Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки



 

Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления этих функций музей располагает такими средствами воздействия, как музейный предмет и музейная среда.

Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.

Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителя.

Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении.

Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.

Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей", актуализация и включение их в систему ценностей новых поколений с тем, чтобы современный человек мог "освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомерности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса".

Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.

Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.

Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Вкус, т.е. "способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства".

Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру".

Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. По словам академика М.А. Барга, "историческое сознание - это духовный мост, ведущий человека из прошлого в грядущее".

Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.

Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.004 с.)