Факторы суицидального поведения подростков, обусловленные особенностями данного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы суицидального поведения подростков, обусловленные особенностями данного возраста



суицид подросток аутоагрессивное поведение

«Как тебе живется?» - Родителям и педагогам редко приходит в голову задать такой вопрос своим детям-школьникам, ученикам. Душевное состояние, настроение подростка интересует мам, пап и педагогов, как правило, в последнюю очередь. Сначала - успехи, отметки, результаты. Нам, взрослым, часто кажется, что тинэйджерская непредсказуемость, нервозность, раздражительность - результат бурных изменений в его организме. Что поделаешь - возраст такой.

Исследования психологов и психиатров показали: хотя при созревании происходит глубокая перестройка и физиологии и эмоциональной сферы, если подростковый период протекает нормально, серьезные отклонения в настроении ребенка - исключение, а не правило. Считается, что в силу особенностей данного возраста каждый ребенок входит в группу суицидального риска, поэтому первый фактор - главный и основной, влияющий на суицидальное поведение - это фактор особенностей подросткового возраста.

Фактор №1. Особенности подросткового возраста.

Данный фактор обусловлен спецификой физиологических, психологических и психопатологических процессов, свойственных формирующемуся организму и личности с еще не законченным процессом социально-биологического развития. Динамичность, незавершенность, неустойчивость нервно-психических функций в этом периоде, по мнению многих исследователей, являются благодатной почвой для развития психопатологических реакций. При этом имеется в виду выраженная впечатлительность и внушаемость детей, их способность ярко чувствовать и сопереживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается такими переживаниями, как гнев, протест, злоба, стремление наказать себя и других. В подростковом периоде часто наблюдается повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке действительности и собственной личности.

Препубертатному и пубертатному возрасту особенно присущи эмоциональная неустойчивость, склонность к философским рассуждениям, меланхолические переживания, неудовлетворенность собой, переоценка тяжести конфликта. Одной из причин особого эгоцентризма подростков является свойственное данному возрасту мнение о собственной исключительности. Многие формы поведения связаны с возрастным «кризисом оригинальности» - желанием отличаться от других. Специалисты отмечают, что нередко подростковая агрессия - не более чем защитный механизм, маскирующий пубертатную сомато-психическую астенизацию.

Конфликтность подростков, обусловленная возрастными психофизиологическими механизмами, как правило, выражается в форме разнообразных реакций. Несмотря на то, что такие реакции нередко выходят за рамки психологических, они в настоящее время больше известны педагогам, чем врачам.

Основные противоречия подросткового возраста часто бывают связаны с несовпадением полового и социального созревания, с неравномерностью взаимодействия отдельных сфер психики. Так, при достаточно высоком интеллекте сам процесс мышления нередко отличается чертами ригидности, импульсивностью решений, преобладанием идей эгоцентрического направления, снижением объективности суждений. По наблюдениям специалистов, эмоционально-лабильный тип личности, как вариант временного видоизменения характера, отмечается примерно у 25% здоровых подростков.

Большое значение в формировании суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое представление о своей внешности, эротические переживания, типично юношеская идеализация любви и сексуальных отношений - это лишь некоторые из существенных механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые делают подростка угловатым, неуклюжим, создавая проблему «гадкого утенка».

Фактор №2. Семейная ситуация.

Для понимания суицидника нужно хорошо знать его семейную ситуацию, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. Было обнаружено, что при большинстве суицидов у подростков, их родители были подавлены, думали о самоубийстве, или уже предпринимали попытки саморазрушения. Так же членов семьи могут обуревать гнев и возмущение. Чтобы отреагировать свои эмоции, они могут бессознательно выбрать одного из близких объектом агрессии, которая может привести к самоубийству. По-мимо вышеперечисленного, в семье могут так же возникнуть такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод, серьезное заболевание или потеря работы.

Семейные факторы. В современной литературе, посвященной молодежным суицидам, отмечается, что самоубийства чаще всего происходят в неполных семьях. Во многих работах подчеркивается «абсолютное и устойчивое» суицидогенное влияние разводов и прочих семейных дисфункций, которые приводят к изменению «образцов социальной интеракции», разрушают «регулятивные и интегративные механизмы» и вызывают «хроническую семейную аномию». Многие специалисты считают, что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в детском и подростковом возрасте, так или иначе связаны с семьей, семейным окружением и внутрисемейными конфликтами.

Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания человека, и чем он моложе, чем выше степень его семейной интеграции, тем в большей мере своим суицидом он «полемизирует» с семьей.

Еще один мощный фактор суицидального поведения молодежи - пьянство родителей. Результаты опроса показывают, что у молодых людей, живущих в семьях, где отец и особенно мать систематически злоупотребляют алкоголем, чаще возникают суицидальные мысли и намерения, чем у их социально благополучных сверстников. Они в среднем чаще предпринимают и реальные попытки самоубийства.

Фактор №3. Эмоциональные нарушения

Одним из самых частых вариантов неблагополучия на этом сложном этапе развития человека становятся подростковые депрессии. И здесь родителям следует быть настороже. Дело в том, что нередко рука об руку с депрессией идут мысли о самом страшном в жизни поступке - самоубийстве. Подсчеты американских врачей показали: более чем половине всех суицидов предшествует именно депрессивное расстройство.

За последние 40 лет все больше и больше подростков во всем мире на собственном опыте знакомится с этим тягостным состоянием, причем самыми уязвимыми оказываются юные граждане наиболее развитых стран. И это не удивительно, так как в связи с увеличивающейся нагрузкой в школах, отсюда увеличением давления со стороны взрослых, как учителей, так и родителей и не способностью ребенка противостоять подчас негативному давлению, детская психика просто «не выдерживает». Депрессией начинают страдать уже с начальной школы, отсюда и идет тенденция к «омолаживанию» суицида.

Как же выглядит подростковая депрессия? Ее «лицо» может полностью соответствовать нашим привычным представлениям: плохой сон, отсутствие аппетита, постоянное ощущение физического нездоровья, потухшие глаза, поникшие плечи… Но бывают и отличающиеся от «классических» симптомы: раздражительность, крикливость, непредсказуемость в поступках.

Если подросток на протяжении нескольких недель находится в устойчиво тоскливом (или раздражительном, плаксивом) настроении, постоянно недоволен собой, упорно не хочет общаться, столкнулся с ранее незнакомыми трудностями в учебе и повышенной утомляемостью, перестал радоваться тому, что всегда доставляло ему удовольствие, потерял способность нормально спать и есть, жалуется на необычные неприятные ощущения в теле, - это, скорее всего, депрессия.

В разных странах мира депрессии подвержены от 11,8 до 33,2% подростков. Девочки склонны к ней больше, чем мальчики.

Особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев самоубийств во многом обусловлены непониманием всей сложности вопроса взрослыми, которые считают проблемы подростков несерьезными, незначительными.

В клинической картине депрессий в этом периоде наряду с типичными проявлениями данного синдрома наблюдаются и сугубо возрастные признаки:

соматические и вегетативные эквиваленты;

астенические черты;

пассивность интересов и желаний,

агрессивность и довольно типичные нарушения поведения - это побеги из дома, «страх школы», школьная дезадаптация, конфликты с родителями.

Эти признаки могут маскировать истинно депрессивный характер состояния, а следовательно, и недоучитываться как показатель суицидальной опасности. Практика показывает также, что суициды подростков связаны с формированием кратковременных психогенных реакций и разнообразных реактивных состояний. Чаще всего имеется взаимосвязь самоубийств и их попыток с некоторыми видами отклоняющегося поведения: прогулами школьных занятий, вредными привычками, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, сексуальными эксцессами и т.д.

Фактор №4. Влияние окружающей среды.

Суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия депрессии. В этой связи чрезвычайно важная роль принадлежит опосредующему влиянию окружающей среды. По мнению А.Г. Амбрумовой суицид является понятием социально-психологической адаптации и дезадаптации, а так как ребенок проводит в школе как минимум одну треть дня, то здесь необходимо выделить такой феномен, как школьная дезадаптация.

Когда говорят о школьной дезадаптации, прежде всего, подразумевают плохую успеваемость или «плохое» поведение ребенка. Школа - социальный институт, имеющий определенную функцию, обучение детей. Следовательно, все то, что не соответствует этой функции или ей препятствует, считается дезадаптацией к этому институту, т.е. к школе.

Специалистам, работающим с детьми, приходится сталкиваться с тем, как порой тяжелы оказываются для ребенка школьные годы. Нежелание идти в школу может появиться с первыми трудностями в обучении, но чаще всего это бывает следствием не сложившихся взаимоотношений со сверстниками или учителем. Поэтому надо всегда помнить, что далеко не всегда нежелание ходить в школу связано с нежеланием учиться. Также как и желание ходить в школу не то же самое, что желание учиться. В подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость никак не зависит от умственных способностей ребенка.

Другой проблемой является «плохое» поведение ребенка. Чаще всего, кажется, что хорошая успеваемость является следствием «хорошего» поведения. Складывается мнение, что ребенок хорошо учиться, потому что «хорошо» себя ведет. «Плохое» поведение бывает своеобразным протестом на сложившуюся в школе или семье ситуацию и никак не связано с его желанием (или нежеланием) учиться. Тем более бывает недопустимым снижение оценок за успеваемость из-за плохого поведения ребенка! Дети, возмущающие спокойствие в классе, часто недолюбливаются учителями, если не сказать больше, что запускает порочный круг школьной дезадаптации.

Педагогам и психологам важно знать, что «социально-психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения, проявляющаяся в каждом случае в своих специфических формах». Не допустимо, что бы школа являлась для детей не школой «жизни», а школой «выживания» и важно отдавать себе отчет в этом. В рамках школьной жизни должны закладываться не только учебные знания и умения, но и необходимо формировать стиль взаимоотношений с людьми, умение уживаться с окружающими, дружить и, в конце концов, способность любить и быть любимым. Все что будет дальше: успешная учеба в институте, престижная и любимая работа, крепкая и здоровая семья - является, в конце концов, результатом того, адаптировался ли ребенок к школе, и как быстро и гармонично произошла эта адаптация.

Школьная дезадаптация может складывается как из индивидуальных особенностей ребенка, так из взаимоотношениями внутри семьи и условиями в школе. Почти всегда все эти факторы очень плотно переплетены и взаимосвязаны. При работе школьного психолога очень важно учитывать все эти факторы. В 3 главе данной работы я опишу задачи школьного психолога и педагога, где более детально изложу методы психолого-педагогической работы по данному вопросу.

Феномен №5. Завышенный уровень притязаний.

Этот опасный феномен, получивший название «прессинг успеха», вплотную затронул и Россию. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, продать (если имеют) и дачу, и машину, влезть в долги…

Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок.

ПРИМЕР: В Якутии ученик 11-го класса не смог справиться с переживаниями из-за того, что его не допустили к ЕГЭ. Директор школы уволен, его обвинили в том, что он не проконтролировал предварительную успеваемость учащихся и допустил ситуацию, при которой троих выпускников школы не допустили к экзаменам.

Фактор №6. Уровень жизни и материальное благосостояние.

Это еще один «структурный» фактор, часто обсуждаемый в связи с проблемой самоубийств. Уровень доходов опосредует влияние экономики на суицидальное поведение. Однако характер и направленность этого влияния до конца не выяснены: результаты эмпирических исследований на эту тему довольно противоречивы.

В теориях социальной интеграции традиционно считается, что «нужда - главная конкретная причина самоубийства». Между тем низкий доход сам по себе вряд ли может считаться фактором повышенного суицидального риска.

Фактор №7. Психические расстройства

· депрессия;

· неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

· маниакально-депрессивный психоз;

· шизофрения;

Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза.

Однако более 70% всех покушений на собственную жизнь совершается нормальными, здоровыми людьми, не имеющими явно выраженных психических отклонений и склонности к злоупотреблению алкоголем.

По мнению специалистов, у ребенка с суицидальными мыслями присутствует сразу несколько из вышеперечисленных факторов, как правило, один фактор неминуемо «тянет» за собой другой и они как «снежный ком» ложатся тяжелым грузом на хрупкие плечи ребенка. Многие специалисты сходятся во мнении, что определяющую роль играет именно ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи, «70% наших пациентов» - рассказывает в своем интервью детский психиатр Елена Моисеевна Вроно: «в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживаешь неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет о дисфункциональных паттернах взаимодействия в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, не гибкая, к ребенку не расположенная.»

Ниже приводятся мотивы, причины, а так же признаки суицидального настроения, так как все эти знания необходимы не только школьным психологам, но так же учителям, родителям и всем тем кто непосредственно имеет дело с детьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.016 с.)