Региональный аспект благотворительной помощи семье как составная часть социальной политики Республики Татарстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональный аспект благотворительной помощи семье как составная часть социальной политики Республики Татарстан



Историю и особенности становления и развития благотворительности в Республике Татарстан рассмотрена начиная с XIX века. Экономическое процветание края в XIX веке и возросшие доходы татарского купечества создавали благоприятную среду для системной благотворительности, которая осуществлялась не как разовое подаяние малоимущим на крупных религиозных праздниках, а как целенаправленное адресное вложение на содержание приютов для сирот и беспризорных. На открытие начальных школ, народных столовых и больниц для бедноты, материальной помощи голодающим и погорельцам Поволжья, а также на спонсирование обучения прогрессивной мусульманской молодежи в учебных заведениях Европы, Каира и Бухары. С конца 30-х годов XIX века в России, сначала в столицах, а затем в провинции на частные пожертвования и общественные средства стали открываться детские приюты, входившие в Ведомство учреждений императрицы Марии и подчинявшиеся Главному попечительству детских приютов. В 1843 года отделение попечительства начало действовать и в Казани.

«Казанские губернские ведомости» в 1843 году писали: «Средства дозволяют учредить только один приют. Но неужели наше дворянство, купечество и другие сословия не захотят способствовать столь полезному делу? Неужели все те, кто называет себя христианами и магометанами и чтит Божье слово Спасителя, кто только хранит в глубине своего сердца теплое чувство любви к ближнему, кто не останется равнодушным к судьбе сограждан, тот не примет в нем участие». Этот призыв нашел живой отклик в среде казанского купечества.

В уезде открылось три детских приюта: Николаевский, Александровский и Мусульманский приют братьев Юнусовых. С самого основания приюты находились под покровительством казанских купцов, как русских, так и татарских. Они много и успешно работали в различных благотворительных обществах, с их именами связано не одно доброе дело на благо города, в пользу сирот, бездомных и убогих.

Мусульманский детский приют братьев Ибрагима и Исхака Юнусовых первоначально размещался в деревянном доме, а затем братья выстроили на Екатерининской улице (ныне Тукаевская) двухэтажный каменный дом. Ибрагим Юнусов стал первым директором приюта, который содержался на доходы с аренды 14 лавок Юнусовых на Сенном базаре. Дополнительно от полутора до двух тысяч в год жертвовали местные мусульмане Ново-Татарской слободы. Ежегодно всем воспитанникам справляли казакин коричневого цвета, козловые ичиги и калоши, тюбетейку и барашковую шапку, по три смены белья. Братья снабжали приют продуктами и дровами из своих имений. Воспитанники, кроме начального духовного образования, получали основы светских знаний по арифметике, истории, географии и рисованию, изучали русский и арабский языки. Когда мальчики достигали совершеннолетия и приходило время расставаться с приютом, выпускников устраивали служить в лавки купцов или учителями в национальные школы. При этом Юнусовы не оставляли своих подопечных, регулярно навещали их, помогали деньгами. Одним словом устраивали жизнь.

После Октябрьской революции Юнусовы были лишены своей собственности, им была оставлена лишь маленькая комната, в которой ютилась многочисленная купеческая фамилия. В двадцатые годы сыновья Мухаметрахима Юнусова, доведенные до отчаяния, и, по всей видимости, опасавшиеся ареста, попытались нелегально перейти границу с Турцией, однако, попали в засаду и погибли в концентрационном лагере Беломорканала.

С 1867 года в России активные позиции начинает занимать Общество Красного Креста, с 1872 года - Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов, основной задачей которого являлось нравственное исправление малолетних преступников. В 1887 году возникло Общество призрения и образования глухонемых детей, состоявшее в Ведомстве Министерства внутренних дел. Своей задачей общество ставило не только призрение, но и обучение глухонемых. В 1889 году начало работать Общество попечения о бедных и больных детях с целью оказания помощи бесприютным и больным детям. В декабре 1893 года был утвержден устав Дома трудолюбия в Казани, созданного с целью призрения неимущих через представление им посильного труда и религиозно-нравственного воспитания. Вместимость Дома трудолюбия, покровителем которого был Казанский губернатор, составляла 250 призреваемых. Функционирование Дома трудолюбия находилось в ведении городского общественного управления. С 1895 года в городе функционировало Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

В последние годы в целях обеспечения развития и поддержки благотворительной деятельности в Республике Татарстан, осуществления взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, общественными объединениями, благотворительными организациями, юридическими и физическими лицами Указом Президента Республики Татарстан от 16.10.2006 №УП-409 образован Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности.

Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности является коллегиальным совещательным органом. Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах, лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Основными задачами Совета являются:

обеспечение взаимодействия государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам реализации отдельных перспективных социально-значимых проектов в сфере благотворительности, одобренных Советом;

содействие в привлечении в социальную сферу внебюджетных финансовых средств;

осуществление общественного контроля за использованием средств, привлекаемых в целях благотворительности;

оказание содействия общественным объединениям, предприятиям, гражданам в осуществлении благотворительной деятельности, в том числе волонтерского движения и меценатства, в наиболее эффективном использовании средств, направляемых на благотворительные цели, определении приоритетных направлений использования средств;

взаимодействие с попечительскими советами по вопросам благотворительности, создаваемыми в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан, а также в целом по Российской Федерации;

популяризация идей филантропии и меценатства, формирование позитивного имиджа благотворителя;

инициирование разработки благотворительных проектов и контроль за их реализацией;

анализ, изучение и распространение инноваций в сфере благотворительности.

В целях реализации своих задач Совет имеет право:

принимать решения рекомендательного характера по вопросам развития благотворительной деятельности в Республике Татарстан;

вносить предложения в органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления по обеспечению благоприятных условий для развития благотворительной деятельности в Республике Татарстан;

принимать иные решения в соответствии с законодательством в целях реализации своих основных задач.

Значительное усиление внимания к проблемам семьи со стороны органов власти, научной общественности, гражданского общества имело место в 2008 г. и было связано с объявленным в России Годом семьи.

При анализе семейной структуры населения Российской Федерации в демографии принято выделять группы по четырем параметрам: размер, брачное состояние (полные и неполные, в зависимости от наличия в семье супружеской пары), структура (простые и сложные; простая - нуклеарная - семья состоит из одной супружеской пары с детьми или без детей, сложная семья может иметь самые разные комбинации) и тип. В социальной работе в качестве объекта посторонней помощи выделяют, как правило, многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов; молодые семьи и состоящие из пожилых супругов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполные семьи и др.

По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (составленной по данным переписи населения 1989 г.), более 82 % от общего числа в Республике Татарстан составляют семьи, в которых одна или две брачные пары с детьми или без детей, из них в 18 % семей проживают родственники. Число детей, родившихся вне зарегистрированного брака, с 2005 г. постоянно сокращается (их удельный вес от общего числа родившихся в республике составил в 2005 г. - 25,5; 2006 г. - 24,5; 2007 г. - 23,3; 2008 г. - 22,1). По данным переписи населения 2002 г., в республике 557 семей из 1000 имели детей в возрасте моложе 18 лет, но только 34 семьи из 1000 имели 3 и более детей. Это тревожное обстоятельство привело к решению о проведении социологического исследования с целью определения репродуктивных установок населения, а также отношения к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который начал действовать с 1 января 2007 г. и направлен на преодоление демографического кризиса (в прессе он получил название закона о материнском капитале). Следует отметить, что этот закон стал первой государственной программой повышения рождаемости за последние 20 лет.

Степень информированности населения о законе измерялась несколькими вопросами. Ответы на вопрос «Слышали Вы что-нибудь о материнском капитале?» могут порадовать: 93,1 % ответили на него положительно, что подтверждает вывод о высоком социальном резонансе закона. При этом чуть более четверти респондентов (26,1%) считают сумму в 250 тысяч рублей достойной для стимулирования рождения или усыновления ребенка. В два с лишним раза больше тех, кто считает материнский капитал не стимулирующей мерой, остальные затруднились высказать свое мнение. Тем не менее следует отметить, что в целом отношение к материнскому капиталу положительное у 79,8 % респондентов, безразличное - у 17,9 %, а тех, кто к нему относится отрицательно, всего 2,3 %.

На первом месте оказался стабильный заработок супругов. На второе место респонденты поставили не материальный фактор - любовь к супругу. Конечно, этот фактор находится вне зоны действия государственных органов, но и здесь возможно применение широкого спектра современных технологий пропаганды семейных ценностей. На третьем месте -возможность улучшения жилищных условий. Далее следует материальная помощь от государства и сохранение рабочего места матери до выхода из отпуска. Результаты опроса в Набережных Челнах подтверждают, что для стимулирования рождаемости необходима активизация деятельности государства по созданию комфортных условий труда для женщин на рабочих местах.

Около половины опрошенных хотели бы направить материнский капитал на улучшение жилищных условий. 40 % вложили бы его в образование ребенка. Третье направление, выделенное в законе, - накопительная часть пенсии матери - не получило поддержки респондентов, всего 12 человек (2,4 %) ответили положительно.

Анализ ответов на вопрос «Куда бы Вы направили, кроме вышеперечисленных вариантов, материнский капитал, если бы Вам предоставили такую возможность?» показал, что 52,7 % респондентов указали новые направления, непредусмотренные законом о материнском капитале. Среди них на первом месте - лечение ребенка и других членов семьи, медицинские услуги. Во-вторых, по мнению респондентов, закон должен предусматривать такое направление использования материнского капитала, как вклад в семью, семейные нужды, помощь родственникам. В целом был продемонстрирован довольно рачительный подход к использованию материнского капитала. Но это, вероятно, свидетельствует лишь о том, что еще низок уровень благосостояния семей: 26 % составляет группа, которой хватает денег только на еду и одежду; 43,3 % отметили, что могут купить бытовую технику, но на покупку автомобиля им не хватает; 28,7 % относятся к той категории, которая может купить все, за исключением квартиры или дома.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан обязанности по подготовке и проведению в 2008 г. Года семьи были возложены на Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности, а основной целью Года была признана необходимость повышения качества жизни татарстанских семей, укрепления духовных, экономических и социально-культурных основ их благополучия и развития.

Первым направлением реализации семейной политики в республике является мониторинг социальной ситуации, дифференцированный учет семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке. С помощью компьютерной региональной системы регистрации малообеспеченных семей, прежде всего семей с детьми, ведется учет фактически полученных ими доходов и оказанной таким семьям адресной социальной поддержки. Ежеквартально Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обновляется банк данных по семьям, находящимся в социально опасном положении. В 2007 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей было оказано около 2 млн социальных услуг 64,5 тысячам семей республики. В общем числе обслуженных семей преобладают малообеспеченные и многодетные (73 %). С целью формирования унифицированной межведомственной системы выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и ведения единой статистики, реально отражающей основные тенденции детской безнадзорности, семейного неблагополучия, в 2007 г. решением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете министров Республики Татарстан разработано и утверждено Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронированиясемей и детей, находящихся в социально опасном положении. Для обеспечения ее функционирования принята целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан “Электронный Татарстан” на 2008-2010 гг.», в соответствии с которой начата работа по созданию информационной системы и республиканской межведомственной базы данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. С ее помощью будет решена задача действительно адресного оказания поддержки, перераспределения ее в пользу особо нуждающихся семей и обеспечения в перспективе увязки всех видов социальной помощи и льгот, предоставляемых конкретной семье.

Вторым направлением государственной поддержки семей в республике является поддержка их за счет средств республиканского бюджета. Все семьи, проживающие в республике, пользуются мерами государственной поддержки, предусмотренными федеральным законодательством, но есть и меры, реализуемые на основании республиканского законодательства. Рассмотрим их более подробно по отношению к различным типам семей.

В связи с рождением ребенка, в соответствии с законодательством Республики Татарстан, каждой семье полагаются следующие меры социальной поддержки:

бесплатное обеспечение детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами детского питания и смесями по рецептам врачей;

бесплатное обеспечение детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых установлен Кабинетом Министров Республики Татарстан;

субсидии на питание учащимся в школах, профессиональных училищах и техникумах в период обучения;

освобождение от платы за содержание детей в дошкольных учреждениях:

. Плата за содержание детей в дошкольных учреждениях не взимается: а) с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях для детей, больных туберкулезом, в специальных детских дошкольных учреждениях для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии (глухие и слабослышащие); б) с семей, в которых один из родителей является инвалидом Iили IIгруппы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга, а также погибшим и умершим по указанным причинам, участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и действий подразделений особого риска, пострадавшим от радиационных воздействий, военнослужащим срочной службы; в) с лиц, воспитывающих детей дошкольного возраста, над которыми оформлена опека (попечительство) в связи с лишением родителей родительских прав, осуждением их к лишению свободы, направлением на принудительное лечение, длительным отсутствием родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания детей.

. Плата родителей за содержание единственного ребенка в дошкольном учреждении в размере 50 % взимается: а) с семей, где один из родителей является бывшим военнослужащим-интернационалистом; б) с семей, где оба родителя (или один в неполной семье) являются учащимися, студентами, аспирантами государственных образовательных учреждений профессионального образования, обучающимися по очной форме обучения и получающими образование за счет средств соответствующего бюджета.

Благотворительным проектом, получившим большой положительный общественный резонанс, стал проект «Компьютерный ликбез», адресованный лицам пенсионного возраста вне зависимости от обеспеченности. Его основное содержание состоит в том, что всем пенсионерам во всех муниципальных районах и городских округах республики предоставлена возможность бесплатного получения навыков работы на компьютере. Цель проекта - укрепление межпоколенных связей в семьях и обеспечение активного долголетия пожилых.

Пристальным вниманием в республике пользуются многодетные семьи (то есть семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми). Меры поддержки, установленные республиканским законодательством, состоят в том, что предоставляются: субсидия-льгота на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг; жилищные сертификаты многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; ежемесячная субсидия на проезд детям; ежемесячная субсидия на приобретение лекарственных средств для детей до 6 лет; ежемесячная субсидия на проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; отдых и оздоровление в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. Особое внимание Указом Президента Республики Татарстан было привлечено к семьям, в которых родились одновременно трое и более детей. В целях усиления их социальной поддержкиc1 января 2009 г. из средств республиканского бюджета стало выплачиваться единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 10 000 рублей на каждого ребенка; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до 1,5 лет, в размере 1000 рублей на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей и ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до 1,5 лет, выплачиваются независимо от наличия права на иные меры социальной поддержки семей с детьми, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пособий семьям при рождении одновременно трех и более детей. Главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан было предложено предусматривать дополнительные меры поддержки. С 1 января 2009 г. введена мера государственной поддержки в виде единовременной выплаты к началу учебного года в размере 1000 рублей учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования из многодетных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.

Наиболее значительным благотворительным проектом, реализованным в 2007-2009 гг. в интересах детей из многодетных семей, стал проект «Помоги собраться в школу». Основной его целью является оказание помощи детям из малообеспеченных семей в подготовке к началу нового учебного года путем формирования «школьного портфеля», вручения школьной и спортивной формы, других школьных принадлежностей. При проведении акции 2009 г., учитывая тематику Года спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан, в число благополучателей дополнительно были включены юные спортсмены, победители всероссийских соревнований, проживающие в семьях, нуждающихся в социальной поддержке, а также, с учетом кризисных явлений, дети безработных родителей, занятых на общественных работах. Проект «Помоги собраться в школу» направлен на создание благоприятных, комфортных условий для психологической адаптации первоклассников, вступающих в новую взрослую жизнь, формирование в обществе атмосферы взаимопомощи, всеобщей заботы и пристального внимания к юным гражданам в один из самых значимых дней в их жизни. В реализации проекта «Помоги собраться в школу» принимают личное участие президент РТ Р.Н. Миннихановсоветник президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев, председатель Государственного совета Ф. Х. Мухаметшин, премьер-министр Р. Н. Минниханов, сотрудники аппаратов президента, Государственного совета, Кабинета министров, руководители крупных и малых предприятий, члены Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности, оказывающие адресную помощь семьям, в которых проживают первоклассники. Существенную поддержку в рамках проекта будущим первоклассникам оказывают благотворительные фонды республики, администрации муниципальных образований, проводя благотворительные марафоны, организуя концерты, спектакли, средства от которых направляются для оказания помощи школьникам.

Социальная поддержка семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида,из средств республиканского бюджета представлена льготами по родительской плате за обучение детей в учреждениях дополнительного образования: а) для родителей детей-инвалидов с детства; б) для родителей, один из которых является инвалидом I или II группы. С 1 января 2009 г. осуществляется выплата ежемесячного пособия в размере разницы между прожиточным минимумом, установленным в Республике Татарстан, и доходом на члена семьи неполным семьям с детьми-инвалидами, где единственный родитель является трудоспособным неработающим лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом. Благотворительные проекты, реализованные в 2007-2009 годов в интересах семей, воспитывающих детей-инвалидов, были направлены на организацию лечения(проекты «Помоги ребенку!», «Даруя кровь, спасаешь жизнь») и закупку дорогостоящей установки RADGILдля облучения крови и ее производных для Республиканской детской клинической больницы (проект «Мы можем!»).

Малообеспеченные семьи за счет средств республиканского бюджета получают ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; льготы родителям на обучение детей в учреждениях дополнительного образования, имеющим на иждивении 3 и более детей; государственную социальную стипендию, выдаваемую студентам из малообеспеченных семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан; отдых и оздоровление в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. Как правило, к этой категории относятся и семьи, в которых родители (один - в неполной семье) являются неработающими инвалидами. С 1 января 2009 г. из средств республиканского бюджета эти семьи получают государственную поддержку в виде выплаты ежемесячного пособия в размере 500 рублей на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет).

Молодой семье, в которой после принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке рождается ребенок, оказывается денежная поддержка, направляемая на оплату стоимости жилого помещения. В 2008 г. общий объем средств, направленных на эти цели, составил около 18 млрд рублей. Благотворительные проекты, реализованные в 2007-2009 гг. в интересах молодых семей, связаны прежде всего с предоставлением возможности трудоустройства. Одним из успешных проектов стал конкурс «Семейный бизнес-2008», проведенный в г. Казани с целью возрождения и укрепления традиций семейного предпринимательства.

Третьим направлением осуществления региональной семейной политики в Республике Татарстан является реализация эффективной политики занятости.В рамках мероприятий по содействию занятости в республике проводится постоянная работа по социальной поддержке семей безработных граждан, среди которых многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2009 года, в общей численности зарегистрированных безработных граждан почти 28 % составляют граждане, имеющие детей. В случае отсутствия вариантов подходящей работы безработным гражданам предлагается принять участие во временных работах, организуемых центрами занятости населения. С целью расширения возможности трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в рамках Закона Республики Татарстан «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» в 2008 г. для трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, зарезервированы рабочие места. Кроме того, ежегодно органами службы занятости населения республики осуществляется трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Несовершеннолетним, направленным на трудоустройство через центры занятости населения, за участие во временных работах производится выплата за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Реализация данного направления способствует профилактике беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних и совершаемых ими правонарушений, позволяет приобретать трудовые навыки и оказывает влияние на повышение материального благосостояния малообеспеченных семей.

В условиях, когда семьи различных типов являются получателями средств из источников разного уровня (федерального, регионального, муниципального, уровня местного самоуправления), особенно возрастает роль координации, обеспечения адресности поступающей государственной и негосударственной помощи в целях обеспечения реального влияния поддержки на повышение качества жизни семей. Республиканским советом по вопросам благотворительной деятельности было принято решение продолжить традиции Года благотворительности в Республике Татарстан путем организации социально значимых мероприятий с привлечением благотворительных ресурсов (в виде благотворительных проектов в поддержку малообеспеченных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), модернизации и внедрения благотворительных технологий, аналоги которых успешно применяются.

Таким образом, необходимость обращения к теме благотворительности обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена современной благотворительности, поскольку в условиях рассмотрения социальных групп российского общества по признаку материальной обеспеченности, деградации базовых социальных ценностей и институтов благотворительная деятельность может стать одним из резервов для повышения качества жизни семей, снижения уровня социальной напряженности в обществе и сохранения социальной стабильности.

В развитии благотворительности с целью формирования эффективно работающей системы благотворительной деятельности в республике, как следует из результатов социологических исследований, предстоит преодолеть специфику региональной культуры взаимоподдержки: люди готовы помогать друзьям и близким, но очень неохотно идут на контакт с незнакомыми людьми и организациями.


Заключение

 

Предпринятый в данном исследовании анализ исторических предпосылок, традиций и современных тенденций в осуществлении благотворительной деятельности и попечительства в России позволяет сделать следующие выводы.

Богатые социокультурные традиции благотворительной деятельности являются историческими предпосылками для ее осуществления на современном этапе. Населению России издревле было присуще чувство коллективизма и высокой личной ответственности за настоящее и будущее своей Родины и своего государства.

Традиция личной благотворительности и попечительства в России неразрывно связана с христианской моралью и деятельностью Русской православной церкви. На протяжении XVIII - XX веков происходило постепенное перерастание регулируемой церковью частной благотворительности в государственную социальную политику.

К началу XX века в стране действовало множество всевозможных общественных ассоциаций, которые создавались как общества взаимопомощи. Собственно благотворительная помощь высших сословий низшим происходила при непосредственном участии государственных структур или общественно-государственных учреждений и к началу XX века приобрела черты социального заказа. В дореволюционной России личная благотворительность российских предпринимателей носила целевой характер, а взаимодействие предпринимателей и предпринимательских организаций с органами местной власти было направлено на решение конкретных вопросов по улучшению социального положения беднейших слоев населения и на поддержку социально-значимых институтов. В свою очередь, местные власти с уважением относились к воле предпринимателей финансировать определенный проект.

К началу XX века в России, как в странах Европы и в США, образовались первые благотворительные фонды. Основной капитал таких фондов состоял из средств, завещанных состоятельными людьми на благотворительные цели и размещенных в банке в виде бессрочного депозита. Непосредственное финансирование благотворительных проектов осуществлялось на проценты с основного капитала. Управление процентами с капитала и распределение этих средств на благотворительную деятельность осуществлялось местными органами власти.

Благотворительная деятельность в дореволюционную эпоху имела высокий социокультурный статус. Это занятие поощрялось государством морально, а в отдельных случаях приносила благотворителям материальные выгоды и льготы.

Благотворительная помощь высших сословий низшим всегда происходила по благословлению высших должностных лиц, при непосредственном участии государственных структур или созданных ими общественно-государственных учреждений. В начале XX века взаимодействие благотворительных обществ и других общественных организаций с органами местной власти в процессе решения социальных проблем получило название социального заказа.

В советскую эпоху частная благотворительность, как и частная собственность, была фактически поставлена вне закона. Система государственно-общественного призрения была заменена государственной системой социального обеспечения. В то же время, государство поощряло личные и коллективные инициативы самопомощи, если они укладывались в русло официальной идеологии.

Кризис советского общественного строя и планово-командной экономики в конце 80-х-начале 90-х годов XX века привел к развалу государственной системы социального обеспечения. Одновременно с этим происходило формирование института частной собственности и зарождение некоммерческого сектора. В этот период происходит возрождение традиций частной благотворительности отдельных социально ответственных предпринимателей и появление нового феномена - корпоративной благотворительности. Финансовые ресурсы бизнеса сегодня активно используются широким спектром некоммерческих организаций, созданных для решения социальных проблем и оказания социальных услуг.

В эпоху постиндустриального, информационного общества благотворительная деятельность как вид специфических общественных отношений не утратила своей важности, но приобрела ряд новых существенных черт.

Во-первых, в эпоху глобализации производства и потребления благотворительная деятельность также все больше приобретает глобальные черты. Об этом свидетельствует опыт транснациональных компаний, имеющих в России широкую производственную и сбытовую сеть. О глобализации благотворительной деятельности говорит также активное участие иностранных благотворительных фондов в выработке стратегии такой деятельности в России.

Во-вторых, в настоящее время наблюдается постепенное изменение основных ценностей российского менталитета, который воспринимал благотворительную деятельность исключительно как богоугодное, нравственное занятие, не требующее публичной огласки. С одной стороны, эти ценности были значительно утрачены в советскую эпоху. С другой стороны, в современной России растет влияние идеологии корпоративной культуры, привнесенной из-за рубежа. В этих условиях благотворительная деятельность имеет шанс быть социально значимой и эффективной только тогда, когда она имеет четкие государственные гарантии, отвечает долгосрочным корпоративным интересам, а также получает широкое общественное признание.

В-третьих, органы государственной власти уже в настоящее время сталкиваются с тем, что корпоративная благотворительность и социальные инвестиции бизнеса вообще, конкурируют с социальной деятельностью и социальной политикой самого государства. В этих условиях государственным органам, отвечающим за социальное развитие, а также за развитие культуры, искусства, здравоохранения и образования следует более гибко искать компромисс с крупными корпорациями и предпринимательскими ассоциациями, а также с некоммерческим сектором. В то же время, государство должно поощрять социальные инициативы бизнеса, используя для этого новые социальные технологии, в частности технологию городских фондов.

Сотрудничество государственных органов с общественными организациями и в наши дни наиболее успешно реализуется в виде предоставления некоммерческим организациям социального заказа, то есть поручения провести соответствующие работы, которые полностью или частично финансируются из соответствующего бюджета.

В настоящее время в России наблюдается неравномерное развитие некоммерческого сектора. Наибольшее развитие он получил в Приволжском федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, а также ряде крупных городов, где наметилось конструктивное сотрудничество местных властей, местного бизнеса и НКО.

В целом для решения задач социальной политики органам государственной власти целесообразно более активно использовать финансовый и организационный ресурс, предоставляемый бизнесом и некоммерческим сектором.

Для этого необходимо стимулировать социально значимые инициативы фирм и корпораций, предоставляя им целесообразные налоговые льготы и вводя другие методы экономического стимулирования (муниципальный заказ, более низкая арендная плата и т.д). Целесообразно также пересмотреть существующий порядок налогообложения некоммерческих организаций, сделав его более социально направленным.

Органам государственной власти, социальным службам следует вести пропаганду благотворительной деятельности и социальной ответственности в широком смысле слова через государственные и негосударственные СМИ.

Необходимо развивать механизм социального заказа, для чего органам региональной и местной власти должны организовывать конкурсное финансирование деятельности социально значимых НКО. К созданию местных фондов социального развития необходимо привлекать местный бизнес.

В целом, мы оцениваем перспективы благотворительной деятельности коммерческих организаций как положительные. Благотворительность не должна заменять государственную социальную политику, но должна стать для российского бизнеса своего рода миссией социальной ответственности. Именно такая идея будет способствовать стабильному развитию России в XXI веке.


Список литературы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.055 с.)