Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей



 

Для изучения уровня сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей участвующих в эксперименте, нами были проведены исследования с использованием отобранных диагностических методик.

В результате проведенного в контрольной и экспериментальной группах исследования, с использованием отобранных диагностических методик, нами были получены следующие данные:

Результаты диагностики сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «а» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», ноябрь 2007г)

 

Таблица 1.

№ ценности п. /п.

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

 

Ранг Средний балл Ранг Средний балл
  8 8,4 4 7,9
  10 9,4 1 4,6
  1 5,1 17 12,8
  9 9 7 8,9
  18 13,4 6 8,5
  7 7,65 9 9,5
  11 9,65 18 13,65
  4 6,95 2 7
  14 11,65 3 7,2
  6 7,4 12 9,95
  12 10,6 14 10,85
  3 6,9 10 9,7
  17 13,3 16 11,3
  13 11 8 9,4
  2 6,8 15 10,09
  16 13,5 5 8
  15 12,05 13 10,2
  5 7,2 11 9,8

 

Анализ результатов диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов, входящих в состав экспериментальной группы, ценностных ориентаций, включая показатели наиболее значимых терминальных (ценностей – целей) и инструментальных (ценностей – средств) ценностей, то есть тех ценностей, которые заняли в общей выборке ранги с 1-го по 5-ый и наименее значимых – занявших в общей выборке ранги с 14-го по 18-ый.

К наиболее значимым терминальным ценностям следует отнести следующие: здоровье (1-ый ранг), счастливая семейная жизнь (2-ой ранг), развитие, работа над собой (3-ий ранг), наличие хороших и верных друзей (4-ый ранг), уверенность в себе (5-ый ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: общественное признание (14-ый ранг), творчество (15-ый ранг), счастье других (16-ый ранг), развлечения (17-ый ранг), красота природы и искусства (18-ый ранг).

Таким образом, среди значимых ценностей-целей в данной группе преобладают те, которые следует относить к категории индивидуально-личностных. При этом, определяя значимость развития, работы над собой, студенты не рассматривают ценность познания себя в качестве приоритетной (Приложение 5 А).

К наиболее значимым инструментальным ценностям следует отнести: воспитанность (1-ый ранг), образованность (2-ой ранг), ответственность (3-ий ранг), аккуратность (4-ый ранг), честность, правдивость (5-ый ранг). Среди наименее значимых инструментальных ценностей студентами были обозначены следующие: самоконтроль (14-ый ранг), широта взглядов (15-ый ранг), твердая воля (16-ый ранг), высокие запросы (17-ый ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (18-ый ранг).

Таким образом, среди значимых ценностей-средств существенно преобладают те, которые связаны с ценностями общения и ценностями дела, что может быть связано с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемых (Приложение 5 Б).

Особенностью экспериментальной группы является некоторая разобщенность целевых ориентиров и средств их достижения, о чем свидетельствуют средние баллы, полученные по отдельным видам ценностей (минимальный показатель 5,1 балла по параметру «терминальные ценности» и 4,6 балла - по параметру «инструментальные ценности»).

Результаты диагностики сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «р» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», ноябрь 2007г)

 

Таблица 2.

№ ценности п. /п.

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

 

Ранг Средний балл Ранг Средний балл
  8 9,5 2 5,65
  11 10,7 1 4,85
  1 2,2 17 14
  7 8,05 3 5,9
  18 14,4 8 9,8
  6 7,65 14 10,6
  5 6,75 18 14,05
  2 5,65 6 8,15
  9 10 4 7,25
  13 11,8 10 9,95
  12 11,75 15 11,05
  15 11,65 9 9,9
  14 13,65 13 10,4
  10 10,4 11 10,15
  3 5,9 16 11,15
  17 12,8 5 7,9
  16 12 12 10,35
 18. 4 6,25 7 9,1

 

Анализ результатов диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов, входящих в состав контрольной группы, ценностных ориентаций.

К наиболее значимым терминальным ценностям следует отнести: здоровье (1-ый ранг), наличие хороших и верных друзей (2-ой ранг), счастливая семейная жизнь (3-ий ранг), уверенность в себе (4-ый ранг), материально обеспеченная жизнь (5-ый ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: развлечение (14-ый ранг), развитие, т.е. работа над собой (15-ый ранг), творчество (16-ый ранг), счастье других (17-ый ранг), красота природы и искусства (18-ый ранг).

Таким образом, среди значимых ценностей-целей в данной группе преобладают такие ценности, которые также следует относить к категории индивидуально-личностных. Кроме того, выбор ценностей (как наиболее значимых, так и наименее значимых для испытуемых) в двух группах является идентичным по большинству параметров, за исключением отношений к проблеме развития себя, работы над собой (Приложение 6 А).

К наиболее значимым инструментальным ценностям следует отнести: воспитанность (1-ый ранг), аккуратность, чистоплотность (2-ой ранг), жизнерадостность (3-ий ранг), ответственность (4-ый ранг), честность, правдивость (5-ый ранг). Среди наименее значимых инструментальных ценностей студентами были обозначены следующие: независимость (14-ый ранг), самоконтроль (15-ый ранг), широта взглядов (16-ый ранг), высокие запросы (17-ый ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (18-ый ранг).

Таким образом, среди наиболее значимых ценностей – средств, в данной группе преобладают те, которые относятся к категории ценностей общения и ценностей дела. Выбор наименее значимых инструментальных ценностей также выявляет некоторую несогласованность с требованиями, предъявляемыми к качествам личности педагога (Приложение 6 Б).

Вместе с тем, особенностью контрольной группы является согласованность целевых ориентиров при некоторой разобщенности средств их достижения, о чем свидетельствуют средние баллы, полученные по отдельным видам ценностей (минимальный показатель 2,2 балла по параметру «терминальные ценности» и 4,85 балла - по параметру «инструментальные ценности»).

В целом, результаты диагностики с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации» позволил установить, что для студентов, входящих в состав контрольной и экспериментальной групп характерны общие ценностные ориентиры, как в части выбора жизненных целей, так и средств их достижения. Вместе с тем, в разряд доминирующих ценностей, студентами двух групп не были включены те, которые имеют непосредственное значение для профессионального становления и дальнейшей реализации в профессии, в частности - активная жизнь, познание себя, уверенность в себе, творчество и др. В качестве значимых средств достижения цели, частью студентов также не рассматриваются возможности использования самоконтроля, настойчивость в достижении цели (твердая воля), ответственность и обширные знания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели сформированности аффективного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей выражены на достаточно низком уровне и нуждаются в развитии.

Результаты диагностики уровня профессиональной направленности студентов (УПН) студентов 2 «а» группы (на основе методики Т.Д. Дубовицкой, ноябрь 2007г)

 

Таблица 3.

Уровни профессиональной направленности Количество студентов % от общего количества
Низкий уровень 1 чел. 5%
Средний уровень 10 чел. 50%
Высокий уровень 9 чел. 45%

 

Анализ результатов диагностики позволил установить, что для студентов экспериментальной группы характерны высокие и средние показатели сформированности уровня профессиональной направленности (соответственно 45% и 50% от общего количества опрошенных). Лишь для 5% от общего количества опрошенных студентов характерны низкие результаты по показателю УПН. При этом качественный анализ ответов студентов, обучающихся по специальности – преподавание в начальных классах - позволил выявить ряд проблем и противоречий, связанных с предметом исследования. Так, наименьший средний балл, в представленной выборке, был получен при ответах на следующие суждения:

- в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,4);

. - по собственной инициативе читаю дополнительную литературу, имеющую отношение к будущей профессии (средний балл составил 0,45) и другие (Приложение 7).

Следовательно, для большинства студентов данной группы характерны, как выраженный интерес к процессу освоения будущей профессиональной деятельности, так и недостаточное стремление дальнейшей реализации в ней.

Результаты диагностики уровня профессиональной направленности студентов (УПН) студентов 2 «р» группы (на основе методики Т.Д. Дубовицкой, ноябрь 2007г)

 

Таблица 4.

Уровни профессиональной направленности Количество студентов % от общего количества
Низкий уровень 2чел. 10%
Средний уровень 11чел. 55%
Высокий уровень 7чел. 35%

 

Анализ результатов диагностики позволил установить, что для большинства студентов контрольной группы, также характерны высокие и средние показатели сформированности уровня профессиональной направленности (соответственно 35% и 55% от общего количества опрошенных). Всего для 10% от общего количества опрошенных студентов характерны низкие результаты по показателю УПН. При этом качественный анализ ответов студентов, обучающихся по специальности – русский язык и литература – позволил установить что, наименьший средний балл, в представленной выборке ответов, был получен при ответах на следующие суждения:

- в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,45);

- мои увлечения и занятия в свободное время связаны с будущей профессией (средний балл составил 0,5);

- в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,55) и другие. (Приложение 8).

Таким образом, несмотря на достаточно высокие общие результаты по показателю УПН, у части студентов контрольной и экспериментальной групп отсутствует устойчивый интерес к овладению выбранной профессией и дальнейшей работе по ней. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по развитию мотивационного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей.

Проверка статистической достоверности различий между показателями в экспериментальной и контрольной группе по показателю УПН (учебно-профессиональной направленности) проводился с применением критерия Фишера.

Были выдвинуты проверяемые гипотезы:

Н0: доли студентов, обучающихся в контрольной и экспериментальной группах и имеющих низкий, средний и высокий уровень сформированности учебно-профессиональной направленности значимо не различаются.

Н1: доли студентов, обучающихся в контрольной и экспериментальной группах, имеющих низкий, средний и высокий уровень сформированности учебно-профессиональной направленности значимо различаются.

Полученные результаты, обработанные по таблице критических значение, подтвердили гипотезу Н0.

Таким образом, результаты первичного замера свидетельствуют о том, что показатели сформированности уровня профессиональной направленности в группах в целом соответствуют одному уровню и значимо не различаются (Приложение 9).

Анализ результатов диагностики по изучению педагогического сознания (автор С.В. Пазухина) позволил установить, что содержательно, ответы студентов, входящих в состав контрольной (2 «р») и экспериментальной (2«а») групп не имеют существенных отличий. Следовательно, качественный анализ полученных данных представленный ниже, характерен для всей совокупности выборки.

1. По показателю профессиональных мотивов и целей:

а) в ответах относительно 1-го суждения, связанного с мотивами поступления в колледж, большинство студентов указали на наличие у них интереса и желания обучаться по выбранной профессии; 20% (8 человек) от общего количества опрошенных в качестве мотивов поступления указали интерес к изучению определенных учебных дисциплин (иностранного языка и др.) и столько же студентов указали на то, что сделали выбор ОУ, основываясь на советах родителей;

б) в ответах относительно 2-го суждения, связанного с целями обучения, значительная часть студентов указали на необходимость быть успешными в учебной деятельности; 20% (8 человек) определили результат, связав его с возможностями самопознания и самореализации в ОП колледжа; по 5% (2 человека) в качестве цели назвал возможность получения стипендии;

в) в ответах относительно 8-го суждения, также связанного с профессиональными мотивами и целями, большинство студентов отметили возможность общения с детьми и профессионально-личностного развития, однако 10% (4 человека) из числа опрошенных затруднились в определении профессиональных мотивов и целей.

Таким образом, в ответах, связанных с определением студентами профессионально значимых мотивов и целей, наблюдаются как положительные тенденции, так и отрицательные:

- первоначальный интерес к выбранной профессии, ориентация на ребенка как субъекта учебной деятельности и общения и др.,

- преобладание у части студентов мотивов, напрямую не связанных с профессиональной деятельностью, ориентация на краткосрочные цели и мотивы обучения, без определения перспективных и др.

2. По показателю социальной ценности профессии:

а) в ответах относительно 7-го суждения, связанного с социальной значимостью профессии учителя, значительная часть студентов контрольной и экспериментальной групп отметили организацию процесса обучения и воспитания детей, 20% (8 человек) от общего числа опрошенных не смогли дать ответ и 15% (6 человек) связали профессиональную миссию учителя, с помощью в становлении личности ребенка, развитии его творческого потенциала для последующей реализации в профессии;

б) в ответах относительно 9-го суждения, связанного с определением перспектив профессии учителя, большее число опрошенных отметили, что получаемая профессия пригодится в воспитании собственных детей; по 10% (4 человека) от общего количества студентов группы отметили перспективы в связи с повышением оплаты труда педагога, востребованности специалистов на рынке труда и решением существующих в стране социальных проблем, а также ряд студентов не смогли сформулировать ответ.

Таким образом, студенты данных групп в целом, верно, представляют значимость профессии учителя, способны определять направления ее развития в будущем. При этом, перспективы получения профессии, также связываются у студентов с реализацией индивидуально-личностных ценностей, таких как материальное поощрение, воспитание собственных детей и др.

3. По показателю представление об идеальном педагоге:

а) в ответах относительно 5-го суждения, мнения студентов разделились примерно одинаковое количество по 30% (12 человек) отметили, что главным в педагогической деятельности является: умение общаться с детьми; любовь к профессии; умение найти подход к ребенку, создать условия для развития его как личности, а также 10% (4 человека) не высказались относительно выдвинутого суждения;

б) в ответах относительно 6-го суждения, связанного с определением качеств, которые развиваются в процессе педагогической работы, по мере убывания были представлены следующие: дружелюбие; коммуникабельность; уважение и терпимость к окружающим людям; настойчивость в достижении цели; культура поведения, уверенность в себе, ответственность;

в) в ответах относительно 12-го суждения, связанного с определением образа идеального учителя, студенты отметили, что такой педагог должен обладать следующими качествами: оказывать поддержку и помощь ученикам; быть добрым и уметь прощать ошибки; обладать развитым чувством юмора и способностью выстраивать диалог с учениками. Несколько меньшее количество ответов содержали указания на уровень сформированности таких профессиональных умений, как: способность к объективной оценке результатов деятельности учащихся и организации интересных, творческих уроков;

г) в ответах относительно 14-го суждения, связанного с представлениями о талантливом педагоге, студенты высказались относительно того, что это человек, который знает и умеет все, активно проявляет себя в различных видах профессиональной деятельности, успешен и образован;

д) в ответах, относительно 17-го суждения, связанного с определением того, что является недопустимым в деятельности учителя, большинство студентов указали на такие проявления, как: оскорбление ребенка, опоздание на работу; неопрятный внешний вид, а также среди менее распространенных ответов были указания на эгоистичный характер и небрежное отношение к профессиональным обязанностям.

Таким образом, представления об идеальном педагоге, сложившиеся у студентов достаточно содержательны относительно личностных характеристик и не вполне дифференцированы относительно требований, предъявляемых учителю самой профессиональной деятельностью.

По показателю отношения к детям:

а) в ответах относительно 3 суждения, связанного пониманием ребенка, большинство студентов данной группы отметили готовность педагога оказать помощь и «встать на место» ученика, проявить заботу и понять его мысли;

б) в ответах относительно 4-го суждения, связанного с пониманием роли учителя в развитии ребенка, по 10% (4 человека) отметили необходимость формирования таких качеств и умений как: воспитанность, самостоятельность, умение слушать и др. Кроме данных характеристик в ответах студентов указывалось и на необходимость развития у детей интереса к знаниям, дружелюбия, дисциплинированности, творческих способностей, стремления к труду, терпения и определенных навыков.

в) в ответах относительно 10-го суждения, связанного с представлениями о будущих учениках, студенты преимущественно описывали характеристики личности последнего (активный, творческий, дружелюбный, «хороший», умный, понимающий и др.), кроме того, по 5% (2 человека) отметили, что после окончания школы, он (ученик) не должен забывать учителя и то, что они не рекомендовали бы ученикам выбирать профессию учителя.

Таким образом, в целом для студентов характерна гуманистическая направленность позиций, занимаемых по отношению к ребенку, как формирующейся личности.

5. По показателю отношения к различным сторонам педагогической деятельности:

а) в ответах на 11-е суждение, связанное с отношением к возможным трудностям, возникающим в деятельности молодого педагога, значительная часть студентов отметили трудности, связанные «вхождением» и утверждением себя в новом коллективе, прежде всего, педагогическом; 30% (12 человек) от числа опрошенных видят трудности в том, чтобы расположить к себе учеников, найти с ними «общий язык»; 15% (6 человек) указали на трудности, связанные с обучением детей, испытывающих проблемы с освоением учебных программ, т.е. неуспевающими школьниками, по 10% (4 человека) видят трудности в том, чтобы найти работу и учить тех, кто не значительно младше по возрасту; такое же количество студентов не сформулировали ответ на данное суждение;

б) в ответах на 13-е суждение, связанное с отношением непосредственно к педагогической деятельности, большая часть студентов, около 45% (18 человек) от общего количества опрошенных считают данный вид деятельности трудным, из них только 20% (8 человек) указывают на то, что она является одновременно и интересной; по 10% (4 человека) в качестве характеристик педагогической деятельности отмечают следующие: увлекательная, творческая, ответственная, требующая большого запаса знаний и др. Лишь 5% (2 человека) от общего количества опрошенных студентов не смогли предложить свои варианты ответов на представленное суждение;

в) в ответах на 15-е суждение, связанное с установлением характеристик, которые отличают педагогическую профессию от других, талантливого педагога, мнения большинства студентов совпали относительно того, что она (профессия) востребованная, значимая для общества и интересная, увлекательная, творческая. При этом, 10% (4 человека) отметили, что при определенных обстоятельствах педагогическая профессия «может быть ужасной»;

г) в ответах на 16-е суждение, относительно того, каким должен быть современный педагог, студенты, прежде всего, отметили, такие характеристики, как: понимающий (понимать мысли и чувства учащихся), коммуникабельным, обладающим обширными знаниями в различных сферах, а еще, современный учитель должен иметь высокий уровень образованности, быть начитанным, уметь пользоваться компьютером, уметь воспитывать детей и др.

Таким образом, у студентов существуют представления об отдельных сторонах педагогической деятельности, однако, они не достаточно структурированы, а в ряде случаев присутствует и негативная оценка отдельных аспектов профессиональной деятельности.

В целом, анализ полученных на основе использования нескольких диагностических методик результатов, позволил установить, что у значительной части студентов контрольной и экспериментальной групп уровень сформированности ценностного отношения к педагогической деятельности, в части когнитивного и аффективного компонентов, выражен недостаточно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.042 с.)