Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лингвистический анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках когнитивного подходаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1 Системное описание структуры концепта посредством концептуального анализа Исследователи единодушны во мнении, что концепт обладает сложной структурой, поскольку он отражает знания разной степени абстракции. Вслед за большинством исследователей, например Н.Н. Болдыревым, В.И. Карасиком, М.В. Пименовой, мы выделяем в концепте понятийную составляющую, которая отражает общие и существенные признаки предмета или явления, стоящие за концептом, а также образную часть, отражающую в концепте признаки индивидуального опыта человека. В настоящее время исследователи выделяют следующие инвариантные признаки концепта: концепт - явление мыслительное (Л.О. Чернейко; А.А. Худяков); он характеризуется образной природой (В.И. Карасик) и отмечен культурной спецификой (Ю.С. Степанов). Концепт - универсальное образование, которое рассматривается как нечто общечеловеческое, всеобщее (Е.С. Яковлева). Кроме того, концепт передается словом; он динамичен, постоянно обрастает дополнительными признаками, увеличивающими его объем и насыщающими его содержание (З.Д. Попова, И.А. Стернин). Указанные признаки концепта могут быть выражены эксплицитно и имплицитно. В первом случае характеристики концепта отражены в дефинициях в лексикографических источниках и определяются нами как понятийные концептуальные признаки, в соответствии, с чем мы можем выделить понятийные категории концепта огня. Во втором случае признаки концепта в качестве образных выявляются на основе анализа сочетаемости слова, как основного репрезентанта сущности концепта, а также на основе анализа индивидуально-авторской актуализации концептов на материале художественного произведения, в котором изучаемые концепты играют центральную роль, и здесь мы имеем дело со скрытыми категориями (криптоклассами) Необходимо отметить, что образные концептуальные признаки, являются релевантными только в пределах данного произведения и носят характер дополнительных, скрытых признаков. Совокупный анализ понятийных и образных признаков концепта составляет сущность концептуального анализа, призванного объяснить, по словам М.Г. Лебедько, почему то или иное явление имеет место, то есть объяснить то, что человек всегда чувствовал интуитивно (М.Г. Лебедько).
Выделение криптоклассов как принципсистемного описания концепта Все концепты языка закодированы, то есть имеют структуру кода. Известно, что универсальный предметный код субъективен, индивидуален у каждого говорящего, поскольку он образуется у каждого человека как отражение его неповторимого, индивидуального чувственного жизненного опыта. Универсальным он называется потому, что он есть у всех людей, предметным - поскольку его единицы представляют собой преимущественно предметные образы. Стернин 1999: 69. С началом речевой деятельности утверждается предельно общий для любого национального языкового сознания принцип: каждый элемент опыта есть содержание или значение языковой единицы Борискина 2003: 16. Выделяя определенные рубрики опытного знания путем номинации и обобщения и подводя некоторое явление, объект или процесс под одну или несколько таких рубрик─ категорий, человек осваивает универсальное свойство языка ─ его категоризующую способность. Одним из параметров языковой категоризации является метафоричность, так как метафора является когнитивным способом создания языковой картины мира см. там же: 13. Анализируя метафорические выражения, мы получаем доступ к скрытым или забытым семам, которые актуализирует метафора. Имплицитное владение специфической информацией об организации физического и социального мира обеспечивает концептуальный базис для языковой категоризации. Язык имеет дело с мифологическим пониманием вещи (Н.В. Колодина). Допуская, что язык способен членить мир и задавать человеку стереотипы восприятия мира, ученые принимают гипотезу о существовании в любом языке особых образований, регулирующих в определенной степени сочетаемость языковых единиц в речи. Если сущность любой категоризации состоит в подведении под определенную категорию, то описание языковой категоризации мира предписывает нам в качестве базовой единицы языковую категорию. За единицу описания языковой категоризации, вслед за Н.И. Колодиной, в настоящей работе принимается относительно новое в лингвистике понятие − криптокласс, под которым понимается скрытая языковая категория, характеризующаяся тождеством семантического признака составляющих ее слов и проявляющаяся в особенностях лексико − синтаксической сочетаемости. Отсутствие специальных, стандартных показателей категории восполняется наличием других языковых средств, например способности языковой единицы открывать позиции для замещения другой языковой единице. Глаголы, прилагательные, существительные, обладающие классифицирующей или категоризирующей функцией, получают определение классификаторов имен (Колодина 2001: 18). Статус криптокласса обусловлен следующими принципами и условиями его обнаружения: . Изучение его в рамках контекстуального окружения. Вхождение определенной языковой единицы в языковой класс зачастую не обнаруживается явно, позволяя тем самым утверждать, что категориальное членство - прерогатива скрытой грамматики. В отдельных языках некоторые фрагменты языковой картины мира получают явное выражение за счет набора формальных и обязательных для выражения средств, и тогда принято говорить о грамматических категориях рода, вида, одушевленности. . Относительность деления категорий на лексические и грамматические. Об условности выделения грамматических и лексических категорий вели речь многие ученые, они обращали внимание на ту сторону языкового свойства, которая связана с легкостью систематизации, категоризации, распределения мыслительного содержания по разрядам, когда такое распределение обусловливается структурой формальных языков и не требует от говорящего особых усилий мысли. Воспринимая языковую категорию как некоторое содержание, которое в одном языке может выражаться средствами грамматики, тогда как в другом - лексическими средствами, лингвисты делают вывод о том, что разделять категории на чисто лексические и чисто грамматические можно лишь условно (Н.В. Багринцева). . Различение собственной и несобственной сочетаемости слова. Под собственной сочетаемостью понимается такая связь слова, в которой актуализируются семы, отражающие специфику денотата. Так, выражения возжечь огонь, высечь огонь демонстрируют собственную объектную сочетаемость лексемы огонь, так как здесь актуализируются семы, отражающие специфику денотата, а именно, возможность получения огня в результате определенных процедур, например трением. Несобственной сочетаемостью слова называется совокупность словосочетаний с этим словом, в которых актуализируются семы, служащие для отражения любых других сторон его денотата. Иными словами, под несобственной сочетаемостью имеются в виду метонимические, метафорические и другие ненормированные сочетания. Например, "огонь лижет…". . Принципиальная важность различения явных и скрытых языковых категорий. В этой сфере следует указывать на самое важное обстоятельство в понимании языковой категории, касающееся наличия/отсутствия выразительных средств для обозначения категориального членства во внешней структуре языка. Речь идет о наличии помимо явных категорий, т.е. имеющих, в принципе, свои материальные экспоненты (морфологические показатели, чередование гласных, интонация) иных, скрытых или криптотипах, категориальные признаки которых не получают прямого, самостоятельного выражения в грамматических формах языка и сосредоточены в значениях слов и синтаксических связях слов в предложении, где и содержатся имплицитно. Принадлежность языковой единицы к классу - это тот смысл, который запрятан, но, безусловно, проявляется в ее способности сочетаться с определенными единицами. . Взаимодействие когнитивных и языковых процессов. Если признать, что словарный запас как - то систематизирован в сознании, то уместно говорить о различных способах категоризации (т.е. подведение явления, объекта, процесса под определенную рубрику опыта, категорию). Каждый классификатор интересен как обладающий определенной значимостью (т.е. занимающий определенное место в системе связей и отношений). Значимость проявляется в синтаксических свойствах физических коммуникативных единиц, то есть в текстах, как единственно доступных непосредственному исследованию. Подобное знание хранится в словоупотреблении. Значения не даны в непосредственном наблюдении, они подлежат толкованию, а толкование предполагает обращение к смыслам, которые автор пытается систематизировать с помощью семантических примитивов. Не вызывает сомнения, что при образном употреблении слово не утрачивает важнейших признаков прямого значения. Таким образом, значения анализируемых лексем выступают как сложные целостные образы с определенным набором свойств, из которых рассмотрению подлежат составляющие внутренней формы слова с учетом актуализирующей функции контекста. . Соотнесенность семантических оппозиций и их нейтрализаций. Если рассматривать систему криптоклассов как систему бинарных оппозиций, то интерпретировать членство анализируемых имен и в маркированном и в немаркированном криптоклассе возможно через понятие нейтрализации оппозиции. Нейтрализация-способ существования оппозиций. Примером нейтрализации может служить словосочетание огонь течет в оппозиции жидкие - нежидкие. Способность одних языковых единиц открывать позиции для замещения другим единицам выступает в виде категоризующей или классифицирующей функции данного слова по отношению к другим словам. Таким образом, представляется возможным рассматривать глаголы, прилагательные, существительные, входящие в контекстуальное окружение, в качестве классификаторов существительных Н.В. Колодина 2001: 21. Выводы по главе Ι В теоретической части работы были рассмотрены основные понятия, необходимые для исследования понятия "концепт". Так, было установлено, что концепт представляет собой сложное ментальное образование, содержащее в себе информацию о национальных, самобытных знаниях народа и способное сохранять и из поколения в поколение передавать полученные знания о мире. Он выступает в качестве единицы картины мира, которая складывается из представлений человека об окружающей действительности и является результатом его духовной активности. Концепт определяется как многоплановое образование и включает в себя не только представления народа о мире, действительности, что позволяет говорить о языковой картине мира нации, но отражает личностное, чувственное восприятие действительности, и это дает возможность выделять языковую картину мира отдельной личности, в частности, отдельного автора. В художественном тексте концепт эстетически трансформируется, становясь "художественным концептом", позволяющим, в силу своей доступности восприятию, выявить особенности мировоззрения, языковой картины мира автора, говорить о своеобразии его идеостиля как истетически организованной системе словесных форм, воплощающих в тексте мировидение писателя. С началом речевой деятельности утверждается предельно общий для любого национального языкового сознания принцип: каждый элемент опыта есть содержание или значение языковой единицы. Выделяя определенные рубрики опытного знания путем номинации и обобщения и подводя некоторое явление, объект или процесс под одну или несколько таких рубрик- категорий, человек осваивает универсальное свойство языка - его категоризующую способность. Допуская, что язык способен членить мир и задавать человеку стереотипы восприятия мира, ученые принимают гипотезу о существовании в любом языке особых образований, регулирующих в определенной степени сочетаемость языковых единиц в речи, криптоклассов, под которыми понимается скрытая языковая категория, характеризующаяся тождеством семантического признака составляющих ее слов и проявляющаяся в особенностях лексико-синтаксической сочетаемости. Объектом данного исследования является конкретный концепт "огонь". Выбор объясняется тем, что огонь относится к самым значимым и жизненно важным для человека явлениям. В ходе исследования удалось выявить истоки формирования данного концепта, что позволило сделать вывод о символическом наполнении данного концепта, берущем начало в древних культурах. Античные взгляды на формирование концепта "Feuer" необходимы для целей настоящего исследования, чтобы наиболее точно и полно проанализировать современный концепт, проникнуть в его базовый образ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.007 с.) |