Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Для изучения уровня сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей участвующих в эксперименте, нами были проведены исследования с использованием отобранных диагностических методик. В результате проведенного в контрольной и экспериментальной группах исследования, с использованием отобранных диагностических методик, нами были получены следующие данные: Результаты диагностики сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «а» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», ноябрь 2007г)
Таблица 1.
Анализ результатов диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов, входящих в состав экспериментальной группы, ценностных ориентаций, включая показатели наиболее значимых терминальных (ценностей – целей) и инструментальных (ценностей – средств) ценностей, то есть тех ценностей, которые заняли в общей выборке ранги с 1-го по 5-ый и наименее значимых – занявших в общей выборке ранги с 14-го по 18-ый. К наиболее значимым терминальным ценностям следует отнести следующие: здоровье (1-ый ранг), счастливая семейная жизнь (2-ой ранг), развитие, работа над собой (3-ий ранг), наличие хороших и верных друзей (4-ый ранг), уверенность в себе (5-ый ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: общественное признание (14-ый ранг), творчество (15-ый ранг), счастье других (16-ый ранг), развлечения (17-ый ранг), красота природы и искусства (18-ый ранг). Таким образом, среди значимых ценностей-целей в данной группе преобладают те, которые следует относить к категории индивидуально-личностных. При этом, определяя значимость развития, работы над собой, студенты не рассматривают ценность познания себя в качестве приоритетной (Приложение 5 А).
К наиболее значимым инструментальным ценностям следует отнести: воспитанность (1-ый ранг), образованность (2-ой ранг), ответственность (3-ий ранг), аккуратность (4-ый ранг), честность, правдивость (5-ый ранг). Среди наименее значимых инструментальных ценностей студентами были обозначены следующие: самоконтроль (14-ый ранг), широта взглядов (15-ый ранг), твердая воля (16-ый ранг), высокие запросы (17-ый ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (18-ый ранг). Таким образом, среди значимых ценностей-средств существенно преобладают те, которые связаны с ценностями общения и ценностями дела, что может быть связано с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемых (Приложение 5 Б). Особенностью экспериментальной группы является некоторая разобщенность целевых ориентиров и средств их достижения, о чем свидетельствуют средние баллы, полученные по отдельным видам ценностей (минимальный показатель 5,1 балла по параметру «терминальные ценности» и 4,6 балла - по параметру «инструментальные ценности»). Результаты диагностики сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «р» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», ноябрь 2007г)
Таблица 2.
Анализ результатов диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов, входящих в состав контрольной группы, ценностных ориентаций. К наиболее значимым терминальным ценностям следует отнести: здоровье (1-ый ранг), наличие хороших и верных друзей (2-ой ранг), счастливая семейная жизнь (3-ий ранг), уверенность в себе (4-ый ранг), материально обеспеченная жизнь (5-ый ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: развлечение (14-ый ранг), развитие, т.е. работа над собой (15-ый ранг), творчество (16-ый ранг), счастье других (17-ый ранг), красота природы и искусства (18-ый ранг).
Таким образом, среди значимых ценностей-целей в данной группе преобладают такие ценности, которые также следует относить к категории индивидуально-личностных. Кроме того, выбор ценностей (как наиболее значимых, так и наименее значимых для испытуемых) в двух группах является идентичным по большинству параметров, за исключением отношений к проблеме развития себя, работы над собой (Приложение 6 А). К наиболее значимым инструментальным ценностям следует отнести: воспитанность (1-ый ранг), аккуратность, чистоплотность (2-ой ранг), жизнерадостность (3-ий ранг), ответственность (4-ый ранг), честность, правдивость (5-ый ранг). Среди наименее значимых инструментальных ценностей студентами были обозначены следующие: независимость (14-ый ранг), самоконтроль (15-ый ранг), широта взглядов (16-ый ранг), высокие запросы (17-ый ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (18-ый ранг). Таким образом, среди наиболее значимых ценностей – средств, в данной группе преобладают те, которые относятся к категории ценностей общения и ценностей дела. Выбор наименее значимых инструментальных ценностей также выявляет некоторую несогласованность с требованиями, предъявляемыми к качествам личности педагога (Приложение 6 Б). Вместе с тем, особенностью контрольной группы является согласованность целевых ориентиров при некоторой разобщенности средств их достижения, о чем свидетельствуют средние баллы, полученные по отдельным видам ценностей (минимальный показатель 2,2 балла по параметру «терминальные ценности» и 4,85 балла - по параметру «инструментальные ценности»). В целом, результаты диагностики с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации» позволил установить, что для студентов, входящих в состав контрольной и экспериментальной групп характерны общие ценностные ориентиры, как в части выбора жизненных целей, так и средств их достижения. Вместе с тем, в разряд доминирующих ценностей, студентами двух групп не были включены те, которые имеют непосредственное значение для профессионального становления и дальнейшей реализации в профессии, в частности - активная жизнь, познание себя, уверенность в себе, творчество и др. В качестве значимых средств достижения цели, частью студентов также не рассматриваются возможности использования самоконтроля, настойчивость в достижении цели (твердая воля), ответственность и обширные знания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели сформированности аффективного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей выражены на достаточно низком уровне и нуждаются в развитии. Результаты диагностики уровня профессиональной направленности студентов (УПН) студентов 2 «а» группы (на основе методики Т.Д. Дубовицкой, ноябрь 2007г)
Таблица 3.
Анализ результатов диагностики позволил установить, что для студентов экспериментальной группы характерны высокие и средние показатели сформированности уровня профессиональной направленности (соответственно 45% и 50% от общего количества опрошенных). Лишь для 5% от общего количества опрошенных студентов характерны низкие результаты по показателю УПН. При этом качественный анализ ответов студентов, обучающихся по специальности – преподавание в начальных классах - позволил выявить ряд проблем и противоречий, связанных с предметом исследования. Так, наименьший средний балл, в представленной выборке, был получен при ответах на следующие суждения: - в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,4); . - по собственной инициативе читаю дополнительную литературу, имеющую отношение к будущей профессии (средний балл составил 0,45) и другие (Приложение 7). Следовательно, для большинства студентов данной группы характерны, как выраженный интерес к процессу освоения будущей профессиональной деятельности, так и недостаточное стремление дальнейшей реализации в ней. Результаты диагностики уровня профессиональной направленности студентов (УПН) студентов 2 «р» группы (на основе методики Т.Д. Дубовицкой, ноябрь 2007г)
Таблица 4.
Анализ результатов диагностики позволил установить, что для большинства студентов контрольной группы, также характерны высокие и средние показатели сформированности уровня профессиональной направленности (соответственно 35% и 55% от общего количества опрошенных). Всего для 10% от общего количества опрошенных студентов характерны низкие результаты по показателю УПН. При этом качественный анализ ответов студентов, обучающихся по специальности – русский язык и литература – позволил установить что, наименьший средний балл, в представленной выборке ответов, был получен при ответах на следующие суждения: - в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,45); - мои увлечения и занятия в свободное время связаны с будущей профессией (средний балл составил 0,5);
- в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,55) и другие. (Приложение 8). Таким образом, несмотря на достаточно высокие общие результаты по показателю УПН, у части студентов контрольной и экспериментальной групп отсутствует устойчивый интерес к овладению выбранной профессией и дальнейшей работе по ней. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по развитию мотивационного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей. Проверка статистической достоверности различий между показателями в экспериментальной и контрольной группе по показателю УПН (учебно-профессиональной направленности) проводился с применением критерия Фишера. Были выдвинуты проверяемые гипотезы: Н0: доли студентов, обучающихся в контрольной и экспериментальной группах и имеющих низкий, средний и высокий уровень сформированности учебно-профессиональной направленности значимо не различаются. Н1: доли студентов, обучающихся в контрольной и экспериментальной группах, имеющих низкий, средний и высокий уровень сформированности учебно-профессиональной направленности значимо различаются. Полученные результаты, обработанные по таблице критических значение, подтвердили гипотезу Н0. Таким образом, результаты первичного замера свидетельствуют о том, что показатели сформированности уровня профессиональной направленности в группах в целом соответствуют одному уровню и значимо не различаются (Приложение 9). Анализ результатов диагностики по изучению педагогического сознания (автор С.В. Пазухина) позволил установить, что содержательно, ответы студентов, входящих в состав контрольной (2 «р») и экспериментальной (2«а») групп не имеют существенных отличий. Следовательно, качественный анализ полученных данных представленный ниже, характерен для всей совокупности выборки. 1. По показателю профессиональных мотивов и целей: а) в ответах относительно 1-го суждения, связанного с мотивами поступления в колледж, большинство студентов указали на наличие у них интереса и желания обучаться по выбранной профессии; 20% (8 человек) от общего количества опрошенных в качестве мотивов поступления указали интерес к изучению определенных учебных дисциплин (иностранного языка и др.) и столько же студентов указали на то, что сделали выбор ОУ, основываясь на советах родителей; б) в ответах относительно 2-го суждения, связанного с целями обучения, значительная часть студентов указали на необходимость быть успешными в учебной деятельности; 20% (8 человек) определили результат, связав его с возможностями самопознания и самореализации в ОП колледжа; по 5% (2 человека) в качестве цели назвал возможность получения стипендии; в) в ответах относительно 8-го суждения, также связанного с профессиональными мотивами и целями, большинство студентов отметили возможность общения с детьми и профессионально-личностного развития, однако 10% (4 человека) из числа опрошенных затруднились в определении профессиональных мотивов и целей.
Таким образом, в ответах, связанных с определением студентами профессионально значимых мотивов и целей, наблюдаются как положительные тенденции, так и отрицательные: - первоначальный интерес к выбранной профессии, ориентация на ребенка как субъекта учебной деятельности и общения и др., - преобладание у части студентов мотивов, напрямую не связанных с профессиональной деятельностью, ориентация на краткосрочные цели и мотивы обучения, без определения перспективных и др. 2. По показателю социальной ценности профессии: а) в ответах относительно 7-го суждения, связанного с социальной значимостью профессии учителя, значительная часть студентов контрольной и экспериментальной групп отметили организацию процесса обучения и воспитания детей, 20% (8 человек) от общего числа опрошенных не смогли дать ответ и 15% (6 человек) связали профессиональную миссию учителя, с помощью в становлении личности ребенка, развитии его творческого потенциала для последующей реализации в профессии; б) в ответах относительно 9-го суждения, связанного с определением перспектив профессии учителя, большее число опрошенных отметили, что получаемая профессия пригодится в воспитании собственных детей; по 10% (4 человека) от общего количества студентов группы отметили перспективы в связи с повышением оплаты труда педагога, востребованности специалистов на рынке труда и решением существующих в стране социальных проблем, а также ряд студентов не смогли сформулировать ответ. Таким образом, студенты данных групп в целом, верно, представляют значимость профессии учителя, способны определять направления ее развития в будущем. При этом, перспективы получения профессии, также связываются у студентов с реализацией индивидуально-личностных ценностей, таких как материальное поощрение, воспитание собственных детей и др. 3. По показателю представление об идеальном педагоге: а) в ответах относительно 5-го суждения, мнения студентов разделились примерно одинаковое количество по 30% (12 человек) отметили, что главным в педагогической деятельности является: умение общаться с детьми; любовь к профессии; умение найти подход к ребенку, создать условия для развития его как личности, а также 10% (4 человека) не высказались относительно выдвинутого суждения; б) в ответах относительно 6-го суждения, связанного с определением качеств, которые развиваются в процессе педагогической работы, по мере убывания были представлены следующие: дружелюбие; коммуникабельность; уважение и терпимость к окружающим людям; настойчивость в достижении цели; культура поведения, уверенность в себе, ответственность; в) в ответах относительно 12-го суждения, связанного с определением образа идеального учителя, студенты отметили, что такой педагог должен обладать следующими качествами: оказывать поддержку и помощь ученикам; быть добрым и уметь прощать ошибки; обладать развитым чувством юмора и способностью выстраивать диалог с учениками. Несколько меньшее количество ответов содержали указания на уровень сформированности таких профессиональных умений, как: способность к объективной оценке результатов деятельности учащихся и организации интересных, творческих уроков; г) в ответах относительно 14-го суждения, связанного с представлениями о талантливом педагоге, студенты высказались относительно того, что это человек, который знает и умеет все, активно проявляет себя в различных видах профессиональной деятельности, успешен и образован; д) в ответах, относительно 17-го суждения, связанного с определением того, что является недопустимым в деятельности учителя, большинство студентов указали на такие проявления, как: оскорбление ребенка, опоздание на работу; неопрятный внешний вид, а также среди менее распространенных ответов были указания на эгоистичный характер и небрежное отношение к профессиональным обязанностям. Таким образом, представления об идеальном педагоге, сложившиеся у студентов достаточно содержательны относительно личностных характеристик и не вполне дифференцированы относительно требований, предъявляемых учителю самой профессиональной деятельностью. По показателю отношения к детям: а) в ответах относительно 3 суждения, связанного пониманием ребенка, большинство студентов данной группы отметили готовность педагога оказать помощь и «встать на место» ученика, проявить заботу и понять его мысли; б) в ответах относительно 4-го суждения, связанного с пониманием роли учителя в развитии ребенка, по 10% (4 человека) отметили необходимость формирования таких качеств и умений как: воспитанность, самостоятельность, умение слушать и др. Кроме данных характеристик в ответах студентов указывалось и на необходимость развития у детей интереса к знаниям, дружелюбия, дисциплинированности, творческих способностей, стремления к труду, терпения и определенных навыков. в) в ответах относительно 10-го суждения, связанного с представлениями о будущих учениках, студенты преимущественно описывали характеристики личности последнего (активный, творческий, дружелюбный, «хороший», умный, понимающий и др.), кроме того, по 5% (2 человека) отметили, что после окончания школы, он (ученик) не должен забывать учителя и то, что они не рекомендовали бы ученикам выбирать профессию учителя. Таким образом, в целом для студентов характерна гуманистическая направленность позиций, занимаемых по отношению к ребенку, как формирующейся личности. 5. По показателю отношения к различным сторонам педагогической деятельности: а) в ответах на 11-е суждение, связанное с отношением к возможным трудностям, возникающим в деятельности молодого педагога, значительная часть студентов отметили трудности, связанные «вхождением» и утверждением себя в новом коллективе, прежде всего, педагогическом; 30% (12 человек) от числа опрошенных видят трудности в том, чтобы расположить к себе учеников, найти с ними «общий язык»; 15% (6 человек) указали на трудности, связанные с обучением детей, испытывающих проблемы с освоением учебных программ, т.е. неуспевающими школьниками, по 10% (4 человека) видят трудности в том, чтобы найти работу и учить тех, кто не значительно младше по возрасту; такое же количество студентов не сформулировали ответ на данное суждение; б) в ответах на 13-е суждение, связанное с отношением непосредственно к педагогической деятельности, большая часть студентов, около 45% (18 человек) от общего количества опрошенных считают данный вид деятельности трудным, из них только 20% (8 человек) указывают на то, что она является одновременно и интересной; по 10% (4 человека) в качестве характеристик педагогической деятельности отмечают следующие: увлекательная, творческая, ответственная, требующая большого запаса знаний и др. Лишь 5% (2 человека) от общего количества опрошенных студентов не смогли предложить свои варианты ответов на представленное суждение; в) в ответах на 15-е суждение, связанное с установлением характеристик, которые отличают педагогическую профессию от других, талантливого педагога, мнения большинства студентов совпали относительно того, что она (профессия) востребованная, значимая для общества и интересная, увлекательная, творческая. При этом, 10% (4 человека) отметили, что при определенных обстоятельствах педагогическая профессия «может быть ужасной»; г) в ответах на 16-е суждение, относительно того, каким должен быть современный педагог, студенты, прежде всего, отметили, такие характеристики, как: понимающий (понимать мысли и чувства учащихся), коммуникабельным, обладающим обширными знаниями в различных сферах, а еще, современный учитель должен иметь высокий уровень образованности, быть начитанным, уметь пользоваться компьютером, уметь воспитывать детей и др. Таким образом, у студентов существуют представления об отдельных сторонах педагогической деятельности, однако, они не достаточно структурированы, а в ряде случаев присутствует и негативная оценка отдельных аспектов профессиональной деятельности. В целом, анализ полученных на основе использования нескольких диагностических методик результатов, позволил установить, что у значительной части студентов контрольной и экспериментальной групп уровень сформированности ценностного отношения к педагогической деятельности, в части когнитивного и аффективного компонентов, выражен недостаточно.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.042 с.) |