Глава 3. Особенности административных систем управления в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Особенности административных систем управления в России



 

Модель административного управления России достаточно сложно сравнивать с моделями Швеции и Великобритании, что обусловлено наличием своеобразного исторического опыта государственного управления, отличного от западного. Действительно, развитие политической системы России практически всегда характеризовалось доминированием централизованного государства, сравнительно низким уровнем гражданского участия в решении публичных дел в сочетании с сильной коллективистской (общинной) традицией на локальном уровне.

Перечислим основные черты единой для страны модели административного управления, заложенной в Федеральном законе № 131-ФЗ:

отчетливое закрепление принципа муниципальной автономии при наличии у государства серьезных возможностей влияния на муниципальный уровень публичной власти через институт отдельных государственных полномочий, право регламентации порядка решения конкретных вопросов местного значения, институты государственного контроля и «интервенций»;

урегулирование федеральным центром компетенций каждого вида муниципальных образований при наличии минимума свободы как для субъектов РФ, так и для муниципальных образований.

формальное закрепление за муниципальными образованиями свободы действий при оказании публичных услуг жителям при отсутствии четких ограничений возможности регулирования этого процесса государственными органами;

значимость выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований при ключевой роли субъектов федерации и муниципальных районов;

возможность государственного контроля (только применительно к выполнению отдельных государственных полномочий) и надзора за органами местного самоуправления (допустимого и в других установленных федеральными законами случаях).

Таким образом, прослеживается тяготение к шведской модели, характеризующейся сильной государственной властью и закреплением за ней возможности влиять на все основные процессы, происходящие в стране. Однако специфичность российской культуры не позволила модели муниципального управления, прописанной в Федеральном законе № 131-ФЗ, реализоваться в том ракурсе, как предполагалось законодателем.

Цели государственного управления в современной России таковы:

• Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

• Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

• Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

• Поддержание рыночных механизмов.

• Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Рассмотрим по каждой из целей возможности использования изученного зарубежного опыта.

. Итак, обеспечение внутренней и внешней безопасности страны данная функция успешно реализуется как в Великобритании, так и в Швеции. Особенно интересен опыт Великобритании, создавшей для гражданского контроля над деятельностью полиции и специальных служб независимый государственный орган - Комитет гражданских расследований. Этот орган по требованию граждан расследует действия правоохранительных органов, если есть подозрения в их противоправности. В нашей стране также возможно создание подобного Комитета, но его деятельность должна быть под четким контролем антикоррупционного ведомства.

2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны. В Великобритании важнейшей задачей в сфере публичного управления традиционно было создание системы защиты интересов частных лиц от произвола в системе административного управления. Правовые механизмы в этой сфере были призваны создать жесткие рамки, в которых может действовать публичная администрация. Таким образом, достигается социальная справедливость и защищенность социальных институтов.

.   Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей. В данном направлении интересен опыт Швеции в установлении обязанностей бюрократа, как гаранта соблюдения конституционных прав человека, его свобод, гарантирующего содействие в развитии благосостояния граждан. Для этого введены принципы, ограничивающие власть чиновников:

- сведение роли бюрократа к техническому выполнению обязанностей;

-  обеспечению равного отношения государства в его лице к гражданам;

-  требование нейтрального отношения к исполнению закона и защите общественного блага.

4. Поддержание рыночных механизмов. В этом отношении для нашей страны возможно применение шведского опыта организации взаимодействия государства и корпораций, синдикатов. Скандинавский корпоративизм представляет собой слияние корпораций с государством и его органами. Скандинавский корпоративизм представляет собой форму представительства интересов, которая организует группы людей (предпринимателей, рабочих) в организации-корпорации и представляет их интересы в органах государственной власти. Подобное взаимодействие можно осуществлять и в реалиях Российской системы административного управления, главное, чтобы цели предпринимателей и общественные интересы были уравнены посредством государственного контроля.

5. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра на сегодняшний день в России имеет свои трудности, разрешить которые поможет применение опыта Великобритании, где система местного самоуправления достигла высокого уровня развития и эффективности. Результативность была достигнута по средством широкого использования моделей повышения качества деятельности местных органов власти. Для нашего государства также возможно использование данных моделей, однако для этого потребуется разработать методологию оценки с учетом российской практики управления, критерии эффективности и организовать специальную комиссию для оценки качества административного управления.

На данный момент оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

) социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, в том числе удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

) конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

) эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации;

) ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации.

Но при этом не уделяется внимание соблюдению стандартов, к примеру, в Великобритании, деятельность органов местного самоуправления регламентируется стандартами ИСО - 9000.

Таким образом, анализ становления и развития административного управления, как в Швеции, так и в Великобритании, убедительно доказывает, что на его организацию значительное воздействие оказывают не только форма правления, территориальное устройство, но и особенности политико-правового развития государства, та или иная модель, положенная в основу организации местного самоуправления.

В рамках англосаксонской модели административного управления можно выделить достаточное количество примеров организации управления в указанных городах и крупных городских агломерациях.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы обратить на тот факт, что государственное управление в России имеет свою ярко выраженную специфику. Государственное управление - это в первую очередь должно быть социальное управление. Система эффективного государственного управления должна обладать четко целями, функциями и принципами, ну а неэффективность государственного управления, как было выявлено мною в ходе подготовки данной курсовой работы, имеет свой глубокий исторический подтекст, которой оставил большой отпечаток на организации всей системы управления в нашей стране.

Существующие устоявшиеся традиции в построении государственного аппарата управления необходимо исправлять с учетом мирового опыта, но использовать необходимо только позитивные принципы, и которые смогут быть адаптированы к реалиям нашего государства.

По первому положению, выносимому на защиту доказано, что административное управление реализуется исполнительной властью с помощью ее органов и должностных лиц. В курсовой работе описаны различные типы устройств административной власти и ее структур, имеющих свою специфику управления субъектами государственной власти.

По второму положению, выносимому на защиту, мы описали факторы, влияющие на административные системы управления. Среди них выделяются следующие:

- форма территориального устройства

-  форма правления

-  культурные, правовые и политические традиции и практики

-  принципы (механизмы) взаимосвязи структуры и окружающей среды.

От наличия и сочетания данных факторов будет зависеть эффективность системы административного управления.

По третьему, самому главному положению, выносимому на защиту, был проведен анализ моделей государственного управления Швеции Великобритании. Среди особенностей шведской модели выделено: развитость корпоративизма, особое значение имеет бюрократия, строгое разграничение полномочий уровней административного управления. Среди особенностей модели управления Великобританией отмечена высокая степень автономии местного самоуправления, отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующие органы местного самоуправления; отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Таким образом, при решении ключевых целей государственного управления Российской Федерацией предложено: развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие осуществлять по модели Великобритании, создавшей систему защиты интересов частных лиц от произвола в системе административного управления; использование шведской модели взаимодействия корпораций и государства, английской модели сотрудничества регионов и центра; установлении обязанностей бюрократа, как гаранта соблюдения конституционных прав человека по конституционной защите прав и свобод граждан по опыту Швеции. Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале курсовой работы. Для дальнейшего исследования данной темы необходимо изучать и опыт других государств, представляющих иные модели государственного управления, элементы которых возможно использовать и в практике государственного управления в нашей стране.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты:

. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ.

Учебная литература:

3. Guide to quality Schemes and Best Value. - London. - 2000. - P. 28.

4. Административные системы государств Европы: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Н.А.Баранов- СПб.: ИВЭСЭП, 2011. с.95-96.

.   Андреева, О.А. История государства и права зарубежных стран: учебн. пособие. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2014.

.   Арбузкин А.М. Конституционное право Зарубежных Стран. - М., 2004.

.   Баринов, Ю.Д. Государственное и муниципальное управление. - М.: Лига-М. 2006.

.   Барциц, И. H. Социальная эффективность государственного управления: модели, критерии, российский опыт внедрения//Проблемы управления. - 2011. - №1(38) - С. 95.

.   Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч./ Под ред. Л.В.Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-С.112-116.

.   Исаев М. А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии / М. А. Исаев. - М.: ОАО «Издательский Дом “Городец”», 2004. - С. 247

.   Карманов, М.Э. Шведская модель экономики. - М., 2009.

.   Маркова, А.Н. История государственного управления в России: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010.

.   Мухаев, Р.Т. Система ГМУ: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство "Юнити-Дана", 2010.

.   Плевако Н. С. О шведском «государстве благосостояния» // Социальное государство: концепция и сущность. - М.: Издательство «ОГНИ», 2004. - С. 95.

.   Политико-администратвиное управление. Учебник / Под общ. ред. В.С.Комаровского и Л.В.Сморгунова. М.: Изд. РАГС, 2004. - 496 с

.   Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран. 4-е изд. - М.: Юрайт, 2014.

.   Садлер Дж. Повышение эффективности работы органов местной власти: опыт Великобритании// Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 3. - С.53.

.   Система государственного управления. Гаджиев К.С. Политология- М., 2005.

.   Чиркин, В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учебное пособие. - М.: Юрист, 2010.

.   Швеция. Конституция и законодательные акты. - М., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.018 с.)