Происхождение гендерных стереотипов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение гендерных стереотипов



 

На протяжении многих веков общество отбирало свои образы мужественности и женственности. Оно выделяло такие феминные качества, как мягкость, уступчивость, гибкость, вариативность в поведении, эмпатия, нравственность, стремление к миру, практичность, усидчивость. В качестве же маскулинных отбирались такие качества, как воинственность, желание самоутверждаться, беспощадность, эгоизм, прямолинейность, нетерпимость, стремление к лидерству, честолюбие, воля и др. У современных исследователей есть все основания предполагать, что в основе этого отбора находится наследие древних стереотипов поведения, сформировавшихся в древнейший период истории человечества. [14, c.21]

Можно сделать вывод, что исток мужского лидерства в культуре, лежит в распределении социальных ролей в первобытном обществе, когда мужчина представлял собой активное начало. С постепенным закреплением гендерных ролей вырабатывались гендерные стереотипы, которые закрепляли различия в поведении мужчин и женщины, а также представления о должном и недолжном их поведении. Гендерные стереотипы отводят женщине пассивную роль, поскольку в полной мере воспользоваться такими ценностями в области морали, как индивидуальная свобода, равенство, автономия, свобода воли могут только мужчины.

Женщина, как правило, не рассматривалась в качестве полноценного морального субъекта, ей отказывалось в способности рационально обосновать свои действия, в возможности обладать такими добродетелями, как ответственность, верность моральным принципам, то есть. предполагалось, что существуют два ряда добродетелей, имеющих тесную зависимость от половой принадлежности человека. Считалось, что существуют структурные отличия в способах морального мышления мужчин и женщин.

Таким образом, многие из современных стереотипных представлений о поведении людей в зависимости от пола уходят в глубокую древность, отслеживаются на протяжении всей истории человечества и встречаются у самых разных народов (утверждается, что быть женщиной - это значит быть скромной, домашней, неактивной). Данные характеристики не являются вечными, они исторически сложились, изменялись и продолжают изменяться.

Некоторые исследователи считают, что современное негармоничное общественное устройство, которое выражается в неравенстве мужских и женских ролей связано с противопоставлением мужчины как «господина» женщине как второстепенному существу, созданному из ребра Адама. То есть социальное неравенство пришло к нам из глубины веков, когда женщина занимала такое же подчинённое положение как раб и выполняла только свои домашние и материнские обязанности. Несмотря на то, что историки упоминают о существовании эпохи матриархата, следует отметить такой парадокс, что чем больше поклонялись женщине на каком-то отрезке истории, тем более унизительное положение занимала она в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту». В большинстве Древних государств, женщины не могли принимать никакого участия в общественной жизни, а также не имели права наследовать какую-либо собственность, или обладать этой собственностью. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии - сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну. [6, c.71]

Таким же парадоксом является то, что во времена существования культа Прекрасной дамы положение самой женщины было бесправным. Несомненно, что положение женщины в обществе постепенно меняется со временем. Но установлению истинного равноправия женщин и мужчин мешают предрассудки, мифы и стереотипы, пришедшие к нам из прошлых времён. В наши дни права мужчины и женщины во всех развитых странах уравнены конституционно, но сохраняется скрытая дискриминация женщин. До сих пор в обществе бытуют такие стереотипы, как - женщина не может быть хорошим руководителем, не стремится к успеху, политика - неженское дело, главное предназначение женщины - дом и семья. [6, c.76]

Древнегреческий философ Платон утверждал, что женщина - худшее существо по сравнению с мужчиной, подчинённое ему и лишённое гражданских прав. Единственным правом или обязанностью женщины по Платону было рождение детей - поскольку мужчины не могли родить ребёнка только своими силами. Платон говорил, что даже если женщина и получит образование и навыки работы - она достигнет в своей деятельности менее выдающихся результатов, чем мужчина. Объяснял он это слабыми способностями женщин. Аристотель продолжил труд своего учителя Платона и его идеи сыграли большую роль в развитии патриархальной традиции. По Аристотелю, женское и мужское начала принципиально различны по своему предназназначению. Женщина - это незавершённый мужчина. Женщина - от природы существо подчинённое, существует она ради мужчины и, в соответствии со своими свойствами от природы, должна ухаживать за детьми и вести хозяйство. [1, c.12]

В средние века философы в изучении гендерного вопроса обратились к библейскому учению, которое тоже не способствовало росту социального статуса женщины. Во-первых, в вину женщине вменялось то, что создана она была после мужчины из его ребра; во-вторых, не известно, вдохнул ли ей душу Господь; в-третьих, именно ей Господь определил большое наказание - в скорби и болезнях рожать детей; ну а в-четвёртых, именно женщина является главным виновником первородного греха. Августин Блаженный называл женское тело пассивным и несовершенным. Распространение Христианства немного облегчило участь женщины - в России сформировался народно-религиозный идеал супружества и хорошей жены, которая подчиняется главе семьи по собственной воле.

В XIX веке с подачи английского позитивиста Дж. Стюарта Милля, который утверждал, что свобода и равноправие необходимы каждому человеку, начало развиваться феминистское движение, благодаря которому английские женщины в1919 году получили право голоса на выборах. Зигмунд Фрейд впервые попытался дать фундаментальное научное обоснование женской неполноценности. Женскую неполноценность Фрейд объяснял отсутствием у них полового члена - то есть, по сути, сводил человеческие общественные отношения к половым различиям, вызывая этим справедливую критику феминисток. [1, c.12]

Наиболее аргументированное и фундаментальное исследование проблемы дискриминации женщины в обществе, в семье представила философия марксизма-ленинизма. В произведениях классиков марксизма-ленинизма глубоко раскрыты становление и формы двойного рабства женщины в мире частной собственности - на производстве и в семье.

Особое место среди философов, размышляющих над вопросами женской природы и межполовых отношений, занимают отечественные философы XIX-XX веков. Мыслители этой эпохи (А. Белый, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов) единодушны в признании несправедливости положения женщины как существа подчиненного, «второсортного». Центральной идеей философии этого времени являлась комплиментарность, женского и мужского начала. Их оценка женственности противостояла как женоненавистничеству, так и теориям эмансипации, в которых русские мыслители усматривали принижение значения в женщине исконно женских качеств.

В современном обществе и в нашей стране гендерные особенности определяют развитие женщин в профессиональной и образовательной сферах, женщины выбирают различные стратегии профессионализации, стремясь с наибольшей пользой реализовать себя в обществе, однако, признак пола в условиях перехода к рыночной экономике стал одним из решающих факторов социальной дискриминации женщин в сфере труда.

На основании, рассмотренного нами, материала, мы выявили, что:

.   При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненны путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.

.   Взаимодействие между людьми не строится на общепризнанных в соответствующей культуре образцах, не может протекать вне закономерностей социального восприятия. Одним из проявлений социальной перцепции и одновременно ее результатом являются стереотипы. Стереотипы - это упрощенные понимания (например, о поведении, чертах характера, внешности), событиях, фактах и отношениях между ними и т.д., служащие когнитивными образцами для категоризации мира и помогающие человеку адаптироваться в мире и обществе. Мы узнали, что стереотипы делятся на несколько групп, у них есть свои определенные функции, свойства.

.   Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке. Гендерные стереотипы очень упрощают реальную ситуацию, однако в коллективном общественном сознании они закреплены прочно и меняются медленно. В той или иной степени стереотипы - предрассудки воздействуют на каждого человека. Согласно укоренившимся представлениям, женщинам в обществе приписывается меньшая ценность, чем мужчинам.

.   Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

.   Гендерные стереотипы часто действуют как непрекословные и незыблемые социальные нормы, которым люди стараются соответствовать, а также соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания.

.   Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей, поэтому устойчивые традиционные социальные стереотипы необходимо расшатывать.

.   Гендер создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющих их положение и их роль в поведении и его институтах: семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы ассиметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/ фемининное» определяется как вторичное, незначимое с социальной точки зрения и подчиненное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.006 с.)