Глава 1. Теоретические основы исследования аттестации как формы оценки персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы исследования аттестации как формы оценки персонала



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования аттестации как формы оценки персонала

1.1 Понятие системы аттестации как форма оценки персонала

1.2 Виды аттестации персонала

Глава 2. Общие положения об аттестации государственных гражданских служащих

2.1 Этапы аттестации государственных гражданских служащих

2.2 Особенности предоставления мотивированного отзыва об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей

2.3 Исключения при проведении аттестации государственных гражданских служащих

Глава 3. Организация аттестации государственных гражданских служащих

3.1 Создание и функционирование аттестационных комиссий

3.2 Варианты решений аттестационной комиссии

3.3 Обжалование решений аттестационной комиссии

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

 

Аттестация государственных гражданских служащих занимает особе место в управлении кадровой работы. Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Смысловое значение данной процедуры состоит в характеристике, определении квалификации, уровня знаний, отзыве о способностях, деловых и других качествах.

По сложившейся практике аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации возможно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

Аттестация призвана способствовать решению таких вопросов, как формирование квалифицированного кадрового состава гражданской службы РФ, повышение профессионального уровня гражданских служащих, а также решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы в государственном органе при сокращении ее должностей, вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Порядок аттестации гражданских служащих регламентируется Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110.

Цель настоящей работы - исследование аттестации государственных гражданских служащих. Для реализации указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

.   проанализировать этапы проведения аттестации;

2. выявить особенности предоставления мотивированного отзыва об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей;

.   дать характеристику исключениям при проведении аттестации государственных гражданских служащих;

.   выявить особенности создания и функционирования аттестационных комиссий;

.   проанализировать варианты решений аттестационных комиссий;

.   охарактеризовать обжалование решений аттестационной комиссии.

Предмет исследования - аттестация персонала в системе государственной службы

Объект исследования - аттестации государственных гражданских служащих


Виды аттестации персонала

 

В российской практике сложились три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников и аттестация персонала организаций основного звена управления.

Аттестация государственного служащего - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются ст.48 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе".

Аттестация научных и научно-педагогических работников - процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания - присваиваются лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки. Аттестация осуществляется Высшей аттестационной комиссией РФ (ВАК РФ), Министерством образования и науки РФ, научными, научно исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии со специальными регламентирующими документами, утвержденными постановлениями Правительства РФ.

Аттестация персонала организаций - основного звена управления - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения.

Аттестации персонала можно разделить на четыре вида:

·   очередная аттестация;

·   аттестация по истечении испытательного срока;

·   аттестации при продвижении по службе;

·   аттестация при переводе в другое структурное подразделение.

Очередная (плановая) аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

Плановой аттестации не подлежат:

лица, проработавшие в занимаемой должности менее года;

беременные женщины;

лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Аттестация по истечении испытательного срока проводится с целью выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.

Аттестация при продвижении по службе должна выявить потенциальные возможности работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

Аттестация при переводе в другое структурное подразделение проводится в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации во всех подразделениях организации.

аттестация персонал государственная служба


Глава 2. Общие положения об аттестации государственных гражданских служащих

 

Варианты решений аттестационной комиссии

 

Выводы аттестационной комиссии в течение семи дней должны быть доведены до сведения руководителя государственного органа. Руководитель государственного органа принимает окончательное решение по результатам аттестации.

В соответствии с п.24 Положения о проведении аттестации госслужащих решение должно быть принято в течение одного месяца со дня проведения аттестации (голосования аттестационной комиссии), не считая времени болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего.

Если гражданский служащий соответствует занимаемой должности, то никакого специального решения о продолжении гражданской службы (сохранении должности и т.п.) не принимается.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании (см. Приложение 4).

С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись.

Другие документы по результатам аттестации не оформляются.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

В ч.16 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" указано, что аттестационная комиссия может рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности. В этом случае издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (ст.64 Закона).

Аттестационная комиссия может принять решение о необходимости направить гражданского служащего с его согласия на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ст.62 Закона).

Если аттестационная комиссия примет решение о том, что гражданский служащий признан не соответствующим замещаемой должности, то он понижается в должности гражданской службы, т.е. переводится с его согласия на другую - нижестоящую должность (ст.28 Закона).

В том случае, когда гражданский служащий отказывается от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность, он может быть уволен по основанию подп. "б" п.1 ч.1 ст.37 Закона.

В соответствии с п.23 Положения о проведении аттестации госслужащих вышеперечисленные решения в обязательном порядке оформляются правовым актом государственного органа или представителя нанимателя.

В ч.17 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе" указаны действия представителя нанимателя при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы.

Условием увольнения гражданского служащего в связи с несоответствием его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации является отрицательный результат аттестации.

В любом случае недостаточный уровень квалификации гражданского служащего должен быть подтвержден результатами аттестации.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) всеобщий характер аттестации (аттестации подлежат не отдельные, а все (за исключениями, определяемыми в нормативном порядке) гражданские служащие определенной категории);

г) периодичность в проведении аттестации (гражданские служащие подвергаются аттестации регулярно, как правило, по истечении определенного срока после проведения предыдущей аттестации, установленного нормативно).

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании подп. "б" п.1 ч.1 ст.37 Закона.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим, не имеющим необходимого профессионального опыта в связи с непродолжительностью трудового стажа, а также по мотиву отсутствия специального образования, если оно в силу закона не является обязательным условием при заключении служебного контракта.

Заключение

 

Аттестация в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой представляет собой проверку квалификации работника. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

Периодическая аттестация как способ оценки профессиональных качеств работника используется практически во всех сферах деятельности.

Гражданские служащие проходят периодическую аттестацию с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом от 1 февраля 2005 г. N 110, подчеркивает, что аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, когда аттестация использовалась и для решения вопроса о присвоении федеральному государственному служащему очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в настоящее время присвоение классного чина гражданской службы производится исключительно на основании результатов квалификационного экзамена.

Проведение аттестации требует определенной организации. В частности, необходимо формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, подготовка документов для аттестационной комиссии.

 


Список использованной литературы

 

1.  Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N31. - Ст.3215.

2. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N6. - Ст.437

.   Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

.   Аттестация работников предприятия. ("Библиотека журнала "Трудовое право РФ) - М.: ИНФРА-М, 2007.

.   Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

.   Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского, В.М. Анисимова. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 2008.

.   Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации / Под ред. А.Ф. Ноздрачева. - М.: ИНФРА, 2009.

.   Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Под ред.Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - СПб.: Питер Пресс, 2008.

.   Корнийчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. - М.: Альфа-Пресс, 2007.

.   Крылова Е.Г. Профессионализм как основной принцип организации и функционирования государственной службы // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - N3.

.   Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. - СПб.: Питер, 2007.

.   Паутов В.Н. Формирование профессионализма кадрового корпуса государственных служащих. - Муром: Муром. ин-т, 2009.

.   Свирина И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала // Служба кадров и персонал. - 2009. - N10.

.   Служебная карьера. / Под общей ред. Е.В. Охотского. - М.: Экономика, 2008.

.   Юсупов И.Н. К вопросу о путях оптимизации государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №3.


Приложение

 

Примерный перечень показателей для оценки профессиональных и личностных качеств по различным категориям государственных гражданских служащих при проведении аттестации

. Показатели оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители"

Общая эрудиция и кругозор.

Организаторские способности.

Оперативность принятия и реализации решений.

Профессиональная предприимчивость.

Чувство долга и ответственности.

. Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем.

Умение держать слово.

Принципиальность, честность.

Умение вести деловые переговоры.

Способность создать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический климат), сформировать сплоченный коллектив.

Восприимчивость к критике.

Умение видеть, поддерживать и принимать новое.

. Склонность советоваться с коллективом.

. Умение эффективно и последовательно организовать работу во взаимосвязи с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти Чувашской Республики, другими государственными органами и организациями.

. Показатели оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "помощники (советники)"

Общая эрудиция и кругозор.

Профессиональная компетентность.

Энергичность и целеустремленность.

Чувство долга и ответственности.

Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем.

Умение четко излагать свои мысли: письменно и устно.

Аналитические способности.

Ответственность в работе.

Умение видеть, поддерживать и принимать новое.

Владение иностранными языками.

. Показатели оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "специалисты"

Профессиональная компетентность.

Полнота, оперативность и качество выполнения работ и заданий.

Интенсивность труда.

Творческая активность (наличие авторских свидетельств, печатных работ).

Энергичность и целеустремленность.

Способность самостоятельно принимать решения.

Умение четко излагать свои мысли: письменно и устно.

Аналитические способности.

Дисциплинированность, ответственность в работе.

. Работа над повышением своей квалификации.

. Наличие и частота личностных конфликтов с сотрудниками.

. Стремление довести начатое дело до конца.

. Умение строить деловые взаимоотношения.

. Работоспособность.

. Способность проявлять творческий, аналитический и комплексный подход к работе.

. Использование в работе ПЭВМ, другой организационной техники.

. Показатели оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "обеспечивающие специалисты"

Профессиональная компетентность.

Полнота, оперативность и качество выполнения работ и заданий.

Трудолюбие, дисциплинированность.

Добросовестность и ответственность в работе.

Наличие и частота личностных конфликтов с сотрудниками.

Работоспособность.

Способность в короткие сроки осваивать технические управленческие средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы.

Использование в работе ПЭВМ, другой организационной техники.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования аттестации как формы оценки персонала

1.1 Понятие системы аттестации как форма оценки персонала

1.2 Виды аттестации персонала

Глава 2. Общие положения об аттестации государственных гражданских служащих

2.1 Этапы аттестации государственных гражданских служащих

2.2 Особенности предоставления мотивированного отзыва об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей

2.3 Исключения при проведении аттестации государственных гражданских служащих

Глава 3. Организация аттестации государственных гражданских служащих

3.1 Создание и функционирование аттестационных комиссий

3.2 Варианты решений аттестационной комиссии

3.3 Обжалование решений аттестационной комиссии

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

 

Аттестация государственных гражданских служащих занимает особе место в управлении кадровой работы. Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Смысловое значение данной процедуры состоит в характеристике, определении квалификации, уровня знаний, отзыве о способностях, деловых и других качествах.

По сложившейся практике аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации возможно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

Аттестация призвана способствовать решению таких вопросов, как формирование квалифицированного кадрового состава гражданской службы РФ, повышение профессионального уровня гражданских служащих, а также решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы в государственном органе при сокращении ее должностей, вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Порядок аттестации гражданских служащих регламентируется Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110.

Цель настоящей работы - исследование аттестации государственных гражданских служащих. Для реализации указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

.   проанализировать этапы проведения аттестации;

2. выявить особенности предоставления мотивированного отзыва об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей;

.   дать характеристику исключениям при проведении аттестации государственных гражданских служащих;

.   выявить особенности создания и функционирования аттестационных комиссий;

.   проанализировать варианты решений аттестационных комиссий;

.   охарактеризовать обжалование решений аттестационной комиссии.

Предмет исследования - аттестация персонала в системе государственной службы

Объект исследования - аттестации государственных гражданских служащих


Глава 1. Теоретические основы исследования аттестации как формы оценки персонала

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.108 с.)