Формирование концепта огня и его отражение в немецкой национальной картины мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование концепта огня и его отражение в немецкой национальной картины мира



Для того чтобы наиболее полно выявить и представить все понятийные и образные признаки исследуемого концепта "Feuer", а тем более проникнуть в его базовый образ, было бы правильным проследить основные этапы формирования данного концепта, выявить, каковы наиболее распространенные взгляды на понимание данной стихии, начиная с древних времен. Такое явление природы как огонь, концептуализация которого в немецком языке составляет тему настоящего исследования, существует в виде широкого понятия, заключающего в себе отражение практически всех сфер жизнедеятельности человека, и, кроме того, содержит символическое наполнение.

Рассмотрим данное понятие в рамках древних культур, мифология которых наиболее ярко отражает восприятие людьми данного явления.

Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий). Символами центров Высшего Сознания являются огни Брамы, которых насчитывается около 49. Саламандра - знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. Согласно средневековым поверьям саламандра, символика которой использовалась в магии, обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию.

В религиозных текстах выделяется гнездо синонимов: свет - блеск - огонь - горение - теплота. Понятие о Боге служит фундаментальным в этом ряду синонимов. В богословии, как и мифологии, действие огня распадается на две основные фазы: ассоциация огня с Богом, то есть творение жизни, и, с другой стороны - очистительная, уничтожающая зло сила. Высший религиозный образ огня - небесный огонь, излучающий свой свет на землю. Вера в бога ассоциируется с божественным огнем в груди человека. В огненной реке сгорают грешники. Уничтожению огнем подлежат следующие пороки: властолюбие, ненависть, воровство, гнев, зависть. Зажженная свеча в церкви осуществляет символическую духовную связь молящегося с Богом.

В качестве мужской, активной и невещественной стихии он противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Так, например, в Библии с образом Яхве связываются, прежде всего, огонь и ветер. Огонь сопровождает явление Бога, Святой Дух сходит на апостолов в виде языков пламени. Священный негасимый огонь в храме Соломона воспринимается как манифестация присутствия божества. Языки пламени как символ божественности изображались над головами различных мифологических и культовых персонажей во многих странах Востока.

В египетской иероглифике огонь соотносится с представлениями о высоком положении и власти, становясь символом духовной энергии, а также связывается с понятиями жизни и здоровья.

Сравнивая восприятие огня представителями различных древних культур, мы приходим к одному единственному выводу: сакрализация огня обусловлена его чудесными, в понимании архаического сознания, способностями: уничтожая растения, он превращает их в вещество, удобряющее землю; ярко светит ночью, может быть перенесен с одного места на другое; если его постоянно питать, обретает вечную жизнь; при кремации отделяет тело от души; отгоняет хищных животных и насекомых, которые вызывают болезни. Огонь считается персонифицированной, одушевленной, живой силой: он стремительно движется; пожирая все живое, остается голодным; он питается и растет, превращаясь в гигантское пламя; будучи красного цвета, он уподобляется человеческой крови; жар огня схож с теплом человеческого тела.

Магическую силу огня мы можем проследить, изучая и способы его возникновения. Огонь предстает и как небесный, и как земной по своему происхождению: он нисходит на землю вместе с молнией, и он же живет в вулканах под землей. В целом огонь наделяется амбивалентной символикой, подобно воде. Огонь очага - это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Огонь противостоит воде, но и тесно связан с ней: он магическим образом отгоняет дождь, но также своим дымом привлекает дождевые облака во время засухи. С огнем в переносном смысле ассоциировался верховный суд над человеком. Отдавать часть огня из домашнего очага, делиться огнем - считалось плохой приметой. "Живой огонь" наши предки добывали три раза в году - в зимний солнцеворот, день весеннего равноденствия и летний солнцеворот. Этот ритуальный огонь разносили по всем домам, считалось, что он обладает очистительной силой.

У Гераклита огонь - то, что лежит в основе всего сущего, и то, из чего все возникает. Как посредник между формами, исчезающими и формами создающимися, огонь, подобно воде, является символом преобразования и перерождения.

В то же время возникновение космоса из огня Гераклит определяет как "путь вниз", "недостаток огня" (инволюцию). Душа по своей сути есть огненная субстанция, все лучшее в ней связано с огнем, тогда как худшее - пороки, чувственность - с водой ("душам смерть - воде рожденье"). Огонь - также воплощение меры, логоса, объективного закона мироздания; сам логос предстает как огонь ума filosof.historic.ru.

Миф об обретении огня фиксирует выделение человека из мира природы. Особый статус закрепляется в этой связи за женщиной как хранительницей домашнего очага. Во многих традициях распространены мифы о предках, героях и животных, которые даровали людям огонь. Культурные герои приносят его с небес, нередко с другими благами. При этом огонь нередко оказывается связанным с кузнечным ремеслом. Греческий культурный герой Прометей крадет огонь у кузнеца Гефеста. Персонаж мифологии догонов (Мали), первый кузнец Номмо, приносит на землю огонь и первые полевые плоды. В других местах огонь приносят людям птицы или животные, например, собака (особенно в Африке), возможно, потому, что она непосредственно связывается с домашним очагом.

В вулканических областях огню приписывается подземное происхождение. Мауи, герой мифа, похищает его у демонической прародительницы Махуик в глубине земли и помещает в дерево; с тех пор огонь получают из древесины (например, трением). В традициях с развитым культом предков огонь (как и другие блага) считается принесенным из загробного мира (как в Восточной Африке). Существование в огне (ср. образ саламандры) и прохождение через огонь (в различных ритуальных практиках) являются образами трансгрессии и символизируют выход за пределы человеческих возможностей.

Данная информация позволяет нам объяснить причину того, что современное понимание огня не ограничивается восприятием данного явления как природной стихии и отражает всю сложность и многомерность данного понятия.

Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных животных. Огнем окуривали жилище, чтобы в символическом и прямом смысле произвести очищение. Огонь связан с культом семьи, домашнего очага, он символизировал изобилие и благополучие. Поскольку любовь часто связывалась с образом огня, то огонь часто использовался в любовной магии. Здесь он получает самое разное воплощение: огненная стрела, огненная река, огненный змей. Причем выступает он в любовной магии в двух ипостасях: огонь в истинно природном смысле и огонь как жар души. Кроме любви огонь передает и другие человеческие качества. Человеческая душа уподобляется огню, и, когда человек умирает, она постепенно угасает как светильник, факел или свеча.

Образ огня в мифологии иногда преобретал антропоморфные черты: это как бы существо с весьма своенравным характером, которое ест и пьет подобно человеку, а рассердившись может уничтожить - отсюда происходит ряд фразеологизмов "brennt wie Feuer", "Feuermund". Последствие горения огня - дым - тоже в своих ассоциациях восходил к очистительной силе огня.

Применение методов концептуального анализа, а так же знание закономерностей криптоклассной организации наших представлений о первостихиях позволяют установить, какие стороны категоризуемого явления осмысливаются немецким языковым сообществом как наиболее существенные и значимые.

Мера существенности определенного образа первостихий для языкового сознания и степень узуализированности его значимости определялась через частотность речевых реализаций как явной, так и скрытой категориальной активности классифицируемых единиц. Учитывая вышеизложенный материал о мифологическом понимании огня мы можем сделать вывод о языковом знании об огне.

Языковое знание об огне по данным немецкого языка состоит в значительной мере из представлений огня диким зверем: кидается, бросается, рвется, врывается, кусает, жалит. Очевидно, объяснение кроется в первостепенности стойких ассоциаций для национального сознания немцев огня с опасностью. Значимыми являются типичные для огня свойства "жечь" и "быть разжигаемым". Существенно уподобление огня человеку: подчеркивается наличие у огня головы, тела, рук, которыми он трогает, берет, опутывает, цепляется, бъет, накрывает, обнимает, а так же лица, в частности, рта, которым он поглощает все, что встает на его пути. Немецкий язык приписывает ему статус волевого, целесообразного, чувствующего деятеля: злится, торопится, догоняет, ждет, отступает, бывает добрым, злым, жадным, веселым. Важно представление огня подвижным: шевелится; ходячим: ходит, перебирается, крадется, ползет, прыгает, бегает; питающимся: ест, лижет, поглощает, пожирает, его приходится кормить, потому что он может быть ненасытным; смертным: становится слабым, умирает и вновь оживает. Немецкий язык категоризует огненную стихию как физический объект стабильной формы: его можно бросить, взять; он подобен делимому веществу: разбрасывать, кидать, поддерживать, сдерживать. Огонь моделируется по типу водяного тела: течет, струится, растекается, его можно пролить, глотать. Менее значимым, но тем не менее, типичным является представление огня объектом, имеющим форму предметов окружающей действительности: столб, сноп, облако.

Лексическая единица Feuer и функционально тождественная ей лексическая единица Flamme интересуют нас как имена природной стихии, в значении "огненного жара, пламени".

В заключение можно сделать вывод, что образ огня является центральным и фокусирующим в трактовке мироздания и жизненных процессов как в мифологии, так и в богословии, и как следствие получает языковую репрезентацию в разных языках. Концептуализация огня и языковая репрезентация концепта "Feuer" в современном немецком языке исследуется исходя из вышеприведенных обобщений универсального характера, касающихся специфики формирования в человеческом сознании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.009 с.)