Возникновение и развитие музея 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие музея



Содержание

Введение

1. Музей как культурно-просветительское учреждение

1.1 Возникновение и развитие музея

1.2 Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки

1.3 Семантическая структура музейной экспозиции и развитие дизайна экспозиции

1.4 Обзор литературных источников

2. Методика приготовления и организации музейной выставки

2.1 Выставочная политика

2.2 Организация подготовки выставок

2.3 Этапы процесса организации

3. Пример выставки в городе Севастополь исторического музея Шереметьевых

3.1 Выставка "Героический Севастополь"

3.2 Рецензия выставки исторического музея Шереметьевых

3.3 Проект музейной выставки "Вологодское кружево"

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

В современное время повышается интерес людей к таким культурно-досуговым учреждениям как музей. К посещению музеев привлекается молодежь, проводятся интересные выставки. Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по выставочной программе чаще всего публика судит об успехе или неудаче музея. В современном мире возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневности, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом реально проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

Целью работы является проанализировать методику организации и проведения выставки в музее.

Задачи работы:

.   дать представление о музее, его происхождении;

2. рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;

.   проанализировать семантическую структуру музейной экспозиции;

.   исследовать методику организации выставки;

.   рассмотреть этапы процесса организации;

.   привести пример музейной выставки;

.   разработать собственный проект музейной выставки.

Объект исследования - методика организации музейной выставки.

Предмет исследования - музей, как культурно-досуговое учреждение.

Методика организации музейных выставок изучена достаточно хорошо, описание ее можно найти как в научной, так и учебной литературе по СКД, правда количество и качество ее ограничивается в период с 90-х и где-то по 2002 года. В работе использована дополнительная литература в виде журналов и интернет-источников.

Методическое обеспечение играет огромную роль для социально-культурной сферы, ведь именно оно помогает в организации какой-либо социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение предоставляет множество материала, статистические данные, приводит примеры уже выполненных работ, выявляет их ошибки и предлагает методику организации, ведущую к успешному итогу.

Курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся социально-культурной деятельностью.

Новизна работы состоит в том, что во второй главе указывается методика организации, и проведения музейной выставки современного времени, где предлагается использование методов разных современных технологий для проведения успешной работы. А так же в работе приводится пример музейной выставки современного времени, в который рассказывается об использовании этих методов.

Курсовая работа выполнена в виде методической консультации.

Работа состоит из содержания, введения, первой главы, которая делится на четыре подраздела, второй главы из трех подразделов, третьей главы, также из трех подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

музей музейная выставка экспозиция


1. Музей как культурно-просветительское учреждение

 

Выставочная политика

 

Выставочная политика и процесс подготовки выставок - два важнейших средства управления выставочной программой, которые необходимо использовать администрации музея.

Сформулированная руководством музея выставочная политика является основным управленческим средством, определяющим:

·   приоритеты выставочной программы;

·   идеологию предъявления объектов;

·   количество, частоту, размеры и тематику временных экспозиций.

Персоналу и всем, и всем участникам необходимо понимать приоритеты выставочной программы - например, сочетание научности выставок с их привлекательностью для посетителя, предпочтение выставок местного, регионального, национального или международного значения и, наконец, уровень готовности музея к расширению доступа публики к его коллекциям посредством ротации экспонатов и проведения специализированных выставок.

Идеология предъявления объектов определяет методы использования пространства выставки для взаимодействия с публикой. Современная выставочная идеология весьма многообразна. Одни музеи используют весь спектр подходов, другие выбирают для себя какой-то один, третьи принимают определенный подход для постоянной экспозиции, рассматривая временные выставки как возможность экспериментировать с различными типами экспозиций.

Типы экспозиций:

)   Созерцательный. В таких экспозициях предметы материальной культуры или произведения искусства предъявляются в эстетическом ключе, что усиливает эмоциональность восприятия. Этот подход наиболее типичен для художественных галерей, но с успехом используется и во многих других музеях, чтобы вызвать в посетителях изумление и трепет, например, эффектным показом обломка лунной породы в музее естественных наук.

2) Тематический. Графические и другие средства интерпретации помещают музейные объекты в более широкий социальный, исторический, культурный или научный контекст. Этот тип экспозиций (иногда называемый дидактическим) широко используется в самых разных исторических и научных музеях.

)   Средовой. Атмосферу времени и места, среду, в которой создавались те или иные экспонаты, воспроизводят как с помощью крупномасштабных комплексных выставок, так и посредством оформления отдельных залов. Примерами здесь могут служить, с одной стороны, атрибутика двора Екатерины Великой, показанная в 1995г. на выставке "Сокровища царей", а с другой - "Центры исследования космоса" во многих американских музеях науки.

)   Систематический. В викторианский период доминирующим типом музейных экспозиций были многоплановые композиции объектов, стремившиеся продемонстрировать все разновидности того или иного явления. Этот тип экспозиции сейчас проявляется в форме так называемого открытого хранения, которое представляет собой систематически организованную экспозицию объектов собрания с обширной информацией о них на стендах или компьютерных терминалах, как это сделано в Галерее стекла музея Виктории и Альберта в Лондоне и в залах постоянной экспозиции музея антропологии университета Британской Колумбии в Ванкувере.

)   Интерактивный. Этот тип экспозиции вовлекает посетителя в диалог с выставкой. Особенно эффективными в этом плане оказались мультимедийные компьютерные системы с сенсорным экраном - они помогают посетителю пройти по пути создания научных теорий, как это сделано в залах динозавров в музеях естествознания Лондона и Нью-Йорка, или самостоятельно совершить увлекательную и подробную экскурсию по художественным коллекциям.

)   Прикладной. Такой способ организации экспозиции позволяет посетителям приобрести непосредственный опыт взаимодействия с объектами. Самые разные музеи все чаще устраивают залы, столы и стенды, где все можно потрогать, раньше встречавшиеся только в научных и детских музеях. Все эти формы доступа к коллекциям позволяют посетителям любого возраста ощутить вес древней бронзы или прикоснуться к образцам японской керамики. Обычно для этого используются дубликаты.

Выставочная политика призвана определить основные принципы, которых должны придерживаться сотрудники музея, решая сложнейшие проблемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости при планировании и проектировании выставок.

Количество, продолжительность, частота, размеры и тематика временных экспозиций - предмет нескончаемых дебатов руководства музея и его работников.

Выставочная политика должна задавать общий подход к решению этих проблем, обеспечивая тем самым совместимость выставочной программы музея с его миссией и ее соответствие установленным приоритетам. Рассмотрев разные типы выставок, политика должна устанавливать допустимые частоту и масштаб выставок каждого типа, предусматривая, в частности, следующие обстоятельства:

·   ротацию особо хрупких объектов из соображений консервации;

·   небольшие узкопрофильные выставки, открывающие публике доступ к новым поступлениям, текущим исследованиям или объектам, находящимся в хранилище;

·   большие тематические выставки из собрания музея, возможно, дополненные работами, полученными во временное хранение (такие выставки могут быть передвижными);

·   выставки различных размеров, предоставленные другими организациями - другим музеем, музейным объединением, частной компанией или правительственным агентством;

·   крупные, широкомасштабные и увлекательные выставочные "боевики", способные привлечь огромное количество людей; такими "боевиками" чаще всего оказываются выставки великих произведений искусства и археологических сокровищ.

Простая схема двухлетнего планирования, приведенная в таблице 2.1.1 дает возможность убедиться в том, что выставочная политика может учитывать все перечисленные обстоятельства.

 

Таблица 2.1.1 Примерная схема двухлетнего плана выставок

Уровень выставки  Сменная  Малая  Тематическая Принятая во временное хранение
Местный Региональный Национальный Международный  4  3 3  2 2  2 2 1

 

2.2 Организация подготовки выставок

 

Выставка есть среда общения, а для музея еще и главное средство общения с публикой. Чтобы сделать это общение плодотворным, приходится не только мобилизовать все ресурсы самого музея, но и все чаще привлекать дополнительные ресурсы извне. Процесс подготовки выставок объединяет все сложившиеся в музее на данный момент способы координации ресурсов, для того чтобы обеспечить своевременное открытие выставок, выполнение их бюджета и достойный уровень качества.

Выставочный совет. Программа выставок обычно утверждается директором, и все же многие музеи создают выставочные советы, в которые входят хранители и руководители различных служб. Такой совет периодически собирается, чтобы рассмотреть предложения о новых выставках, концепции выставок, определить их программу и бюджет.

Выставочные проектные группы. Каждая выставка - это проект определенной группы, команды, объединяющей таланты многих людей, ответственных за разные аспекты этого проекта. Любая такая команда должна включать представителей следующих служб, входящих в разные музейные подразделения:

·   Подразделения коллекций (фондов): хранение; консервация; документация.

·   Подразделение программ, адресованных публике: выставки; дизайн; образование; издания; маркетинг.

·   Администрация: финансы; развитие; безопасность; обслуживание посетителей.

Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработку и воплощение конкретного проекта и отсутствии в них иерархической структуры; отсюда, в частности, следует, что при отборе сотрудников для команды руководители соответствующих подразделений должны принимать во внимание знания и способности сотрудника, а не его должность. Когда для выполнения каких-либо работ привлекают внешние организации, они тоже должны быть представлены в команде, участвовать в ее собраниях.

Окончательный состав проектной команды утверждает директор, он же назначает ее руководителя или координатора. Проектная команда составляет бюджет и график работы, ее руководитель представляет их директору или главе выставочного совета.

В начале работы по проекту группа может встречаться раз в месяц, регулярно заслушивая сообщения всех участников, чтобы, например меры по безопасности не были оставлены на последнюю минуту. Проектная команда - это форум идей и творчества всего персонала музея. Все сотрудники должны чувствовать, что могут вносить предложения по организации выставки. Частота встреч группы растет по мере приближения дня открытия. Хороший способ вдохновить членов команды на выдающиеся свершения - доверить им составление печатных выставочных материалов и пояснительных тестов.

К членам выставочных проектных групп предъявляются, совершено исключительные требования: они должны не просто быть хорошими профессионалами, но уметь квалифицированно работать на протяжении длительного времени и под прессом утвержденного бюджета, постоянно выходя за рамки своей узкой специализации. Координатор должен уметь облегчать принятия коллективных решений и одновременно быть одаренным руководителем проекта. Некоторые музеи, осознав, что сотрудникам нужны особые навыки для организации эффективного взаимодействия в проектных группах, осуществляют специальные образовательные программы.

Чтобы привлечь внешние ресурсы для организации выставки, многие музеи учреждают консультативные выставочные комитеты (Приложение А). Эти комитеты представляют собой группы ученых, коллекционеров и специалистов, чьи знания и связи могут повысить качество выставки и помочь получить на время чужие экспонаты; бывают и комитеты, которые служат представительными органами публики выдвигая ее интересы.

 

Этапы процесса организации

 

Откуда берутся идеи выставок? Чаще всего источники таких идей - инициатива директора, исследования хранителей и предложения сотрудников отдела образовательных программ. Когда музей стремится к тому, чтобы охрана и смотрители работали как сотрудники "передней линии", богатым источником идей становятся предложения смотрителей и охраны. Очевидно, что именно им лучше всего видно отношение публики к экспозиции. Ящик для предложений со стороны посетителей - тоже неплохая идея.

В разных музеях эволюция выставок от этапа зарождения идеи до вернисажа происходит по-разному в зависимости от размера учреждения, соотношением между его собственными возможностями и необходимостью заключать договоры со сторонними организациями, от сложившейся в ем институциональной культуры.

Рассмотрим некоторые основные этапы процесса организации выставки:

)   Этап формирования концепции. На этом этапе идея выставки, получившая предварительное одобрение со стороны руководства, разворачивается ее сторонниками в концепцию, формулирующую: цели выставки; научное значение выставки; интерес выставки для посетителей; описание экспозиции (пока словесное) и размеров необходимых выставочных площадей; описание предметов искусства или предметов материальной культуры из собственного собрания, а также возможных заимствований из других музеев; необходимые затраты; потенциальные источники финансирования и поддержки; примерные сроки организации выставки.

2) План-проспект. Как только концепция выставки одобрена руководством музея и внесена в общий выставочный план и бюджет, формируется и начинает работать проектная группа. Первым шагом становится создание краткого плана-проспекта выставки - выставочного брифа (от англ. Brief - краткий, сжатый). Бриф - документ огромной важности, он будет впоследствии направлять весь процесс организации выставки до ее открытия. План-проспект кратко определяет: цели выставки; ожидаемые впечатления посетителей; поэлементное описание выставки, включающее: коммуникативные задачи каждого элемента (компонента) экспозиции; возможные коммуникативные средства решения этих задач; матрицы движения потока посетителей; эскизы будущей экспозиции, дающие представление об "атмосфере" выставки. План придется не раз пересматривать, пока вся проектная группа и директор не придут к полному согласию. Когда план-проспект получит официальное одобрение директора, каждый член проектной группы сможет заняться своей специальной областью: дизайном, отбором экспонатов и подготовкой сопроводительного текста, планами маркетинга, мерами безопасности, подготовкой экспонатов для показа, переговорами о получении экспонатов на временное хранение и т.д. Если у музея есть собственные дизайнеры-экспозиционеры, то план-проспект передается им для разработки дизайн-проекта; если нет, он послужит проектным брифом - основой для тендера по дизайн-проекту выставки. При этом тендер может быть объявлен либо только на проектирование, либо на комплекс работ "проектирование + монтаж".

)   Эскизное проектирование. Начинается, когда к проработке плана-проспекта приступают дизайнеры. Эскизный проект представляет собой комбинацию проекций и трехмерных видов (эскизов) каждого компонента выставки. Результаты работы проектировщиков также не раз подвергнутся пересмотру, пока им не удастся выработать приемлемое решение. Эти эскизы особенно полезны службам развития и маркетинга. На этапе разработки эскизного проекта составляются и наброски планов деятельности всех специалистов команды: например, представитель образовательного отдела будет намечать контуры своей программы, стремясь обеспечить, чтобы в залах было предусмотрено место, где смогут разместиться большие группы школьников, а служба безопасности будет внимательно рассматривать эскизы размещения, чтобы обнаружить потенциальные проблемные точки прежде, чем проект будет завершен. План маркетинга позволит уточнить представление о количестве ожидаемых посетителей, и персонал, обслуживающий посетителей. Сможет теперь спланировать специализированную торговлю для выставки, подумать над решением проблемы очередей и. если понадобится, принять специальные меры в отношении продажи и проверки билетов. В зависимости от масштабов планируемой выставки этап эскизного проектирования занимает от трех месяцев до года.

)   Детальное проектирование. На этом этапе каждый компонент выставки разрабатывается подробно, чтобы его можно было передать конкретным исполнителям. Рисунки теперь содержат указания на цвет, материалы и размеры. К концу этого этапа должны быть готовы все сопроводительные тексты выставки и все аудиовизуальные сценарии. Графические дизайнеры разрабатывают дизайн всех текстовых и графических материалов в соответствии с "уровнями" интерпретации, заданными коммуникативными задачами плана-проспекта. В это же время хранитель и составитель плана проспекта работают с теми, кто готовит сценарии презентаций и вернисажа, а также интерактивных мультимедийных средств взаимодействия с посетителями. В зависимости от размера и сложности выставки стадия детального проектирования также занимает от трех месяцев до года.

)   Оценка формата выставки. Этот термин означает просто-напросто оценку сделанного, по мере того как выставка обретает свою окончательную форму. Оценка формата инициируется и организуется проектной группой, чтобы удостовериться, что выставка правильно учитывает интересы посетителя. Для такой оценки предпочтительнее бывает привлечение внешнего эксперта.

)   Сооружение и монтаж. Музеи редко располагают необходимыми возможностями, чтобы самостоятельно осуществить все работы по сооружению и монтажу экспозиции и, как правило, поручают их внешним подрядчикам на условиях тендера. Когда начинаются работы, главным делом проектной группы становится контроль качества этих работ, соблюдения их бюджета и графика.

)   Подготовка к вернисажу. Прежде чем окончательно принять результаты строительства и монтажа, руководитель проектной группы, заведующий выставочным отделом и представитель организации - подрядчика совершают заключительный обход выставки и составляют "дефектную ведомость" - список недостатков, которые подрядчик должен устранить. На этом этапе устанавливаются экспонаты, расставляются аудиовизуальная техника и развешиваются пояснительные тексты.

)   Оценка результатов работы. Проектной группе необходимо оценить процесс работы над созданием выставки. Музейный специалист (или внешний эксперт, приглашенный по договору) оценивает теперь "общее впечатление" посетителя выставки. Наиболее эффективно го можно оценить, вернувшись к первоначальному плану-проекту и посмотрев, действительно ли выставка "сообщает" посетителю то, что планировалось. Результаты оценки представляются директору и выставочному отделу, который на основе совокупного опыта многих проектных групп разрабатывает общие рекомендации по организации выставок - важный документ, призванный высвободить творческий потенциал проектных команд будущих выставок (Приложение А 1).


Пример выставки в городе Севастополь исторического музея Шереметьевых

 

3.1 Выставка "Героический Севастополь"

 

4 июля 2009 г. в городе-герое Севастополе в день Военно-морского флота Украины, который по традиции отмечается в первое воскресение июля, был торжественно открыт Военно-морской музей, филиал Национального музея вооруженных сил Украины. Михайловская казематированная батарея обрела новую жизнь. В крепости на площади более чем в две тысячи квадратных метров развернулась выставка из собрания музея Шереметьевых под названием "Героический Севастополь". Почти двадцать тысяч экспонатов показывают достоверную историю становления города крепости, участия в Крымской войне, героическую оборону времен Великой Отечественной войны.

На праздник открытия нового музея пришли более пятнадцати тысяч человек. В церемонии открытия приняли участие вице-премьер-министр Виктор Тихонов, министр обороны Михаил Ежель, начальник Генерального штаба - главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-лейтенант Григорий Педченко, председатель Севастопольской городской государственной администрации Валерий Саратов, председатель Севастопольского городского совета Юрий Дойников, шефские делегации из регионов Украины, прибывшие в Севастополь на празднование Дня флота Украины.

Военный музей открыт на территории легендарной казематированной батареи. Это первый проект такого масштаба, подобного которому не было ни в Крыму, ни на Украине. Сама крепость - памятник истории, она построена в 1846 году как одно из 10 фортификационных сооружений на побережье города. До сегодняшнего дня сохранилось всего две батареи - Михайловская и Константиновская, названные в честь великих князей, сыновей Николая I.

Экспозиция в отреставрированной батарее отражает историю города-крепости с момента основания и до наших дней. Уникальные экспонаты, размещенные в 30 залах на площади более чем в 2 500 квадратных метров (это почти четыре футбольных поля), рассказывают о развитии Черноморского флота, Крымской войне, периоде Первой и Второй мировых войн. Выставка представляет зрителям историю севастопольского гарнизона, военной артиллерии, затрагивает время революционного перелома, сложнейшую эпоху Гражданской войны, трагического исхода Белой армии из Крыма и первые годы Советской власти.

С первых шагов по территории легендарной Михайловской батареи задается определенный настрой: через окна равелина открывается вид современного города, а рядом размещена панорама Ахтиара (старое название Севастополя) XVIII века. Со смотровой площадки виден выход из Севастопольской бухты, открывается вид на Владимирский собор, справа - древний Херсонес, напротив - памятник затопленным кораблям и Графская пристань. От Севастополя XXI века древнюю крепость отделяет 820 метров бухты и полтора века истории.

Меценат проекта - создатель выставочного комплекса "Музей Шереметьевых", украинский коллекционер Алексей Шереметьев, основную задачу военно-морского музея сформулировал так: "Главное - не навредить, не опошлить ничем современно-пластиковым это старинное фортификационное сооружение. Мы стараемся во всем сохранить достоверность конструкций и материалов, сберечь особенности архитектуры, восстановить специфическое пространство батареи. По фотографиям и гравюрам XIX в. сотрудники нашего музея сверяют малейшие детали оформления. Фантастически интересный, увлекательный, но безумно тяжелый и безумно затратный проект. Зато тут все по-честному, без ГМО".

Судьбу некоторых экспонатов выставки иначе, как мистической, назвать невозможно. "Я приверженец теории, что многие вещи сами находят те места, в которых им лучше", - отмечает Алексей Шереметьев.

По его словам, прошлой зимой у питерского антиквара он купил старую печать. "Если я скажу, что знал, кому она принадлежит - это будет неправда, - рассказывает Шереметьев. - Я прочитал девиз "За труды отечеству" и соблазнился. Купил еще из-за того, что она была выполнена из стали. Понятно, что это первая четверть XIX века, когда сталь была дорогим материалом, и только состоятельные люди могли себе позволить такую роскошь". Потом ему предстояло определить хозяина вещи. Намеки дали андреевский флаг, разрывающие полумесяц руки и три звезды над ними. Отгадка нашлась в севастопольской библиотеке, где хранилась копия экслибриса адмирала Лазарева, в неопубликованной части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи", содержавшей ранний герб флотоводца. Андреевский флаг свидетельствовал о заслугах на морской службе. Три звезды - память о трех кругосветных путешествиях с Крузенштерном и Беллинсгаузеном, а рвущие полумесяц руки появились в память о Наваринской битве, где мичманом на флагмане Лазарева был будущий великий флотоводец Нахимов. Еще один девиз герба - "учись терпеть", Лазарев выбрал для своего герба сам. Характерно, что это лишь часть старого латинского выражения - полностью оно звучит - Хочешь побеждать - учись терпеть! Желание побеждать Лазарев оставил за рамками - как само собой разумеющееся - девиз получился весьма емким.

Попал врангелевский орден в коллекцию Шереметьевых от потомков русских эмигрантов. "В жизни ничего не происходит случайно, - отметил Алексей Шереметьев. - Когда я впервые попал в Михайловскую казематированную батарею, меня поразил ужас запустения и величие старинной крепости. Через какое-то время я понял, что это - мое. И я должен сделать этот проект".

В музее военной истории множество экспонатов представлены впервые. Отдельный зал посвящен Крымской войне. Нельзя не обратить внимание на диораму Балаклавской битвы в масштабе 1: 72. В маленьких фигурках доподлинно воссоздается это историческое событие.

В 1920 году 150 тысяч российских граждан - офицеров и членов их семей были вынуждены покинуть свои дома и уйти в неизвестность. Еще 100 тысяч человек, оставшихся в Севастополе, расстреляли после ухода армии. Масштаб трагедии становится очевидным при сравнении с потерями во время взятия Крыма Красной армией, которые не превышали 10 тысяч человек. Устроители выставки постарались уйти от политической составляющей различных периодов истории, оставив гостям музея самим делать выводы из фактов.

В числе уникальных вещей в экспозиции музея можно назвать оригинал текста радиограммы Фрунзе Врангелю с предложением сложить оружие. Фотографии автопробега Санкт-Петербург - Севастополь в 1911 году, на которых император вручает награды победителям, тоже показаны впервые. Подлинные документы второй обороны Севастополя, настоящее стрелковое и холодное оружие того периода, более 60-ти флотских мундиров, которые ранее не были представлены в таком объеме ни в одном музее. Впервые будет полностью представлена история Качинской авиационной школы, основанная в Севастополе, которая размещалась именно в Михайловском равелине.

Множество экспонатов были обнаружены на территории самой казематированной батареи. Воинские ордена и нагрудные знаки, снаряды и ядра лежали затертые в пыль буквально под ногами, пока их не нашли реставраторы. Пару недель назад экскаватор достал из земли 220-миллиметровый снаряд времен Великой Отечественной. Он выпал из ковша на землю, но не взорвался. Лежал он прямо возле входа в Северную башню. Два других таких снаряда попали в крепость.

Обнаружены следы второй обороны города: в кирпичах Северной башни застрял немецкий фугас, до момента реставрации в равелине сохранились посеченные осколками водосточные трубы. Михайловская батарея значительно пострадала во времена и первой, и второй обороны Севастополя. Внутри на стенах сохранились написанные черной краской номера орудийных расчетов. В советские времена батарею спасло от разрушения то, что там располагались шкиперские склады, где хранилось имущество флота.

Сейчас комплекс первого Военно-морского музея Украины подведен под крышу и закончен ремонт фасада. Экспозиция разместится на обоих этажах крепости. Гостей музея, пришедших в день открытия, ждет сюрприз: вечером крепость вспыхнет огнями 250 фонарей. "Здесь все по-честному, - говорит Алексей Шереметьев. - Поэтому все и получается. Есть помощь, я ее ощущаю. Очень хочется, чтобы слово патриотизм не было пустым звуком для молодого поколения наших сограждан".

 

Заключение

 

Традиция собирания различных предметов культуры и природы возникла в древнегреческой культуре в храмах и мусеях. Музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии. Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности. Экспозиция музейной выставки изучается как некая система, являющейся особо значимой и специфической формой коммуникации. Виртуозность исполнения экспозиции делает ее произведением искусства. Обзор литературных источников показал, что тема музейных выставок изучалась и изучается до сих пор. Издаются и переводятся на русский язык познавательные журналы, также издается литература в виде учебных пособий, сборников, библиографических указателей и др. Все они содержат полезную информацию по методике проведения музейной выставки. Методика организации выставки в музее изначально зависит от руководства и сформулированной ими политики, от выбора типа выставки. Затем организация поведения проходит множество этапов, на которых формируется концепция, создается план-проспект, эскизное проектирование, детальное проектирование, оценивание формата, сооружение и монтаж, подготовка к вернисажу, оценка результатов. Примером служит выставка, посещенная в городе-герое Севастополе в 2011 г. под названием "Героический Севастополь". Современные музеи развиваются, меняют свой уклад и технологии, сейчас для этого у них есть все возможности. И в ближайшем будущем я думаю, они будут не менее востребованы, чем кинотеатры.


Список использованной литературы

 

1) Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.; 1987. - 160 с.

2) Барг М. А Эпохи и идеи: становление историзма. - М., 1987. - 354 с.

)   Барри Лорд, Гэйл Д. Лорд Менеджмент в музейном деле/ пер. с англ.Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой; Под ред. А.Б. Голубовского. - М.: Логос, 2002. - 256 с.: ил.

)   Гиро П. Частная и общественная жизнь греков: Репринт с изд. 1913-1914 гг. М., 1994. - 672 с.

)   Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М., 1984. - 348 с.

)   Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л., 1984. - 32 с.

)   Калугина Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М.; 1989. - 377 с.

)   Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: От античности до XX в. - М.; 2002. - 357 с.

)   Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М., 1987. - 173 с.

)   Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989. - 168 с.

)   Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989. - 224 с.

)   Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1988. - 216 с.

)   Рождественский К.И. Некоторые проблемы искусства музейной экспозиции. - М., 1978. - 374 с.

)   Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов / С.И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

)   Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М,, 2003 - 536 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Museum Временные выставки; ЮНЕСКО - 1986. № 152 - 63 с.

2) Museum Размышления и анализ; ЮНЕСКО - 1986. № 151 - 55 с.

3) Frank K. Exibitions: The international disighn servis. - New York, 1961.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1) http://ru. wikipedia.org/wiki/ (14.12.2011)

)   <http://muzeysheremetievyh.com/content/83.html> (14.12.2001)

Содержание

Введение

1. Музей как культурно-просветительское учреждение

1.1 Возникновение и развитие музея

1.2 Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки

1.3 Семантическая структура музейной экспозиции и развитие дизайна экспозиции

1.4 Обзор литературных источников

2. Методика приготовления и организации музейной выставки

2.1 Выставочная политика

2.2 Организация подготовки выставок

2.3 Этапы процесса организации

3. Пример выставки в городе Севастополь исторического музея Шереметьевых

3.1 Выставка "Героический Севастополь"

3.2 Рецензия выставки исторического музея Шереметьевых

3.3 Проект музейной выставки "Вологодское кружево"

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

В современное время повышается интерес людей к таким культурно-досуговым учреждениям как музей. К посещению музеев привлекается молодежь, проводятся интересные выставки. Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по выставочной программе чаще всего публика судит об успехе или неудаче музея. В современном мире возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневности, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом реально проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

Целью работы является проанализировать методику организации и проведения выставки в музее.

Задачи работы:

.   дать представление о музее, его происхождении;

2. рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;

.   проанализировать семантическую структуру музейной экспозиции;

.   исследовать методику организации выставки;

.   рассмотреть этапы процесса организации;

.   привести пример музейной выставки;

.   разработать собственный проект музейной выставки.

Объект исследования - методика организации музейной выставки.

Предмет исследования - музей, как культурно-досуговое учреждение.

Методика организации музейных выставок изучена достаточно хорошо, описание ее можно найти как в научной, так и учебной литературе по СКД, правда количество и качество ее ограничивается в период с 90-х и где-то по 2002 года. В работе использована дополнительная литература в виде журналов и интернет-источников.

Методическое обеспече



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.097 с.)