Теоретическая основа государственного регулирования здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая основа государственного регулирования здравоохранения



Анализ состояния и развития государственного регулирования здравоохранения

Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения

Заключение

 

Проведенное исследование проблемы государственного регулирования здравоохранения в Кыргызской Республики позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многообразие нормативных актов разного уровня, принятых в сфере охраны здоровья, по-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования законодательства по вопросам организации и функционирования Кыргызской системы государственного управления здравоохранением, повышения эффективности управленческой деятельности в данной сфере, разграничения предметов ведения и полномочий между всеми уровнями власти.

Значимость системы здравоохранения может быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций. Правовой характер системы здравоохранения обеспечивается соблюдением принципа верховенства Конституции КР, признанием принятых норм международного права, социальный характер связан с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения. Экономический характер системы предопределен ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с позиции его ресурсного обеспечения. Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценность системы здравоохранения.

В ходе изучения здравоохранения, установлено, что его развитию препятствуют следующие факторы: малочисленность имеющегося высококвалифицированного персонала, отсутствие материальной заинтересованности к надлежащему выполнению служебных обязанностей; недостаток в учреждениях отрасли здравоохранения информации, стимулирующей индивида к планированию или мониторингу его работы; несовершенство координации и взаимодействия между участниками процесса реформирования; ограниченное развитие частного сектора здравоохранения. Для преодоления их воздействия необходимо: во-первых, повысить авторитет медицинской профессии; во-вторых, наладить систему обратной связи для самокорректировки системы управления здравоохранением; в-третьих, обеспечить взаимодействие между органами управления, медицинскими учреждениями и населением; в-четвертых, принять закон, регулирующий отношения в сфере частной системы здравоохранения.

 


Список литературы

здравоохранение государственный медицинский организация

1. Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года

2. Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. / Гл. ред. Б.В. Петровский. - 2-е изд. - М., 2009. - С. 480.

. ЩепинО.П., Нечаев В.С. Здравоохранение и общество // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -2010. - №2.-С. 3.

4. Кузьменко М.М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Под ред. Э.А.

.   Нечаева, Е.Н. Жильцова. - М., 2009. - С. 24.

6. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США,

7. Великобритания, Франция, Германия. - М., 2011. - С. 30.

Теоретическая основа государственного регулирования здравоохранения

    Роль государства в организации отрасли здравоохранения

Здравоохранение - это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

Оно представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.

В настоящее время здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей.

Здоровье сегодня стало социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого принято судить о степени развитости и благополучия общества. Негативные тенденции и показатели общественного здоровья - это серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий всего общества.

Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом.

Состояние здоровья человека определяется многими факторами, вернее системой факторов, охватывающей как те факторы и условия, которые зависят от системы здравоохранения (на них здравоохранение может воздействовать), так и на те факторы, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.

Система здравоохранения - это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья.

Система здравоохранения относится к области оказания социальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание определенного уровня здоровья граждан и определяет экономическое и социальное благополучие общества.

Здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший).

Отношения между врачами (медицинскими организациями) и больными (пациентами, клиентами) имеют нравственное начало. Однако нравственные начала не исключают регулирования посредством права.

Государственное регулирование отдельных направлений (например, экономики здравоохранения, медицинской деятельности, занятости населения и т.п.) - это одна из функций государственного управления, направленная на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов тех или иных правоотношений.

Что же представляет собой государственное регулирование и государственное управление? В западной литературе при исследовании соответствующих вопросов мы встречаемся с термином «public administration». В узком понимании данный термин означает профессиональную деятельность государственных чиновников - государственное администрирование. В широком - это вся система государственных институтов.

Вне зависимости от оттенков, которые существуют в различных понятиях и толкованиях рассматриваемого явления, несомненно одно - государственное управление в современных условиях неразрывно связано с правом.

Какие же формы и инструменты задействует государство в лице его компетентных органов для государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан и медицинской деятельности? Для ответа на этот вопрос обратимся к действующему законодательству. Анализ законодательства и практики его применения показывает, что муниципальные образования активно вмешиваются в медицинскую деятельность, оказывая значительное влияние на складывающиеся правоотношения.

Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются:

·   установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него;

·   правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов;

·   регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги;

·   регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций;

·   создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций;

·   бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ;

·   разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением;

·   разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов;

·   другие.

Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения КР, являющееся основным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других органов исполнительной власти в этой сфере.

Иными словами, Минздрав КР обладает следующими особенностями:

·   имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений;

·   ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.

Регулятивно-управленческие функции в отрасли здравоохранения осуществляются по следующим направлениям:

·   медико-социальная помощь;

·   лекарственная помощь отдельным категориям граждан;

·   санитарно-эпидемиологические мероприятия;

·   координация деятельности различных государственных, муниципальных органов, общественных организаций, учреждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и т.д.).

В соответствии с «Основами законодательства Кыргызской Республики об охране здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан в КР обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения КР, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.015 с.)