Деятельность Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае



 

Деятельность предприятий государственного сектора экономики Красноярского края направлена на предоставление государственных услуг, обеспечение производства товаров (работ, услуг), имеющих важное значение для экономического развития края. В соответствии с Положением об учете государственного имущества Красноярского края и ведении Реестра государственной собственности Красноярского края (Реестр), объектами учета Реестра являются:

а) краевые государственные унитарные предприятия, краевые государственные учреждения, а также их филиалы и представительства;

б) государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за краевым государственным учреждением, в т.ч.:

объекты нежилого фонда производственного и непроизводственного назначения;

объекты жилищного фонда;

объекты и сооружения инженерной инфраструктуры;

объекты незавершенного строительства производственного и непроиз-водственного назначения;

в) находящиеся в государственной собственности края акции (доли, вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

г) объекты государственной казны Красноярского края;

д) земельные участки, недра, водные и иные природные объекты;

е) иное находящееся в государственной собственности края недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

За 2012 год количество объектов, учтенных в Реестре, снизилось на 1033 единиц, в основном за счет передачи объектов недвижимости из краевой собственности в муниципальную собственность. На 1.01.2013 года, в государственной собственности Красноярского края находится:

55 государственных предприятий Красноярского края.

710 краевых государственных учреждений (Приложение 4).

27 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края.

11175 объектов недвижимого имущества (Приложение 4).

В том числе, действующих: 48 краевых унитарных предприятий и 24 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности, из них 2 не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации (табл. 1).

 

Таблица 1 - Количество действующих краевых предприятий, находящихся в краевой собственности

Наименование органа исполнительной власти

Количество

  унитарных хоз. обществ
Министерство транспорта Красноярского края 26 2
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края 1 1
Министерство здравоохранения Красноярского края 11 1
Министерство культуры Красноярского края 1 -
Управление делами Администрации Губернатора и Правительства края 1 1
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края 1 -
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края 4 3
Министерство инвестиций и инноваций Красноярского края 1 3
Министерство строительства и архитектуры Красноярского края 1 2
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края 1 -
Министерство финансов Красноярского края   1
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края   4
Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края   4
Всего 48 22

 

Основными отраслями унитарных предприятий являются: дорожное строительство, транспорт, здравоохранение, промышленность. В 2012 году выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг от деятельности краевых унитарных предприятий составила 10885955,8 тыс. рублей, что ниже аналогичного показателя 2011 года на 1451458,1 тыс. рублей, или на 11,8%. Причинами снижения данного показателя является сокращение выручки на предприятиях, подведомственных министерству промышленности и энергетики на 28,5%, в отрасли дорожного строительства на 15,1%. На 2013 год выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг запланирована в сумме 11920105,6 тыс. рублей. Рост к уровню 2012 года составляет 9,5%.

Чистая прибыль краевых унитарных предприятий в 2012 году - 85978,5 тыс. рублей, что на 3,9% ниже прибыли 2011 года. Причинами снижения данного показателя являются: сокращение прибыли в отрасли инвестиций и инноваций на 77,3%, в лесной отрасли на 25,3%. В 2013 году чистая прибыль запланирована в размере 97867,4 тыс. рублей, что выше ожидаемой 2012 года на 13,8%. Прирост планируется в фармацевтической отрасли на 49,1%, предприятиях, подведомственных министерству промышленности и энергетики Красноярского края, на 47,9%, предприятиях отрасли дорожного строительства на 17,7%. Полученная предприятиями чистая прибыль позволит сделать отчисления от прибыли за пользование государственным имуществом за 2012 год в сумме 6048,7 тыс. рублей, за 2013 год - 6970,2 тыс. рублей. Величина чистых активов предприятий на 2012 год - 6299022,3 тыс. рублей к 2015 году показатель возрастет до 6351120,8 тыс. рублей или на 0,8%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг краевых государственных предприятий на 2014 и 2015 г. составит 12776601,3 тыс. рублей и 13386732,4 тыс. рублей, соответственно.

По итогам 2014-2015 годов государственные предприятия планируют получить чистую прибыль в размере 99171,5 тыс. рублей в 2014 году и 101897,4 тыс. рублей в 2015 году. Получение запланированного объема прибыли позволит предприятиям сделать отчисления от прибыли за пользование государственным имуществом за 2014 год в сумме 7102,8 тыс. рублей, за 2015 год - 7224,7 тыс. рублей. Общая сумма налогов, зачисляемых в краевой бюджет предприятиями, в 2013 году ожидается в размере 322384,8 тыс. рублей, что ниже уровня 2012 года на 1,4%. К 2015 году планируется постепенное увеличение налоговых поступлений в краевой бюджет до 344988,5 тыс. рублей, что выше уровня 2013 года на 7,0%.

Управление принадлежащими Красноярскому краю акциями в уставном капитале хозяйственных обществ осуществляется через представителей, назначаемых в соответствии с требованием действующего законодательства. Советом директоров хозяйственных обществ ежегодно утверждаются плановые финансово-экономические показатели деятельности обществ, в том числе размер чистой прибыли и направления ее использования. Так, в 2012 году выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по хозяйственным обществам составила 30395255,6 тыс. рублей, что выше показателя 2011 года на 1713134,6 тыс. рублей или на 6,0%. Ожидается значительное увеличение выручки с 31421577,0 тыс. рублей в 2013 году до 36093040,6 тыс. рублей в 2015 году за счет роста выручки по ОАО «Красцветмет» и ОАО «Красноярсккрайгаз». Чистая прибыль в целом по хозяйственным обществам составила 1475541,8 тыс. рублей, что выше показателя 2011 года на 481202,2 тыс. рублей или на 48,4%. На 2013 год ожидается снижение чистой прибыли на 166033,1 тыс. рублей. В то же время, чистая прибыль ОАО «Красцветмета» ожидается около 81,5% чистой прибыли всех хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.

Рост показателя чистых активов обществ в 2012 году - 872541,5 тыс. рублей или на 7,2% к показателю 2011 года. Сумма дивидендов, подлежащих перечислению в краевой бюджет, в 2012 году - 245280,8 тыс. рублей. Ожидается увеличение дивидендов с 245717,4 тыс. рублей в 2013 году, и до 250742,9 тыс. рублей в 2015 году. Основным источником дивидендов по акциям, находящимся в краевой собственности, являются дивиденды ОАО «Красцветмет», занимающие 97,6% от общей суммы дивидендов, перечисляемых в краевой бюджет.

В целом, соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6649 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», планируемые доходы от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности края и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, составляли 486300,4 тыс. рублей. Фактически в краевой бюджет перечислено 437570,5 тыс. рублей, что составляет 90% от планового показателя. В структуру доходов от использования и реализации краевого имущества и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета включены:

1. Дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности края.

2. Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в государственной собственности края.

.   Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти края и созданных ими учреждений (за исключением имущества краевых автономных учреждений).

.   Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей краевых унитарных предприятий.

.   Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений (в части реализации основных средств, материальных запасов).

6. Доходы от реализации иного имущества, находящегося в государственной собственности края.

.   Государственная пошлина за выдачу аттестатов кадастровых инженеров. Поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

.   Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

.   Продажа акций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

.   Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм возмещения ущерба.

.   Прочие неналоговые доходы.

.   Невыясненные поступления, зачисляемые в краевой бюджет.

Не выполнение бюджетного задания по доходам от использования и реализации государственной собственности связано с тем, что не состоялась запланированная приватизация ряда объектов.

Информация о доходах краевого бюджета, включая источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, и исполнении планового задания представлена в Приложении 5.

Плановые показатели деятельности краевых унитарных предприятий и показатели эффективности управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящимися в краевой собственности, определяемые в соответствии с целями участия края в этих хозяйственных обществах определяет план развития краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности. Так, на ближайший период, в собственности Красноярского края планируется сохранить предприятия основных отраслей государственного сектора экономики - фармацевтической, транспортной и дорожной отраслей - деятельность которых носит социальный характер и направлена на оказание услуг по государственному заказу.

Администрирование доходов краевого бюджета в 2013 году показаны в Приложении 6.

Также в собственности Красноярского края планируется сохранить краевые унитарные предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности: модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Красноярского края; оказание услуг по передаче электрической энергии, ремонту и эксплуатации систем энергоснабжения Красноярского края; регистрацию, сертификацию и маркировку алкогольной продукции; перевозка пассажиров и грузобагажа водным транспортом; перевозка пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, в том числе и по регулируемым тарифам. Кроме того, в краевой собственности планируется сохранить пакеты акций акционерных обществ, по которым осуществляются основные поступления дивидендов (в т.ч. ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова» поступления дивидендов от общей суммы которого составят в 2012 году 97,6%). В собственности края также будут сохраняться акционерные общества, осуществляющие: оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами для промышленности, сельского хозяйства и населения Красноярского края, поставку нефтепродуктов в навигационный период в районы Крайнего Севера; обеспечение сжиженным газом населения и других потребителей; создание необходимой инфраструктуры для поддержки малого и среднего бизнеса; развитие в Красноярском крае технопарка в сфере высоких технологий, реализация экономических и интеллектуальных возможностей Красноярского края посредством формирования и развития Региональной инновационной системы.

Необходимо отметить, что происходящие перераспределение полномочий между публичными уровнями власти влечет за собой и изменение состава государственного имущества края. В соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6543 в план приватизации включены пакеты акций, находящиеся в собственности Красноярского края, открытых акционерных обществ - ОАО «Ачинская типография», ОАО «Минусинская типография», ОАО «Канская типография», ОАО «Красноярск-комбытоптторг», ОАО Автоколонна 1265», ОАО «Лесосибирская типография». В 2013 году планируется приватизация пакетов акций, находящихся в собственности Красноярского края, 4 открытых акционерных обществ - ОАО «Сибстройтехнология», ОАО «Племенной завод «Шуваевский», ОАО «Ачинская хлебная база №17» и ОАО «Птицефабрика Бархатовская», и в 2014 году - ОАО «Красноярское автотранспортное предприятие №5». В 2015 году планируется приватизация ГПКК «Земельного кадастра и проектирования» - путем преобразования в открытое акционерное общество.

В таблице Приложения 7 представлены сведения о проведении работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, относящихся к государственной собственности края, из которой видно что в течение 2012 года сформировано и поставлено на кадастровый учет 29181 земельных участков общей площадью 966199,9 га, большей частью которых (90,0%) являются земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей (26272 земельных участка общей площадью 946045,8 га).

В течение 2012 года приняты также распорядительные акты в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности края, которые представлены в Приложении 8.

Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6649 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый 2013-2014 годов» в целях разграничения государственной собственности на землю предусматривалось:

выполнить кадастровые работы по образованию 50 земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, с постановкой их на кадастровый учет. В результате за отчетный период получены кадастровые паспорта по 64 земельным участкам;

выполнить кадастровые работы по образованию частей по 60 земельным участкам, занятым объектами недвижимости, с постановкой этих частей на кадастровый учет. Фактически по данному виду работ поставлено на кадастровый учет 17 земельных участков.

В связи с изменениями в законодательстве требования по обязательному отражению в кадастровом паспорте земельного участка частей, занятых объектами недвижимости, были отменены.

Кроме того, учитывая, что границы многих земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, переданные из федеральной собственности в краевую, были не установлены, наиболее целесообразным было выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков с одновременным нанесением частей земельных участков, занятых объектами недвижимости.

В связи с этим, а также с учетом заявок краевых учреждений на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, объем на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, был увеличен.

В целях реализации данного мероприятия проведено 2 запроса котировок, 2 открытых аукциона в электронной форме, и заключено 2 прямых контракта, в том числе:

запрос котировок на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по16 земельным участкам на сумму 159740,0 рублей;

запрос котировок на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 17 земельным участкам на сумму 151300,0 рублей;

открытый аукцион в электронной форме на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 21 земельному участку на сумму 294 000,0 рублей;

открытый аукцион в электронной форме на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 21 земельному участку на сумму 288090,0 рублей.

прямой контракт на выполнение кадастровых работ по образованию частей земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 20 земельным участкам на сумму 99000,00 рублей.

прямой контракт на выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка и части этого земельного участка, занятой объектом недвижимости, по 1 земельному участку на сумму 10990,0 рублей.

В результате проведенного мероприятия выполнены кадастровые работы по 81 земельному участку, что составляет 84,4% от запланированных, из них:

поставлено на государственный кадастровый учет 64 земельных участка, с целью осуществления государственной регистрации права собственности Красноярского края;

по 17 земельным участкам внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о частях земельных участков, занятых объектами недвижимости, переданными в собственность Красноярского края, с целью осуществления государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельные участки, либо одновременной регистрации права собственности Красноярского края на земельные участки и объекты недвижимости;

Реализация данного мероприятия направлена на продолжение работы по разграничению государственной собственности на землю, регистрации права собственности Красноярского края на земельные участки, что в целом позволит повысить эффективность управления государственным имуществом, в том числе посредством создания условий для реализации прав краевых учреждений по использованию земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Важной задачей эффективности использования объектов недвижимости, переданных в хозяйственное ведение и оперативное управление, направленный на выявление излишних или используемых не по назначению помещений является постоянный мониторинг. Так, в целях осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению краевого имущества использовались различные формы контроля:

проведение экспертизы проектов договоров и иных документов, представляемых краевыми унитарными предприятиями и краевыми государственными учреждениями в установленном порядке в агентство по управлению государственным имуществом при совершении сделок с объектами контроля на их соответствие законодательству Российской Федерации и Красноярского края, а также данным, содержащимся в Реестре государственной собственности Красноярского края;

проверка фактического наличия, состояния сохранности и использования по назначению краевого имущества и соответствия фактических данных об объектах контроля сведениям, содержащимся в документах бухгалтерского учета предприятия и в Реестре.

В течение года было осуществлено 113 проверок, по состоянию на 01.01.2013 по 110 проверкам акты проверок сохранности и надлежащего использования краевого государственного имущества утверждены.

В ходе проверок выявлялись нарушения и в течение 2012 года принимались меры по их устранению. Основными нарушениями по-прежнему являются: отсутствие регистрации прав краевых унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, использование имущества, не учтенного в Реестре и на балансе указанных организаций-пользователей, использование объектов краевого имущества сторонними лицами без согласования с агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Также, в ходе проверок установлены факты неэффективного использования (не использования) объектов краевого имущества, закрепленного за краевыми предприятиями и учреждениями в хозяйственного ведении и оперативном управлении. Сводная информация по данному вопросу представлена в табл. 2.

 

Таблица 2 - Сведения о проверках сохранности и надлежащего использования государственного имущества Красноярского края в 2012 году

Показатель Всего

в т.ч.

    Госучреждения Госпредприятия Госказна
Планируемое количество проверок, ед. 46 25 11 10
Фактически проведенное количество проверок, ед., из них завершенных в 2012 г.  113 110  66 64  16 16  24 23
из них внеплановых, ед. 65 39 6 13
Выявлено неучтенного имущества:        
кол-во объектов, ед. 67 45 17 5
площадь, кв. м 6817,6 4368,8 2068,8 380
Выявлено неиспользуемого имущества:        
кол-во объектов, ед. 87 57 21 9
площадь, кв. м 28019,3 16200,8 2457,6 9360,9
Выявлено используемого не по назначению имущества:        
кол-во объектов, ед. 118 82 25 10
площадь, кв. м 9442,2 3529,8 782,9 2546,5

 

В целях обеспечения системной работы по устранению нарушений в части сохранности и использования по назначению объектов краевой собственности, выявляемых в ходе контрольных мероприятий, акты проверок с выявленными нарушениями направлялись агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края в адрес руководителей организаций - балансодержателей краевого имущества, а также в адрес органов исполнительной власти края, осуществляющих полномочия по управлению государственным имуществом в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления, для организации ведомственного контроля.

В 2012 году в соответствии с соглашением о порядке взаимодействия между прокуратурой Красноярского края и агентством по управлению краевым имуществом администрации края от 28.03.2008 данные о выявленных в ходе контрольных мероприятий правонарушениях в сфере исполнения законодательства о собственности направлялись в адрес прокуратуры края.

Акты проверок были направлены в адрес проверяемых учреждений и предприятий для устранения выявленных нарушений и замечаний, а также в соответствующие органы власти края для осуществления мониторинга процесса устранения выявленных нарушений.

По результатам контрольных мероприятий Правительству Красноярского края предложено:

. Принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в сфере деятельности государственных предприятий Красноярского края.

. В целях обеспечения контроля и управляемости деятельности дочерних структур государственных предприятий и зависимых от них хозяйственных обществ рассмотреть возможность изменения их организационно-правовой формы с установлением прямого подчинения Отраслевым органам.

. Принять меры по усилению контроля Отраслевых органов за деятельностью краевых унитарных предприятий с установлением персональной ответственности конкретных лиц за результаты их деятельности.

. Продолжить работу по ликвидации недействующих краевых унитарных предприятий.

Таким образом, в ходе анализа деятельности Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, мы выяснили основные действующие механизмы, с помощью которых региональные органы реализуют свои полномочия по управления государственным имуществом.

Проведенное исследование показало, что выработка эффективной политики управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации, взаимоотношения органов государственной власти, направленной на повышение эффективности управления государственным имуществом, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося имущества в субъектах Российской Федерации, заключается в формировании четких организационно-правовых основ управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации.

 


Заключение

 

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятие государственной собственности, способы ее формирования, а особенности управления государственной собственностью, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов РФ. Кроме того, изучена практика управления государственной собственностью на примере Красноярского края.

Обобщая результаты проведенного исследования управления государственной собственностью, отметим следующее.

В соответствии с ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции РФ и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296 ГК РФ).

Управление государственной собственностью можно определить как систему экономических, административных, правовых действий органов государственной власти, непосредственно управляющих объектами собственности по поводу организации воспроизводства, использования и трансформации ее объектов с помощью определенных принципов, форм и методов с целью реализации основополагающих социальных и экономических публичных интересов (интересов общества и государства).

Выделяют несколько сфер управления: 1) управление государственными унитарными предприятиями; 2) управление государственными пакетами акций акционерных обществ; 3) управление казной субъекта РФ.

Основная цель управления государственным имуществом: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета.

Для эффективного управления государственным имуществом в регионах создаются органы по управлению государственным имуществом. В Красноярском крае - это Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, которое является органом исполнительной власти Красноярского края: оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти).

Рассмотрение деятельности Агентства показало, что число объектов государственной собственности региона является значительным. По состоянию на 1 января 2013 года в Реестр внесены сведения о 27 хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края, 55 краевых унитарных предприятиях, 710 краевых государственных учреждениях. При этом количество объектов снизилось на 1033 единиц, в основном за счет передачи объектов недвижимости из краевой собственности в муниципальную.

В 2012 году планируемые доходы от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности края и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, составляли 486300,4 тыс. рублей. В краевой бюджет перечислено 437570,5 тыс. рублей (90% от планового показателя), что связано с тем, что не состоялась запланированная приватизация ряда объектов, ввиду отсутствия заявок претендентов.

В целом же выявлена положительная тенденция в направлении использования государственного имущества. Увеличение доходов краевого бюджета в 2012 году, по отношению к 2011 году, составило 18530,0 тыс. рублей или на 4,0%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.059 с.)