Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Концепт в языковой картине мира и его системное описаниеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Институт иностранных языков Кафедра немецкой филологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: "КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОГНЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА"
Исполнитель: выпускник немецко-английского отделения Ю.Б. Ширшова Руководитель: доктор филологических наук, профессор Н.В.Ушкова Рецензент: доктор филологических наук, профессор В.Б. Гольдберг
Тамбов 2010 СОДЕРЖАНИЕ лингвистический концептуализация когнитивный огонь Введение Глава I. КОНЦЕПТ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА И ЕГО СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ . Теоретические основы лингвистического исследования картины мира Языковая картина мира как модель субъективного образа объективного мира Понятие концепта в рамках художественного произведения . Лингвистический анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках когнитивного подхода Системное описание структуры концепта посредством концептуального анализа 2.2 Выделение криптоклассов как принцип системного описания концепта Выводы по главе Ι Глава ІІ. ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ОГНЯ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Формирование концепта огня и его отражение в немецкой национальной картине мира . Концептуализация огня в семантическом пространстве немецкого языка Понятийная составляющая концепта "Feuer" 2.2 Образная составляющая концепта "Feuer" Выводы по главе ΙІ Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Выбор имени первостихии в качестве объекта исследования мотивирован максимальной степенью значимости этого концепта в формировании языкового знания и, более того, культурного опыта всего человечества. Мировоззрение и культура человека наилучшим образом отражается в понятиях, обозначающих самые значимые и жизненно важные для человека вещи и явления, к которым и относится огонь. Предмет ом исследования в настоящей работе является концепт огня в немецкой лингвокультуре, исследуемый на материале разнообразных источников, включая произведения художественной литературы. В качестве объект а исследования выступают средства языковой репрезентации, обеспечивающие концептуализацию огня, преимущественно, языковые единицы лексического уровня.
Актуальность темы обусловлена задачами исследования концепта "Feuer" в рамках когнитивного подхода. Изучение концептов относится к антропоцентрическому направлению в языкознании и к когнитивной лингвистике (как одной из отраслей данного направления). В рамках данного направления язык рассматривается как часть общего когнитивного механизма человека. Язык выражает знаковым способом то, как человек воспринимает действительность и перерабатывает её в своём сознании. Следовательно, изучая особенности языков, можно сделать конкретные выводы о мышлении и мировоззрении носителей языка. Изучение языка в неотрывной связи с человеком, с человеческой культурой, мышлением, мировоззрением представляет собою актуальную задачу современной лингвистики, и, в частности, настоящего исследования. Цель ю данной работы является попытка исследования образной концептуализации огня на материале немецкого языка. В соответствии с выше заявленной целью поставлены следующие задачи: . теоретические: . изучить на основании анализа источников теоретического материала свойства концепта как ментального образования, представляющего собой элемент картины мира; . рассмотреть процесс концептуализации как индивидуально-авторское осмысление действительности; . вскрыть процедуру выявления скрытых категорий в рамках существующих подходов; . практические: 2.1. выявить лексические единицы, репрезентирующие концепт "Feuer"и обеспечивающие первичную концептуализацию огня; 2.2. сформировать криптоклассы, отражающие концептуализацию различных элементов картины мира посредством исследуемых лексических единиц; 2.3. выявить индивидуально-авторские репрезентации концепта огня. Методологической базой проведенного исследования являются труды отечественных ученых И.А. Стернина, Н.Н. Болдырева, В.И. Карасика, З.Д. Поповой и др. Для решения перечисленных задач применяется комплексная методика: наряду с лингвистическим описанием с опорой на общенаучные наблюдения, обобщения, описания и сопоставления используются собственно лингвистические методы анализа словарных дефиниций и концептуального анализа.
Источниками фактического материала исследования послужили данные авторитетных толковых словарей немецкого языка, таких как Duden, Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache von Klappenbach, Langenscheids Worterbuch Deutsch als Fremdsprache, Wahrig, немецкие Интернет - сайты, художественные произведения немецкой литературы XX века, преимущественно Э.М. Ремарка. Общий объём корпуса исследуемого материала составил около 400 примеров. Новизна исследования состоит в том, что концепт огня рассматривается как элемент наивной картины мира, что представляется наименее изученной сферой обширной научной проблематики концептуализации природных явлений. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейшем исследовании концептосферы современного немецкого языка в её обогащении, изменении и развитии, в чём состоит определённая практическая значимость данного исследования. Достоверность работы обусловлена содержанием теоретической главы, представляющей собой систематизацию знаний, полученных из работ выдающихся как отечественных, так и зарубежных лингвистов, а так же достаточно объемным корпусом практического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведенного исследования были решены теоретические задачи: были рассмотрены понятия языковой и концептуальной картины мира; исследованы свойства концепта как ментального образования и когнитивной единицы; изучено понятие "художественный концепт" как производное когнитивной единицы; была проанализирована процедура выявления как базовых, так и скрытых категорий концепта. В рамках исследования удалось реализовать практические задачи: был выявлен круг лексической сочетаемости ключевого слова (имени заданного концепта) путем сплошной выборки; подобран набор категорий в ходе анализа значения языковых единиц, репрезентирующих концепт огня; выявлены и описаны индивидуально-авторские репрезентанты концепта. В ходе анализа лексического материала были зафиксированы основные стороны категоризуемого явления, осмысливающиеся немецким языковым коллективом как наиболее существенные и значимые. Мера существенности определенного образа первостихий для языкового сознания и степень узуализированности его значимости определялась через частотность речевых реализаций скрытой категориальной активности классифицируемых единиц. Рассмотренные в рамках предпринятого исследования словарные дефиниции, лексемы и фразеосочетания из состава лексико-фразеологической системы языка и свободные словосочетания позволяют выявить некоторые особенности концепта огонь в наивной картине мира, при этом они являются лишь частью репрезентаций концепта, требующих, несомненно, комплексного анализа. В связи с выявленными в ходе нашего исследования содержательными признаками концепта представляется возможным определить его специфику в немецком языке: концепт "Feuer" является одним из основных культурных концептов в немецкой концептосфере. Список словарей 1. Duden 1986: Sinn- und Sachverwandte Worter: Worterbuch der treffenden Ausdrucke/ Hrsg. und bearb. von W. Mtiller. - 2., neu bearbeitete, erw. und aktualisierte Aufl. - Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich: Bibliographisches Institut, 1986.- (der Duden; Bd.8).-800 S. .Duden 1996: Deutsches Universalworterbuch/hrsg. und bearb. vom Wissenschaftlichen Rat und den mitarbeitern der Dudenredaktion, 1996
3. Duden 1998: Bedeutungsworterbuch - 2., vollig neu bearbeitete und erweiterte Auflage. Herausgegeben und bearbeitet von Wolfgang Muller unter Mitwirkung folgender Mitarbeiter der Dudenredaktion: Wolfgang Eckey, Jurgen Folz, Rudolf Koster. (der Duden; Bd.10). Dudenverlag Mannheim Leipzig Wien Zurich. Der Duden in 12 Bd., 1998. 690 S. 4. Gerhard Wahrig. Deutsches Worterbuch. neu hrsg. von Dr. Renate Wahrig-Burfeind. Mit einem "Lexikon der deutschen Sprachlehre", vollst. neu bearb. und akt. Aufl.- Gutersloh/Munchen: Wissen Media Verlag Gmbh, 2002. 5.Klappenbach R., Steinitz W. Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache hrsg. von Ruth Klappenbach und Wolfgang Steinitz, bearb. von G. Kempcke, R.Klappenbach, H.Malige- Klappenbach - Berlin: Akademie-Verlag, 1977. Институт иностранных языков Кафедра немецкой филологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: "КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОГНЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА"
Исполнитель: выпускник немецко-английского отделения Ю.Б. Ширшова Руководитель: доктор филологических наук, профессор Н.В.Ушкова Рецензент: доктор филологических наук, профессор В.Б. Гольдберг
Тамбов 2010 СОДЕРЖАНИЕ лингвистический концептуализация когнитивный огонь Введение Глава I. КОНЦЕПТ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА И ЕГО СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ . Теоретические основы лингвистического исследования картины мира Языковая картина мира как модель субъективного образа объективного мира Понятие концепта в рамках художественного произведения . Лингвистический анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках когнитивного подхода Системное описание структуры концепта посредством концептуального анализа 2.2 Выделение криптоклассов как принцип системного описания концепта Выводы по главе Ι Глава ІІ. ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ОГНЯ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Формирование концепта огня и его отражение в немецкой национальной картине мира . Концептуализация огня в семантическом пространстве немецкого языка Понятийная составляющая концепта "Feuer" 2.2 Образная составляющая концепта "Feuer" Выводы по главе ΙІ Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Выбор имени первостихии в качестве объекта исследования мотивирован максимальной степенью значимости этого концепта в формировании языкового знания и, более того, культурного опыта всего человечества. Мировоззрение и культура человека наилучшим образом отражается в понятиях, обозначающих самые значимые и жизненно важные для человека вещи и явления, к которым и относится огонь.
Предмет ом исследования в настоящей работе является концепт огня в немецкой лингвокультуре, исследуемый на материале разнообразных источников, включая произведения художественной литературы. В качестве объект а исследования выступают средства языковой репрезентации, обеспечивающие концептуализацию огня, преимущественно, языковые единицы лексического уровня. Актуальность темы обусловлена задачами исследования концепта "Feuer" в рамках когнитивного подхода. Изучение концептов относится к антропоцентрическому направлению в языкознании и к когнитивной лингвистике (как одной из отраслей данного направления). В рамках данного направления язык рассматривается как часть общего когнитивного механизма человека. Язык выражает знаковым способом то, как человек воспринимает действительность и перерабатывает её в своём сознании. Следовательно, изучая особенности языков, можно сделать конкретные выводы о мышлении и мировоззрении носителей языка. Изучение языка в неотрывной связи с человеком, с человеческой культурой, мышлением, мировоззрением представляет собою актуальную задачу современной лингвистики, и, в частности, настоящего исследования. Цель ю данной работы является попытка исследования образной концептуализации огня на материале немецкого языка. В соответствии с выше заявленной целью поставлены следующие задачи: . теоретические: . изучить на основании анализа источников теоретического материала свойства концепта как ментального образования, представляющего собой элемент картины мира; . рассмотреть процесс концептуализации как индивидуально-авторское осмысление действительности; . вскрыть процедуру выявления скрытых категорий в рамках существующих подходов; . практические: 2.1. выявить лексические единицы, репрезентирующие концепт "Feuer"и обеспечивающие первичную концептуализацию огня; 2.2. сформировать криптоклассы, отражающие концептуализацию различных элементов картины мира посредством исследуемых лексических единиц; 2.3. выявить индивидуально-авторские репрезентации концепта огня. Методологической базой проведенного исследования являются труды отечественных ученых И.А. Стернина, Н.Н. Болдырева, В.И. Карасика, З.Д. Поповой и др. Для решения перечисленных задач применяется комплексная методика: наряду с лингвистическим описанием с опорой на общенаучные наблюдения, обобщения, описания и сопоставления используются собственно лингвистические методы анализа словарных дефиниций и концептуального анализа. Источниками фактического материала исследования послужили данные авторитетных толковых словарей немецкого языка, таких как Duden, Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache von Klappenbach, Langenscheids Worterbuch Deutsch als Fremdsprache, Wahrig, немецкие Интернет - сайты, художественные произведения немецкой литературы XX века, преимущественно Э.М. Ремарка. Общий объём корпуса исследуемого материала составил около 400 примеров. Новизна исследования состоит в том, что концепт огня рассматривается как элемент наивной картины мира, что представляется наименее изученной сферой обширной научной проблематики концептуализации природных явлений.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейшем исследовании концептосферы современного немецкого языка в её обогащении, изменении и развитии, в чём состоит определённая практическая значимость данного исследования. Достоверность работы обусловлена содержанием теоретической главы, представляющей собой систематизацию знаний, полученных из работ выдающихся как отечественных, так и зарубежных лингвистов, а так же достаточно объемным корпусом практического материала.
ГЛАВА I. КОНЦЕПТ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА И ЕГО СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.032 с.) |