Определение понятия гендерный стереотип. Основные виды гендерных стереотипов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия гендерный стереотип. Основные виды гендерных стереотипов.



 

Гендерные стереотипы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF> - это социальные представления о личных качествах и о поведении мужчин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0> и женщин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0>, а также о гендерной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80> неповторимости социальных ролей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C>. [11, c.61]

Свойства гендерных стереотипов [9, c.6]:

1. Гендерные стереотипы устойчивы. Они развиваются вместе с изменением социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи, и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено высокой ролью женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в настоящее время).

.   Гендерные стереотипы оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской смелости, женской впечатлительности или мужском спокойствии. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более положительные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только отрицательную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских, могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).

.   Гендерные стереотипы схематичны: сосредоточивают лишь основные черты представителей группы.

.   Гендерные стереотипы разделяемы внутри стереотипных групп. Какое-либо мнение считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы.

.   Гендерные стереотипы полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп - мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) - это один из базовых принципов восприятия гендерных различий.

Функции гендерных стереотипов [12, c.10]:

1. Психологические функции

·   Когнитивная функция гендерных стереотипов - упрощает и систематизирует знания, получаемые индивидом из окружающей среды, кроме того, помогает предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).

·   Ценностно-защитная функция связана с формированием и поддержанием ценностей индивида и группы. Так, стереотипные представления о мужском себялюбии и бездушии становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и внимательность.

.   Социальные функции

·   Функция социального контроля - гендерные стереотипы поддерживают социально приемлемые образцы поведения. В силу особой значимости для индивида гендерной идентичности нормативность присуща гендерным стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным. Гендерные стереотипы включаются и в санкции: как позитивные, так и негативные (например, оценки «он - настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива»).

·   Социализационная функция, состоящая в обучении нормам взаимоотношений полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.

·   Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления.

·   Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы.

И.С. Клецина выделяет 3 группы гендерных стереотипов [5, c.61].

.   Стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

.   Представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

.   Специфика содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.

Гендерные стереотипы выступают генеральными условиями о взаимодействии «мужского» и «женского». Положительным в действиии гендерных стереотипов Дж. Мани [8, c.34] и П. Такер считают помощь межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Отрицательное воздействие заключается в негативном влиянии на действие мужчин и женщин, выступление в роли препятствия в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [8, c.38].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.006 с.)