Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексические особенности конфликтной ситуации «Нагульнов - Банник»
Нагульнов - секретарь партячейки. Он всей душой «болеет» за коллективизацию, за уничтожение собственников и единоличников, вступает, можно сказать, в самую настоящую борьбу с представителями кулачества и нередко при этом использует радикальные меры: избиение, применение нагана, что приводит к кровопролитию. Ему ничего не стоит ударить человека, под дулом нагана добиться ложного оговора, арестовать невинного, совершить самосуд. Характеризуя образ Нагульнова, можно привести такую известную фразу - «если ты не с нами, ты против нас», которая очень точно, на мой взгляд, подчеркивает особенность характера Нагульнова: фанатичное стремление к созданию колхоза и яростное отношение к собственничеству, экстремизм и жестокость. Если брать эту ситуацию, как и все произведение в целом, можно заметить, как он относится к людям, которые высказываются либо негативно, либо с недоверием, либо враждебно, либо даже с сомнениями о Советской власти. Люди делятся для него на «своих» и «контру» - середины нет и быть не может. «Народ закоснелый… и его придется ломать», «Злостных резаков расстрелять!», «Враг кругом ломится», «Надо непременно расстрелять двоих-троих гадов за скотину! Кулаков надо расстрелять!» - вот далеко не полная сводка «высказываний» Нагульнова. Многое из всего сказанного прослеживается в конфликте с Банником. Банник - единоличник, т.е. крестьянин, ведущий отдельное, самостоятельное хозяйство на земле. Он добился всего своим трудом, упорством, старанием, стремлением к лучшей жизни. И ему, конечно, жалко отдавать все то, что принадлежит только ему и никому другому. Поначалу в диалоге Нагульнова и Банника мы встречаем слова, которые не предвещают никакого конфликта: Садись, Григорий Матвеич. Спасибо на приглашении. Перед нами обычная этикетная фраза, располагающая к душевному, непринужденному разговору. Нагульнов даже обращается к Баннику по имени-отчеству, что говорит об уважительном отношении к человеку, который не только старше по возрасту, но и имеет определенное положение в хуторе благодаря своему трудолюбию. Но далее, в следующем предложении, назревает противостояние героев: Что же это ты, Григорий Матвеич, семена не везешь? А мне зачем их везть?
Фраза «А мне зачем их везть» дает понять, что все происходящее в хуторе героя не касается и что он не собирается отдавать свой хлеб кому попало: мол, мне и с семенами хорошо живется. В процессе разговора выясняется, что Банник имеет 6 гектаров земли под посев хлеба. Этот факт вызывает восторг у Нагульнова, который даже называет Банника «героем». Уточним это слово по словарю: 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). [5, с. 129]. Слово герой в тексте звучит как комплиментарная характеристика человека. Далее идет использование Нагульновым формы повелительного наклонения: Вези его завтра в общественный амбар. Но вопреки ожиданиям Нагульнова, Банник не соглашается и говорит: «Ну, это ты, товарищ Нагульнов, оставь! Хлеба я вам не дам», что усугубляет ситуацию, и наблюдается не просто противостояние героев, а нарастание конфликта. В этой фразе уже отсутствует дружеская интонация. Банник употребляет слова официального стиля, говоря «товарищ Нагульнов», т.е. перед ним уже не просто однохуторянин Макарка Нагульнов, а гражданин социалистического общества, официальное лицо, которое наделено определенной властью и которое хочет отобрать у него хлеб в «общественный амбар». Фраза «хлеба я вам не дам» несет большую смысловую нагрузку в развитии конфликта. Слово «хлеб» имеет много значений, уточним их: хлеб 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 энач.). Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще). 2. (мн. хлебы). Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий х. Ставить хлебы в печь. 3. ед. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.). Сеять х. Х. - всему голова (поел.). 4. (мн. хлеба). Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. [5, с.862]. В то время хлеб ценился, можно сказать, дороже, чем золото, потому что хлеб воплощает в себе самое настоящее богатство. В данном случае, хлеб - это не просто продукт, а средство к существованию; то, к чему стремился тогдашний народ, чтобы выжить. Хлеб берегли и уважали. Недаром же существует множество пословиц и поговорок, восхваляющих это продукт: «хлеб всему голова», «хлеб-батюшка», «и обед не в обед, коли хлеба нет», «без труда хлеб не родится никогда», «посей впору - будешь иметь хлеба гору» и мн.др. Поэтому, когда Нагульнов говорит Баннику «вези хлеб», т.е. отдай то, что заработано собственным трудом в течение многих лет, то Банник, естественно, отвечает категоричным отказом.
Далее употребляется сочетание «я вам». С одной стороны, выступает местоимение «я», т.е. я - человек, я - хозяин, я - собственник. Употреблено при обозначении говорящим самого себя, сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире как личности, а также при противопоставлении человека окружающей среде. В данном случае при противопоставлении Банника с самим же Нагульновым, с советской властью, с коллективизацией. С другой стороны - местоимение «вам», т.е. представителям местной власти, колхозу, советской власти. Употреблено при обозначении нескольких лиц, включая собеседника, в данном случае - Нагульнова. И последняя в этой фразе конструкция - «не дам» - содержит в себе отрицание, что еще больше подливает масла в огонь, после чего конфликт начинает разгораться. Также в развитии конфликта существенную роль играет высказывание Банника, в котором он выражает сомнение в эффективности Советской власти, и говорит: «Наслухались мы брехнев от вашего брата!» Слово брехнев является ключевым в этой реплике, т.к. после его произнесения конфликт разгорается с невероятной силой. Слова «брехня», «брехать» по толковому словарю русского языка Ожегова С.И. обозначают такие действия, как говорить неправду, вздор, лгать, врать, болтать, а также лаять. Банник не просто с сомнением высказывается о существующем порядке, но и ассоциирует Советскую власть с обманом, потому что лично ему она никакой пользы не принесла, ничего не дала, и в дальнейшем ничего хорошего он от этой власти не ждет. Этими словами он задевает самолюбие Нагульнова, который самозабвенно служит партии. С другой же стороны, сам Банник и развивает «брехню», причем абсолютно безосновательно: «Антанабили покупать, чтоб партийные со своими стрижеными бабами катались? Зна-а-аем!..» Возникает совершенно естественный вопрос: с чего он вдруг взял, что зерно, которое еще даже не сдано, собирают с этой целью? Таким образом, мы видим, что Банник, обвиняя кого-то в обмане, сам же и возводит напраслину, не имея для этого никаких оснований. Далее в разговоре Нагульнов употребляет оскорбительные слова в адрес Банника: «Цыц! Брешешь, гад!» «Цыц» обозначает окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что-нибудь или замолчать, относится к просторечному стилю (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1998, с.876). Слово «гад» также имеет несколько значений. Уточним их по словарю [5, с.124]: 1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.). 2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост, презр.). || прил. гадский, -ая, -ое (ко 2 знач.). В данном тексте слово употреблено в переносном значении и обозначает человека, совершившего что-либо отвратительное и мерзкое, а также употреблено как бранное слово, которым обзывают такого человека. Нагульнов, стоя на позиции уничтожения всякой формы собственничества, употребляет эти слова с целью принижения личности Банника, т.к. он видит в нем противника Советской власти.
Далее в конфликт между персонажами, т.е. в классовый конфликт, вплетается и семейный. Об этом можно судить по реплике, которую выкрикивает Банник Нагульнову: «Ты на меня не цыкай! Ты на жену свою Лушку стучи кулаком, а я тебе не жена!» Как говорит известная поговорка, на войне все средства хороши. Так и в этой ситуации. Герои противостоят друг другу по классовым признакам, но в процессе спора Банник старается как можно больнее задеть Нагульнова, намекая на то, что в семье у него не все ладно. Перепалка между героями длится до тех пор, пока Банник не использует угрозы: Зараз приду и высыплю свиньям этот хлеб! Лучше они нехай потрескают, чем вам, чужеедам!.. Здесь речь идет о том, что Банник готов идти на крайнюю меру, чтобы не отдать свой хлеб в чужие руки. Он грозит высыпать его свиньям с той целью, чтобы унизить представителей местной власти, показывая тем самым, что они не достойны такой чести, пусть лучше свиньи едят. Но с другой стороны, здесь можно увидеть оскорбление самого хлеба как ценности. Ведь то, что собирается сделать Банник, само по себе грех, проявление неуважения к хлебу. Также в реплике Банника заставляет обратить на себя внимание слово чужеед, т.е., по словарю Ожегова С.И., тот, кто претендует на чужое, не приложив ни малейших усилий для достижения цели. Слово сказано в адрес Нагульнова, но имеет собирательное значение, т.е. Банник подразумевает под ним всю власть - и местную, и Советскую, которая проводит политику коллективизации. Конфликт достигает своего апогея, когда Нагульнов выкрикивает: Свиньям? Семенной?! Т.е. эта фраза Нагульнова характеризуется употреблением незаконченных предложений (свиньям <отдать> семенной <хлеб>) и соответствующей интонацией: восклицательной и вопросительной одновременно, что также содействует дальнейшему разжиганию конфликта. После этого Нагульнов избивает Банника, заставляет написать расписку о сдаче хлеба в колхоз, применив при этом оружие. Сцена заканчивается взаимными угрозами двух героев. Таким образом, можно провести параллель между Давыдовым и Нагульновым. Давыдова отличает умение держать контроль над собой, остужать огонь обиды холодом большевистской выдержки, что было видно в сцене конфликта с Устином Рыкалиным. Впрочем, даже если бы Макар и «справился» с собой, не потерял хладнокровия, все равно его схватка с Банником проиграна: слишком он тороплив, прямолинеен и неизобретателен в средствах агитации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.008 с.) |