Священноначалие Соловецкого монастыря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священноначалие Соловецкого монастыря



Главным человеком в монастырской иерархии был настоятель. До середины XVII столетия это был игумен, но в 1651 году новгородский митрополит Никон, по личному указу царя Алексея Михаиловича, произвел соловецкого игумена Илию в сан архимандрита «с правом употреблять при служении литургии митру, палицу, набедренник, рипиды, осеняльныя свечи, сулок и ковер. С этого времени в Соловецком монастыре; навсегда учреждена архимандрия». Кандидатура настоятеля определялась Священным Синодом. До 1865 года настоятель был полноправным «хозяином» обители, имея право принятия ключевых решений по любым вопросам. В 1865 году указом Синода в монастыре был создан специальный орган управления «в видах более правильнаго на будущее время течения дел по монастырскому управлению и экономической части в Соловецкой обители» - Учрежденный Собор. Членами Собора являлись настоятель (на правах председателя), наместник, казначей, благочинный, ризничий и духовник. Это нововведение значительно урезало в правах настоятеля, который был отныне обязан все значимые хозяйственные и финансовые вопросы предварительно обсуждать с Учрежденным Собором. Он так же не имел права без согласия Синодальной конторы менять состав членов Учрежденного Собора, хотя и имел «над личностию членов Собора и производителя дел и в надзоре за их поведением <…> все права власти, как над прочею братиею».

Таким образом, по состоянию на 1865 год, в основные обязанности настоятеля монастыря входили общий контроль над всем происходящим в обители и всеми ее насельниками. Именно настоятель должен был вести и отправлять в соответствующие инстанции ежегодные списки о монашествующих и послушниках монастыря. В праздничные дни настоятель должен был быть предстоящим при совершении богослужений.

Следующей ступенью в монастырской иерархии был наместник. В его обязанности входило контролирование хозяйственной жизни обители. Определение фронта монастырских работ и наблюдение за их исполнением, прием богомольцев и их расселение, согласование сроков проживания и обеспечение трудников- и многое другое. Обо всем происходящем в монастыре (в рамках своей компетенции) наместник докладывал настоятелю и претворял в жизнь рекомендации последнего относительно хозяйственных вопросов.

Вслед за должностью наместника шла казначейская.

Казначей, как это следует из названия должности, заведовал финансовой частью монастыря, выдавал жалование, вел соответствующие отчетности, следил за наличием расходных материалов в монастырских лавках и мастерских и, в случае такой необходимости, организовывал их закупку.

Следующей по значению должностью была должность ризничего. Он заведовал церквями, часовнями монастыря, всей монастырской ризницей и церковной утварью. В его ведении находились ризошвейная мастерская, где чинили и, при необходимости, шили новые церковные облачения, а так же позолотная мастерская, где занимались серебрением и золочением различной церковной утвари. Ризничий должен был ежегодно проводить ревизии монастырской ризницы, о чем Собор, в свою очередь, должен был доводить до сведения Св.Синода.

Очень важную функцию в монастыре выполнял благочинный. В циркулярном указе Св.Синода от 25 сентября 1901 года основные функции благочинного определяются так: «На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве». Именно благочинный, имеющий постоянный контакт с братией монастыря, составлял письменную характеристику монахов для предоставления ее настоятелю.

Последней должностью высшего монастырского управления была должность духовника. По своему можно считать эту должность второй по значению после настоятельской, т.к она единственной из всех прочих напрямую касалась духовной стороны жизни братии. В обязанности духовника обители входила исповедь монашествующих и богомольцев, наблюдение за регулярностью приобщения монашествующих Св.Таин, посещение, духовное утешение и ободрение больных иноков. В монастырском уставе Александро - Свирского монастыря отмечается, что в этом очень сложном и тонком «деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует".

Для некоторых описанных выше должностей (духовника, ризничего) могли назначаться помощники, также избираемые из числа наиболее достойных священнослужителей.

Помимо шести основных должностей существовали и другие, также достаточно значимые. В первую очередь это должности строителя скита (т.е. скитоначальника, управляющего), на которую назначались также только иеромонахи. Существовала также должность монастырского эконома, занимавшегося хозяйственной частью и распоряжавшегося назначением насельников и трудников на различные работы (что дает основания предполагать о его тесном сотрудничестве с наместником). В подчинении эконома находились лица второстепенных должностей - таких как келарь (заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню), рухлядный, заведующие монастырскими мастерскими, гостиник, больничный, трапезный, повар, привратники и пр. Эконом также чаще всего имел помощника.

После рассмотрения иерархического устройства управления Соловецкого монастыря возникает логичный вопрос - кто были люди, занимавшие наиболее важные и ответственные посты в монастыре? Почему были избраны именно они, есть ли какая - то определенная тенденция отбора, существовал ли образовательный или возрастной ценз при подобном назначении?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть «в лицах» рассматриваемый период и провести соответствующий анализ данных. Основной смысл подобной биографической реконструкции состоит в выявлении общих тенденций принципов отбора основных должностных лиц монастыря, выявляемый сквозь призму жизнеописаний конкретных людей.

Мы принципиально не будем включать в обзор настоятелей монастыря, по той причине, что, во-первых, эта должность не относилась к выборным и братия монастыря (за редким исключением) не имела возможности влиять на кандидатуру нового настоятеля, и, во-вторых, потому что подобное исследование уже было проведено в работе Т.Ю. Самсоновой. Так же в обзор не будут включены строители скитов (о них - в разделе, посвященном скитам монастыря).

Начнем с анализа информации о лицах, занимавших руководящие должности по спискам 1865 года.

Должность наместника в 1865 году занимал иеромонах Матфей. Он родился в 1814 году, происходил из вятских мещан. Образование получил в доме родителей. До прихода в монастырь работал в вятской Казенной палате. В монастырь пришел в 25 лет, в 28 стал послушником. Принял постриг в 1848 году и спустя несколько месяцев рукоположен в иеродиакона, а спустя год - в иеромонаха. Во время осады монастыря англичанами в 1854 году уже занимал должность наместника (избран в 39 лет). Благочинный проявил себя хорошим организатором в ходе осады монастыря англичанами, за что был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1857 году был уволен от должности (по личному прошению), но спустя полгода снова избран благочинным (до 1864 года). В 1864 году повторно написал прошение об увольнении - и снова был избран спустя полгода. Характеризуется настоятелем: «к послушаниям весьма способен и усерден в своей должности»

Казначейскую должность занимал иеромонах Виталий. Происходил из вятских купцов, 3-й гильдии. Образования домашнего, также указывается знание нотной грамоты. В монастырь пришел 23 лет от роду (принял постриг в 32 года). В иеродиакона рукоположен спустя 4 дня после пострига. Казначеем определен в 1864 году (в 41год), за месяц до иерейской хиротонии. Характеризуется как «способный и усердный» к послушаниям.

Благочинный иеромонах Анатолий был родом из Орловской губернии, сын елецкого купца 3-й гильдии. Так же как и прочие - получил образование дома. В Соловецкую обитель пришел в 1838 году, в 21 год. После двух лет трудничества и семи лет послушничества принял постриг. Так же как и иеромонах Виталий, был очень быстро рукоположен в сан диакона (спустя два месяца) и назначен исполнять должность библиотекаря. В 1851 году рукоположен в иеромонаха, спустя 6 лет назначен строителем Голгофо - Распятского скита. Должность благочинного занял в 1864 году, в 47 лет. Помимо прочих наград удостоен благословения Синода в 1855 году. Характеризуется так же, как и казначей.

Иеромонах Антоний, находившийся в должности ризничего, вел происхождение из государственных крестьян Новгородской губернии. Так же как и остальные, научился грамоте в родительском доме. В монастырь пришел в 22 года и принял постриг в 1851 году. Через 6 лет был удостоен диаконского сана и сразу же (спустя два дня) рукоположен в иеромонахи, назначен ризничим (в 31 год). Оценивается настоятелем «способным к послушаниям и искусным в своей должности».

Иеромонах Иосиф, духовник монастыря, также происходил из крестьян, Пермской губернии. Как и все прежде, получил образование в родительском доме. В 24 года пришел в обитель и принял постриг через 4 года, в 1825 году. Через год рукоположен в диаконы, еще спустя три - в священники. С 1846 по 1857 занимал должность строителя Голгофо - Распятского скита. В 1857 - назначен духовником (в 60 лет). «К послушаниям способен и трудолюбив» - отмечается в списках.

Экономскую должность занимал монах Филипп (Григорьев). Происходил из новгородских крестьян, грамотен, пострижен в монашество в 1865 году (до этого прожил в монастыре 9 лет). Что примечательно - определен к исполнению должности эконома еще будучи послушником, в 1864 году, 52 лет от роду. Характеристика положительная: «к послушаниям способен и усерден».

Подводя итог по 1865 году можно отметить, что возрастной диапазон занятия должности составлял от 31 года до 60 лет, т.е очень широкий. Образование у всех самое минимальное. Таким образом, нет основания говорить о существовании особых кандидатских цензов. Однако о каждом человеке можно сделать вывод, что он определенным образом положительно проявил себя в монастыре: об этом свидетельствуют положительные характеристики настоятеля, короткие сроки между принятием пострига и рукоположением в сан, быстрое продвижение по иерархической лестнице и т.д.

Перейдем к спискам 1875 года.

За прошедшее десятилетие верховное руководство монастыря полностью обновилось. Наместником стал иеромонах Илларион (Антонов), казначеем - иеромонах Михаил (Рябовский), благочинным - иеромонах Феодосий (Дерягин), ризничим - иеромонах Смарагд (Васильев), духовником - иеромонах Симон (Налетов). Должность эконома исполнял послушник Андрей Николаев. Наместник и казначей происходили из мещанского сословия, остальные - из крестьян. Уровень образования у всех был одинаков - обучились грамоте в родительском доме. Срок жизни в монастыре разнился от 17 (у эконома) до 39 у духовника. Средний срок монашеского пострига составлял около 20 лет. Все, кроме наместника и благочинного (и эконома, естественно) - были рукоположены в диаконы в срок менее одного года. То же и со сроком иерейского рукоположения - в среднем около 2 лет, кроме духовника (7 лет). Предыдущие послушания указаны только у наместника и казначея. Иеромонах Илларион с 1858 по 1862 год был смотрителем соловецкого подворья в Архангельске, в 1862 по 1864 гг. исполнял обязанности благочинного, с 1866 по 1868 год определен строителем Свято-Троицкого Анзерского скита, в 1868 году назначен наместником.

О иеромонахе Феодосии в своих воспоминаниях упоминает Немирович-Данченко, посетивший монастырь как раз вскоре после назначения о. благочинного. Рассказывая о встрече с иеромонахом, автор описывает личные взгляды последнего на то, как должен позиционировать себя монах по отношению к «миру»: ««Что за монах, если он в мир стремится. Надел рясу, да принял пострижение, так и сиди в келье - работай да молись, а о мире и позабудь думать, потому тебя заживо похоронили, ты это и памятуй» Также приводится мнение благочинного о том, какие монахи посылаются на монастырские подворья: «В город из нашего монастыря идут самые надежные люди, чтобы обители нашей не посрамили. И то ныне имя монаха, словно клеймо Каиново, стало».

Иеромонах Михаил (Рябовский) с 1859 по 1864 год уже исполнял должность казначея, после чего был определен наместником (1864-1865года). С июня по сентябрь 1866 года значился строителем Голгофо - Распятского скита, с ноября того же года вновь был назначен исполняющим обязанности казначея. Однако на самом деле послужной список этого человека не столь прозрачен. Как отмечает в своей работе Самсонова - именно благодаря докладным запискам и анонимным письмам (о злоупотреблениях настоятелем своей властью) этого иеромонаха, отправляемым на имя благочинного всех ставропигиальных монастырей архимандрита Агапита в обители в 1868-1871 гг. была проведена ревизия, стоившая должности архимандриту Феофану. Однако вернемся к данным о других должностных лицах.

Возраст занятия должности колеблется от 45(казначей, иеромонах Михаил) до 66 лет (эконом, послушник Андрей Николаев). Характеристика настоятеля одна на всех вышеперечисленных - лаконичное замечание «способен» (к послушаниям) Таким образом мы наблюдаем примерно ту же картину, что и в 1865 году - образовательный ценз отсутствует, возраст поставления на должность также демонстрирует большой диапазон (хотя минимальный показатель заметно смещается в сторону увеличения), сроки между постригом и принятием сана - заметно ниже средних по монастырю.

Проанализируем показатели 1886 года.

Состав Учрежденного Собора снова кардинально меняется. Должность наместника переходит к иеромонаху Павлу (Бахвалову), казначея - к иеромонаху Пафнутию (Тарутину), благочинного - к иеромонаху Виссариону (Давыдовскому), ризничего - иеромонаху Елеазару (Ковкову), духовника - иеромонаху Филарету (Трофимову). Должность эконома Соловецкого монастыря исполняет послушник Николай Осипов. Благочинный монастыря происходил из духовного сословия (сын диакона), Вологодской губернии. Казначей происходил из мещан Пермской губернии, все остальные - из крестьян северных губерний. Лишь у благочинного иеромонаха Виссариона было духовное образование (учился «до словесности в Вологодской духовной семинарии»), прочие, как и в прошлые годы, обладали лишь первичными навыками грамотности. Общий срок жизни в монастыре на момент фиксации в послужном списке варьировался от 9 (эконом) до 39 (духовник).

Наместник иеромонах Павел (Бахвалов) принял постриг в 1876 году, а спустя 3 и 4 года соответственно, принял сан иеродиакона и иеромонаха. На момент занятия должности в 1886 году имел возраст 61 год. Ранее проходил послушания при Архангельском подворье монастыря (служил молебны в часовне для богомольцев) с 1884 по 1886 год. Определен смотрителем подворья в 1886 году, а спустя несколько месяцев утвержден на должность наместника монастыря (61 год). Характеризуется настоятелем как «честный и трудолюбивый».

Казначей принял постриг в 1880 году и почти сразу был рукоположен в иеродиакона. Через 3 года, в 1883 году была совершена его иерейская хиротония. С момента рукоположения в диаконский сан и вплоть до 1886 года ведал закупками монастыря в Архангельске в летнее время и исполнял богослужебную череду в монастырских храмах в зимнее. В 1886 году был избран казначеем (62 года). Оценка настоятеля: «трудолюбив».

Как и наместник, благочинный иеромонах Виссарион (Давыдовский) принял постриг в 1876 году. Спустя год был рукоположен в диаконы, а в 1882 году - в священники. В 1875 год, еще будучи послушником, он был назначен на клиросные послушания. На должность благочинного определен в 1886 году (47 лет). Характеристика настоятеля кратко сообщает о нем: «послушлив».

Ризничий иеромонах Елеазар (Ковков) принял монашеский постриг в и сан диакона в 1860 году. Сан иерея получил спустя 6 лет. С 1873 по 1886 год исполнял обязанности строителя Свято-Троицкого Анзерского скита. Как и все описанные выше, должность ризничего занял в 1886 году, 63 лет от роду. Настоятель характеризует его двумя словами - «кроткий и смиренный».

Духовник иеромонах Филарет жил в монастыре дольше всех остальных членов Собора. Так же как и ризничий, принял постриг в 1860 году. Достаточно быстро, через два года, совершается его диаконская хиротония, а в 1863 году он принимает сан иерея. Видимо, обладая определенным духовным опытом, становится в 1879 году помощником соловецкого духовника, сменяет которого на этой должности в 1882 году (в 58 лет). Характеристика настоятеля сообщает о нем: «к послушаниям усерден».

Эконом монастыря послушник Николай Осипов достаточно молод, его возраст в 1886 году составляет только 36 лет. Характеристика настоятеля: «старается в послушании».

Обобщив данные отмечаем, что уровень образованности по-прежнему не позволяет сделать заключения о существовании отбора по данному признаку. Намечается тенденция к занятию должностей в Учрежденном соборе лиц, имеющих возраст более 50 лет. Большинство занимающих ответственные должности ранее уже были испытаны на других ответственных постах в монастыре.

В списках 1895 года состав верховного монастырского управления снова претерпел большие изменения. Наместником был назначен иеромонах Амфиан (Мычалкин), казначеем монастыря - иеромонах Наум (Лалетин), благочинным - иеромонах Паисий (Пихин), ризничим - иеромонах Давид (Кошкин), экономом- монах Зосима (Введенский). Должность духовника по-прежнему исполнял иеромонах Филарет (Трофимов).

Наместник монастыря происходил из мещан Пермской губернии. Получил домашнее образование, пришел в монастырь в 1860 году, в 23 года. Постриг принял в 39 лет, через год рукоположен в иеродиакона. В 1882 году принял священнический сан и был назначен к исправлению должности «уставщика и головщика правого клироса Соборной церкви». В августе 1895 года был назначен благочинным монастыря, а в ноябре - наместником. Настоятелем характеризуется: «жизни строгой, примерной, к послушаниям весьма способен и неутомимо ревностен».

Иеромонах Наум (Лалетин) был родом из Вятской губернии, из купцов. Был грамотен, в монастырь пришел 32 лет от роду. Через 9 лет принял монашеский постриг. Еще будучи послушником состоял в должности закупщика рыбы для монастыря «на Мурманском берегу». С 1881 по 1886 год был келарем Соловецкого монастыря, с 1886 по 1893 - закупщиком «годовых припасов» для монастыря в Архангельске. Сан иеродиакона принял в 1892 году, после чего сразу был рукоположен и в иеромонаха. В том же году определен казначеем монастыря, в возрасте 57 лет. Оценивается - «к послушаниям способен и усерден».

Благочинный иеромонах Паисий (Пихин) обладал очень яркой и примечательной биографией. Родился в 1839 году, происходил из обер-офицерских детей. Окончил Ярославский Демидовский лицей (т.е имел высшее образование). С 1866 года жил в Николо-Бабаевском монастыре, где был пострижен в рясофор (1868) и мантию (1870). В том же году рукоположен в иеродиаконы и назначен письмоводителем там же. Однако спустя три года он принудительно перемещается в число братии Соловецкого монастыря с запрещением священнослужения. Что могло стать причиной столь резкого жизненного поворота? Данные списков монашествующих свидетельствуют об его обвинении «в составлении ложного понятия о внутренней молитве и распространении его» как в среде братии Николо - Бабаевского монастыря, так и в других обителях городов Ярославля и Ростова, а также в отказе «исполнять свое послушание». Очень серьезные обвинения, которые могли поставить крест на всей дальнейшей монашеской «карьере». Однако уже спустя два года жизни в монастыре, по ходатайству настоятеля, с него снимается запрет служения и он становится полноценным членом братии монастыря. С 1877 года он преподает в соловецком училище, в 1884 - назначается делопроизводителем Учрежденного Собора. В 1892 году удостаивается сана иеромонаха и спустя три года занимает одну из наиболее ответственных должностей в монастыре - благочинного обители. В списках 1895 года иеромонах Паисий характеризуется очень положительно: «очень хороших нравственных качеств, жизни духовной, монашеской; к послушаниям весьма способен и особенно полезен в Учрежденном Соборе по своему научному образованию и знакомству с делами».

Таким образом, на примере данной биографии мы можем отметить, что личностные качества и трезвая оценка инока настоятелем могли способствовать значительному росту доверия даже в том случае, когда монах ранее переводился в Соловецкий монастырь под гнетом тяжелого обвинения.

Ризничий, иеромонах Давид, как и благочинный, происходил из вятских купцов. Родился в 1846 году, обучился грамоте в родительском доме. В монастырь пришел в 16 лет, в 34 принял постриг и сан диакона. В 1892 году рукоположен в иеромонахи и назначен ризничим (в возрасте 56 лет). Как и прочие, положительно характеризуется настоятелем.

Монах Зосима (Введенский), исполнявший обязанности эконома был родом из крестьян, получил домашнее образование. В монастырь пришел в 1871 году, в 24 года. Принял постриг в 1892 году и назначен экономом. Оценивается очень положительно. Очевидно обладал навыками строителя, т.к в настоятельской характеристике это отдельно отмечено: «весьма опытный знаток строительного дела».

О духовнике монастыря уже было сказано выше.

год в целом продолжает наметившуюся раньше тенденцию: руководящие должности занимаются людьми не на основании соответствия определенному цензу, а исключительно исходя из личностных качеств и способностей качества.

В списках 1903 года видно появление некоторой стабильности - трое из указанных в предыдущем списке иеромонахов по-прежнему занимают свои должности (казначей, благочинный и ризничий). Средний образовательный уровень (не считая высшего образования благочинного) - домашние азы грамотности. Социальное происхождение - очень разное: один из мещан, один - из обер-офицерских детей, и по двое из купеческого и крестьянского сословий.

Наместник иеромонах Феодот (Пантелеев) (58 лет) на момент занятия должности в 1902 году прожил в обители 27 лет, из них 17 - монахом и 6 - иеромонахом. Ранее занимал должность смотрителя соловецкого подворья в Архангельске (1896-1902). Положительно оценивается настоятелем - «способен».

Иеромонах Ипполит (Рюмин) (73 года), как и предыдущий духовник монастыря, прожил в монастыре дольше других (46 лет), из них 36 в монашеском постриге и более 20-ти в священническом сане. Перед занятием должности (в 1899 году) проходил послушания строителя Гологофо - Распятского скита (1886 -1892) и помощника духовника (1897 - 1899). Характеризуется: «отличных качеств» и «ревностно исполняет свои высокие обязанности».

Эконом монастыря монах Филипп (Некипелов) пришел в Соловецкий монастырь в достаточно зрелом возрасте (36 лет), принял постриг спустя 13 лет, в 1898 году. Характеризуется положительно, более подробных сведений о нем не указано.

Об остальных представителях верховного монастырского управления было упомянуто ранее.

Перейдем к последнему списку 1913 года и подведем общие итоги.

В 1912 году в Соловецком монастыре произошло монашеское возмущение, как уже упоминалось выше. Причиной возмущения послужило недовольство братии «имевшим властолюбивый и даже деспотичный характер» архимандритом Иоанникием и его инновационной политикой ведения дел монастыря. Группой инициаторов, куда также входили казначей монастыря иеромонах Анатолий и ризничий иеромонах Аверкий, было составлено и отправлено письмо некому должностному лицу, с просьбой не давать хода прошению настоятеля о предоставлении монастырскому училищу прав духовной семинарии (поданному в весной 1913 года и ставшему поводом для активизации недовольных). Также в письме присутствовали жалобы на архимандрита. Эти события положили начало соловецкой смуте, продолжавшейся вплоть до закрытия монастыря в 1920 году. Подробное описание событий этого периода истории Соловецкой обители, с очевидностью показывавшего, что «гибельный дух разобщения и ненависти, уже подчинивший себе революционную Россию, начал проникать и за крепкую каменную ограду монастыря», уже присутствует в работе Т.Ю. Самсоновой.

Итогом первого витка смуты стало, в том числе, и почти полное обновление состава Учрежденного Собора. Наместником был назначен иеромонах Зосима (Быков), и.о казначея иеромонах Арсений (Модинов), и.о ризничего иеромонах Севастиан (Шустров), духовником - иеромонах Геронтий (Чурилов). Остались на прежнем месте только благочинный (теперь уже игумен - Паисий (Пихин)) и эконом, монах Лев (Агафонов).

Сословный состав - крестьянский в подавляющем большинстве. Впервые заметен существенный рост среднего уровня образования членов Собора: благочинный имеет высшее образование, четверо - окончили соловецкое братское училище и лишь духовник - домашнего образования. Заметно понижение среднего возраста занятия должности - он составляет в среднем около 50 лет. Наместник, казначей и ризничий приняли постриг в 1907 году, а спустя 4 года уже все были в иерейском сане (наместник - даже через 3 года) - однако при этом обладали уже достаточно большим «стажем» жизни в монастыре (не менее 14 лет) и уже занимали ранее ответственные должности. Иеромонах Зосима с 1910 по 1913 год состоял помощником ризничего. Казначей с 1902 по 1912 год состоял заведующим «казначейским складом различных предметов купли и продажи», а в 1912-1913 был помощником закупного в Архангельске. Ризничий иеромонах Севастиан в 1912 году исполнял послушание смотрителя подворья Соловецкого монастыря в Архангельске, после чего, с мая по ноябрь 1913 года состоял строителем Кондостровского Николаевского скита. Оценки настоятеля для всех практически идентичны: «очень способен», «благонадежен».

Духовник иеромонах Геронтий Чурилов прожил в обители дольше всех (исключая благочинного) - в трудники он поступил в 1880 году, постриг принял в 1892. Через семь лет рукоположен в диакона, а еще через два - в иеромонаха. Ранее исполнял должность строителя Конодостровского Николаевского скита (1907 - 1913). Характеризуется настоятелем «способным» к своей должности.

О монастырском экономе сообщается, что он пришел в монастырь в 1889 году, 14 лет был послушником и принял постриг в 1907 году. Примечательна характеристика настоятеля: «почтенная личность: заботливый и распорядительный хозяин»

Подведем общий итог данному разделу.

Характеристики всех вышеперечисленных лиц, занимавших ключевые посты в Соловецком монастыре по информации списков 1865 - 1913 гг. не дают основания говорить о существовании должностных (будь то образовательных или возрастных) цензов. Главным определяющим фактором были личностные данные и способности человека. Хотя, если человек имел образование (как, например, благочинный 1895 - 1913 годов игумен Паисий) или специальные навыки (как эконом Зосима (Введенский)) - это обязательно оставляло след в характеристике. Большинство членов монастырского правления ранее положительно проявляли себя на других ответственных должностях и, в целом, обладали большим опытом жизни в монастыре.

Притом можно отметить, что должность монастырского духовника занимал иеромонах, часто живший в монастыре значительно дольше других членов Собора и старший по возрасту. Нередко перед занятием должности он уже состоял помощником духовника, что позволяет говорить о некотором духовном приемстве этого служения.

Экономскую должность обычно занимал простой монах или послушник, также с значительным опытом жизни в монастыре и проявивший способности к такому послушанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.133.71 (0.039 с.)