Общие мотивы и образы всего цикла «Приключения Эраста Фандорина» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие мотивы и образы всего цикла «Приключения Эраста Фандорина»



Среди главных источников всех без исключения романов Акунина признаются уже ставшие классическими детективы Конан-Дойля, Честертона и Агаты Кристи. Без них не было бы детективной интриги и самого принципа размещения всех атрибутов приключенческой беллетристики в акунинском литературном пространстве

Самым частотным автором А.Куневич и П.Моисеев называют А.С.Пушкина. В статье «Пушкинский текст в «Фандоринских романах» Акунина» исследователи многочисленными примерами из каждого романа доказывают, что цитаты, имена героев, даже образ самого Пушкина проходят лейтмотивом через весь цикл романов. Объясняется этот следующим образом: несмотря на параллели из современной литературы, Акунин все же играет преимущественно с классическим текстом. «Пушкин - самый классический из русских классиков; ему и надлежало принять на себя главный удар нашего литературного Бакунина» (Куневич, Моисеев 2005 // [Электронный ресурс]. URL: <http://www.sibogni.ru/archive/45/537>).

Одна из черт, характерных для значительной части романов, повторяющийся образ дороги, пути. По замечанию Г.Циплакова, четыре романа («Турецкий гамбит», «Смерть Ахиллеса», «Статский советник», «Коронация») из серии начинаются с описания железнодорожного путешествия. После романа «Анна Каренина», бунинских путевых заметок, многочисленных эпизодов у Достоевского, Чехова, Горького поезд в классической русской литературе может выступать символом смерти. И конечно, сам образ дороги очень символичен для русской классики, стоит только вспомнить птицу-тройку Гоголя.

Другой сквозной мотив всех детективов Акунина - игра. Феномен игры всесторонне рассматривается в фундаментальном труде голландского ученого Йохана Хейзинга, в котором он утверждает, что игра появилась раньше, чем культура. Азартные игры, по мнению ученого, «могут иметь сакральное значение, то есть означать и определять божественные свершения» (Хейзинг 2011: 94). Сюжеты, связанные с азартными играми, часто встречаются в классических произведениях русской литературы начала XIX века. Многочисленные сюжеты, связанные с русской (американской) рулеткой и картами у Акунина - аллюзии на известные фаталистические моменты в произведениях Пушкина и Лермонтова. В «Турецком гамбите» один из героев говорит: «Хорошая литература, не хуже английской или французской. Но литература - игрушка, в нормальной стране она не может иметь важного значения. Я ведь и сам в некотором роде литератор. Надо делом заниматься, а не сочинять душещипательные сказки. Вон в Швейцарии великой литературы нет, а жизнь там не в пример достойнее, чем в вашей России». Быть может, в этой монологе скрыт намек на князя Мышкина, который едет лечиться от безумия как раз в нелитературную Швейцарию. Однако в этой фрагменте интересна не столько очередная аллюзия, сколько взгляд на литературу. Для Акунина классика - это инструмент, из которого создаются сюжеты и складываются смыслы его произведений, литературный текст для него - поле игры. Таким образом, «игра в книгах Акунина появляется как элемент сюжета, но одновременно она определяет и отношение автора к создаваемой им действительности» (Вишевский 2011: 21).

Акунин не только опирается на сюжеты Пушкина, Лермонтова и Достоевского и других признанных классиков, он еще и пишет на языке этих мастеров слова, используя прием стилизации. «Стилизация - намеренное подражание манере повествования, стилю речи тех или иных социальных групп, их индивидуальных представителей, а также стилю речевых произведений и жанров прошлого, обычно осуществляемое для того, чтобы создать эффект подлинности» (Черняк, Черняк 2010: 139). Язык Акунина сочетает в себе размеренную речь русского чиновничества и простонародную речь, книжные слова официальных лиц и светского общества. Стилизация под классику вместе с интертекстуальностью и создают то ощущение уютности и теплоты, которые так привлекают читателя.

 


Выводы

Современная литература начинает свой отсчет с 50-х годов ХХ века. Именно в этой время зарождаются те тенденции, которые определили развитие русской литературы вплоть до наших дней. Каждое десятилетие появлялось новое поколение писателей, чьи имена становились знаковыми, а творчество радикально отличалось от всего написанного ранее, а также от официально разрешенной литературы. Но настоящий переворот происходит в 80-е годы, когда начинает формироваться принципиально новое направление в искусстве, получившее название постмодернизм. Своеобразие постмодернизма заключается в том, что он, с одной стороны, объединил в себе признаки всех без исключения эстетических систем, а с другой, зародил в литературе новые тенденции, идеи и жанры.

Среди изменений, произошедших в современной литературе, исследователи выделяют следующие:

) изменение роли и функций писателя;

) появление нового типа героя;

) смещение рамок нормативного, дозволенного;

) интертекстуальность, игровое начало текста;

) диалогизм литературы, изменение роли читателя;

В 90-е годы в литературе резко обозначилась дифференциация «высокого», элитарного и «низкого», массового. Промежуточное положение заняла беллетристика. Самыми популярными жанрами массовой литературы стали детектив и фантастика.

Особое место среди авторов детективов занимает известный современный писатель Борис Акунин. Произведения Акунина находят свою нишу именно в беллетристике, а не в массовой литературе. Несмотря на то что писатель характеризует свои произведения как развлекательные, критики отмечают что они отличаются многоуровневостью. За сюжетной линией и увлекательной детективной историей скрываются многочисленные римейки, цитаты, аллюзии. Особенность творчества Акунина, привлекающая к его романам внимание литературоведов и позволяющая отличать его от массовой литературы, это бесконечная череда реплик, мотивов, сюжетов из классики. Его литературные параллели разнообразны и общеизвестны: это и упоминание известных героев и исторических лиц, связанных с литературным процессом, и игра с идеями из книг Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Гомера, Шекспира.

В 90-годы Акуниным был написан первый роман из литературного проекта «Приключения Эраста Фандорина» «Азазель», принесший автору известность. Вся серия состоит из 14 детективов, относящихся к различным разновидностям детективного жанра. Каждый из романов включает в себя несколько десятков аллюзий на современные и классические тексты. Например, в романе «Азазель» цитируются «Бедная Лиза» Карамзина, «На тайной службе его величества» Флеминга, «Герой нашего времени», «Демон» Лермонтова, «Под знаком незаконнорожденных», «Приглашение на казнь» Набокова, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Дневник писателя», «Преступление и наказание» Достоевского, «Пиковая дама», «Египетские ночи» Пушкина, «Что делать?» Чернышеского, «Мы» Замятина, зарубежные романы «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Заводной апельсин», древнегреческая поэма «Иллиада» Гомера и Евангелие.

Среди главных источников всех романов Акунина признаются классические детективы Конан-Дойля, Честертона и Агаты Кристи. Без них не было бы детективной интриги и всех главных атрибутов приключенческой беллетристики, присутствующих в акунинском литературном пространстве.

Самым частотным автором в романах является А.С. Пушкин. Цитаты, имена героев, даже образ великого русского поэта, драматурга и прозаика проходят лейтмотивом через весь цикл романов. Акунин играет преимущественно с классическим текстом, а Пушкин, бесспорно, является самым главным русским классиком. Таким образом, интертекстуальность в романах Акунина выполняет сразу несколько задач:

) Создает многоуровневость произведения, что позволяет привлечь внимание разного читателя. Увлекательность сюжета, обаятельный герой, детективная история захватывает обывателя, а цитаты, аллюзии и реминисценции являются занимательными ребусами для знатоков в области литературы.

) Позволяет воссоздать атмосферу XIX века, времени расцвета русской литературы.

) Выражает авторское отношения к произведениям классической литературы.

) Выполняет познавательную функцию. Римейк как разновидность вторичного текста в упрощенной форме транслирует классический текст.

Творчество Акунина - неисчерпаемый источник для изучения. Литературоведы и критики предлагают различные философские интерпретации его творчества, на форумах поклонники Фандорина обмениваются информацией о найденных литературных параллелях, исследователи пишут объемные диссертации. Такой интерес к развлекательной литературе подчеркивает уникальный талант Бориса Акунина как выдающегося беллетриста ХХ века.

 


Список использованной литературы

 

1. Арон Л. Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу // Континент. 2004. №119. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru:8080/continent/2004/119/aron11.html

. Беляков С. Акунин как мистер Хайд // Частный корреспондент. 2008. 24 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=659

. Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии: дис.... канд. фил. Наук. Улан-Удэ, 2010.

. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века - начала XIX века). СПб., 2004.

. Буслакова Т.П. Современная русская литература: тенденции последнего десятилетия: Учеб. пособие. М., 2008.

. Быков Д. Блуд труда. СПб., 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imwerden.info/belousenko/books/bykov/bykov_blud_truda.htm

. Вишевский А. Сквозь призму детектива: Мир романов Бориса Акунина и Леонида Юзефовича. М., 2011.

. Генис. А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999.

. Глинтерщик Р. Современные русские писатели-постмодернисты: очерки новейшей русской литературы. Каунас, 2000.

. Данилкин Л. Убит по собственному желанию // Акунин Б. Особые поручения. - М., 2000. [Электронный ресурс]. URL: www.guelman.ru/slava/akunin/danilkin.html

. Десятов В.В. Набоков и русские постмодернисты. Барнаул, 2004.

. Как сделать детектив / Пер. с англ., франц., нем., исп. М., 1990.

. Куневич А., Моисеев П.Пушкинский текст в «фандоринских» романах Б. Акунина // Сибирские огни. - 2005. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibogni.ru/archive/45/537

. Курицын В., Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

. Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. -М., 2008.

. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография. Екатеринбург, 1997.

. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

. Лурье. Л. Борис Акунин как учитель истории // Эксперт Северо-Запад. 2000. №8. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/northwest/2000/08/08no-akunin_53821/

. Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл. М., 2003.

. Мегрелишивили Т. Шляпа Агаты Кристи, очки Умберто Эко, борода Льва Толстого (комментарии к прозе Бориса Акунина // На холмах Грузии. - 2005. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://kholmy-gruzii.klamurke.com/01/megrelischwili_akunin.htm

. Мережинская А.Ю. Русский литературный постмодернизм. Киев, 2004.

. Одиннадцать бесед о современной русской прозе / Интервью Кристины Роткирх. Под ред. Анны Юнгрен и Кристины Роткирх. М., 2009.

. Потанина Н. Диккенсовский ход «фандоринского проекта» // Вопросы литературы. 2004. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/1/pot.html

. Ранчин А. Романы Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом // Новое литературное обозрение. 2000. №67. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/ran14.html

. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н.Альфонсов, В.Е.Васильев, А.А.Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. СПб., М., 2002.

. Самотик Л.Г. Язык «Турецкого гамбита» Б.Акунина: Очерк и словарь. Красноярск, 2005.

. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, язык. СПб., 2001.

. Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в.: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И.Тимина, Т.Н.Маркова, Н.Н.Кякшто и др.; Учебно-методический комплекс по курсу «Русская литература ХХ - начала ХХI в.». СПб., 2011.29. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю.Воронина и др. СПб., 2005.

. Черняк М.А. Массовая литература ХХ века: учеб. пособие. М., 2007.

. Хёйзинга Й.Homo Ludens. Человек играющий / Сост. предисл. и пер. с нидерл. Д.В.Сильвестрова. СПб., 2011.

. Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы: Учебный словарь-справочник. - СПб., 2010.

. Циплаков Г. Зло возникающее в дороге, и дао Эраста // Новый мир. 2001.

. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.

. Эпштейн М.Н. Постмодернизм в России. Литература и теория. М., 2000.

. Юсипова Л. От Эраста Петровича к героям безбумажной литературы // Московские ведомости. 2001. 26 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guelman.ru/culture/reviews/2001-07-27/Usipova260701/

 

Электронные ресурсы

 

. http://ru.wikipedia.org/wik - Википедия. Свободная энциклопедия

. http://www.akunin.ru/ - Официальный сайт Бориса Акунина

. http://fandorin.ru/ - Официальный сайт Эраста Фандорина

. http://all-akunin.ru/ - Творчество Бориса Акунина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.018 с.)