Семантическая структура музейной экспозиции и развитие дизайна экспозиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семантическая структура музейной экспозиции и развитие дизайна экспозиции



 

Экспозиция музейной выставки изучается как некая система, являющейся особо значимой и специфической формой коммуникации. В словарях музейных терминов экспозиция трактуется или как "часть музейного собрания, выставленная для обозрения", или "демонстрация музейных предметов в соответствии с научной концепцией и поставленной темой".

"Целью каждой экспозиции является информация, причем информация может иметь дидактический, коммерческий или представительский характер. Направленная на человека как потребителя товаров и идей, экспозиция используется, чтобы поучать, привлекать на свою сторону, представлять что-то, влиять на человека, склонять его к определенным действиям. Главный критерий любой экспозиции - это ее действенность", - так сугубо прагматически формирует западный автор "сверхзадачу" экспозиции. Функции экспозиции выступают как производные от общемузейных, которые экспозиция в концентрированном виде воплощает в себе, будучи обращена непосредственно к посетителю музея, она играет первейшую роль в культурной коммуникации.

Как правило, выставочная экспозиция отображает, изображает, представляет определенные события или явления, формируя изнутри, на основе предметного материала, общую информационную, логическую и образную систему, имеющую и развивающую собственные критерии идейно-смысловой наполненности и формообразования. Но все интерпретируемые в процессе музейной коммуникации явления, события и процессы представляются в очень специфической, "вещной" форме, которая часто принимается за самое действительность, за часть исторически сохранившейся реальности (особенно в мемориальных музеях).

Разработка теоретических и практических проблем музееведения требует глубокого осмысления одного из важнейших процессов создания экспозиции, а именно визуализации и материализации идейного замысла - решения проблемы единства содержания и формы, формы в значении содержания. Речь идет о роли дизайна экспозиции. Под экспозиционным дизайном понимается искусство средового проектирования, использующего комплекс эстетических, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно-образного строя выставок. Основными задачами экспозиционного дизайна следует считать:

)   Обеспечение единства формы и содержания выставочной экспозиции, образного выражения концептуального замысла;

2) Создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобства эксплуатации экспозиции, т.е. обеспечение ее высоких утилитарных качеств, обозначаемых термином "технология" экспозиции;

)   Формирование высокого уровня коммуникаций - "экспозиция - зритель".

Виртуозность исполнения экспозиции делает ее произведением искусства, где форма, которая искалась "для выражения содержания, будучи найдена, сама становится содержанием, развивающим и дополняющим информацию научного построения темы".

Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах, рядах, натюрмортах научный сотрудник вместе с художником выбирают те или иные экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов. Среди общеизвестных апробированных приемов необходимо назвать:

Ø выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

Ø выявление связей между предметами, прием "взаимной документации", позволяющий выявлять связи, в том числе не поддающиеся внешним наблюдениям (на взаимной документации основан, в частности, прием "овеществления" письменных источников, как правило, трудных в качестве субъектов музейной коммуникации из-за слабой аттрактивности);

Ø сопоставление, в т. ч. противопоставление (прием контрастного показа);

Ø "массированный" показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади. Такой показ использован, например, в экспозиции археологии Тверского объединенного историко-архитектурного и литературного музея (1996 г.), где сознательно большое количество однотипных каменных предметов из археологических находок создает экспрессивный образ "каменного века";

Ø разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

Ø расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса - области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70-80 см - нижняя граница, до 200-220 см - верхняя граница от пола;

Ø организация "экспозиции в окне", позволяющей через проем витрины как бы заглянуть в иное пространство и время;

Ø выделение первого и второго планов, а также создание скрытого плана экспозиции в турникетах, кассетных стендах и т.п.

Можно привести примеры использования разных приемов при показе одного и того же комплекса. Экспозицией многих археологических музеев являются женские украшения из древних погребений, составляющие единый ансамбль. Во многих музеях погребение показывают в том виде, как оно предстало перед археологами в процессе раскопок: в горизонтальной витрине на уровне пола, вместе со скелетом, имитацией грунта и т.п. Главное при таком приеме экспонирования - выявление подлинности археологической находки, приобщение посетителя к факту научного открытия. Некоторые экспозиционеры группируют эффектные археологические предметы в витрине, выявляя разреженным размещением, фоном, освещением их эстетические достоинства. Экспозиционеры Ростовского краеведческого музея, расположив комплект убранства в вертикальной витрине в соответствии с местом каждого предмета, в центре, где должно быть лицо, поместили зеркало, предлагая посетителям "примерить" на себя древние предметы, представить себя в облике своей пра-пра-прабабушки.

Применение зеркала при демонстрации экспонатов, требующих осмотра с обратной стороны - часто встречающийся прием (например, именно так предлагают специалисты выставлять оружие). В Саратовском областном музее краеведения в зале с зеркальным потолком экспонируется самолет, на котором учился летать Ю.А. Гагарин. Над залом как бы появляется второй самолет, делающий "мертвую петлю". Этот прием не только дает возможность рассмотреть открытую кабину пилота, но зрительно раздвигает до "космических" пределов ограниченное пространство низкого зала.

Творческие коллективы экспозиционеров находят и вырабатывают собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов.

"Экспонат в фокусе" - также часто встречающийся сегодня прием построения экспозиции. Внимание экспозиционера сосредоточено не на совокупности музейных материалов, а на одном предмете (ценном, уникальном, раритетном) в его самоценности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.007 с.)