Классическая психоаналитическая теория суицида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая психоаналитическая теория суицида



Введение

 

Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как. Невыносимая психическая или душевная боль, ведущая к столь разрушительному страданию, является следствием утраты смысла жизни и возникает при столкновении с ситуациями изоляции, одиночества, свободы, умирания или накопившихся фрустраций. Именно она превращает вопрос о жизни или смерти в центральную проблему философии, литературы и является важным аспектом психотерапии и консультирования клиентов с суицидальными тенденциями.

Каждую минуту кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Подобные суицидальные попытки достигают своей реализации от 60 до 70 случаев ежедневно. Проблема еще более обостряется, поскольку отмечен значительный рост числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Ежегодно добровольно уходят из жизни порядка 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и это всего лишь один процент от предполагаемого количества суицидальных попыток в целом, так как считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток.

Существуют различные взгляды на проблему суицидального поведения, однако все психологи едины в одном: суицид является добровольным действием человека, причиной которого является психическая боль, некоторыми авторами называемая как непереносимая «душевная боль».

Итак, самоубийство - это намеренное уничтожение собственной жизни под влиянием внешних, видимых и внутренних индивидуально-личностных свойств.

Данная дипломная работа состоит из 2-х частей:

В первой части рассматриваются теории суицида, основные факторы, влияющие на личность подростка с риском суицида, а так же направления в психологии, изучающие данное явление в рамках этих факторов.

Вторая часть - теоретическая, где описываются подобранные методики и результаты исследования школьников 5-х, 6-х и 7-х классов. В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования применен Модифицированный тест «Цветовой выбор» Люшера, адаптированный Собчик Л.Н. и проективный тест Роули Сильвер «Нарисуй историю».

Гипотеза: Понятие социально-психологической дезадаптации включает объективные и субъективные стороны дезадаптации. Объективно дезадаптация проявляется в поведении; ее субъективное выражение - широкая гамма психоэмоциональных сдвигов, включая общую предпосылку суицидального поведения. Разработка субъективного аспекта социально-психологической дезадаптации лиц с риском суицидального поведения определяет основные направления психопрофилактической помощи и базовые объекты психокоррекционного воздействие для предотвращения суицидов.

Цель работы: обоснование взаимосвязей между аутоагрессивным поведением подростков и психологической дезадаптацией для разработки методов оптимальной профилактики аутоагрессивного поведения в образовательной среде.

Объект исследования: а утоагреесивное поведение подроста, как следствие психологической дезадаптации.

Субъект исследования: мальчики и девочки от 11 до 14 лет- с проблемой депрессивного и аутоагрессивного состояний.

 


Развитие теории о суициде

Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают суицид под различными углами зрения.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - второстепенно».

Суицид в теории логотерапии

 

Основоположник и классик логотерапии Виктор Франкл рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти - он боится жизни, считал В. Франкл.

В XX в. изучением проблемы самоубийства занялись также такие психологи как Э. Гроллман, В. Франкл, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными аспектами проблемы суицида, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются:

· Причины самоубийства;

· Факторы риска (пол, социальное положение, психические расстройства, генетические заболевания и т.д.);

· Превенция, интервенция и поственция суицида, которым огромное внимание уделяется Э. Гроллман. Под этими терминами понимается профилактика самоубийств, непосредственная психологическая помощь человеку, стоящему на грани выбора и помощь его близким, если трагедия все же случилась.

Помимо этих проблем существует и множество других, связанных с морально-этическими нормами, религией, культурой и т.д.

Как видно из всего вышесказанного исследованиями в области суицидологии занимались в основном иностранные психологи и социологи. Что касается изучения этой проблемы в России, то в первую очередь можно назвать профессора А.Г. Амбрумову, к основным ее работам по данной теме можно отнести «Концепцию суицидального поведения». Такими специалистами, как А. Бандура, Н.А. Башлыков, Е.М. Вроно, В.В. Ковалев, В.Т. Кондрашенко, Л.И. Постовалова, А.М. Прихожан, Н.А. Ратинова, Т.В. Самохина, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманская - самоубийство рассматривается как одна из форм аутодеструктивного поведения и указывает на определяющую роль в этом вопросе института семьи. По их мнению, причинами всех попыток самоубийств являются семейные проблемы.

 

Причины суицидов

· Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);

· Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);

· Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);

· Конфликт, связанный с работой или учебой;

· Материально-бытовые трудности.

Для подростков более характерны следующие причины самоубийств:

· Конфликты с родителями;

· конфликты с окружающими;

· переживание обиды;

· чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания;

· состояние здоровья.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать:

· вина и стыд за проступки;

· насилие над детьми, развод родителей;

· алкоголизм или амбивалентное отношение матери;

· потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

· Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

· Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мене больно!».

· Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.

· Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.

· Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

 

Группа риска

 

Ели говорить об ответственности взрослых людей перед детьми, то рано или поздно практически перед каждым взрослым (родителями, учителями, детскими психологами) встает вопрос: «Как заметить надвигающийся суицид?». Для решения этой проблемы необходимо выделить суицидально опасную референтную группу. К такой группе необходимо отнести следующих лиц подростково-юношеского и молодого возраста:

· с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

· сверхкритичные к себе;

· страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

· подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

· страдающие от болезней или покинутые окружением.

Для не специалиста в области суицидологи недостаточно только этих знаний, так же взрослым необходимо знать следующие признаки эмоционального нарушения:

· потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

· частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

· необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

· постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

· ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

· уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку

· нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

· погруженность в размышления о смерти

· отсутствие планов на будущее

· внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

По мимо всего вышеперечисленного каждый взрослый должен знать, что психика подростка устроена так, что свойства, которыми она наделена, любого из подростков предрасполагают к суициду. Исходя из этого, любой подросток входит в группу риска. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

 


Результаты исследования

В течение двух месяцев 2010 года проведено обследование мальчиков и девочек 5-х, 6-х и 7-х классов средней школы г. Химки: 202 подростка - учащиеся общеобразовательной школы без психических расстройств и нарушений возрастного психического развития.

Обследование проходило в школе, непосредственно на уроках. Учитель покидал класс, проводилось знакомство с детьми и им предлагалось принять участие в исследовании на выявление творческих способностей.

Параллельно созданию истории, дважды проводился цветовой тест на настроение (МЦВ - тест МЦВ, адаптированный Собчик Л.Н.). При этом испытуемому сообщается, что это не проверка его памяти, а проверка стабильности его настоения, поскольку настроение может часто меняться.

В обследованной группе нормативных подростков без психических расстройств и нарушений возрастного психического развития (202 чел.) выявлено:

подростков с депрессивными реакциями - 54 человека;

из них, подростков с признаками аутоагрессивного поведения - 16 человек.

Из этих 16 подростков - 12 человек имеют признаки психологической дезадаптации, что составляет приблизительно 75%.

Из них:

· 4 чел. - (25%) имеют признаки психологической дезадаптации с яркой протестной реакцией, что может свидетельствовать о недавнем травмирующем событии, имеющим свое влияние на обследуемого до сих пор. Это может свидетельствовать о ситуативной реакции и состоянии индивида, что наталкивает на мысль, что данной группе обследуемых стоит оказать психологическую поддержку незамедлительно, во избежания аутоагрессивных действий в состоянии острого стресcа.

· 8 чел. - (50%) имеют признаки психологической дезадаптации, которая определяется как индивидуально-личностными свойствами, характерными для данного индивида, так и временным фактором, вызванным фрустрирущими обстоятельствами.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждена. Дополнительно в 4-х случаях, не вошедших ни в одну из вышеперечисленных категорий, установлено следующее: в 3-х случаях в рисунках теста «Нарисуй историю» выступает одна и та же тенденция: отсутствует дифференциация агрессора и жертвы, т.е. не понятно с кем идентифицирует себя автор.

Пример истории: Ползла змея, ее убили и порезали на кусочки. В рисунке нарисована звея, над ней нож. Название истории: «Смерть змеи». На все постррисуночные вопросы обследуемый отвечал, что просто не знал, что нарисовать и вот придумал такую историю, и никто из этих персонажей (нож или змея) ему не нравится.

По правилам обработки и колличественной оценки данных содержание истории оценивается в 1 балл, т.к. есть смерть и оценка образа «Я» оценивается по двум показателям 1 балл - если главный герой змея и 5 баллов - если главный герой нож, т.е. агрессор (что указывает на повышенный риск агрессивного поведения).

В таком случае в заключении пишется, что у данного подростка выявлены и депрессивное состояние с признаками аутоагрессивного поведения и высокий показатель агрессивного поведения.

Дополнительно использованная методика МЦВ помогает получить данные об обследуемом, что позволяет предположить, что у этих подростков нет аутоагрессивных тенденций, но, на момент обследования, беспорно присутсвует высокий уровень агрессии.

Еще одна испытуемая (девочка 6 кл), у которой не были выявлены ни признаки дезадаптации, ни протестные реакции, диагностика с помощью МЦВ не явилась показательной, так как, данная испытуемая цветовой выбор делала каждый раз разный, с большим разбросом, что указывает на желание запутать психолога, либо на протест, связанный с тестированием. В подобном случае это должно насторожить психолога в отношении данного подростка. Тем более, что в ее истории звучит тотальная безисходность главного героя и в дальнейшем его смерть. (данная история описана выше в разделе ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ тест Роули Сильвер «Нарисуй историю» рассказ под названием «Одиночество»). Учитывая возраст данного обследуемого и те переживания, которые она описывает в своей истории, необходимо проверить следующие гипотзы:

1. Возможно, что в семье умер кто-нибудь из близких и значимых людей (бабушка, дедушка). В истории очень проникновенно описано чувство одиночества главного героя, что может рождать в авторе, чувство вины перед умершим.

2. Возможно, что автор сам себя ощущает таким одиноким и брошенным, вспоминая те времена, когда все было по-иному. Те времена уже нельзя вернуть и впереди ждет только одинокая смерть.


4. Программа по организации работ по профилактике аутоагрессивного, а именно суицидального поведения в образовательной среде

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. По мнению Е.М. Вроно «это происходит потому что большинство суицидально настроенных людей на самом деле не хотят умирать, они всего лишь желают прекратить свои страдания. Обычно люди, которые готовятся к самоубийству, подают определенные сигналы или напрямую говорят о суициде. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда».

Однако, не стоит полностью полагаться на то что подросток с кем-нибудь поделится своими мыслями и это позволит предотвратить трагедию. Опыт показывает, что в трудный для подростка период взрослые и друзья не всегда понимают, что с ним происходит и не во всех случаях проявляет необходимый уровень внимания и эмпатии к проблемам и состоянию подростка. Ключом к такому понимаю и предотвращению самоубийства может послужить умение распознавать признаки суицидального настроения, а также знание действий, которые следует предпринимать в подобных ситуациях. Чем большее количество сигналов у молодого человека наблюдается, тем выше риск суицида. По мнению многих специалистов примерно 40% школьников нуждаются в психологической помощи, но не получает ее. То, что сейчас почти в каждом учебном учреждении есть психологи, ситуацию к лучшему не меняет. Эксперты отмечают, что школьным психологам частенько не хватает не только этики, но и чисто специальных знаний. Психологи, оканчивающие вузы, часто не знакомы с детскими проблемами, потому что эти проблемы очень близки к клинической психологии, а в школу обычно идут социальные психологи. Однако, всем школьным психологам, не зависимо от образования, необходимо с должным вниманием отнестись к данной проблеме. Для более полного понимания обязанностей как школьного психолога так и педагогов, по профилактике суицидов, в рамках образовательных учреждений необходимо определить следующие цели и задачи:

Задачи школьного психолога.

Задачи педагога

Во-первых. Педагогу необходимо знать о мифах, существующих в обществе относительно самоубийств:

· «У самоубийцы нарушена психика» - лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

· «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди» - мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

· «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят» - именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

· «Существует наследственная предрасположенность к суициду» - возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

· «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих» - по мнению многих специалистов после совершения самоубийства всегда кто-нибудь оказывался в курсе подобных мыслей суицидента, но просто в тот момент не предал этому значения, не поверил в подобное намерение.

· «В суицидологи существует понятие истинный суицид и демонстративный, при демонстративном суициде ребенок, как правило, не желает сводить счеты с жизнью, этим способом он лишь добивается своего результата» - но не даром в данной работе я не рассматривала подобное деление суицида, потому как в детской и подростковой суицидологии подобное деление является довольно грубым и очень рискованным.

Во-вторых. Педагогу необходимо знать, что…

Нередко создается впечатление, что подросток не совершит тяжелой попытки и его угроза - пустое. Нередко дети совершают попытки без тяжелых медицинских последствий. Они и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. К несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными. Они думают: «Все рассчитано, выбраны лекарства, от которых нельзя умереть». А выбирают они, как правило, руководствуясь внешним видом таблетки или вкусом облатки… Это очень опасный самообман: считать, что подростки не совершают опасных для жизни поступков, и поэтому их угрозы можно не принимать всерьез. Тогда встает вопрос можно ли отличить истинный суицид от демонстративного, от ложного? В свое время Е.М. Вроно смогла убедить коллег в том, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика поведения взрослых. Но относиться к каждому такому случаю взрослые должны с одинаковой долей серьезности.

В истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса. Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из учеников выражает суицидальные намерения. Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.

Так что же необходимо делать учителю, если ему стало известно, что какой-нибудь ребенок говорит о самоубийстве:

· Необходимо срочно поставить в известность школьного психолога;

· Проявить максимум внимания и эмпатии к данному ребенку, ведь установление доверительных отношений с детьми могут быстро положительно воздействовать на суицидальное поведение подростков;

В-третьих. Педагогу необходимо знать:

· все признаки суицидального поведения;

· все признаки депрессии;

· знать семейную ситуацию каждого ученика

и в случае выявления признаков суицидального поведения, а так же проблем связанных с семьей ребенка, немедленно сообщать об этом школьному психологу.

В-четвертых. Педагог должен придерживаться следующих принципов в своей педагогической деятельности:

· Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

· Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

· Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

· Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

· Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

 


Заключение

 

По результатам исследований обосновываются следующие выводы:

1. Психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения. Дезадаптация может быть связана, как со сверхсильным негативным воздействием среды, так и представлять собой временную адаптационную реакцию, но так же может и свидетельствовать о неустойчивой личностной интеграции, быть признаком личностной дисгармоничности, отражать патологические изменения личности.

2. Использованные методические приемы - тесты Р. Сильвер «Нарисуй историю» и Модифицированный Цветовой Выбор адаптированный Собчик Л.Н. являются адекватными методиками оценки и выявления детей группы «риска суицидального поведения». Они апробированы и могут быть включены в арсенал работы школьного психолога, что повысит уровень психопрофиактической работы в образовательной сред для превенции аутоагрессивного поведения учащихся.

3. Разработка психолого-педагогических мероприятий по профилактике аутоагрессивного поведения подростков является одной из важнейших задач стоящих сейчас перед психолого-педагогической службой в образовательной среде: оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению, оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия, а так же глубинная психотерапевтическая коррекция - все это должно обеспечить надежную профилактику формирование конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

 


Список используемой литературы

4. Амбрумова А.Г / Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения /Актуальные проблемы суицидологии /М.: 1978.

5. Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В./О состоянии суицидологической службы в России/М.:1995.

6. Вроно Е.М. / Суицидология в России, Журнал практической психологии и психоанализа/ Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php? id=20011222 / №1-2 май 2001 г.

7. Гроллман Эрл / Суицид превенция, интервенция, поственция / электронная книга.

8. Дюркгейм Э. / Самоубийство: Социологический этюд/под ред. В.А. Базарова /М.: Мысль - 1994.

9. Ефремов В.С. / Основы суицидологи/С. Пб. Диалект - 2004.

10.Исаев Д.С. Шерстнев К.В. / Психология суицидального поведения. Методические рекомендации для студентов по спецкурсу «Суицидология». / Самара 2000/ эл. уч. на сайте Якова Кротова: http://krotov.info/libr_min/g/gorgey/isaev.html

11.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде /Бунтующий человек/ интернет ресурс http://lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt

12.Литмен Р. /Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Журнал практической психологии и психоанализа / 2003, №1 (статья)

13.Моховиков А.Н. /Суицидальный клиент: Взгляд гештальт-терапевта /Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/М.: 2001.

14.Моховиков А.Н. / Введение к клинико-психологическому разделу/ Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/ М.: 2001.

15.Пурич-Пейакович Й., Дуйнич Д.Й. / Самоубийство подростков/под ред. Вострокнутова Н.В./М.: Медицина - 2000.

16.Решетникова О. / За гранью отчаяния (интервью с Е.М. Вроно)/периодическое издание: Школьный психолог/2000, №17 (статья)

17.Сильвер Роули / Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке. Лучшее из арсенала практического психолога и психотерапевта/СПб., Издательство: Прайм-Еврознак, 2007 стр. 27

18.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. / Детский суицид. Психологический взгляд./С. Пб.: КАРО - 2006.

19.Собчик Л.Н. / Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/СПб.: Издательство «Речь», 2008

20.Шнейдер Л.Б. / Девиантное поведение детей и подростков/М.: Академический проект - 2007.

21.Шнейдман Э. / Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии / Хрестоматия по суицидологи / Киев.: А.Л.Д., 1996.

22.Шнейдман Эдвин/интернет-ресурс PSPH - библиотека: Психология взаимоотношений / Суицидальное поведение / электронный вариант книги: Душа самоубийцы.

Введение

 

Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как. Невыносимая психическая или душевная боль, ведущая к столь разрушительному страданию, является следствием утраты смысла жизни и возникает при столкновении с ситуациями изоляции, одиночества, свободы, умирания или накопившихся фрустраций. Именно она превращает вопрос о жизни или смерти в центральную проблему философии, литературы и является важным аспектом психотерапии и консультирования клиентов с суицидальными тенденциями.

Каждую минуту кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Подобные суицидальные попытки достигают своей реализации от 60 до 70 случаев ежедневно. Проблема еще более обостряется, поскольку отмечен значительный рост числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Ежегодно добровольно уходят из жизни порядка 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и это всего лишь один процент от предполагаемого количества суицидальных попыток в целом, так как считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток.

Существуют различные взгляды на проблему суицидального поведения, однако все психологи едины в одном: суицид является добровольным действием человека, причиной которого является психическая боль, некоторыми авторами называемая как непереносимая «душевная боль».

Итак, самоубийство - это намеренное уничтожение собственной жизни под влиянием внешних, видимых и внутренних индивидуально-личностных свойств.

Данная дипломная работа состоит из 2-х частей:

В первой части рассматриваются теории суицида, основные факторы, влияющие на личность подростка с риском суицида, а так же направления в психологии, изучающие данное явление в рамках этих факторов.

Вторая часть - теоретическая, где описываются подобранные методики и результаты исследования школьников 5-х, 6-х и 7-х классов. В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования применен Модифицированный тест «Цветовой выбор» Люшера, адаптированный Собчик Л.Н. и проективный тест Роули Сильвер «Нарисуй историю».

Гипотеза: Понятие социально-психологической дезадаптации включает объективные и субъективные стороны дезадаптации. Объективно дезадаптация проявляется в поведении; ее субъективное выражение - широкая гамма психоэмоциональных сдвигов, включая общую предпосылку суицидального поведения. Разработка субъективного аспекта социально-психологической дезадаптации лиц с риском суицидального поведения определяет основные направления психопрофилактической помощи и базовые объекты психокоррекционного воздействие для предотвращения суицидов.

Цель работы: обоснование взаимосвязей между аутоагрессивным поведением подростков и психологической дезадаптацией для разработки методов оптимальной профилактики аутоагрессивного поведения в образовательной среде.

Объект исследования: а утоагреесивное поведение подроста, как следствие психологической дезадаптации.

Субъект исследования: мальчики и девочки от 11 до 14 лет- с проблемой депрессивного и аутоагрессивного состояний.

 


Развитие теории о суициде

Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают суицид под различными углами зрения.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - второстепенно».

Классическая психоаналитическая теория суицида

 

В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

Если считать началом эмпирической суицидологии работы Дюркгейма то уже Робертом Гауппом было установлено и впоследствии не подвергалось сомнению, что указываемые мотивы суицидального поступка не идентичны истинным его причинам или условиям. Гаупп проводит различие между возникающими в сознании суицидента причинами своего поступка и побудительными силами, которые зачастую им не осознаются. Тем самым разграничиваются сознательные и бессознательные детерминанты суицидального действия. Разумеется, эту дифференциацию сразу же подхватили и психоаналитики. Насколько известно автору, созванный Фрейдом в связи с серией самоубийств школьников «симпозиум по самоубийству» стал первой медицинской конференцией по проблеме суицида. В полном соответствии с разделением на осознанные и бессознательные мотивы Фрейд снимает упрек школе, будто она побуждает учеников к самоубийству, как необоснованный. Однако необходимо выяснить, каким образом школа способна нанести ученикам травму, где еще, помимо школы, можно встретить подростков, склонных к самоубийству. Симпозиум не предложил каких-либо решений проблемы суицида, поскольку в то время еще не было дано психоаналитическое объяснение печали и меланхолии.

Ситуация изменилась благодаря исследованиям Абрахама и Фрейда. Оба автора разработали теорию о психодинамике суицидального поведения, получившую самое широкое распространение в литературе по проблеме суицида. Эта теория объясняет суицидальное действие как результат обращения агрессии против собственной личности.

«Классическая» психоаналитическая теория соглашается с интерпретаций суицидального действия, которая уже содержится в понятиях самоубийства, суицида и т.д., утверждая, что речь здесь идет об аутоагрессивном акте. Однако она содержит одно важное новшество: основной акцент в суицидальном акте делается на роли близкого человека. В кратком изложении теория утверждает следующее.

На утрату объекта (этот термин понимается очень широко и означает не только фактическую потерю близкого человека, но и разочарование в нем и т.д.) человек, предрасположенный к депрессии, реагирует вначале «волной ненависти». Однако от этой ненависти приходится сразу же защищаться, так как данный человек не может отказаться от объекта. Защита осуществляется через регрессию к оральным формам переживания с фантазией о поглощении утраченного объекта. Теперь, хотя объект и спасен, он идентифицирован с личностью субъекта. Ненависть, первоначально направленная на утраченный объект, обращается теперь против объекта в Самости, то есть против собственной персоны.

Здесь возникало возражение, что депрессивный аффект выражается не столько ненависти и ярости, сколько в чувстве вины, ипохондрических опасениях и страхе обнищания. Абрахам и Радо объясняют это тем, что процесс воображаемого поглощения в силу его садистски-каннибальского характера переживается как предосудительный.

Суицидальное действие понимается в классической теории как конечный результат депрессивной динамики. Следовательно, классическая психоаналитическая теория видит в депрессии и ее исходе, самоубийстве, прежде всего разрешение конфликта агрессии; именно в этом аспекте она и вошла в литературу, посвященную проблемам суицида. Авторы, работающие в русле этой теории, рассуждая о возможностях психотерапии, рассматривают то, каким образом можно помочь человеку, склонному к суициду, адекватно отводить свою агрессию. Однако, несмотря на наличие теории, психотерапия суицидальных пациентов оставалась не разработанной проблемой.

Однако, уже к 1910 году Фрейд знал о самоубийстве довольно много. Он выделил ряд важных клинико-психологических особенностей:

· чувства вины за пожелания смерти другим людям, особенно, родителям;

· отождествление с суицидальным родителем;

· утрата либидинозного удовлетворения, точнее, отказ от принятия утраты либидинозного удовлетворения;

· акт мести, особенно за утрату удовлетворения;

· бегство от унижения;

· сообщение, крик о помощи; и, наконец,

Фрейд признал наличие тесной связи между смертью и сексуальностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.101 с.)