Теоретические подходы к управлению государственным имуществом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические подходы к управлению государственным имуществом



Введение

 

Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, при этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

Начиная с 90-х гг. ХХ века в управлении государственным имуществом в Российской Федерации происходят глубокие перемены. Принципиальными факторами изменений выступают, безусловно, приватизация государственной собственности, появление частного сектора в экономике. Однако с 2004 г. наблюдается усиление позиций государства в экономике. На сегодняшний день в России крупнейшим собственником недвижимого и движимого имущества, природных ресурсов - остается государство.

Вопросы управления государственным имуществом являются важными и актуальными, и лежат в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом, а также выполнения государством социально-значимых функций при невозможности их исполнения на базе частной собственности. Поэтому стремление государства сохранить свое участие в важнейших и крупнейших компаниях, прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов является естественным. Традиционно государство берет в свои руки те объекты (предприятия, отрасли, проекты и т.п.), которые важны для общества, его стабильности и поступательного развития, но не привлекательны для частного капитала: капиталоемкие и, как правило, наукоемкие объекты, вложения в которые могут дать отдачу лишь в отдаленном будущем; объекты социальной сферы, включая образование, фундаментальную науку; депрессивные объекты и, наконец, объекты, которые позволяют государству контролировать ситуацию в экономике в целом.

В настоящее время, проводимая в стране экономическая политика предполагает более активное вовлечение имущества Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в коммерческий оборот. Однако современное состояние этого вопроса характеризуется недостаточностью опыта использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в региональной собственности. Сложность состава и структуры региональной собственности, большие масштабы и неоднородность регионального имущества, недостаточные финансовые результаты его использования за последние годы делают очевидной необходимость изучения и совершенствования системы управления государственным имуществом региона. Значимость проблемы эффективного управления собственностью подчеркивается и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», где в качестве определяющего момента устойчивого экономического развития определено повышение эффективности управления государственным имуществом. Все это говорит о том, что проблемы управления государственным имуществом, в том числе на региональном уровне, на сегодняшний день являются актуальными.

Объектом исследования является государственное имущество Российской Федерации.

Предмет - процесс управления государственным имуществом.

Цель написания работы заключается в изучении деятельности региональных органов управления государственным имуществом (на примере Красноярского края).

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

изучить современную литературу по данной проблеме;

раскрыть содержание понятия «государственной собственности» и «государственного имущества» как объекта управления;

рассмотреть систему управления государственной собственностью в РФ;

раскрыть региональные особенности управления государственным имуществом конкретного субъекта РФ, а именно Красноярского края.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой исследования составили труды отечественных авторов по рассматриваемой проблеме. Так, отдельные вопросы организации управления государственной собственности и государственным имуществом рассмотрены в работах А.В. Винницкого, Е.К. Дзыбик, А.В. Дягилева, В.И. Кондратьева, О.И. Коротковой, А.С. Матненко, С.А. Пахомова, В.В. Титова, О.Ю. Ускова, С.И. Файнгерша. Конституционно-правовая основа разграничения государственной собственности в РФ была исследована Е.С. Жилинским, Э.В. Талапиной. Организация управления государственным имуществом на уровне субъектов РФ рассмотрены в исследованиях Н.М. Горбунова, С.П. Быстрицкого, В.К. Заусаева, М.И. Леденева Е.В. Кулешова, В.А. Мокшиной и других ученых.

Информационную базу составили положения Конституции Российской Федерации, законодательные и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, постановления Правительства РФ, официальные статистические данные, нормативная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, отчеты и доклады конференций, а также ресурсы Интернет.

В работе использованы методы: анализ научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение.


Заключение

 

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятие государственной собственности, способы ее формирования, а особенности управления государственной собственностью, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов РФ. Кроме того, изучена практика управления государственной собственностью на примере Красноярского края.

Обобщая результаты проведенного исследования управления государственной собственностью, отметим следующее.

В соответствии с ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции РФ и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296 ГК РФ).

Управление государственной собственностью можно определить как систему экономических, административных, правовых действий органов государственной власти, непосредственно управляющих объектами собственности по поводу организации воспроизводства, использования и трансформации ее объектов с помощью определенных принципов, форм и методов с целью реализации основополагающих социальных и экономических публичных интересов (интересов общества и государства).

Выделяют несколько сфер управления: 1) управление государственными унитарными предприятиями; 2) управление государственными пакетами акций акционерных обществ; 3) управление казной субъекта РФ.

Основная цель управления государственным имуществом: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета.

Для эффективного управления государственным имуществом в регионах создаются органы по управлению государственным имуществом. В Красноярском крае - это Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, которое является органом исполнительной власти Красноярского края: оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти).

Рассмотрение деятельности Агентства показало, что число объектов государственной собственности региона является значительным. По состоянию на 1 января 2013 года в Реестр внесены сведения о 27 хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края, 55 краевых унитарных предприятиях, 710 краевых государственных учреждениях. При этом количество объектов снизилось на 1033 единиц, в основном за счет передачи объектов недвижимости из краевой собственности в муниципальную.

В 2012 году планируемые доходы от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности края и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, составляли 486300,4 тыс. рублей. В краевой бюджет перечислено 437570,5 тыс. рублей (90% от планового показателя), что связано с тем, что не состоялась запланированная приватизация ряда объектов, ввиду отсутствия заявок претендентов.

В целом же выявлена положительная тенденция в направлении использования государственного имущества. Увеличение доходов краевого бюджета в 2012 году, по отношению к 2011 году, составило 18530,0 тыс. рублей или на 4,0%.

 


Введение

 

Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, при этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

Начиная с 90-х гг. ХХ века в управлении государственным имуществом в Российской Федерации происходят глубокие перемены. Принципиальными факторами изменений выступают, безусловно, приватизация государственной собственности, появление частного сектора в экономике. Однако с 2004 г. наблюдается усиление позиций государства в экономике. На сегодняшний день в России крупнейшим собственником недвижимого и движимого имущества, природных ресурсов - остается государство.

Вопросы управления государственным имуществом являются важными и актуальными, и лежат в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом, а также выполнения государством социально-значимых функций при невозможности их исполнения на базе частной собственности. Поэтому стремление государства сохранить свое участие в важнейших и крупнейших компаниях, прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов является естественным. Традиционно государство берет в свои руки те объекты (предприятия, отрасли, проекты и т.п.), которые важны для общества, его стабильности и поступательного развития, но не привлекательны для частного капитала: капиталоемкие и, как правило, наукоемкие объекты, вложения в которые могут дать отдачу лишь в отдаленном будущем; объекты социальной сферы, включая образование, фундаментальную науку; депрессивные объекты и, наконец, объекты, которые позволяют государству контролировать ситуацию в экономике в целом.

В настоящее время, проводимая в стране экономическая политика предполагает более активное вовлечение имущества Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в коммерческий оборот. Однако современное состояние этого вопроса характеризуется недостаточностью опыта использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в региональной собственности. Сложность состава и структуры региональной собственности, большие масштабы и неоднородность регионального имущества, недостаточные финансовые результаты его использования за последние годы делают очевидной необходимость изучения и совершенствования системы управления государственным имуществом региона. Значимость проблемы эффективного управления собственностью подчеркивается и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», где в качестве определяющего момента устойчивого экономического развития определено повышение эффективности управления государственным имуществом. Все это говорит о том, что проблемы управления государственным имуществом, в том числе на региональном уровне, на сегодняшний день являются актуальными.

Объектом исследования является государственное имущество Российской Федерации.

Предмет - процесс управления государственным имуществом.

Цель написания работы заключается в изучении деятельности региональных органов управления государственным имуществом (на примере Красноярского края).

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

изучить современную литературу по данной проблеме;

раскрыть содержание понятия «государственной собственности» и «государственного имущества» как объекта управления;

рассмотреть систему управления государственной собственностью в РФ;

раскрыть региональные особенности управления государственным имуществом конкретного субъекта РФ, а именно Красноярского края.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой исследования составили труды отечественных авторов по рассматриваемой проблеме. Так, отдельные вопросы организации управления государственной собственности и государственным имуществом рассмотрены в работах А.В. Винницкого, Е.К. Дзыбик, А.В. Дягилева, В.И. Кондратьева, О.И. Коротковой, А.С. Матненко, С.А. Пахомова, В.В. Титова, О.Ю. Ускова, С.И. Файнгерша. Конституционно-правовая основа разграничения государственной собственности в РФ была исследована Е.С. Жилинским, Э.В. Талапиной. Организация управления государственным имуществом на уровне субъектов РФ рассмотрены в исследованиях Н.М. Горбунова, С.П. Быстрицкого, В.К. Заусаева, М.И. Леденева Е.В. Кулешова, В.А. Мокшиной и других ученых.

Информационную базу составили положения Конституции Российской Федерации, законодательные и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, постановления Правительства РФ, официальные статистические данные, нормативная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, отчеты и доклады конференций, а также ресурсы Интернет.

В работе использованы методы: анализ научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение.


Теоретические подходы к управлению государственным имуществом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.02 с.)