Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основы благотворительности и попечительства



Содержание

Введение 3

Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 10

.   История благотворительности и попечительства в России    10

. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 22

. Благотворительные организации    26

Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 32

. Государственное регулирование благотворительной деятельности 32

. Государственное регулирование попечительской деятельности  41

Заключение    65

Список литературы 70


Введение

 

Экономические реформы, плюрализм форм собственности повлекли изменения всех социальных институтов -экономических, политических, культурных, собственности и власти. В течение последнего десятилетия XX века произошел широкий общественный переворот и преобразование тех социальных слоев и регуляторов, которые формируют саму социальную структуру. Изменяется сама природа компонентов социальной структуры, групп и общностей, появляются новые экономические классы, слои или страты со своей системой конфликтов и противоречий. Сложились и продолжают складываться новые социальные институты, которые частично берут на себя функции, ранее присущие институтам государственной власти.

В российской социальной практике начала текущего века все более заметную роль играет благотворительная деятельность. Основу ее правового регулирования заложил Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Шесть из одиннадцати названных в законе целей благотворительной деятельности имеют непосредственное отношение к материальной и нематериальной поддержке семьи. Среди них: социальная поддержка и защита граждан, включая материальное положение малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, а также духовного развития личности. Поддержка развития практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространения добровольческой деятельности в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отнесена к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Теоретические подходы к совершенствованию благотворительности изложены в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства России. В Концепции в составе основных направлений поддержки развития институтов благотворительности предусмотрено включение в законодательство РФ о благотворительной деятельности ряда положений, имеющих в некоторой степени опосредованное отношение к помощи семье. Среди них: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; правовое просвещение населения; содействие развитию научно-технического творчества молодежи; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций. По состоянию на 01.01.2011 г. в 29 субъектах Российской Федерации действовали законы, направленные на регулирование благотворительной деятельности на соответствующей территории. В каждом из них одно из ведущих мест отведено проблемам благотворительной помощи семье.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию в 2009 г. подчеркнул необходимость доработки и принятия норм, регулирующих благотворительную деятельность. Их целями должны быть социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, а также благотворительности и добровольчеству. Следует расширить понятие «пожертвование», закрепленное в Гражданском кодексе, за счет включения в него безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. Кроме того, в Послании подчеркивается, что органы государственной власти и управления должны оказывать поддержку благотворительным организациям и отдельным гражданам.

Основными направлениями государственной поддержки семьи, как следует из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ и ряда других нормативно-правовых документов, являются улучшение материальных условий жизнедеятельности семей и профилактика бедности; обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; усиленное внимание к неполным семьям, а также к семьям, имеющим детей-инвалидов или тяжелобольных детей; малообеспеченным семьям и др.

Одновременно эти инициативы используются бизнесом для активного диалога с представителями государства в процессе продвижения бизнесом своих интересов в сферу законодательного регулирования.

Следует отметить появление такой новой организационно-правовой формы, как фонд. Свои фонды имеют ряд общественных объединений и коммерческих организаций, которые используют их счета для проведения всевозможных благотворительных акций. Фонды также существуют как самостоятельные организации, созданные для проведения научных исследований или благотворительной деятельности.

В процессе масштабных социально-экономических преобразований в 90-е годы в российском обществе произошло формирование множества всевозможных объединений и ассоциаций, созданных для защиты интересов их учредителей. Такие ассоциации имеют правовую форму некоммерческих организаций или общественных объединений.

Профсоюзы остаются весьма влиятельной общественной силой, выражающей интересы наемных работников.

Таким образом, у российских граждан в 90-х годах появились большие возможности к объединению на основе профессиональных целей и интересов и своей общественно-политической ориентации. Все эти общественные объединения постоянно взаимодействуют друг с другом и с властными институтами, в той или иной мере оказывая влияние на формирование внутренней политики государства. Они привлекают средства спонсоров для осуществления своих уставных задач. В связи с этим такое явление, как благотворительность бизнеса в пореформенной России, помимо своих традиционной формы -помощь нуждающимся гражданам и слоям населения - приобрела новую функцию - финансирование деятельности различных некоммерческих организаций, фондов и общественных объединений, которые обращаются к коммерческим организациям и ассоциациям предпринимателей за соответствующей материально-финансовой поддержкой.

Новые проявления современной российской благотворительности и попечительства нуждаются в особом изучении.

Изучение и осмысление новых тенденций благотворительности и попечительства в теории и практике является актуальной проблемой для социальных работников.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой изучения феномена «благотворительность» были труды философов и историков В.О.Ключевского, В.С.Соловьева. Благотворительность как явление социально-экономическое была изучена в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей, как П.Г.Мижуев, П.И.Георгиевский, Е. Максимов.

В работах ряда исследователей (Л.А.Темникова, А.Л. Свердлова, И.С. Жданова, Н.Л.Матвеева, Е.Ю.Горбунова, Т.Н.Ульянова, Т.Е.Покотилова и др.) содержится глубокий анализ феномена благотворительности и его связи с отечественной системой социального обеспечения.

Анализ юридических аспектов благотворительной деятельности представлен в исследованиях Т.Б.Конновой, Е.А.Абросимовой, И.А.Тарасовой, O.A. Чернеги, Е.В. Белокуровой.

В системе педагогических наук благотворительность изучается как средство самореализации личности предпринимателя и средство социальной защиты детства (В.В.Агафонова, А.В.Скоч).

Таким образом, феномен благотворительной деятельности уже изучен достаточно комплексно в историческом и правовом аспектах. Тем не менее, благотворительность современный аспект социально-экономических отношений изучен недостаточно.

Изучение данной проблемы позволило нам выявить ряд противоречий между:

· возрастающими потребностями отдельных социальных групп в социальной помощи и различных видах материальной поддержки и отсутствием теоретического осмысления данной проблемы;

·   необходимостью изучения исторических предпосылок становления и развития благотворительности и попечительства в отечественной и зарубежной практике.

Анализ исследований организации благотворительности и попечительства убедительно свидетельствует о том, что возникает необходимость систематизации накопленного опыта и распространения среди социальных служб.

Это обусловило проблему нашего исследования: каковы исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и их особенности на современном этапе.

Объект исследования: «феномены» благотворительности и попечительства на различных этапах развития общества.

Предмет исследования: особенности благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.

Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:

· уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;

·   определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;

·   выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Задачи исследования:

· уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;

·   определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;

·   выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Методы исследования: анализ документов, в том числе законодательных и нормативных актов, материалов органов государственной власти, общественных организаций, министерств и ведомств.

Научная новизна заключается:

· в уточнении понятий «благотворительность», «попечительство»;

·   в выявлении особенностей развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества;

·   в определении исторических предпосылок становления благотворительности и попечительства.


Заключение

 

Предпринятый в данном исследовании анализ исторических предпосылок, традиций и современных тенденций в осуществлении благотворительной деятельности и попечительства в России позволяет сделать следующие выводы.

Богатые социокультурные традиции благотворительной деятельности являются историческими предпосылками для ее осуществления на современном этапе. Населению России издревле было присуще чувство коллективизма и высокой личной ответственности за настоящее и будущее своей Родины и своего государства.

Традиция личной благотворительности и попечительства в России неразрывно связана с христианской моралью и деятельностью Русской православной церкви. На протяжении XVIII - XX веков происходило постепенное перерастание регулируемой церковью частной благотворительности в государственную социальную политику.

К началу XX века в стране действовало множество всевозможных общественных ассоциаций, которые создавались как общества взаимопомощи. Собственно благотворительная помощь высших сословий низшим происходила при непосредственном участии государственных структур или общественно-государственных учреждений и к началу XX века приобрела черты социального заказа. В дореволюционной России личная благотворительность российских предпринимателей носила целевой характер, а взаимодействие предпринимателей и предпринимательских организаций с органами местной власти было направлено на решение конкретных вопросов по улучшению социального положения беднейших слоев населения и на поддержку социально-значимых институтов. В свою очередь, местные власти с уважением относились к воле предпринимателей финансировать определенный проект.

К началу XX века в России, как в странах Европы и в США, образовались первые благотворительные фонды. Основной капитал таких фондов состоял из средств, завещанных состоятельными людьми на благотворительные цели и размещенных в банке в виде бессрочного депозита. Непосредственное финансирование благотворительных проектов осуществлялось на проценты с основного капитала. Управление процентами с капитала и распределение этих средств на благотворительную деятельность осуществлялось местными органами власти.

Благотворительная деятельность в дореволюционную эпоху имела высокий социокультурный статус. Это занятие поощрялось государством морально, а в отдельных случаях приносила благотворителям материальные выгоды и льготы.

Благотворительная помощь высших сословий низшим всегда происходила по благословлению высших должностных лиц, при непосредственном участии государственных структур или созданных ими общественно-государственных учреждений. В начале XX века взаимодействие благотворительных обществ и других общественных организаций с органами местной власти в процессе решения социальных проблем получило название социального заказа.

В советскую эпоху частная благотворительность, как и частная собственность, была фактически поставлена вне закона. Система государственно-общественного призрения была заменена государственной системой социального обеспечения. В то же время, государство поощряло личные и коллективные инициативы самопомощи, если они укладывались в русло официальной идеологии.

Кризис советского общественного строя и планово-командной экономики в конце 80-х-начале 90-х годов XX века привел к развалу государственной системы социального обеспечения. Одновременно с этим происходило формирование института частной собственности и зарождение некоммерческого сектора. В этот период происходит возрождение традиций частной благотворительности отдельных социально ответственных предпринимателей и появление нового феномена - корпоративной благотворительности. Финансовые ресурсы бизнеса сегодня активно используются широким спектром некоммерческих организаций, созданных для решения социальных проблем и оказания социальных услуг.

В эпоху постиндустриального, информационного общества благотворительная деятельность как вид специфических общественных отношений не утратила своей важности, но приобрела ряд новых существенных черт.

Во-первых, в эпоху глобализации производства и потребления благотворительная деятельность также все больше приобретает глобальные черты. Об этом свидетельствует опыт транснациональных компаний, имеющих в России широкую производственную и сбытовую сеть. О глобализации благотворительной деятельности говорит также активное участие иностранных благотворительных фондов в выработке стратегии такой деятельности в России.

Во-вторых, в настоящее время наблюдается постепенное изменение основных ценностей российского менталитета, который воспринимал благотворительную деятельность исключительно как богоугодное, нравственное занятие, не требующее публичной огласки. С одной стороны, эти ценности были значительно утрачены в советскую эпоху. С другой стороны, в современной России растет влияние идеологии корпоративной культуры, привнесенной из-за рубежа. В этих условиях благотворительная деятельность имеет шанс быть социально значимой и эффективной только тогда, когда она имеет четкие государственные гарантии, отвечает долгосрочным корпоративным интересам, а также получает широкое общественное признание.

В-третьих, органы государственной власти уже в настоящее время сталкиваются с тем, что корпоративная благотворительность и социальные инвестиции бизнеса вообще, конкурируют с социальной деятельностью и социальной политикой самого государства. В этих условиях государственным органам, отвечающим за социальное развитие, а также за развитие культуры, искусства, здравоохранения и образования следует более гибко искать компромисс с крупными корпорациями и предпринимательскими ассоциациями, а также с некоммерческим сектором. В то же время, государство должно поощрять социальные инициативы бизнеса, используя для этого новые социальные технологии, в частности технологию городских фондов.

Сотрудничество государственных органов с общественными организациями и в наши дни наиболее успешно реализуется в виде предоставления некоммерческим организациям социального заказа, то есть поручения провести соответствующие работы, которые полностью или частично финансируются из соответствующего бюджета.

В настоящее время в России наблюдается неравномерное развитие некоммерческого сектора. Наибольшее развитие он получил в Приволжском федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, а также ряде крупных городов, где наметилось конструктивное сотрудничество местных властей, местного бизнеса и НКО.

В целом для решения задач социальной политики органам государственной власти целесообразно более активно использовать финансовый и организационный ресурс, предоставляемый бизнесом и некоммерческим сектором.

Для этого необходимо стимулировать социально значимые инициативы фирм и корпораций, предоставляя им целесообразные налоговые льготы и вводя другие методы экономического стимулирования (муниципальный заказ, более низкая арендная плата и т.д). Целесообразно также пересмотреть существующий порядок налогообложения некоммерческих организаций, сделав его более социально направленным.

Органам государственной власти, социальным службам следует вести пропаганду благотворительной деятельности и социальной ответственности в широком смысле слова через государственные и негосударственные СМИ.

Необходимо развивать механизм социального заказа, для чего органам региональной и местной власти должны организовывать конкурсное финансирование деятельности социально значимых НКО. К созданию местных фондов социального развития необходимо привлекать местный бизнес.

В целом, мы оцениваем перспективы благотворительной деятельности коммерческих организаций как положительные. Благотворительность не должна заменять государственную социальную политику, но должна стать для российского бизнеса своего рода миссией социальной ответственности. Именно такая идея будет способствовать стабильному развитию России в XXI веке.


Список литературы

 

1. Аксентьева Е., Григорьев Г., Полищук В. Условия и перспективы развития третьего сектора в Тюменской области // Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах, М.: CAF, 1998, с. 80-98.

. Алексеева О. Благотворительное движение: регионы России, М.: CAF, 1995.

. Алексеева О. Третий сектор, или благотворительность для «чайников», М.: ВВС МРМ, 1997.

. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направления для дальнейших исследований // Полис, 1995, N3, с. 48-57.

. Баранов С. Группы давления в современной России // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода), М.: МОНФ, 1997, вып. 8, ч. 1, с. 92-122.

. Беклемищева О. Социальная сфера: балласт или двигатель преобразований? // Власть, 1997, N 12, с. 41-44.

. Беляева Н. Гражданские ассоциации и государство // Социологические исследования, 1995, N 11, с. 109-117.

. Беляева Н. (ред.) Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия, М.: Интерлигал, 1997.

. Бойченко Л. Развитие Третьего сектора на примере Республики Карелия // Сунгуров А. (ред.) Гражданское общество в поисках пути, СПб: Центр «Стратегия», 1997, с. 104-111.

. Ю.Борисов С., Сарычев В. «Третий сектор» Нижегородской области, Нижний Новгород: «Интерлигал», 1997.

. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990, с. 644-706.152

. Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики II Полис, 1998, N 1, с. 87-105.

. З.Глазьев С. Выступление на заседании за «Круглым столом» Горбачев-Фонда и журнала «Вопросы экономики» «Исторические судьбы, уроки и перспективы радикальных экономических реформ» // Вопросы экономики, 1995, N 4, с. 4-67.

. Голосов Г. Сравнительная политология, Издательство Новосибирского Университета, 1995.

. Голуб Ю. и др. Формирование представительных органов местного самоуправления в Саратовской области // Власть, 1997, N 8, с. 33-37.

. Гонтмахер Е., Иванова Е. Предисловие // Социальная политика (сборник документов), М.: Республика, 1992, с. 4-8.

. Горный М. Коалиции неправительственных организаций (организаций «третьего сектора») // Сунгуров А. (ред.) Гражданское общество - в поисках путы, СПб: Центр «Стратегия», 1997, с. 127-139.

. Гуревич И., Каторин И. Условия и перспективы развития третьего сектора в Архангельской области // Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах, М.: CAF, 1998, с. 6-35.

. Дегтярев А. Политические партии и государственные органы в институциональных изменениях современной России (на примере Москвы) // Вестник МГУ, 1998, серия 18, N 2, с. 78-87.

. Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России, Вопросы экономики, 1996, N 9, с. 49-63.

. Зудин А. Россия: бизнес и политика // Мировая экономика и международные отношения, 1996, N 3-5.

. Зудин А. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспективы институционализации // Мельвиль А. (ред.) Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе, М.: МОНФ, 1999, с. 34-46.

. Илларионов А. Выступление на заседании за «Круглым столом» Горбачев-Фонда и журнала «Вопросы экономики» «Исторические судьбы, уроки и перспективы радикальных экономических реформ» // Вопросы экономики, 1995, N 4, с. 4-67.

. Клопыжников М., Николаев А. Зеркало постсоветской демократии // Свободная мысль, 1997, N 6, 45-57.

. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 годы Структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики, 1997, N 1, с. 4-69.

. Космарский В., Малева Т. Социальная политика в России в контексте макроэкономических реформ // Вопросы экономики, 1995, N 9, с. 4-16.31.Лапина Н. Региональные элиты России, М.: ИНИОН РАН, 1997

. Ленджер П., Черток М., Нечаев В. Этика благотворительности, М.: CAF, 1998.154

. Лепехин В. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Мельвиль А. (ред.) Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе, М.: МОНФ, 1999, с. 5785.

. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социологические исследования, 1996, N 4, с. 63-70.

. Лущенко Т., Реденькова И. Условия и перспективы развития третьего сектора в Орловской области // Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах, М.: CAF, 1998, с. 36-49.

. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы, т. 1, Москва, 1994.

. Мерсиянова И. Общественные объединения граждан Новосибирской городской агломерации: опыт социологического исследования // Афанасьев М, (ред.) Власть и объцество в постсоветской России: новые практики иинституты, М.: МОНФ, 1999, вып. 12, с. 129145.

. Орлова А., Клецина А., Мачнев Е. Внешняя помощь для некоммерческих организаций, Санкт-Петербург: ЦРНО, 1998.

. Паппе Я. Отраслевые лобби в правительстве России (1992-1996) // Pro et contra, 1996, N 1, с. 61-78.

. Перегудов С. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис, 1994, N 4-5.

. Перегудов С. Группы давления и корпоративизм: категориальные аспекты проблемы // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода), М.: МОНФ, 1997, вып. 8, ч. 1, с. 86-94.155

. Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения, 1996, N 9, с. 28-42. '

. Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство, М.: Эдиторал УРСС, 1999.

. Программа правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг." // Вопросы экономики, 1995, N 4, с. 67-158.

. Радаев В. Выступление на заседании за «Круглым столом» Горбачев-Фонда и журнала «Вопросы экономики» «Исторические судьбы, уроки и перспективы радикальных экономических реформ» // Вопросы экономики, 1995, N 4, с. 4-67.

. Реформы для большинства. Объединение «ЯБЛОКО», М.: ЯБЛОКО, 1995.

. Рождественская И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики, 1996, N 1, с. 33-46.

. Согрин В. Политическая история современной России, М.: Прогресс-Академия, 1994.

. Социальная политика (сборник документов), М.: «Республика», 1992.

. Стенограмма открытых парламентских слушаний по законопроекту «О государственном социальном заказе» от 18.02.1997. Архив автора.

. Сунгуров А. (ред.) Гражданское общество в поисках пути, СПб: Центр «Стратегия», 1997.

. Сунгуров А. Развитие неправительственных организаций в Санкт-Петербурге и России // Сунгуров А. (ред.) Гражданское общество в поисках пути, СПб: Стратегия, 1997, с. 90-103.156

. Сюткина А. Место и роль корпоративной системы представительства интересов в процессе принятия политических решений в современной России // Мельвиль А. (ред.) Власть и общество в постсоветской России, М.: МОНФ, 1999, вып. 12, с. 129-145.

. Тоболина О. Тихие дары Нижнего, М.: CAF, 1998.

. Толмасова А. Соъщалъный заказ в регионах России: проблемы и перспективы, М.: CAF, 1998

. Торлопов В. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы, Санкт-Петербург: РПГУ им. Герцена, 1999

. Устав Санкт-петербургского некоммерческого партнерства «Третий сектор» // Сунгуров А. (ред.) Гражданское общество в поисках пути, СПб: Центр «Стратегия», 1997, с. 189-200.

. Фомин Э., Чикадзе Е. Благотворительность как социально-культурный феномен в России, Санкт-Петербург: Издательство Чернышева, 1999.

. Хананашвили Н., Зыков О., Абросимова Е., Цетлин М., Гончарова JI. Государственный социальный заказ, М.: Фонд НАН, 1995.

. Хананашвили Н., Зыков О., Якимец В., Доненко И. Социальная реформа: путь к гражданскому обществу, М.: Фонд НАН, 1997.

. Хорос В. (гл. ред.) Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России, М.: Эдиторал УРСС, 1998.

. Шапкина Н. Условия и перспективы развития третьего сектора в Саратовской области // Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах, М.: CAF, 1998, с. 50-79.

. Шкаратан О. Многое в истории России задано. // Общественные науки и современность, 1994, N 5, с. 5-14.

. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис, 1997, N 2, с. 14-22.

. Яницкий О. Экологическое движение в России, М.: ИС РАН, 1996.157

. Ярыгина Т. Бедность в богатой России // Общественные науки и современность, 1994, N 2, с.25-35.

. Ярыгина Т., Шалганова И. // Социальная политика в России, М.: ЭПИцентр, 1999, N2 (37).

. Ядов В.А. Солидарность россиян в повседневной жизни и общегосударственном масштабе // Общество и экономика, 2002, №12.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 10

.   История благотворительности и попечительства в России    10

. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 22

. Благотворительные организации    26

Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 32

. Государственное регулирование благотворительной деятельности 32

. Государственное регулирование попечительской деятельности  41

Заключение    65

Список литературы 70


Введение

 

Экономические реформы, плюрализм форм собственности повлекли изменения всех социальных институтов -экономических, политических, культурных, собственности и власти. В течение последнего десятилетия XX века произошел широкий общественный переворот и преобразование тех социальных слоев и регуляторов, которые формируют саму социальную структуру. Изменяется сама природа компонентов социальной структуры, групп и общностей, появляются новые экономические классы, слои или страты со своей системой конфликтов и противоречий. Сложились и продолжают складываться новые социальные институты, которые частично берут на себя функции, ранее присущие институтам государственной власти.

В российской социальной практике начала текущего века все более заметную роль играет благотворительная деятельность. Основу ее правового регулирования заложил Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Шесть из одиннадцати названных в законе целей благотворительной деятельности имеют непосредственное отношение к материальной и нематериальной поддержке семьи. Среди них: социальная поддержка и защита граждан, включая материальное положение малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, а также духовного развития личности. Поддержка развития практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространения добровольческой деятельности в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отнесена к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Теоретические подходы к совершенствованию благотворительности изложены в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства России. В Концепции в составе основных направлений поддержки развития институтов благотворительности предусмотрено включение в законодательство РФ о благотворительной деятельности ряда положений, имеющих в некоторой степени опосредованное отношение к помощи семье. Среди них: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; правовое просвещение населения; содействие развитию научно-технического творчества молодежи; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций. По состоянию на 01.01.2011 г. в 29 субъектах Российской Федерации действовали законы, направленные на регулирование благотворительной деятельности на соответствующей территории. В каждом из них одно из ведущих мест отведено проблемам благотворительной помощи семье.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию в 2009 г. подчеркнул необходимость доработки и принятия норм, регулирующих благотворительную деятельность. Их целями должны быть социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, а также благотворительности и добровольчеству. Следует расширить понятие «пожертвование», закрепленное в Гражданском кодексе, за счет включения в него безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. Кроме того, в Послании подчеркивается, что органы государственной власти и управления должны оказывать поддержку благотворительным организациям и отдельным гражданам.

Основными направлениями государственной поддержки семьи, как следует из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ и ряда других нормативно-правовых документов, являются улучшение материальных условий жизнедеятельности семей и профилактика бедности; обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; усиленное внимание к неполным семьям, а также к семьям, имеющим детей-инвалидов или тяжелобольных детей; малообеспеченным семьям и др.

Одновременно эти инициативы используются бизнесом для активного диалога с представителями государства в процессе продвижения бизнесом своих интересов в сферу законодательного регулирования.

Следует отметить появление такой новой организационно-правовой формы, как фонд. Свои фонды имеют ряд общественных объединений и коммерческих организаций, которые используют их счета для проведения всевозможных благотворительных акций. Фонды также существуют как самостоятельные организации, созданные для проведения научных исследований или благотворительной деятельности.

В процессе масштабных социально-экономических преобразований в 90-е годы в российском обществе произошло формирование множества всевозможных объединений и ассоциаций, созданных для защиты интересов их учредителей. Такие ассоциации имеют правовую форму некоммерческих организаций или общественных объединений.

Профсоюзы остаются весьма влиятельной общественной силой, выражающей интересы наемных работников.

Таким образом, у российских граждан в 90-х годах появились большие возможности к объединению на основе профессиональных целей и интересов и своей общественно-политической ориентации. Все эти общественные объединения постоянно взаимодействуют друг с другом и с властными институтами, в той или иной мере оказывая влияние на формирование внутренней политики государства. Они привлекают средства спонсоров для осуществления своих уставных задач. В связи с этим такое явление, как благотворительность бизнеса в пореформенной России, помимо своих традиционной формы -помощь нуждающимся гражданам и слоям населения - приобрела новую функцию - финансирование деятельности различных некоммерческих организаций, фондов и общественных объединений, которые обращаются к коммерческим организациям и ассоциациям предпринимателей за соответствующей материально-финансовой поддержкой.

Новые проявления современной российской благотворительности и попечительства нуждаются в особом изучении.

Изучение и осмысление новых тенденций благотворительности и попечительства в теории и практике является актуальной проблемой для социальных работников.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой изучения феномена «благотворительность» были труды философов и историков В.О.Ключевского, В.С.Соловьева. Благотворительность как явление социально-экономическое была изучена в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей, как П.Г.Мижуев, П.И.Георгиевский, Е. Максимов.

В работах ряда исследователей (Л.А.Темникова, А.Л. Свердлова, И.С. Жданова, Н.Л.Матвеева, Е.Ю.Горбунова, Т.Н.Ульянова, Т.Е.Покотилова и др.) содержится глубокий анализ феномена благотворительности и его связи с отечественной системой социального обеспечения.

Анализ юридических аспектов благотворительной деятельности представлен в исследованиях Т.Б.Конновой, Е.А.Абросимовой, И.А.Тарасовой, O.A. Чернеги, Е.В. Белокуровой.

В системе педагогических наук благотворительность изучается как средство самореализации личности предпринимателя и средство социальной защиты детства (В.В.Агафонова, А.В.Скоч).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.095 с.)