Отпуски соловецких иноков из монастыря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отпуски соловецких иноков из монастыря



После принятия монашеского пострига, и даже еще будучи послушником в Соловецкой обители - человек уже не имел права покидать монастырь по собственному желанию. Однако в шести списках монашествующей братии с 1865 по 1913 год отмечены отпущенными в отпуск по разным надобностям 40 человек. Надо понимать, что в данном значении слово отпуск ближе по значению к слову «командировка», нежели в привычном для нас понимании - это конечно же не мог быть просто отдых. Проведем небольшое исследование с целью куда, на какой срок и для каких целей отправлялись в отпуск монахи и послушники обители.

Как сообщается в списках - послушники отпускались в отпуск только до начала последней четверти XIX столетия, и их было всего 7 человек. Начиная со списков 1886 года нет ни одного упоминания об отправке в отпуск послушника, что дает основания предположить о введении соответствующего запрета. Что касается монахов, то прецеденты существуют во всех списках, однако после 1875 года их также стало значительно меньше.

Списки говорят о существовании шести основных «поводов» для отправки человека в отпуск: поездка для поклонения Св.мощам, на Св. Землю, на лечение, по монастырской надобности, по личной надобности или для свидания с родственниками.

Наиболее часто люди отпускались для поклонения Св.мощам, таких было 11 человек (8 иноков и 3 послушника). 9 человек ездили на поклонение в Киев, двое - в Воронеж и еще два послушника совместили поездку в Киев с посещением Столиц - Москвы и Петербурга. Средний срок паломничества составлял около 8 месяцев. Сведения об отпусках для поклонения св.угодникам сообщаются только в списках за 1865 и 1875 годы.

Святую Землю посетили 6 соловецких монахов и 3 послушника. В среднем срок отпуска в таком случае составлял около полутора лет. Семь человек было отпущено в промежутке между 1865 и 1875 гг. и только двое - в 1899 и 1902 гг. (и в этих случаях сроки паломничества были сокращены до года и 6 месяцев соответственно).

На лечение ездили 6 монахов и 1 послушник. Не во всех случаях указывается место прохождения лечения, но чаще всего, это безусловно были Москва и Петербург. Срок отпуска «на лечение» мог составлять от одного до 11 месяцев.

Трое монашествующих покидали монастырь по специальному заданию начальства. В 1875 году послушник Полиевкт Егоров был уволен на 28 дней для сопровождения «в Столицы» исполняющего обязанности наместника иеромонаха Иллариона (по случаю глазной болезни). Иеромонах Пафнутий (Тарутин) был также дважды уволен (в 1880 и 1892 гг) на 3 месяца «в Столицы и другие города» по монастырской надобности. Для сбора пожертвований на восстановление Крестного монастыря был направлен иеромонах Мелитон (Щербинин) (на один год).

Последние две категории отпусков относились к отпускам «личной необходимости».

«По собственной надобности» покидали монастырь 9 монахов и 1 послушник. Чаще всего цель и место назначения не указывалась. Срок отпуска составлял один месяц, иногда три и более. Именно информация о поездке одного из монахов сталкивает нас с единственным (по данным рассматриваемых списков) случаем «расстрижения» в Соловецком монастыре (что подтверждает слова В.И.Немировича - Данченко о том, что «на Соловках последнее встречается очень и очень редко») - иеродиакон Иоанн (Кувшинов) был уволен в Москву на 2 месяца, где подал заявление в Синод «о снятии с него иеродиаконского сана». Судя по тому, что в списках 1886 года о нем нет никакой информации - в монастырь он больше не вернулся.

В отпуск «для свидания с родственниками» ездили три человека из монастырской братии. Все они были из северных губерний - видимо, поэтому такой отпуск и стал для них в принципе возможен. О иеромонахе Виссарионе (Давыдовском) указывается, что он ездил в отпуск целых три раза - в 1870 году на 5 месяцев, в 1880 на 28 дней и в 1896 на 3 месяца.

Надо отметить, что в большинстве своем монахи были пунктуальны и возвращались в монастырь в определенный срок. Однако случалось и сильно задерживаться - игумен Никандр (Чуватин), отпущенный в 1899 году на 1 год «на Афон и в Иерусалим для поклонения св.местам» вернулся лишь в 1902 году. В некоторых случаях задержке дается объяснение, как в случае с иеромонахом Николаем (Малышевым), также отпущенным на Святую Землю (в 1902 году). Об этом читаем: «не явился в срок из-за распространившейся в Иерусалиме холеры». Получивший суровую характеристику настоятеля в списках за 1913 год иеромонах Валентин дважды был «в отпуску» по личной надобности - и оба раза не являлся в срок.

Подводя итог, отметим некоторую тенденцию, в отношении отправки в отпуск монахов и послушников - появившуюся после 1875 года. Монастырское начальство практически полностью отменило отпуска для послушников, перестали давать отпуска «для поклонения св.мощам», а также в целом сократились сроки отпусков.

Рассмотрев, таким образом, основные принципы устройства и жизнедеятельности Соловецкого монастыря, перейдем к третьей главе, касающейся духовной жизни братии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.004 с.)