Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей



 

Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности [43].

Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации индивида.

Процесс формирования профессионально-педагогических ценностей длителен и многогранен, исследованию его закономерностей посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов и психологов:

А.А. Реан, Л.М. Митина, А.К. Маркова подчеркивают значимость ценностных ориентаций как регулятора профессионально-педагогической деятельности, определяют механизмы и средства, стимулирующие их формирование.

Н.Н. Никитина, В.П. Зинченко, З.И. Равкин рассматривают аксиологический подход в профессиональном образовании как приоритетное условие формирования профессионально-педагогических ценностей.

Н.А. Асташева определяет структуру процесса интериоризации ценностей, механизмы и условия решения проблемы аксиологического характера.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они объективны, т. к. складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке в виде идей, концепций, теорий. При этом, отличительной особенностью педагогических ценностей, по мнению З.И. Равкина, является то, что, имея принадлежность к конкретной эпохе, они обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода [32].

Педагогические ценности имеют разные формы и уровни существования. Функционируя в масштабе общества и в сфере профессиональной деятельности, они приобретают общественно-педагогическое, профессионально-групповое и индивидуально-личностное значение.

Общественно-педагогические (социально-педагогические) ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, педагогической этики, философии образования.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность относительно самостоятельных профессиональных групп, коллективов.

Индивидуально-личностные (личностно-педагогические) ценности представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором отражены цели, мотивы, идеалы, установки и др. мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций [20].

Ассимилируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, педагог строит свою индивидуально-личностную систему ценностей. Эта система включает:

ценности, раскрывающие значение и смысл профессионально-педагогической деятельности преподавателя (ценности-цели):

концепция личности студента-профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция Я-профессиональное как источник и результат профессионального самосовершенствования;

ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства):

концепции педагогического общения;

педагогические техники и технологии педагогического мониторинга и инноватики и др;

3) ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-отношения):

концепция собственной профессиональной позиции, включающая отношение преподавателя к учащимся, самому себе, своей профессиональной деятельности, другим участникам педагогического процесса;

4) ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания):

теоретико-методологические знания о закономерностях формирования личности и деятельности;

знание ведущих идей и закономерностей педагогического процесса и др.;

5) ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества):

многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешнеповеденческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях (способность к творчеству, проектированию своей деятельности, вырабатыванию позиции сотрудничества, построению, гуманистических диалоговых отношений с другими людьми и т.д.) [12].

Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры. Очевидна связь между группами педагогических ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств, ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д.

Анализ системы педагогических ценностей позволяет выделить две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные) [42].

Аксиологический аспект профессиональной подготовки будущего учителя представляет собой формирование совокупности специфических педагогических ценностей профессиональной деятельности, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для студентов. При этом сами педагогические ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека и лишь появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) реализуемой деятельности (учебной, а в последствии и профессиональной) [1].

Формирование у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к педагогической деятельности - сложный процесс, который, реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации.

Б.Г. Ананьев отмечает, что "…формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности" [41, с 108].

Интериоризация - есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (А.Н. Леонтьев).

И.Ф. Клименко считает, что интериоризация значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане.

По мнению Б.С. Круглова, интериоризация ценностей есть осознанный процесс, он предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такая способность может осуществиться лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости.

Известно, что подростковый и юношеский возрасты – это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах основаны на ориентировке юных людей в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека [18].

В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. В этом, как утверждает В.А. Крутецкий, проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками. У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов [28].

В отечественной психологии понятие смысла наиболее полно освещено в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. При этом взгляды отечественных психологов на систему личностных смыслов, как и представления о системе ценностей человека, часто перекликаются с идеями представителей экзистенциально-гуманистического направления.

Личностный смысл принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение – для - меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы. Еще В. Франкл указывал, что основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, совершенствовать способность, которая позволяет человеку находить уникальные смыслы [38].

Выделяется ряд составляющих смысловых систем:

а) побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы;

б) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость);

в) выражающие личностный смысл смысловые установки;

г) регулируемые смысловыми установками поступки и действия личности.

Поскольку смыслам свойственно изменяться, расширяться, необходимо иметь ясное представление о динамике их образования. Эта проблема нашла свое подробное рассмотрение в трудах Д.А. Леонтьева. Он выделил три разновидности смыслодинамических процессов: смыслообразование, смыслоосознание и смыслостроительство [33].

На первоначальном этапе обучения в колледже, студенты достаточно часто не представляют себе смысла и ценности педагогической профессии. Получение образования они чаще всего связывают с наличием диплома, расширением знаний по определенным дисциплинам, встречаются и те, кто овладение педагогической специальностью вообще не соотносят с будущей профессиональной деятельностью. У такого контингента профессиональные смыслы либо отсутствуют, либо носят узко направленный характер. Поэтом, подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности должна включать в себя целенаправленную работу по построению у них иерархии профессиональных смыслов [4].

В контексте исследуемой проблемы, личностный смысл профессиональной деятельности следует рассматривать как субъективный феномен представляющий собой особый уровень развития ценностной позиции личности студента к деятельности и ее ценностного отношения к ней. Личностный смысл как сущностная составляющая ценностного отношения к педагогической деятельности формируется у будущих учителей в процессе качественного освоения базового содержания педагогического образования и развивается в процессе освоения вариативного содержания педагогического образования (семинары, спецкурсы, тренинги и др.).

В формировании ценностно-смысловых ориентаций исключительно важную роль играют эмоции. Как отмечает венгерский философ П. Хайду, "... в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне" [41, с 86]. По мнению Б.И. Додонова, ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, т.е. положительной оценки - рациональной или эмоциональной.

Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей.

В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта.Р.С. Немов характеризует включение воли в управление деятельностью человека как активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале.

Усвоение ценностей происходит также в процессе идентификации.В.Г. Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей, и развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов.

Необходимо отличать идентификацию от подражания, поскольку это более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, "роль" которого субъект принимает, ставя себя на его место.

Идентификация - это процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой, на основании установившейся эмоциональной связи и включение в свой внутренний мир, и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.

Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является также интернализация. Интернализация - сложный процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.

По мнению Я. Гудачека, пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до чисто внешнего импульса к действию [41].

Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности тесно связано с формированием ценностных ориентаций у будущих учителей. Н.А. Асташова выделяет следующие этапы формирования и становления ценностных ориентаций студентов:

Предъявление ценностей может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления ценностей – каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, в рамках взаимодействия "педагог-студент" во всевозможных проявлениях и сочетаниях. При этом следует отметить, что главным лицом, предъявляющим ценности образования и человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом и выступают образцами деятельности в профессиональной сфере.

Осознание ценностей начинается сразу после их предъявления и осуществляется постепенно, включая в себя постижение содержания ценностных ориентаций, способов осуществления действий на их основе и возможных результатов. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности, развитие профессионально значимых качеств, являющихся стержневыми для педагогической деятельности. Ценностные ориентации уже на этом этапе приобретают свойство осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности. Но для того, чтобы ценностные ориентации стали мощной побуждающей силой, они должны быть внутренне приняты субъектом.

Принятие осознанной ценностной ориентации осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностных ориентаций с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Очень важным на этом этапе является процесс включения ценностной ориентации в структуру значимых отношений человека. В этом случае ценностная ориентация приобретает смыслообразующую функцию и является серьезным основанием для организации деятельности (в том числе и профессиональной).

На этапе реализации ценностные ориентации уже обладают свойствами побуждения, осмысленности, осознанности, и вполне закономерно проявление такого свойства, как действенность. В рамках этого этапа ценностная ориентация должна отразить такие свои функциональные особенности, как насыщенность гуманистическим потенциалом, удовлетворение личностных (профессиональных) интересов.

Особое внимание должно уделяться закреплению ценностных ориентаций. Для того чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмыслить сущность ценностной ориентации, постоянно, вариативно реализовывать ее в деятельности и поведении. Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях дает возможность простимулировать ее способность актуализироваться в сложившихся социокультурных условиях.

Актуализация потенциальной ценностной ориентации может проходить как осознанно, так, и не осознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходимости.

При этом, процесс формирование и становление ценностных ориентаций студентов в своей структуре содержит ряд компонентов: целевой компонент, содержательный компонент, процессуально - деятельностный компонент и оценочно-результативный компонент [17].

К разряду условий и факторов, препятствующих интериоризации, интернализации ценностей педагогической профессии студентами колледжа следует отнести:

сохранение предметной «узости» при преподавании отдельных дисциплин;

незавершенность цикла формирования ценностных ориентаций студентов, когда реализуются не все его компоненты;

рассогласованность позиций разных субъектов образования о сущности и содержательном заполнении разных групп социально-педагогических ценностей (самых общих в иерархии системы педагогических ценностей);

традиционность применяемых при организации образовательного процесса форм и технологий при незначительном удельном весе практикоориентированных занятий и др [29]..

Успешность формирования ценностных ориентаций студентов обусловлена как внутренними (мотивы учебно-профессиональной деятельности), так и внешними условиями и факторами, к разряду которых Н.П. Никитина относит:

педагогическую насыщенность и направленность дисциплин специальности;

педагогическую направленность внеаудиторных занятий студентов;

применение активных методов обучения и современных педагогических технологий (рефлексивных, тренинговых и др.);

квазипрофессиональная деятельность (моделирование, создание реальных педагогических ситуаций);

гуманные субъект-субъектные отношения в системах «студент - педагог», «студент – студент» и др. [19].

К действенным средствам формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов колледжа, будущих учителей, по мнению Н.П. Никитиной, так же возможно отнести проведение тренинговых занятий, с целью содействия их личностному и профессиональному саморазвитию.

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к разностороннему толкованию метода и обозначению этим термином различных приемов, форм, методов и средств, используемых в психологической практике.

Г.Н. Ковалев относит тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления.

Определение тренинга как метода обучения представляется недостаточным, поскольку приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности трансформацией установок, отношений, мотивационных структур личности.

Другие авторы в сочетании с обучением отметают понятие «опыт».К. Рудестам называет тренинговую форму ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях – единственным успешным методом обучения и изменения человека [15].

Считая понятие «опыт» общим и ключевым для понимания психологического тренинга, О.В. Евтихов предлагает рассматривать групповой психологический тренинг как метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

В настоящее время существует достаточно большое количество различных классификаций психологических тренингов. Авторы, занимающееся данной проблемой, применяют для классификации различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения и т.д.

В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева выделяют следующие задачи психологического тренинга:

1) приобретение знаний по психологии личности, группы, общества;

2) приобретение знаний, умений и навыков общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для общения;

4) развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Перечисленные задачи решаются с помощью следующих видов тренинга:

тренинг делового общения (задачи 1-3);

перцептивный тренинг (задача 4);

тренинг развития личности (задача 5).

Тренинг личностного развития – разновидность тренинга, направленного на совершенствование личностных качеств и самосознания человека, что, в конечном счете, должно способствовать оптимизации его поведения и самореализации. В контексте решения проблем профессионального становления личности, данная цель конкретизируется через рассмотрение основных аспектов (включая и ценностно-смысловой компонент) профессиональной деятельности. Таким образом, в процессе и в результате проведения тренинговых занятий участники реализуют ряд значимых потребностей: потребность в самоуважении, в целостности «Я», признании со стороны других людей и др., что создает основу для определения перспектив профессионального и личностного саморазвития. Саморазвитие, в свою очередь, предполагает процесс активного, последовательного, позитивного качественного изменения личности, которое является результатом его собственных усилий. Кроме того, саморазвитие рассматривается и как деятельность личности, направленная на изменение (в плане совершенствования или коррекции) уже существующих психических и личностных свойств, например, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей [29].

Таким образом, создаются условия, активизирующие процесс становления у студентов колледжа, будущих учителей, позитивного образа "Я – профессиональное", что, по мнению Ольхонова Т.В., включает использование разнообразных приемов и методов:

- ценностно-смысловой анализ отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на основе сопоставления с другими;

- динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных (педагогических) ситуациях на основе ценностных ориентаций;

- самоисследование, предполагающее развитие рефлексивных способностей, осмысление своих качеств и способностей в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью;

- творческое моделирование конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих творческих возможностей, обобщение данных ситуаций в целостную стратегию профессионального саморазвития и др.

Использование данных приемов в работе тренинговой группы позволяет решать задачи, связанные с формированием у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности, учитывая при этом основные закономерности (с учетом этапов и механизмов формирования ценностного отношений) данного процесса [44].

Таким образом, изучив теоретические аспекты проблемы формирования ценностного отношения к значимым аспектам жизни и деятельности человека, мы пришли к следующим выводам:

1. Ценностно-смысловая сфера является важнейшей структурой личности, так как ценности придают деятельности человека направленность, регулируют поведение и способы самоактуализации, оказывая тем самым существенное влияние на освоение профессиональной деятельности. Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации индивида.

2. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Анализ системы педагогических ценностей позволяет выделить две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные). Педагогические ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека и лишь появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) реализуемой деятельности (учебной, а в последствии и профессиональной).

3. В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов.

4. Личностный смысл принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня», усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы.

5. Большинство ученых подчеркивает то, что ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека. Формирование ценностного отношения - сложный процесс, который, реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации и интернализации. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности тесно связано с формированием ценностных ориентаций студентов.

6. Н.П. Никитиной выделяются внешние и внутренние условия и факторы, обеспечивающие успешность формирования ценностных ориентаций студентов. К внешним факторам следует отнести и проведение тренинговых занятий, с целью содействия личностному и профессиональному саморазвитию студентов, будущих учителей, что возможно на основе присвоения и осмысления ими ценностей профессиональной деятельности

 

Выводы по первой главе

 

Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволил установить следующее:

1. Ценности, ценностные отношения представляют собой совокупный культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизнедеятельности личности. Компонентами, составляющими ценностное отношение к окружающей действительности, являются: когнитивный, аффективны, процессуально-деятельностный. Высшим уровнем развития ценностного отношения является собственно - духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности.

2. Ценностные отношения динамичны, изменчивы и воспитуемы. Формирование ценностного отношения - сложный процесс, который реализуется посредством различных психологических механизмов, таких как: интериоризации, идентификации, интернализации и этапов. Большинство ученых подчеркивает то, что ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека.

3. Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации индивида. Педагогическая деятельность при этом, рассматривается нами, прежде всего, как средство развития творческого потенциала и как фактор формирования внутренней позиции ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает целенаправленное и поэтапное включение студентов в освоение общечеловеческих и педагогических ценностей.

4. Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности. Ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется.

5. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, должно осуществляться с учетом возможного влияния на данный процесс факторов и условия, относящихся как к категории внешних, так и внутренних. Среди позитивно влияющих и оказывающих воздействие внешних факторов, нами в качестве средства достижения цели был выбран тот, который связан с необходимостью использования в образовательном процессе колледжа активных методов и технологии обучения. К подобным методам и технологиям следует отнести проведение тренинговых занятий, направленных, прежде всего на коррекцию и развитие существующие системы отношений личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.059 с.)