Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная деятельность как предмет изучения в психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривая профессиональную деятельность как предмет изучения в психологии, необходимо отметить следующее. Профессиональная деятельность изучается как особая функция субъекта в процессе трудовой деятельности. В этом смысле изучение профессиональной деятельности продавцов неразрывно связано с анализом тех особенностей предметной действительности, которые определяют ее содержание, а также с анализом изменений в развитии человека как следствием осуществления субъектом этого вида деятельности. Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути. Психология труда - отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. В процессе трудовой деятельности человек выполняет общественно-необходимую функцию прилагая определенные усилия в достижении своих целей и направленные на результат. Эволюция общества привела к разделению труда и формированию профессий. Профессия представляет собой область, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость. Профессиональная деятельность предполагает выполнение трудовых функций в определенной области и создание определенных продуктов. Следовательно, профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии представляет собой определенный аспект в области психологии труда. Профессиональная деятельность как предмет психологии есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование определяет ту часть, сферу, сторону, аспект психологической реальности, на которую направлена деятельность психолога. В процессе формирования психологии труда как науки выделилось 2 направления: эмпирическое, связанное с практическим решением задач прикладные исследования, пригодные для непосредственного практического использования разработки, и направление теоретического поиска, своеобразной «разведки», проведение целенаправленных фундаментальных исследований и накопление теоретических знаний, на основе которых формируются фундаментальные модели личности, деятельности и др. Отрасль психологии труда как науки формируется именно на базе накопленных отдельных знаний о труде подкрепленных практическими исследованиями. Сегодня идет активный процесс интеграции психологических знаний о труде и знаний из смежных наук и все это скреплено тесной связью с практикой. Лица, осуществляющие организацию производственного процесса, берут на себя функции психологического анализа труда и становятся специалистами по подбору персонала и методам работы с персоналом. Психология труда существует как множество взаимодействующих подходов, направлений, школ, концепций. При определении предмета психологического знания выделяется в качестве ключевого явления отношение субъекта к труду, его удовлетворенность трудом, мотивация трудовой деятельности, потребности субъекта профессиональной деятельности. Психологический анализ деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит «не в выделении из нее ее внутренних психических элементов для дальнейшего обособленного их изучения, а в том, чтобы ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредствуемых моментов человеческой деятельности». А.Н. Леонтьев определяя макроструктуру профессиональной деятельности, выделяет следующие ее элементы: особенная деятельность, действие и операция. Данные элементы макроструктуры профессиональной деятельности имеют определенный психологический смысл, так как они выделяются не только на основе объективно-предметных условий труда, а во взаимосвязи с интимно-личностным отношением субъекта к реальным объективно-предметным условиям деятельности. Так, деятельность особенная «отвечает определенной потребности субъекта, стремиться к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения...». А.Н. Леонтьев анализируя деятельность использовал не разложение ее на отдельные элементы, а рассмотрел ее внутренние системные связи. В процессе формирования данных отношений происходят преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении, которые в свою очередь влияют на профессиональную деятельность. Таким образом отдельные «образующие» системы деятельности подвижны и изменчивы, т.е. деятельность - это процесс, характеризующийся постоянно происходящими трансформациями, то, что является целью деятельности при изменении условий, может стать ее способом, и, наоборот, способы деятельности могут стать ее целью. А.Н. Леонтьев так же доказал, что предметы способны приобретать качества побуждений, целей, орудий только в процессе человеческой деятельности. Наибольшее количество времени и энергетических затрат индивид отдает профессиональной деятельности. Отсюда можно сделать заключение, что профессиональная деятельность является одним из наиболее важных видов деятельности, которые осуществляются человеком. Чтобы раскрыть суть профессиональной деятельности необходимо определить понятие «профессия». Термин «профессия» (profetior - от лат.) - объявляю своим делом. Энциклопедический словарь профессию определяет, как «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования». Е.А. Климов выделяет четыре варианта применения термина «профессия»: область приложения сил человека; общность людей, занятых трудом определенного рода; квалификацию человека (субъекта труда), степень его подготовленности; процесс реализации человеком определенных функций, деятельность. Е.М. Иванова доказывает, что в психологии не может существовать однозначного определения понятия «профессия», т.к. профессия представляет собой довольно сложное явление, отражающее множество признаков и, следовательно, включает в себя социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую стороны. Любой вид профессиональной деятельности включает в структуру такие компоненты как целесообразная деятельность, предмет и средства труда, при этом интегрирующим компонентом данной структуры является субъект труда, он и обеспечивает взаимодействие всех компонентов системы с учетом многообразия ее специфических признаков. Исследования профессиональной деятельности, проведенные Е.М. Ивановой, основываются на положениях системного подхода, и это позволяет представить целостную картину объекта изучения: элементы системы описываются с учетом «места» в целом; построение системы иерархичное, один и тот же «материал», субстрат, выступает в системном исследовании, как обладающий одновременно разными функциями и даже разными типами строения; исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования; для системного исследования специфично то, что свойства целого порождаются из свойств элементов, и, наоборот, свойства элементов порождаются из характеристик целого. В работах А.К. Марковой, профессия - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессия рассматривается как «система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». С точки зрения конкретного человека, профессия - «это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию». Таким образом, для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации. В своей работе «Исследования индивидуального стиля деятельности» В.А. Толочек рассматривает профессиональную деятельность как совокупный продукт общества, а причина ее внутренних закономерностей лежит в особенностях психического и социального. В.Д. Шадриков определяет профессиональную деятельность как нормативно-одобренную. «В процессе освоения профессии человек «распредмечивает» нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ». В.Д. Шадриков подчеркивает общественное значение деятельности, «результат деятельности оценивается, прежде всего, с позиции его значения как «потребительной стоимости» для общества». По мнению ведущих отечественных ученых А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова, А.В. Карпова для успешного выполнения любой профессиональной деятельности специалист должен обладать профессионально важными качествами, а в функции профессионально важных качеств могут выступать как собственно психические и личностные, так и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности - соматические, морфологические, нейродинамические и др. Определенные биологические качества индивида, будучи недостаточно развитыми, могут не только являться противопоказаниями к той или иной профессиональной деятельности, но и быть источником неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Таким образом, профессиональная деятельность является особой функцией субъекта, которая служит источником существования и средством личностной самореализации. При определении предмета психологического знания выделяется в качестве ключевого явления отношение субъекта к труду, мотивация трудовой деятельности, потребности субъекта в профессиональной деятельности и удовлетворение этих потребностей, а в следствие этого, его удовлетворенность трудом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.007 с.) |