Перспективы развития банковского сектора с иностранным капиталом в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития банковского сектора с иностранным капиталом в России



 

В России к настоящему времени уже можно говорить о существенном проникновении «иностранцев» в отечественную банковскую систему, хотя до доминирования, подобного наблюдаемому в странах Восточной Европы, еще далеко. По динамике развития участия иностранного капитала российская банковская система ближе всего к банковским системам крупнейших стран Латинской Америки. В перспективе Россия должна пойти по модели интеграции: фактически условия для реализации в ближайшие несколько лет данной модели уже сформированы. Это означает постепенное расширение доли нерезидентов в банковской системе в различных формах, применявшихся в мировой практике: приобретение крупных местных банков, создание собственных дочерних банков «с нуля» и миноритарное участие в капитале.

Увеличению доли иностранного капитала в российской банковской системе способствуют:

рост влияния России в мировой экономике, укрепление ее международных экономических связей;

активное увеличение активов российской банковской системы, которые, по данным Банка России, приблизились к рубежной величине в $1 трлн, что уже превышает совокупную величину активов польских, венгерских и чешских банков и сопоставимо с совокупными активами банков Бразилии - крупнейшей банковской системы Латинской Америки.

Тем самым увеличивается стоимость «контрольного» и «блокирующего» пакетов российской банковской системы, а также соответственно и минимальный размер инвестиций, необходимый для того чтобы обозначить свое присутствие на рынке;

политика правительства, ориентированная на поддержку собственной банковской системы, однако без установления существенных административных барьеров для иностранцев. Наиболее жесткие барьеры либо снимаются вовсе (дискриминация по минимальному размеру уставного капитала), либо существенно либерализуются (установление квоты на присутствие банков, контролируемых нерезидентами в российской банковской системе);

начало процесса покупки успешных банковских бизнесов, как универсальных, так и проектных, стоимость которых в разы превышает номинальную. В частности, это подтверждается покупкой группой Райффайзен Импэксбанка по цене, в 2,8 раза превышающей капитал данного банка.

Таким образом, в России фактически уже началась реализация модели интеграции. В то же время большинство признаков, характерных для модели поглощения, в России пока отсутствуют. Об этом свидетельствуют как наличие достаточно сильного крупного бизнеса, который заинтересован в развитии собственных банков, так и довольно осторожная позиция самих иностранных банков, которые не предприняли шагов к расширению своего участия в российской банковской системе даже в условиях финансового кризиса 1998 года, в то время как в странах, где была реализована модель поглощения, финансовый кризис, как правило, служил катализатором вхождения.

Российское правительство никогда не поощряло продажу российских банков «за долги» нерезидентам, и даже напротив, имеются примеры, когда Банк России предпочитал ликвидацию неплатежеспособного банка его санации. Таковым служит пример Межкомбанка, входившего в число крупнейших в России операторов рынка ГКО-ОФЗ и ликвидированного в 1999 году, несмотря на наличие у банка плана санации с привлечением иностранного капитала.

По мнению специалистов, в перспективе ожидается увеличение числа иностранных банков и их доли в основных операциях российской банковской системы. Важным условием расширения участия нерезидентов также станут относительно хорошие, на фоне начинающейся мировой рецессии, макроэкономические показатели российской экономики в целом. Поскольку относительная слабость российских банков по сравнению с их иностранными конкурентами объективна и в обозримом будущем вряд ли преодолима, сохранение преимущественно национальной банковской системы оказывается под вопросом.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о вступлении России в ВТО, так это напрямую связано с участием иностранного капитала в банковском секторе России. В самом конце 2010 года Россия выразила намерение в 2011 году вступить в ВТО. Российское правительство подкрепило это намерение, подписав с ЕС, крупнейшим торговым партнером России, двустороннее соглашение, которое, согласно комментариям некоторых высокопоставленных чиновников, позволяет России беспрепятственно вступить в ВТО.

За все время многолетних переговоров о вступлении России в ВТО, дискуссионным оставался вопрос о требовании допустить иностранные банки на российский рынок. Ассоциация Российских Банков, считает, например, что иностранные банки желавшие присутствовать на российском рынке уже действуют на нем (в форме дочерних банков). При этом представителями АРБ проводился анализ негативных последствий возникающих при вступлении страны в ВТО, это:

прямые риски собственно банковской системы;

риски, возникающие при дальнейшей либерализации других секторов экономики. Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренцию. При сырьевой ориентированности российского экспорта и огромном износе производственных фондов эти риски весьма значительны;

риски социальные, но также влияющие на банковский сектор: возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; необходимость повышения затрат на заработную плату, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможно падение конкурентоспособности российских товаров.

Конкретно прямые риски банковской системы могут заключаться в следующем.

. Риск оттока капитала. Иностранные банки, занимающиеся кредитованием российских субъектов, имеют специфические стратегические приоритеты, чаще всего не совпадающие с интересами нашей страны. Решения об условиях предоставления кредитов они принимают с учетом интересов международных клиентов или акционеров материнского банка, что зачастую означает отказ в финансировании конкурентных производств. Таким образом, существует высокая вероятность того, что средства, привлеченные с российского рынка, будут размещаться за рубежом.

. Риск демпингового снижения процентных ставок. Иностранные банки в случае доминирования будут диктовать процентную политику на российском рынке. Для этого у них имеется много возможностей. Российские банки подобными возможностями не располагают.

. Риск сравнительной потери деловой репутации. Российские банки за короткий срок своего существования просто не успели наработать необходимую деловую репутацию, стать для потребителей банковских услуг такими же привлекательными, как, например, швейцарские банки.

. Возрастание валютных рисков. Чем больше иностранной валюты в стране, тем выше подверженность колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям.

Как известно, главный «финансовый вопрос», связанный с вступлением в ВТО, - риск подавления национальной банковской системы, что связано, конечно, с увеличением количества иностранных банков в России. Теоретически, вступление в ВТО позволило бы иностранным банкам выйти на российский рынок через филиалы, что сопровождалось бы снижением внутренних процентных ставок и повышением качества банковских услуг.

Однако ЦБ РФ опасается потерять контроль над монетарной политикой, так как для него было бы нереально осуществлять надзор над российским филиалом глобального банка, управляемым из-за рубежа. В результате Россия резко против работы иностранных банков через филиалы; иностранные игроки должны регистрировать дочерние банки в соответствии с российским законодательством, выделив определенный размер капитала для операций в России. После вступления в ВТО Россия намерена ограничить присутствие иностранных банков в секторе планкой 50%.

Не так давно, Правительству и Банку России удалось в ходе переговоров о вступлении в ВТО отстоять банковский сектор и получить право ввести запрет на открытие филиалов иностранных банков и теперь остается законодательно его закрепить после завершения переговоров. Об этом говориться в «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года» - «На обозримую перспективу необходимой мерой поддержания условий справедливой конкуренции на российском рынке банковских услуг является запрет на присутствие филиалов иностранных банков. После завершения переговоров по вступлению России в ВТО данный запрет необходимо закрепить в банковском законодательстве.

Сохранение за Российской Федерацией возможности введения прямых количественных ограничений в виде квоты участия иностранного капитала в банковском секторе на условиях, закрепленных при переговорах о вступлении в ВТО, не предполагает действий по принятию в обозримой перспективе соответствующих изменений в законодательстве».

Таким образом, у российских властей остается инструмент квотирования присутствия иностранных банков в России.

 


Заключение

банк капитал иностранный репутация

Таким образом, рассмотрев понятие и роль иностранного капитала в банковском секторе России можно сделать следующие выводы:

. Иностранный капитал - это инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых разных формах. Иностранные же инвестиции в банковском секторе можно определить как практические действия иностранных инвесторов по вложению средств в учреждение на территории Российской Федерации специальных коммерческих предприятий - кредитных организаций, а также филиалов и представительств иностранных банков, инвестированию капиталов в уже действующие кредитные организации.

. Приток иностранного капитала рассматривается руководством ЦБ, банковской общественностью, учеными и специалистами банковского дела в качестве потенциально важного фактора развития банковского сектора страны. Иностранный капитал привносит на российский рынок современные банковские технологии, новые финансовые продукты и культуру банковского дела в целом.

Присутствие иностранного капитала в банковском секторе способствует усилению конкуренции на российском рынке банковских услуг, что является положительным фактором его развития. Изучение роли иностранных инвестиций в национальной экономике России показало, что на сегодняшний день наша страна нуждается в значительных средствах для финансирования структурной перестройки и модернизации финансового сектора экономики.

. Но вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия, выражающиеся в репатриации капитала, переводе прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны; усилении зависимости национальной экономики, возможной деформация ее структуры, угрожающей экономической, политической и финансовой безопасности; усилении социальной напряженности и дифференциации; негативном воздействии на социально-культурные условия.

. Что касается перспектив развития банковского сектора с иностранным капиталом, то в настоящее время можно говорить о довольно существенном «проникновении» иностранного капитала в российский банковский сектор, происходит постепенное расширение доли нерезидентов в банковской системе в различных формах. В ближайшем будущем ожидается увеличение числа иностранных банков и их доли в основных операциях российской банковской системы, это связано, в том числе и с наступающим моментом вступления России в ВТО.

 


Литература

 

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-Ф3 (в ред. 6 апреля 2011 г. №65-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. №32 ст. 3301.

. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-I (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №8-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

. Федеральный Закон от 9 июля 1999 г. (в ред. ФЗ от 29 апреля 2008 г. №58 - ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Российская газета» от 14 июля 1999 г.

. Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 23 ноября 2003 (в ред. от 07.02.2011 №8-ФЗ) // «Парламентская газета» от 17 декабря 2003 г. №233

. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации. от 5 апреля 2011 г. // СПС «Консультант Плюс»

. Роль и место иностранного капитала в развитии российского банковского сектора. Приложение 1 к протоколу заседания Комитета АРБ по денежно-кредитной политике и банковскому надзору от 07.02.07 г. №01 // Вестник Ассоциации Российских банков, 2007. №3.

. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Е.П. Жарковской. - М.: Москва: «Омега-Л», 2009. - 478 с.

. Банковское дело. Учебник / Под ред. д-ра экон. наук. проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ, 2009. - 766 с.

. Лаврушин О.И. Афанасьева О.Н. Банковское дело: современная система кредитования. - М.: Кнорус, 2008. - 264 с.

. Бобкова Е.Р. Деятельность банков с участием иностранного капитала на российском рынке как отражение финансовой глобализации. - СПб.: Питер, 2007. - 186 с.

. Ковель-Мишина И.А. Иностранные банки в современной банковской системе Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: МГУ, 2010. - 32 с.

. Сизов С.Ю. Правовое регулирование иностранных инвестиций в банковской системе Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Изд-во Московского университета МВД России, 2010. - 235 с.

. Татаринцев Н.В. Перспективы участия иностранных банков в развитии российской банковской системы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Волгоград.: ВГУ, 2008. - 219 с.

. Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации. Диссертация доктора юридических наук. - М.: Изд-во российского государственного гуманитарного университета, 2010. -186 с.

. Козырев А.В. Роль банков с иностранным капиталом в банковской системе Российской Федерации // Научный журнал «Молодой ученый», 2011. №4.

. Лепетиков Д.В. Вопросы регулирования участия иностранного капитала в российской банковской системе // Банковское кредитование, 2009. №6.

. Широков А. Вступление в ВТО: не стоит торопиться // Газета РБК dfily от 05.04. 2011.

. Костюкевич В. Либерализация рынка финансовых услуг через допуск филиалов дочерних банков // Научный вестник ИЭПП. 2009. №18 // /www.iep.ru

 

. Обзор банковского сектора за 2010 год // Интернет - ресурс. - www. cbr.ru

. Сухов М.И. Обзор банковских новостей // Интернет-ресурс, www. economyobzor.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.03 с.)