со слов о том, что среди характерных черт нового тысячелетия, отражающихся в ходе строительства правового демократического, гражданского общества большинства современных государств, а также в период развития процессов глобализации и формирования многополюсной системы международного сотрудничества, безусловно, важное место занимает усиление роли и места ислама в целом.

Неоспорим тот факт, что «исламский фактор» все больше усиливает свое влияние во всех сферах жизни современного мусульманского общества, но при этом многомерное самовыражение ислама находит свое отражение и на всем мировом сообществе. В связи с этим актуальность и злободневность этого факта возрастает с каждым днем.

Обращение мусульман к своей религии и культуре с ее многовековыми традициями в поисках духовной опоры и стремление мусульманских народов отстоять свою самобытность и свои многоплановые интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической, экономической и культурной жизни современного мира, являясь важной приметой эпохи. И эта тенденция носит долговременный характер.

Актуальность темы настоящей дипломной работы обуславливается тем, что на рубеже XX-XXI веков мы можем явно наблюдать усилившийся интерес научного сообщества к исламскому вопросу. Исследователи стали всё чаще задаваться вопросами о том, насколько в современных условиях после многолетнего атеизма, господствовавшего в Советском Союзе, необходима религия для становления человека как личности, для формирования его духовной культуры, мировоззренческой и социокультурной составляющей. На всей территории уже постсоветского пространства стали изучаться темы исламского фундаментализма и экстремизма. В связи с этим необходимо переосмысление и оценка социально-политических изменений в политическом облике этих стран, а именно, в соответствии с темой данной работы, стран Центральной Азии. Это особенно важно сделать именно для того, чтобы разобраться, какова степень влияния «исламского фактора» и насколько опасны те тенденции в развитии религиозной жизни, с которыми сталкиваетсябольшинство государств в мире и, в частности, государства Центрально - Азиатского региона в настоящее время.

В связи с этим особую значимость приобретает тот факт, что влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии с каждым годом становится все более явным и ощутимым во многих странах региона. Ислам и исламская политическая оппозиция как явление, в последнее время стали неотъемлемым фактором современной политической жизни республик Центральной Азии.

Большой исследовательский интерес представляет также определение особенностей в частности исламского политического движения Центральной Азии, его роль во время гражданской войны в Таджикистане, политических волнений и проявлений терроризма в Узбекистане и Киргизстане, как одной из важных составляющих общеисламской концепции развития на современном этапе.

В то же время, немаловажное значение имеет рассмотрение феномена исламизма в Центральной Азии в контексте влияния внешних факторов, связанных с общей политической ситуацией в мире, характеризующейся политикой великих держав по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

Объектом исследования является «исламский фактор» в общественно-политической жизни странЦентрально-Азиатского региона.

Предмет исследования: особенности влияния «исламского фактора» на внутреннюю и внешнюю политику государств региона.

Цель представленной работы состоит в том, чтобы раскрыть многомерность понятия «исламский фактор» в Центральной Азии, а также изучить особенности исламского политического движения в Центральной Азии.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи: 1. показать объективные стороны исламской религии, 2. раскрыть специфические особенности процесса возрождения ислама в Центральной Азии; 3. выявить идейные истоки и основные концепции исламского радикализма в Центральной Азии; 4. Определить влияние внерегиональных сил на исламизацию государств Центрально-Азиатского региона;

Территориальные границы исследования включают в основном территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые входят в «Ферганскую долину» - субрегион Центральной Азии (так называемый, исторически сложившийся религиозный центр Центрально-Азиатского региона). Однако, при рассмотрении вопросов истории распространения ислама и других общих проблем, частично затрагиваются территории всех пяти стран современной Центральной Азии. Также суть третьей главы настоящей работы предполагает рассмотрение и территорий таких государств как Афганистан и Пакистан в конкретной для данной работы сфере взаимодействия с государствами Центральной Азии.

Хронологически дипломная работа охватывает частично времена советской «Перестройки», затем постсоветский период и весь последующий временной отрезок вплоть до настоящего времени, а именно с 1990 по 2013 годы.

Подойдя к методологии данного исследования, нужно сказать, что его цели и задачи основаны на принципах историзма, системного и сравнительного подходов. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии с учетом изменений конкретной обстановки в регионе и мире на изучаемом отрезке истории. Применение сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных международных событий и факторов ислама как на политику Центрально-Азиатского региона, так и на политику сопредельных с регионом территорий.

Что касается степени изученности и научной разработанности проблемы можно сказать, что в интересах всестороннего освещения избранной темы, настоящее исследование опирается на широкий круг источников и литературы, главным образом на прессу и публицистику: научные книжные издания, научные доклады, научные газеты и журналы, опубликованные доклады и различного рода материалы международных научных конференций, статьи, размещенные в иностранных журналах на французском и английском языках, полученные из информационно-поисковых систем, размещенных в глобальной сети Интернет, а также опубликованные документы, монографии, диссертации.

Таким образом, перейдя к описанию историографии, заложившей основу для написания настоящей исследовательской работы, хотелось бы в первую очередь выделить следующие основные труды: монографию ДжекшенкуловаА. Д.министра иностранных дел Киргизстана (2005-2007 гг.), впоследствии оппозиционного политика, под названием «Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе», описывающую сегодняшнее место республик Центральной Азии в геополитической и геостратегической значении; диссертацию доктора исторических наук Троцкого Е.Ф. под названием «Центральная Азия в системе международных отношений», в которой охарактеризована эволюция становления государств Центральной Азии в системе международных отношений на примере сопоставления различных исторических этапов; диссертацию доктора исторических наук Эсенамановой Н.С. «Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации», описывающей определенные изменения в развитии государств Центральной Азии в новых условиях, а именно изменения в экономическом планировании, государственном и идеологическом переустройстве; также хотелось бы выделить еще одну работу - диссертацию доктора политических наук Ушакова В.Н. под названием «Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы», в которой описывается история зарождения, развития и становления ислама в государствах Центральной Азии, начиная с древнейших времен и до настоящего времени.

Переходя к описанию научных публикаций, использованных при написании настоящей работы, по нашему мнению следует особо выделить следующие из них: статьи и многочисленные научные публикации доктора исторических наук, политолога, востоковеда и исламоведа, профессора МГИМО, ведущего научного сотрудника и заведующего сектором исламоведения Института востоковедения Российской Академии Наук (РАН) Московского Центра Карнеги А.В. Малашенко, а именно некоторые из них - «Ислам и политика в государствах Центральной Азии», «Центральная Азия: на что рассчитывает Россия?», «Исламская альтернатива и исламистский проект», «Бродит ли призрак «исламской угрозы», «Ислам в Центральной Азии», выпущенная на английском языке; книгу доцента кафедры международных отношений и дипломатии Института востоковедения и международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета Белоглазова А.В. «Влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии», которая является комплексной историей зарождения, формирования и динамики развития «исламского фактора» в политике субъектов Центральной Азии в период с VII по XXI век. Стоит также выделить научную работу кандидата политических наук, аналитика Центральноазиатского фонда развития демократии Сидорова О. «Исламский фактор во внутриполитической стабильности государств Центральной Азии», в которой он описывает роль «исламского фактора» во внутренней политике государств рассматриваемого региона.

Также многочисленные статьи, опубликованные в журнале «Центрально - Азиатские исследования» Московского Фонда Карнеги, а именно: научные публикации Марты Билл Олкотт, являющиеся сопредседателями программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги, одна из них «Государства Центральной Азии идут своим путем», а также ее совместная с Малашенко А.В. статья «Ислам на постсоветском пространстве: Взгляд изнутри».

Необходимо также выделить многочисленные статьи, опубликованные в научном журнале «Центральная Азия и Кавказ», таких авторов как: Манкофф Джеффри «Политика США в Центрально Азии после 2014 года», Земсков В.Н. «Стратегия США в Центральной Азии», статьи французского политолога Марлен Ларюэль, которая является сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа и других исследовательских центров среди которых: «Внешняя политика и идентичность в Центральной Азии», а также совместная статья с С. Пейруз и В. Аксеновой «Отношения Афганистана и стран Центральной Азии: какую роль может сыграть ЕС?». Также статьи Габдуллина Э. и Абирова А. «Трансформация американской политики в Афганистане: риски безопасности для Центральной Азии», Саидмурадов А. и Пусева Е. «Концепция большой Центральной Азии во внешней политике США в центрально-азиатском регионе», Приего Альберто «Пакистан между региональными комплексами безопасности Центральной и Южной Азии», статьядоктора исторических наук В. Пластуна «Центрально-Азиатский регион: в поисках стабильности», а также совместная работа кандидата политических наук, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Абишевой М. и сотрудника Секретариата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Шаймергенова Т. «Религиозно-политический экстремизм в странах Центральной Азии: анализ причин распространения» и другие.

Что касается источниковой базы, то здесь были использованы некоторые законы республик Центральной Азии, а именно закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях: Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 г»; закон «О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Узбекистан»; закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской республики №282 от 31 декабря 2008 г.»; закон «О свободе совести и религиозных объединениях: Закон Республики Таджикистан №489 от 26 марта 2009 г.»; закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях: Закон Туркменистана от 21 октября 2003 г.». В работе также было применено «Соглашение Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова и руководителя Объединенной Таджикской Оппозиции С.А. Нури по итогам встречи в Москве» от 23 декабря 1996 г. Также для более детального и глубокого понимания сути заданной проблематики настоящей работы автором были изучены некоторые суры Корана, содержащие в себе основополагающие столпы и каноны ислама и некоторые другие источники.

Следует также отметить особую значимость источников литературы на иностранных языках, которые также стали частью источниковой базы при написании настоящей дипломной работы. Среди них хотелось бы выделить научные публикации таких французских авторов как: Balci Bayram (его название его работы на русском языке звучит как «Афганский фактор и республики Центральной Азии» (пер. автора)), KagedanMM. A. etMillwardW. («Страны Центральной Азии: новые участники в революционном исламе») (пер. автора), Kassenova Togzhan («Центральная Азия: региональная безопасность и угрозы распространения оружия массового уничтожения») (пер. автора) и Renaud François («Центральная Азия: между мифами и реальностью, уровень угрозы исламизма») (пер. автора), а также работу ArneC. Seifert, написанную на английском языке, которая в переводе на русский язык звучит как «Политический ислам в Центральной Азии - оппоненты или демократические партнеры?» (пер. автора).

Структура работы состоит из введения, трех глав, с двумя под главами к каждой, заключения и списка использованных источников и литературы.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.036 с.)