Лексические особенности конфликтной ситуации «Нагульнов - Банник» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексические особенности конфликтной ситуации «Нагульнов - Банник»



 

Нагульнов - секретарь партячейки. Он всей душой «болеет» за коллективизацию, за уничтожение собственников и единоличников, вступает, можно сказать, в самую настоящую борьбу с представителями кулачества и нередко при этом использует радикальные меры: избиение, применение нагана, что приводит к кровопролитию. Ему ничего не стоит ударить человека, под дулом нагана добиться ложного оговора, арестовать невинного, совершить самосуд. Характеризуя образ Нагульнова, можно привести такую известную фразу - «если ты не с нами, ты против нас», которая очень точно, на мой взгляд, подчеркивает особенность характера Нагульнова: фанатичное стремление к созданию колхоза и яростное отношение к собственничеству, экстремизм и жестокость. Если брать эту ситуацию, как и все произведение в целом, можно заметить, как он относится к людям, которые высказываются либо негативно, либо с недоверием, либо враждебно, либо даже с сомнениями о Советской власти. Люди делятся для него на «своих» и «контру» - середины нет и быть не может. «Народ закоснелый… и его придется ломать», «Злостных резаков расстрелять!», «Враг кругом ломится», «Надо непременно расстрелять двоих-троих гадов за скотину! Кулаков надо расстрелять!» - вот далеко не полная сводка «высказываний» Нагульнова.

Многое из всего сказанного прослеживается в конфликте с Банником.

Банник - единоличник, т.е. крестьянин, ведущий отдельное, самостоятельное хозяйство на земле. Он добился всего своим трудом, упорством, старанием, стремлением к лучшей жизни. И ему, конечно, жалко отдавать все то, что принадлежит только ему и никому другому.

Поначалу в диалоге Нагульнова и Банника мы встречаем слова, которые не предвещают никакого конфликта:

Садись, Григорий Матвеич.

Спасибо на приглашении.

Перед нами обычная этикетная фраза, располагающая к душевному, непринужденному разговору. Нагульнов даже обращается к Баннику по имени-отчеству, что говорит об уважительном отношении к человеку, который не только старше по возрасту, но и имеет определенное положение в хуторе благодаря своему трудолюбию. Но далее, в следующем предложении, назревает противостояние героев:

Что же это ты, Григорий Матвеич, семена не везешь?

А мне зачем их везть?

Фраза «А мне зачем их везть» дает понять, что все происходящее в хуторе героя не касается и что он не собирается отдавать свой хлеб кому попало: мол, мне и с семенами хорошо живется.

В процессе разговора выясняется, что Банник имеет 6 гектаров земли под посев хлеба. Этот факт вызывает восторг у Нагульнова, который даже называет Банника «героем». Уточним это слово по словарю: 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). [5, с. 129]. Слово герой в тексте звучит как комплиментарная характеристика человека. Далее идет использование Нагульновым формы повелительного наклонения:

Вези его завтра в общественный амбар.

Но вопреки ожиданиям Нагульнова, Банник не соглашается и говорит: «Ну, это ты, товарищ Нагульнов, оставь! Хлеба я вам не дам», что усугубляет ситуацию, и наблюдается не просто противостояние героев, а нарастание конфликта. В этой фразе уже отсутствует дружеская интонация. Банник употребляет слова официального стиля, говоря «товарищ Нагульнов», т.е. перед ним уже не просто однохуторянин Макарка Нагульнов, а гражданин социалистического общества, официальное лицо, которое наделено определенной властью и которое хочет отобрать у него хлеб в «общественный амбар». Фраза «хлеба я вам не дам» несет большую смысловую нагрузку в развитии конфликта. Слово «хлеб» имеет много значений, уточним их: хлеб 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 энач.). Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще). 2. (мн. хлебы). Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий х. Ставить хлебы в печь. 3. ед. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.). Сеять х. Х. - всему голова (поел.). 4. (мн. хлеба). Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. [5, с.862]. В то время хлеб ценился, можно сказать, дороже, чем золото, потому что хлеб воплощает в себе самое настоящее богатство. В данном случае, хлеб - это не просто продукт, а средство к существованию; то, к чему стремился тогдашний народ, чтобы выжить. Хлеб берегли и уважали. Недаром же существует множество пословиц и поговорок, восхваляющих это продукт: «хлеб всему голова», «хлеб-батюшка», «и обед не в обед, коли хлеба нет», «без труда хлеб не родится никогда», «посей впору - будешь иметь хлеба гору» и мн.др. Поэтому, когда Нагульнов говорит Баннику «вези хлеб», т.е. отдай то, что заработано собственным трудом в течение многих лет, то Банник, естественно, отвечает категоричным отказом.

Далее употребляется сочетание «я вам». С одной стороны, выступает местоимение «я», т.е. я - человек, я - хозяин, я - собственник. Употреблено при обозначении говорящим самого себя, сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире как личности, а также при противопоставлении человека окружающей среде. В данном случае при противопоставлении Банника с самим же Нагульновым, с советской властью, с коллективизацией. С другой стороны - местоимение «вам», т.е. представителям местной власти, колхозу, советской власти. Употреблено при обозначении нескольких лиц, включая собеседника, в данном случае - Нагульнова.

И последняя в этой фразе конструкция - «не дам» - содержит в себе отрицание, что еще больше подливает масла в огонь, после чего конфликт начинает разгораться.

Также в развитии конфликта существенную роль играет высказывание Банника, в котором он выражает сомнение в эффективности Советской власти, и говорит: «Наслухались мы брехнев от вашего брата!» Слово брехнев является ключевым в этой реплике, т.к. после его произнесения конфликт разгорается с невероятной силой. Слова «брехня», «брехать» по толковому словарю русского языка Ожегова С.И. обозначают такие действия, как говорить неправду, вздор, лгать, врать, болтать, а также лаять. Банник не просто с сомнением высказывается о существующем порядке, но и ассоциирует Советскую власть с обманом, потому что лично ему она никакой пользы не принесла, ничего не дала, и в дальнейшем ничего хорошего он от этой власти не ждет. Этими словами он задевает самолюбие Нагульнова, который самозабвенно служит партии. С другой же стороны, сам Банник и развивает «брехню», причем абсолютно безосновательно: «Антанабили покупать, чтоб партийные со своими стрижеными бабами катались? Зна-а-аем!..» Возникает совершенно естественный вопрос: с чего он вдруг взял, что зерно, которое еще даже не сдано, собирают с этой целью?

Таким образом, мы видим, что Банник, обвиняя кого-то в обмане, сам же и возводит напраслину, не имея для этого никаких оснований.

Далее в разговоре Нагульнов употребляет оскорбительные слова в адрес Банника: «Цыц! Брешешь, гад!» «Цыц» обозначает окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что-нибудь или замолчать, относится к просторечному стилю (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1998, с.876). Слово «гад» также имеет несколько значений. Уточним их по словарю [5, с.124]: 1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.). 2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост, презр.). || прил. гадский, -ая, -ое (ко 2 знач.). В данном тексте слово употреблено в переносном значении и обозначает человека, совершившего что-либо отвратительное и мерзкое, а также употреблено как бранное слово, которым обзывают такого человека. Нагульнов, стоя на позиции уничтожения всякой формы собственничества, употребляет эти слова с целью принижения личности Банника, т.к. он видит в нем противника Советской власти.

Далее в конфликт между персонажами, т.е. в классовый конфликт, вплетается и семейный. Об этом можно судить по реплике, которую выкрикивает Банник Нагульнову: «Ты на меня не цыкай! Ты на жену свою Лушку стучи кулаком, а я тебе не жена!» Как говорит известная поговорка, на войне все средства хороши. Так и в этой ситуации. Герои противостоят друг другу по классовым признакам, но в процессе спора Банник старается как можно больнее задеть Нагульнова, намекая на то, что в семье у него не все ладно.

Перепалка между героями длится до тех пор, пока Банник не использует угрозы:

Зараз приду и высыплю свиньям этот хлеб! Лучше они нехай потрескают, чем вам, чужеедам!..

Здесь речь идет о том, что Банник готов идти на крайнюю меру, чтобы не отдать свой хлеб в чужие руки. Он грозит высыпать его свиньям с той целью, чтобы унизить представителей местной власти, показывая тем самым, что они не достойны такой чести, пусть лучше свиньи едят. Но с другой стороны, здесь можно увидеть оскорбление самого хлеба как ценности. Ведь то, что собирается сделать Банник, само по себе грех, проявление неуважения к хлебу. Также в реплике Банника заставляет обратить на себя внимание слово чужеед, т.е., по словарю Ожегова С.И., тот, кто претендует на чужое, не приложив ни малейших усилий для достижения цели. Слово сказано в адрес Нагульнова, но имеет собирательное значение, т.е. Банник подразумевает под ним всю власть - и местную, и Советскую, которая проводит политику коллективизации.

Конфликт достигает своего апогея, когда Нагульнов выкрикивает:

Свиньям? Семенной?!

Т.е. эта фраза Нагульнова характеризуется употреблением незаконченных предложений (свиньям <отдать> семенной <хлеб>) и соответствующей интонацией: восклицательной и вопросительной одновременно, что также содействует дальнейшему разжиганию конфликта. После этого Нагульнов избивает Банника, заставляет написать расписку о сдаче хлеба в колхоз, применив при этом оружие.

Сцена заканчивается взаимными угрозами двух героев.

Таким образом, можно провести параллель между Давыдовым и Нагульновым. Давыдова отличает умение держать контроль над собой, остужать огонь обиды холодом большевистской выдержки, что было видно в сцене конфликта с Устином Рыкалиным. Впрочем, даже если бы Макар и «справился» с собой, не потерял хладнокровия, все равно его схватка с Банником проиграна: слишком он тороплив, прямолинеен и неизобретателен в средствах агитации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.008 с.)