Создание и функционирование аттестационных комиссий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и функционирование аттестационных комиссий



 

В состав аттестационной комиссии могут входить:

представитель нанимателя (руководитель государственного органа, в котором проходит гражданская служба), принимающий решение о своем участии в работе аттестационной комиссии (законом ему предоставлено право выбора: принимать непосредственное участие в ее работе или направлять уполномоченных им гражданских служащих);

гражданские служащие, уполномоченные представителем нанимателя (в их число обязательно должны входить служащие подразделения по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения и подразделения, в котором трудится подлежащий аттестации гражданский служащий);

независимые эксперты.

В п.2 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 предусматривается включение в состав аттестационной комиссии и представителей государственных органов (федеральных и субъектов РФ) по управлению государственной службой. Однако до образования указанных органов выполнение их функций возложено на государственные органы (аппараты государственных органов), в которых проводится аттестация.

Следовательно, членами аттестационной комиссии являются специалисты как соответствующего государственного органа, включая коллег гражданского служащего, проходящих гражданскую службу в том же подразделении, так и других организаций - научных и образовательных учреждений, иных организаций.

В процессе аттестации должна быть обеспечена:

максимальная независимость и компетентность членов аттестационной комиссии;

соблюдение квоты независимых экспертов, по которой их должно быть не менее 1/4 от общего числа членов аттестационной комиссии.

При этом, как следует из ч.10 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе", вопрос о направлении в качестве независимого эксперта того или иного специалиста решается соответствующим учреждением по запросу государственного органа.

Представитель нанимателя направляет органу по управлению государственной службой запрос о включении в аттестационную комиссию независимых экспертов. Орган по управлению государственной службой обращается в научные, образовательные и иные учреждения соответствующего профиля, которые командируют своих сотрудников для участия в проведении аттестации гражданских служащих. До образования федерального органа по управлению гражданской службой данная процедура не проводится.

Вопрос о вознаграждении независимых экспертов решен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами".

Ставка почасовой оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами, установлена в размере 80 руб. Однако на основании договора, заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом, оплата труда указанных независимых экспертов может быть увеличена.

Следует обратить внимание на то, что участие в работе аттестационной комиссии представителей профсоюзной организации не предусмотрено.

Вопрос о численности комиссии решается представителем нанимателя, так как законодательством о гражданской службе не установлена минимальная или максимальная численность аттестационной комиссии.

Представитель нанимателя утверждает председателя, заместителя председателя и секретаря аттестационной комиссии.

Аттестационную комиссию возглавляет председатель. В ее состав входят также заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии. Все они при принятии решения обладают равными правами (п.9 Положения о проведении аттестации госслужащих).

Часть 11 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" устанавливает, что состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Формирование аттестационной комиссии и порядок ее проведения для гражданских служащих, использующих в своей деятельности сведения, составляющие государственную тайну, производится на общих основаниях, указанных в предыдущих частях статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе". В том случае, когда проходят аттестацию гражданские служащие, использующие в своей деятельности сведения, составляющие государственную тайну, аттестационная комиссия должна состоять из специалистов, допущенных к государственной тайне.

Порядок допуска к государственной тайне, т.е. защите государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, регламентируется ст.21 Закона РФ "О государственной тайне".

Часть 12 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" предусматривает, что состав аттестационной комиссии должен быть сформирован таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

При ее формировании следует включить представителя нанимателя и (или) уполномоченных им гражданских служащих.

В число уполномоченных лиц лучше всего включать гражданских служащих из подразделений государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения, а также в обязательном порядке из подразделения, в котором, если возникнет конфликтная ситуация, гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы.

В соответствии с п.16 Положения о проведении аттестации госслужащих аттестационная комиссия рассматривает документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, по ч.13 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" его членство в этой комиссии приостанавливается, вследствие чего он не принимает участия в голосовании по собственной кандидатуре. Практически это означает, что члены аттестационной комиссии проходят аттестацию на общих основаниях.

В ч.14 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" установлено, что в случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на более поздний срок.

Если гражданский служащий не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине (болезнь, командировка и т.п.) или отказался от прохождения аттестации на основании предоставленного законом права (например, женщина после окончания отпуска по уходу за ребенком до начала аттестации отработала лишь три месяца), аттестация переносится на более поздний период без каких бы то ни было неблагоприятных последствий для служащего.

В период подготовки к проведению аттестации гражданский служащий должен соблюдать ограничения, установленные Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, а также не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Варианты решений аттестационной комиссии

 

Выводы аттестационной комиссии в течение семи дней должны быть доведены до сведения руководителя государственного органа. Руководитель государственного органа принимает окончательное решение по результатам аттестации.

В соответствии с п.24 Положения о проведении аттестации госслужащих решение должно быть принято в течение одного месяца со дня проведения аттестации (голосования аттестационной комиссии), не считая времени болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего.

Если гражданский служащий соответствует занимаемой должности, то никакого специального решения о продолжении гражданской службы (сохранении должности и т.п.) не принимается.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании (см. Приложение 4).

С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись.

Другие документы по результатам аттестации не оформляются.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

В ч.16 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" указано, что аттестационная комиссия может рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности. В этом случае издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (ст.64 Закона).

Аттестационная комиссия может принять решение о необходимости направить гражданского служащего с его согласия на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ст.62 Закона).

Если аттестационная комиссия примет решение о том, что гражданский служащий признан не соответствующим замещаемой должности, то он понижается в должности гражданской службы, т.е. переводится с его согласия на другую - нижестоящую должность (ст.28 Закона).

В том случае, когда гражданский служащий отказывается от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность, он может быть уволен по основанию подп. "б" п.1 ч.1 ст.37 Закона.

В соответствии с п.23 Положения о проведении аттестации госслужащих вышеперечисленные решения в обязательном порядке оформляются правовым актом государственного органа или представителя нанимателя.

В ч.17 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" указаны действия представителя нанимателя при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы.

Условием увольнения гражданского служащего в связи с несоответствием его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации является отрицательный результат аттестации.

В любом случае недостаточный уровень квалификации гражданского служащего должен быть подтвержден результатами аттестации.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) всеобщий характер аттестации (аттестации подлежат не отдельные, а все (за исключениями, определяемыми в нормативном порядке) гражданские служащие определенной категории);

г) периодичность в проведении аттестации (гражданские служащие подвергаются аттестации регулярно, как правило, по истечении определенного срока после проведения предыдущей аттестации, установленного нормативно).

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании подп. "б" п.1 ч.1 ст.37 Закона.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим, не имеющим необходимого профессионального опыта в связи с непродолжительностью трудового стажа, а также по мотиву отсутствия специального образования, если оно в силу закона не является обязательным условием при заключении служебного контракта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.019 с.)