Понятия административного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия административного управления



 

Административное управление представляет собой - вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть ее органов и должностных лиц.

Исследования систем государственного администрирования в различных странах показали, что они имеют множество различий в структуре, формах организации и деятельности центральных и местных органов управления, но также имеют и многие схожие черты. Некоторые из этих различий могут зависеть от уровня экономического и социального развития стран.

Понятие структуры - означает совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих её целостность.

При анализе современных систем административного управления можно к одному из факторов, влияющем на структуру административного управления, отнести политические режимы, в рамках которых функционируют административные органы.

Но достаточно часто в странах со схожими политическими режимами и приблизительно одинаковым социально-экономическим уровнем (например, как в развитых странах Запада) складываются весьма разные модели административного управления. В этом случае основные различия определяются типом территориальной организации государства, а именно формой государственного устройства.

Понятие формы государственного устройства позволяет разобраться в территориальной основе формирования и функционирования властных органов. Данное понятие раскрывает принципы деления территории государства на части для целей управления и фактическую реализацию указанных принципов.

Благодаря ему удается выяснить правовое положение составных частей государства, характер взаимоотношений центральных, региональных, местных органов публичной власти. Принято различать две основные формы государственного устройства: простую (унитарное) и сложную (федерация и конфедерация)

Унитарная система предоставляет входящим в нее территориям очень мало автономии, основное управление осуществляется непосредственно из центра. Территориальные подразделения - графства (в Швеции и Великобритании), департаменты (во Франции), провинции (в Италии) - большей частью существуют ради административного удобства.

Федеративная система управления состоит из единиц, имеющих значительную собственную политическую жизнь (штаты в США и Бразилии, кантоны в Швейцарии, земли в Германии). Эти единицы не могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании.

Своеобразным политико-территориальным образованием является конфедерация, которая представляет собой союз самостоятельных государств. Конфедерация - более тесное объединение государств, чем международная организация, и ее можно охарактеризовать как некое промежуточное состояние между федеративным государством и международной организацией.

Отсутствие единого суверенитета на всей территории конфедерации позволяет отличать ее как союз государств от федеративного государства, тогда как от коалиции государств конфедерацию отличает определенный, сходный с государственным, территориальный элемент в ее организации. Такие образования настолько свободно сформированы, что его составные части могут успешно бороться против центральной власти. Конфедерации обычно недолговечны. Историческим примером может служить Швейцария. Эта страна до сих пор называет себя конфедерацией, но фактически она имеет федеральный тип административно-государственного управления. Наверное, только Европейский союз в настоящее время является единственным примером конфедерации, в которой слабая власть ее штаб-квартиры в Брюсселе легко блокируется правом вето отдельных стран - членов Европейского сообщества.

Способы организации высшей государственной власти, принципы формирования ее институтов и их взаимоотношения с обществом выражаются единым понятием «форма правления».

Парламентская форма политического устройства не предусматривает четкого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путем: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция.

Классический пример парламентской формы правления дает Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер-министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования.

Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путем выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Президент несет ответственность непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом. При формировании институтов государства эти принципы в разных объемах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо четкого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)