ЭТАП. Профилактика после случая самоубийства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭТАП. Профилактика после случая самоубийства.



Данная профилактика проводится в случае, если трагедия уже случилась, если учащийся данной школы, или школы из этого района совершил самоубийство, либо какое еще случившееся «громкое» самоубийство подростка. В этом случае целью профилактики является предотвращение дальнейших самоубийств по типу синдрома Вертера. Как пример, самоубийство участника группы Иванушки Интернешнл Игоря Сорина спровоцировало волну самоубийств среди поклонниц этой группы.

Задачи педагога-психолога на данном этапе (они должны быть определены и требуют тщательной проработки со специалистами в данной области):

· Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

· Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

· Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

· Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

· Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

· Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

· Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки, так как данная работа это уровень медицинских психологов и психотерапевтов.

Задачи педагога

Во-первых. Педагогу необходимо знать о мифах, существующих в обществе относительно самоубийств:

· «У самоубийцы нарушена психика» - лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

· «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди» - мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

· «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят» - именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

· «Существует наследственная предрасположенность к суициду» - возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

· «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих» - по мнению многих специалистов после совершения самоубийства всегда кто-нибудь оказывался в курсе подобных мыслей суицидента, но просто в тот момент не предал этому значения, не поверил в подобное намерение.

· «В суицидологи существует понятие истинный суицид и демонстративный, при демонстративном суициде ребенок, как правило, не желает сводить счеты с жизнью, этим способом он лишь добивается своего результата» - но не даром в данной работе я не рассматривала подобное деление суицида, потому как в детской и подростковой суицидологии подобное деление является довольно грубым и очень рискованным.

Во-вторых. Педагогу необходимо знать, что…

Нередко создается впечатление, что подросток не совершит тяжелой попытки и его угроза - пустое. Нередко дети совершают попытки без тяжелых медицинских последствий. Они и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. К несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными. Они думают: «Все рассчитано, выбраны лекарства, от которых нельзя умереть». А выбирают они, как правило, руководствуясь внешним видом таблетки или вкусом облатки… Это очень опасный самообман: считать, что подростки не совершают опасных для жизни поступков, и поэтому их угрозы можно не принимать всерьез. Тогда встает вопрос можно ли отличить истинный суицид от демонстративного, от ложного? В свое время Е.М. Вроно смогла убедить коллег в том, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика поведения взрослых. Но относиться к каждому такому случаю взрослые должны с одинаковой долей серьезности.

В истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса. Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из учеников выражает суицидальные намерения. Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.

Так что же необходимо делать учителю, если ему стало известно, что какой-нибудь ребенок говорит о самоубийстве:

· Необходимо срочно поставить в известность школьного психолога;

· Проявить максимум внимания и эмпатии к данному ребенку, ведь установление доверительных отношений с детьми могут быстро положительно воздействовать на суицидальное поведение подростков;

В-третьих. Педагогу необходимо знать:

· все признаки суицидального поведения;

· все признаки депрессии;

· знать семейную ситуацию каждого ученика

и в случае выявления признаков суицидального поведения, а так же проблем связанных с семьей ребенка, немедленно сообщать об этом школьному психологу.

В-четвертых. Педагог должен придерживаться следующих принципов в своей педагогической деятельности:

· Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

· Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

· Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

· Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

· Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

 


Заключение

 

По результатам исследований обосновываются следующие выводы:

1. Психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения. Дезадаптация может быть связана, как со сверхсильным негативным воздействием среды, так и представлять собой временную адаптационную реакцию, но так же может и свидетельствовать о неустойчивой личностной интеграции, быть признаком личностной дисгармоничности, отражать патологические изменения личности.

2. Использованные методические приемы - тесты Р. Сильвер «Нарисуй историю» и Модифицированный Цветовой Выбор адаптированный Собчик Л.Н. являются адекватными методиками оценки и выявления детей группы «риска суицидального поведения». Они апробированы и могут быть включены в арсенал работы школьного психолога, что повысит уровень психопрофиактической работы в образовательной сред для превенции аутоагрессивного поведения учащихся.

3. Разработка психолого-педагогических мероприятий по профилактике аутоагрессивного поведения подростков является одной из важнейших задач стоящих сейчас перед психолого-педагогической службой в образовательной среде: оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению, оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия, а так же глубинная психотерапевтическая коррекция - все это должно обеспечить надежную профилактику формирование конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

 


Список используемой литературы

4. Амбрумова А.Г / Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения /Актуальные проблемы суицидологии /М.: 1978.

5. Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В./О состоянии суицидологической службы в России/М.:1995.

6. Вроно Е.М. / Суицидология в России, Журнал практической психологии и психоанализа/ Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php? id=20011222 / №1-2 май 2001 г.

7. Гроллман Эрл / Суицид превенция, интервенция, поственция / электронная книга.

8. Дюркгейм Э. / Самоубийство: Социологический этюд/под ред. В.А. Базарова /М.: Мысль - 1994.

9. Ефремов В.С. / Основы суицидологи/С. Пб. Диалект - 2004.

10.Исаев Д.С. Шерстнев К.В. / Психология суицидального поведения. Методические рекомендации для студентов по спецкурсу «Суицидология». / Самара 2000/ эл. уч. на сайте Якова Кротова: http://krotov.info/libr_min/g/gorgey/isaev.html

11.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде /Бунтующий человек/ интернет ресурс http://lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt

12.Литмен Р. /Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Журнал практической психологии и психоанализа / 2003, №1 (статья)

13.Моховиков А.Н. /Суицидальный клиент: Взгляд гештальт-терапевта /Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/М.: 2001.

14.Моховиков А.Н. / Введение к клинико-психологическому разделу/ Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/ М.: 2001.

15.Пурич-Пейакович Й., Дуйнич Д.Й. / Самоубийство подростков/под ред. Вострокнутова Н.В./М.: Медицина - 2000.

16.Решетникова О. / За гранью отчаяния (интервью с Е.М. Вроно)/периодическое издание: Школьный психолог/2000, №17 (статья)

17.Сильвер Роули / Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке. Лучшее из арсенала практического психолога и психотерапевта/СПб., Издательство: Прайм-Еврознак, 2007 стр. 27

18.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. / Детский суицид. Психологический взгляд./С. Пб.: КАРО - 2006.

19.Собчик Л.Н. / Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/СПб.: Издательство «Речь», 2008

20.Шнейдер Л.Б. / Девиантное поведение детей и подростков/М.: Академический проект - 2007.

21.Шнейдман Э. / Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии / Хрестоматия по суицидологи / Киев.: А.Л.Д., 1996.

22.Шнейдман Эдвин/интернет-ресурс PSPH - библиотека: Психология взаимоотношений / Суицидальное поведение / электронный вариант книги: Душа самоубийцы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.011 с.)