Процедура тестирования с использованием теста «Нарисуй историю» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура тестирования с использованием теста «Нарисуй историю»



Тест «Нарисуй историю» может проводиться как индивидуально, так и в группе. Инидивидуальное тестирование может применяться в рамках общеобразовательных учреждений в том случае, если испытуемые дети недостаточно хорошо понимают инструкцию. Тест может проводить с детьми, начиная с пятилетнего возраста, а так же с подростками и взрослыми.

Время выполнения задания не ограничивается, обычно требуется не более 10 минут.

Испытуемому должны быть предосталены изобразительные материалы - бумага формата А 4, простой карандаш и ластик (так же допустимо использовать цветные карандаши).

Помимо арт-терапевтов данный тест могут применять психологи и другие специалисты в области психического здоровья.

При выполнении теста испытуемых просят выбрать два из предложенных стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов (Приложение №1), а затем придумать и нарисовать, что происходит с выбранными персонажами и предметами. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, а так же изображать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемые должны дать своему рисунку название и написать историю.

Во избежание срисовывания друг у друга историй ребятам, сидящим за одним столом, выдаются различные варианты стимульного материала (варианты: А и Б).

Оценка эмоционального состояния осуществляется с помощью двух шкал - Шкалы эмоционального содержания рисунка и Шкалы оценки образа «Я».

В соответствии с первой шкалой рисунки оцениваются:

Шкала эмоционального содержания рисунка

1 балл Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей; б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
2 балла Рисунки с умеренно отрицательным содержанием: а) изображение одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей; б) рисунки, отражающие напряжение или неприятные отношения между персонажами.
3 балла Рисунки с неопределенным содержанием: а) изображение персонажей или отношений, имеющих как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание; б) изображения с противоречевым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием; в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.
4 балла Рисунки с умеренно положительным содержанием: а) одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающие удовольствие, а так же кем-либо спасаемые; б) изображение дружественных и приятельских взаимоотношении.
5 баллов Рисунки с выраженным положительным содержанием: а) изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей; б) отношений любви и заботы.

 

В соответствии с критериями Шкалы оценки образа «Я» рисунки так же делятся на пять категорий. Для того чтобы оценить образ «Я» испытуемого, необходимо понять, с каким из изображенных персонажей он себя идентифицирует. Иногда это бывает достаточно очевидно, а иногда испытуемому необходимо задать поясняющие вопросы, например: «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?».

 

Шкала оценки образа «Я»

1 балл Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым, или находящимся в смертельной опасности персонажем.
2 балла Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным, фрустрированным, несчастным или страшным персонажем.
3 балла Противоречивые и амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «Я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком.
4 балла Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.
5 баллов Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а так же с тем, кого любят.

 

Для овладения данной методикой автором пройден специальный курс арт-терапии у арт-терапевта, д.м.н. Копытина А.Н.

Методика проводится в два этапа:

· первый этап: рисунок и описание истории,

· второй этап: беседа с каждым обследуемым в отдельности по его истории и рисунку.

При применении данного теста наибольшую трудность вызывает интерпретация данных, поскольку требует специальных знаний, навыков и достаточно большого количества времени.

Беседа проводится в отдельной комнате. В ходе беседы выясняется, кто из героев автору ближе всего (больше всего нравится), выясняется, с кем автор себя идентифицирует. Обсуждается отношение автора к данной истории, событиям, происходящим в ней. На данном этапе обследуемые часто начинают рассказывать схожие ситуации и переживания из своей личной жизни, что уже является очень терапевтичным. Однако, не всегда удается на данном этапе выйти на глубокие переживания, но для психолога уже становится понятным, в какую группу (риск депрессии - риск аутоагрессии - агрессивность - норма) стоит отнести данного ребенка.

Важное значение для правильной квалификации результатов тестирования имеет оценка устойчивости тех или иных проявлений в эмоциональном содержании рисунков и образе «Я» испытуемых. По мнению автора данной методики, только неоднократное применение тестов Сильвер в работе в одним и тем же испытуемым позволяет, например, определить, имеет ли его депрессивное состояние «патологический» характер либо представляет собой относительно кратковременную реакцию на травмирующую его ситуацию. Имеет смысл, в ходе индивидуальной беседы, выяснить, какая именно ситуация в жизни ребенка могла вызвать подобную реакцию.

Приводим описания историй, полученных в ходе исследования для демонстрации различия между выявлением депрессивного состояния и аутоагрессивного.

1. мальчик 5 кл. - история оценивается по Шкале эмоционального состояния - 1 балл и по Шкале образа «Я» - 1 балл - выявлена депресcия, так как мальчик себя идентифицирует с несчастным, одиноким персонажем.

Название истории: «Извержение»

Описание истории: был каменный век много разных ящериц ходило по земле. Был маленький раптор дино. Он еще ничего не знал, он только родился. Но как-то раз он увидел как его мама ушла на поиски еды, началось извержение он видел как его мама погибла. Дино плакал и рос один…

2. девочка 5 класс. - история оценивается по Шкале эмоционального состояния - 1 балл и по Шкале образа «Я» - 1 балл - выявлены депрессия и аутоагрессивные тенденции, так как главный герой, с которым она себя идентифицирует - умирает.

Название истории: «История одного парня»

Описание истории: Однажды в одном городке произошло извержение вулкана. К огромному сожалению правительства все погибли. Но они не знали, что выжил один. Он отправился в другой город. Долго он поправлялся от шока. Но вскоре забыл про эту беду и даже нашел много друзей. Ему нравилась одна девушка, но он знал, что она смертельно больна и может скоро умереть. Ей нужно было новое сердце. И тогда этот парень отдал ей свое сердце, но просил не говорить ей об этом. Но ей все равно сказали. Она выжила, но знала, что он всегда с ней.

3. девочка 6 класс - история оценивается по Шкале эмоционального состояния - 1 балл и по Шкале образа «Я» - 1 балл - выявлены депрессия с аутоагрессивными тенденциями, так как герой, с которым она себя идентифицирует - умирает.

Название истории: «Одиночество»

Описание истории: В лесу стоял одинокий старый дуб, наблюдая за тем, как вокруг него растут молодые березки. Ему хотелось вернуть то время, когда он сам только начал расти, когда вокруг него было много других деревьев, которые дивились его юной красоте. Хотел он снова поговорить с березкой, но она и все лишь только отвечала шелестом листьев. По лесу мимо проползала змея, да и то не обмолвилась и словом. Старый дуб еще год простоял на том же самом месте, а вскоре умер от старости.

Результаты исследования

В течение двух месяцев 2010 года проведено обследование мальчиков и девочек 5-х, 6-х и 7-х классов средней школы г. Химки: 202 подростка - учащиеся общеобразовательной школы без психических расстройств и нарушений возрастного психического развития.

Обследование проходило в школе, непосредственно на уроках. Учитель покидал класс, проводилось знакомство с детьми и им предлагалось принять участие в исследовании на выявление творческих способностей.

Параллельно созданию истории, дважды проводился цветовой тест на настроение (МЦВ - тест МЦВ, адаптированный Собчик Л.Н.). При этом испытуемому сообщается, что это не проверка его памяти, а проверка стабильности его настоения, поскольку настроение может часто меняться.

В обследованной группе нормативных подростков без психических расстройств и нарушений возрастного психического развития (202 чел.) выявлено:

подростков с депрессивными реакциями - 54 человека;

из них, подростков с признаками аутоагрессивного поведения - 16 человек.

Из этих 16 подростков - 12 человек имеют признаки психологической дезадаптации, что составляет приблизительно 75%.

Из них:

· 4 чел. - (25%) имеют признаки психологической дезадаптации с яркой протестной реакцией, что может свидетельствовать о недавнем травмирующем событии, имеющим свое влияние на обследуемого до сих пор. Это может свидетельствовать о ситуативной реакции и состоянии индивида, что наталкивает на мысль, что данной группе обследуемых стоит оказать психологическую поддержку незамедлительно, во избежания аутоагрессивных действий в состоянии острого стресcа.

· 8 чел. - (50%) имеют признаки психологической дезадаптации, которая определяется как индивидуально-личностными свойствами, характерными для данного индивида, так и временным фактором, вызванным фрустрирущими обстоятельствами.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждена. Дополнительно в 4-х случаях, не вошедших ни в одну из вышеперечисленных категорий, установлено следующее: в 3-х случаях в рисунках теста «Нарисуй историю» выступает одна и та же тенденция: отсутствует дифференциация агрессора и жертвы, т.е. не понятно с кем идентифицирует себя автор.

Пример истории: Ползла змея, ее убили и порезали на кусочки. В рисунке нарисована звея, над ней нож. Название истории: «Смерть змеи». На все постррисуночные вопросы обследуемый отвечал, что просто не знал, что нарисовать и вот придумал такую историю, и никто из этих персонажей (нож или змея) ему не нравится.

По правилам обработки и колличественной оценки данных содержание истории оценивается в 1 балл, т.к. есть смерть и оценка образа «Я» оценивается по двум показателям 1 балл - если главный герой змея и 5 баллов - если главный герой нож, т.е. агрессор (что указывает на повышенный риск агрессивного поведения).

В таком случае в заключении пишется, что у данного подростка выявлены и депрессивное состояние с признаками аутоагрессивного поведения и высокий показатель агрессивного поведения.

Дополнительно использованная методика МЦВ помогает получить данные об обследуемом, что позволяет предположить, что у этих подростков нет аутоагрессивных тенденций, но, на момент обследования, беспорно присутсвует высокий уровень агрессии.

Еще одна испытуемая (девочка 6 кл), у которой не были выявлены ни признаки дезадаптации, ни протестные реакции, диагностика с помощью МЦВ не явилась показательной, так как, данная испытуемая цветовой выбор делала каждый раз разный, с большим разбросом, что указывает на желание запутать психолога, либо на протест, связанный с тестированием. В подобном случае это должно насторожить психолога в отношении данного подростка. Тем более, что в ее истории звучит тотальная безисходность главного героя и в дальнейшем его смерть. (данная история описана выше в разделе ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ тест Роули Сильвер «Нарисуй историю» рассказ под названием «Одиночество»). Учитывая возраст данного обследуемого и те переживания, которые она описывает в своей истории, необходимо проверить следующие гипотзы:

1. Возможно, что в семье умер кто-нибудь из близких и значимых людей (бабушка, дедушка). В истории очень проникновенно описано чувство одиночества главного героя, что может рождать в авторе, чувство вины перед умершим.

2. Возможно, что автор сам себя ощущает таким одиноким и брошенным, вспоминая те времена, когда все было по-иному. Те времена уже нельзя вернуть и впереди ждет только одинокая смерть.


4. Программа по организации работ по профилактике аутоагрессивного, а именно суицидального поведения в образовательной среде

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. По мнению Е.М. Вроно «это происходит потому что большинство суицидально настроенных людей на самом деле не хотят умирать, они всего лишь желают прекратить свои страдания. Обычно люди, которые готовятся к самоубийству, подают определенные сигналы или напрямую говорят о суициде. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда».

Однако, не стоит полностью полагаться на то что подросток с кем-нибудь поделится своими мыслями и это позволит предотвратить трагедию. Опыт показывает, что в трудный для подростка период взрослые и друзья не всегда понимают, что с ним происходит и не во всех случаях проявляет необходимый уровень внимания и эмпатии к проблемам и состоянию подростка. Ключом к такому понимаю и предотвращению самоубийства может послужить умение распознавать признаки суицидального настроения, а также знание действий, которые следует предпринимать в подобных ситуациях. Чем большее количество сигналов у молодого человека наблюдается, тем выше риск суицида. По мнению многих специалистов примерно 40% школьников нуждаются в психологической помощи, но не получает ее. То, что сейчас почти в каждом учебном учреждении есть психологи, ситуацию к лучшему не меняет. Эксперты отмечают, что школьным психологам частенько не хватает не только этики, но и чисто специальных знаний. Психологи, оканчивающие вузы, часто не знакомы с детскими проблемами, потому что эти проблемы очень близки к клинической психологии, а в школу обычно идут социальные психологи. Однако, всем школьным психологам, не зависимо от образования, необходимо с должным вниманием отнестись к данной проблеме. Для более полного понимания обязанностей как школьного психолога так и педагогов, по профилактике суицидов, в рамках образовательных учреждений необходимо определить следующие цели и задачи:

Задачи школьного психолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.018 с.)