Рабби Ишмаэл восходит на небеса, чтобы узреть видение меркавы; Господь Бог поручает Метатрону покровительствовать Ему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабби Ишмаэл восходит на небеса, чтобы узреть видение меркавы; Господь Бог поручает Метатрону покровительствовать Ему



Введение

В книге представлены русский перевод и исследования еврейской книги 3 Еноха (или Книги небесных Дворцов, которая была создана на еврейском языке между II и VIII/IX вв. н. э.), в ряде важных аспектов продолжающей и развивающей мистико-эзотерическую традицию 1 Еноха. Книги Еноха оказали значительное влияние на развитие иудаистской и христианской теологии, ангелологии, космологии, антропологии и психологии, представлений о трансцендентном мире и бессмертии, апокалиптических, мессианско-эсхатологических и сотериологических доктрин, мистицизма, каббалистических учений. В новозаветном Послании апостола Иуды (стихи 14–15) ветхозаветная книга Еноха отнесена к пророческой литературе. Полагают, что описания небесных видений в книгах Еноха послужили прообразом для "Божественной комедии" Данте и "Потерянного Рая" Мильтона.

А. Б. Сомов, А. А. Ткаченко

ГЛАВА 1

Рабби Ишмаэл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Метатрону покровительствовать ему

И ходил Енох с Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Бытие 5:24)

Рабби Ишмаэл сказал:

(1) Когда я поднялся ввысь, чтобы узреть видение Меркавы, [2] я вошел в шесть Дворцов, [3] один внутри другого; [4] (2) когда же я достиг входа в седьмой Дворец, я остановился в молитве пред Святым, будь Он Благословен; [5] (затем), подняв глаза свои вверх, [6] я сказал: (3) "Глава мироздания, [7] прошу Тебя, чтобы Ты удостоил меня сейчас полномочием [8] Аарона, сына Амрама, возлюбившего мир и стремившегося к миру, который получил венец священства пред Твоей Славой на горе Синай, дабы князь Кацпиэл [9] и ангелы, которые с ним, не могли иметь власти надо мной и не сбросили меня с небес".

(4) Тотчас Святой, будь Он Благословен, призвал мне на помощь Своего Слугу, ангела Метатрона, князя Божественного Присутствия. [10] И он, расправив крылья свои, устремился ко мне с большой радостью, дабы спасти меня от их руки.

(5) И он взял меня за руку пред их глазами и сказал мне: "Входи с миром пред Лице Царя Высокого и Возвышенного, [11] дабы воззреть на подобие Меркавы".

(6) Затем я вошел в седьмой Дворец, и он провел меня к стану Шехины [12] и поместил меня перед Троном Славы, дабы я мог узреть Меркаву.

(7) Но как только князья [13] Меркавы взглянули на меня и пылающие серафимы [14] остановили свой взор на мне, я, трепеща, отпрянул и упал, пораженный излучением их глаз и ярким сиянием их лиц, доколе Святой, будь Он Благословен, не упрекнул их и не сказал: (8) "Слуги Мои, Мои серафимы, Мои керувимы [15] и Мои офаннимы! [16] Сокройте глаза свои от Ишмаэла, Моего сына, Моего друга, Моего возлюбленного и славного, дабы он не дрожал и не трепетал так!" (9) Тотчас Метатрон, князь Божественного Присутствия, подошел и привел меня в чувство и поставил меня на ноги, (10) но еще в течение (целого) часа у меня не было достаточно сил, чтобы спеть Гимн перед славным Троном славного Царя, Могуществен

... нейшего из царей, Превосходнейшего из владык.

(11) По прошествии часа Святой, будь Он Благословен, отворил предо мной врата Шехины, врата мира, врата мудрости, врата силы, врата могущества, врата речи, врата песни, врата освящающего восхваления, врата воспевания. Он просветил мой взор и мое сердце, дабы я воспел гимн, (произнес) восхваление, (выразил) ликование и благодарение, (воспел) песнь, славу, величие, хвалу и силу. И когда я открыл свои уста и стал произносить восхваления перед Троном Славы, святые хаййот, [17] находившиеся под Троном Славы и над Троном, вторили мне, говоря:

Свят, Свят, Свят

и

Благословенна Слава Господа от места своего!"

(Ср.: Исайя 6:3 и Иезекиил 3:12. — И. Т.)

ГЛАВА 2

Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишмаэла

Рабби Ишмаэл сказал:

(1) В это время орлы [18] Меркавы, пылающие офаннимы и серафимы поедающего огня спросили Метатрона и сказали ему: (2) "Отрок, [19] почему ты позволил рожденному женщиной войти и воззреть на Меркаву? Из какого народа, из какого племени он? Каковы его особенности?"

(3) Метатрон ответил и сказал им:

"Он из народа Израиля, который Святой, будь Он Благословен, избрал в качестве Своего народа из семидесяти языков. [20] Он из колена Левия, которое возносит возношения [21] Его Имени, из семени Аарона, которого избрал Святой, будь Он Благословен, дабы он был Ему служителем и на которого Он возложил венец священства на Синае".

(4) Тотчас они стали говорить: "Этот человек достоин воззреть на Меркаву, как написано:

Блажен народ, у которого это есть;

Блажен народ, у которого Бог — Господь (Псалом 144[143]:15".

ГЛАВА 3

У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его "Отроком"

Рабби Ишмаэл сказал:

(1) Тогда я спросил Метатрона, Ангела, князя Божественного Присутствия. Я сказал ему: "Как твое имя?" (2) Он ответил мне: "У меня семьдесят имен, соответственно семидесяти народам мира, и все они основываются [22] на Имени Царя царей царей; [23] однако мой Царь называет меня "Отроком" (Наар)".

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

ГЛАВА 7

ГЛАВА 8

ГЛАВА 9

ГЛАВА 10

Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — Имя их Царя

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Затем Святой, будь Он Благословен, сделал для меня трон, подобный Трону Славы, [72] и Он распростер над ним сверкающее покрывало сияния, блеска, яркости, красы, прелести и благости, подобное покрывалу Трона Славы, которое вместило все разнообразие сияния светил мироздания. [73] (2) Он поместил его у дверей седьмого Дворца и усадил меня на нем.

(3) И вестник вступал на каждое небо и говорил: [74] "Это Метатрон, Мой слуга. Я сделал его князем и правителем над всеми князьями Моих царств и над всеми сынами небес, [75] за исключением восьми великих князей, почитаемых и уважаемых, в имени которых присутствует Имя YHWH — Имя их Царя. [76] (4) И всякий ангел, и всякий князь, у которого есть слово, (которое он хотел бы) сказать в Моем Присутствии, пусть идет к нему и говорит ему. [77] И всякое повеление, которое он даст вам Моим Именем, исполняйте и осуществляйте.

(5) И Я стал для него Князем Мудрости и Князем Разумения, [78] дабы обучить его премудрости небесной и земной, премудрости этого мира и Грядущего мира. [79] (6) Кроме того, Я поставил его над всеми сокровищницами Дворцов Аравот и над всеми хранилищами жизни, которые у Меня есть в выси небесной".

ГЛАВА 11

ГЛАВА 12

Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его "Малым YHWH"

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

Из любви, которую Он испытывает ко мне, (любви) большей, чем ко всем сынам высот, [89] Святой, будь Он Благословен, создал для меня величественные одежды, на которых разместились все роды светил, [90] и Он одел их на меня. И Он создал для меня плащ славы, в котором заключались [91] сияние, излучение, сверкание и блеск всех видов, и Он завернул меня в него. И Он создал для меня царственный венец, [92] в котором было 49 сверкающих камней, каждый, как солнечная орбита, [93] и его блеск сиял в четырех четвертях (небесной) тверди Аравот, во всех семи (небесных) твердях и в четырех четвертях мира. Он возложил мне его на голову и дал мне имя "Малый YHWH" пред всей Своей свитой [94] (букв. "семейством". — И. Т.) в выси, как написано: "Мое Имя в нем". [95] (Исход 23:21) [96]

ГЛАВА 13

ГЛАВА 14

ГЛАВА 15(A)

[107]

ГЛАВА 16

Метатрон и Ахер

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, сказал мне: [113]

(1) Первоначально я восседал на великом троне у дверей в Седьмой Зал, и я судил всех обитателей высот [114] властью Святого, будь Он Благословен. И я распределял величие, царственность, ранг, суверенность, славу, хвалу, венцы и короны, и почести среди всех князей царств, когда я восседал [115] в небесном Суде (Йешива). И князья царств стояли подле меня, справа и слева — властью Святого, будь Он Благословен.

(2) Но когда Ахер [116] появился, чтобы узреть видение Меркавы, он остановил свой взор на мне — испугался и затрепетал предо мной. Его душа настолько встревожилась, что была готова покинуть его из-за его страха, трепета и ужаса предо мной, когда он увидел меня сидящим на троне, подобно царю, вместе с ангелами-служителями, стоящими рядом со мной, подобно слугам, и всеми князьями царств, увенчанными венцами, [117] стоящими вкруг меня. (3) Тогда он открыл свой рот и сказал: "Вот, на небе две Власти!" [118] (4) Тотчас Бат Кол (Божественный Голос. — И. Т.) раздался из Присутствия Шехины [119] и сказал:

"Возвратитесь, мятежные дети (Иеремия 3:22), — кроме Axepa!" [120]

(5) Затем Анафиэл [121] YHWH, почитаемый, прославленный, возлюбленный, чудесный, страшный и ужасный князь, пришел по повелению Святого, будь Он Благословен, и поразил меня шестьюдесятью ударами огненных плетей [122] и заставил меня встать на ноги. [123] [124]

ГЛАВА 17

ГЛАВА 18

Ангельская иерархия

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, сказал мне:

(1) Ангелы первого неба, когда они видят своего князя, то сходят с коней и падают ниц.

А князь первого неба, когда он видит князя второго неба, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

А князь второго неба, когда он видит князя третьего неба, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

А князь третьего неба, когда он видит князя четвертого неба, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

А князь четвертого неба, когда он видит князя пятого неба, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

А князь пятого неба, когда он видит князя шестого неба, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

А князь шестого неба, когда он видит князя седьмого неба, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(2) А князь седьмого неба, когда он видит 72 князя царств, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(3) А 72 князя царств, когда они видят стражей врат [138] первого дворца, который (расположен) на Аравот, высшем небе, снимают царские венцы с голов своих и падают ниц.

А стражи врат первого Дворца, когда они видят стражей врат второго Дворца, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

А стражи врат второго Дворца, когда они видят стражей врат третьего Дворца, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

А стражи врат третьего Дворца, когда они видят стражей врат четвертого Дворца, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

А стражи врат четвертого Дворца, когда они видят стражей врат пятого Дворца, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

А стражи врат пятого Дворца, когда они видят стражей врат шестого Дворца, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

А стражи врат шестого Дворца, когда они видят стражей врат седьмого Дворца, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

(4) А стражи врат седьмого Дворца, когда они видят четырех великих и почитаемых князей, которые руководят четырьмя станами [139] Шехины, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц. [140]

(5) Четыре великих князя, когда они видят Тагаца, [141] князя великого, чествуемого песней и восхвалением и (стоящего) во главе сынов неба, то снимают венцы славы с голов своих и падают ниц.

(6) Тагац, великий и почитаемый князь, [142] когда он видит Бараттиэла, [143] великого князя, на кончиках пальцев которого распростерта (высь) Аравот, [144] то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(7) Бараттиэл, великий князь, когда он видит Хамона, великого, устрашающего, почитаемого, прекрасного и наводящего ужас князя, который приводит в содрогание обитателей высот, когда подходит время произносить "Трижды Свят" (т. е. Кедушшу. — И. Т.), как написано:

От грозного [145] гласа побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена (Исайя 33:3), —

то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(8) Хамон, великий князь, когд а он видит Татрасиэла [146] YHWH, великого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(9) Татрасиэл YHWH, великий князь, когда он видит Атругиэла [147] YHWH, великого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(10) Атругиэл YHWH, великий князь, когда он видит Нааририэла [148] YHWH, великого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(11) Нааририэл YHWH, великий князь, когда он видит Саснигиэла YHWH, великого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(12) Саснигиэл YHWH, князь, когда он видит Зазриэла YHWH, великого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(13) Зазриэл YHWH, князь, когда он видит Гевуратиэла YHWH, князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(14) Гевуратиэл YHWH, князь, когда он видит Арафиэла [149] YHWH, князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(15) Арафиэл YHWH, князь, когда он видит Ашройилу [150] YHWH, князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(16) Ашройилу YHWH, князь, глава каждого заседания небесной академии, [151] когда он видит Галлицура YHWH, князя, который открывает все секреты Торы, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(17) Галлицур YHWH, князь, когда он видит Закзакиэла YHWH, князя, который назначен записывать заслуги Израиля [152] на Троне Славы, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц.

(18) Закзакиэл YHWH, великий князь, когда он видит Анафиэла [153] YHWH, князя, который хранит ключи дворцов неба Аравот, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц. Почему его зовут Анафиэл? Потому что ветвь (анаф) его величия, славы, венца, сияния и великолепия осеняет все залы Аравот, высшего неба, подобно Славе Творца мира. Подобно тому, как написано о Творце мира:

Покрыло небеса Величие Его, и Славой Его наполнилась земля (Аввакум 3:3), —

так и величие и слава Анафиэла YHWH, князя, осеняет все залы высшего (неба) Аравот.

(19) Анафиэл YHWH, когда он видит Сотер Ашиэла YHWH, великого, ужасного и почитаемого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц. Почему его зовут Сотер Ашиэл (т. е. "Тот, кто раздувает огонь Божий". — И. Т.)? Потому что он предназначен служить в Божественном Присутствии и (быть) над четырьмя главами огненной реки (нехар ди-нур) [154] — напротив Трона Славы; и всякий князь, который желает выйти или войти в Присутствие Шехины, может сделать это только с его позволения, потому что печати четырех глав огненной реки [155] доверены ему на хранение. Кроме того, его называют Сотер Ашиэл, потому что его рост — 70 000 мириад парасангов, и он раздувает огонь огненной реки, и он выходит и входит в Присутствие Шехины, чтобы разъяснять записи, касающиеся обитателей земли, как написано:

Судьи сели, и книги раскрылись (Даниил 7:10).

(20) Сотер Ашиэл YHWH, князь, когда он видит Шокед Хози YHWH, великого, могущественного, ужасного и почитаемого князя, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц. Почему его имя Шокед Хози ("Бдящий-зрящий". — И. Т.)? Потому, что он взвешивает человеческие заслуги на весах в Присутствии Святого, будь Он Благословен.

(21) Шокед Хози YHWH, князь, когда он видит Зеханпурийу [156] YHWH, князя, великого, могучего, почитаемого, прославленного и наводящего страх во всем небесном семействе, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц. Почему его зовут Зеханпурийу? [157] Потому что он гневается на огненную реку и заставляет ее возвращаться на свое место.

(22) Зеханпурийу YHWH, князь, когда он видит Азбога (или: Азбуга — И. Т.) YHWH, князя, великого, могучего, устрашающего, почитаемого, прославленного, чудесного, возлюбленного и наводящего ужас среди князей, которые знают тайны [158] Трона Славы, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц. Почему его зовут Азбога? [159] Потому что он облекает (букв, "препоясывает" — И. Т.) (людей) в одежды жизни (т. е. бессмертные тела. [160] — И. Т.); [161] и когда наступит срок, он облачит праведных и благочестивых мира в одеяния жизни (т. е. бессмертия. — И. Т.), дабы, будучи одеты в них, они смогли насладиться вечной жизнью.

(23) Азбога YHWH, князь, когда он видит двух великих, могучих и почитаемых князей, которые стоят над ним, то снимает венец славы с головы своей и падает ниц. Вот имена этих двух князей: Софериэл YHWH, который умерщвляет, — великий, почитаемый, прославленный, чистый, древний и могучий князь; и С'офериэл YHWH, который оживляет, — великий, почитаемый, прославленный, чистый, древний и могучий князь.

(24) Почему имя того, кто умерщвляет Софериэл? Потому что он заведует книгами мертвых и записывает в Книги мертвых каждого, для кого настал день смерти. [162] Почему имя того, кто оживляет С'офериэл)? Потому что он заведует Книгами жизни [163] и записывает в Книги жизни каждого, кого Святой, будь Он Благословен, благоволит ввести в жизнь ("оживить". — И. Т.) [164] — властью Вездесущего (букв. "Место". [165] — И. Т.) Ты мог бы сказать, что, поскольку Святой, будь Он Благословен, сидит на Троне, то и они также сидят и пишут; (однако) Писание учит нас:

И все воинство небесное стояло при Нем (1 Царей 22:19; 2 Хроник 18:18) [166]

Не сказано — "воинство небесное", но — "все воинство небесное"; (и это) учит, что даже великие князья, которым нет равных в небесной выси, исполняют надобности Шехины не иначе, как только стоя.

(25) Но как они могут писать стоя?

Один стоит на колесах бури, и другой стоит на колесах бури. [167]

Один одет в царскую одежду, [168] и другой одет в царскую одежду.

Один завернут в плащ величия, и другой завернут в плащ величия.

На одном — царский венец, и на другом — царский венец.

Тело одного исполнено глаз, и тело другого исполнено глаз. [169]

Вид одного подобен молнии, и вид другого подобен молнии.

Глаза одного подобны солнцу по силе, и глаза другого подобны солнцу по силе.

Великолепие одного подобно великолепию Трона Славы, и великолепие другого подобно великолепию Трона Славы.

Высота одного, как семь небес, и высота другого, как семь небес.

Крылья одного, как дни года, и крылья другого, как дни года.

Крылья одного, как ширь неба, и крылья другого, как ширь неба.

Губы одного, как врата Востока, и губы другого, как врата Востока.

Язык одного по размеру, как морская волна, и язык другого по размеру, как морская волна.

Из уст одного выходят языки пламени, и из уст другого выходят языки пламени.

Из уст одного вылетают молнии, и из уст другого вылетают молнии.

От пота одного возгорается огонь, и от пота другого возгорается огонь.

Язык одного — пылающий факел, и язык другого — пылающий факел.

На голове одного — сапфировый камень, и на голове другого — сапфировый камень.

На плече одного — колесо быстрого керува, и на плече другого — колесо быстрого керува.

В руке одного — горящий свиток, и в руке другого — горящий свиток.

В руке одного — огненное перо, и в руке другого — огненное перо.

Длина свитка — 3000 мириад парасангов, высота пера — 3000 парасангов, [170] высота каждой отдельной буквы, которую они выписывают — 365 парасангов.

ГЛАВА 19

Рихбиэл, князь "колес"-галгаллим

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над этими двумя великими князьями — князь выдающийся, почитаемый, благородный, прославленный, украшенный, наводящий ужас, доблестный, могучий, великий, величественный, мощный, увенчанный, чудесный, возвышенный, чистый, возлюбленный, превосходный, гордый, вознесенный, древний и сильный, которому нет равных среди князей. Его имя Рихбиэл [171] YHWH, великий и наводящий ужас князь.

(2) Почему его зовут Рихбиэл? Потому что он управляет колесами (галгаллим), [172] и они вверены его хранению. [173]

(3) А сколько там колес? Восемь — по два для каждого направления. Четыре ветра окружают их по кругу, и вот их имена: Вихрь, Буря, Ураган и Шторм.

(4) Четыре огненных реки протекают под ними, с каждой стороны по одной. Между ними, образуя круг, стоят четыре облака — напротив колес. Вот их имена: Облако огня, Облако головни, Облако горящего угля и Облако серы.

(5) Ноги хаййот покоятся на колесах, а между колесами шум землетрясения и грохотание грома.

(6) А когда подходит время для пения Песни, [174] (тогда) колеса движутся, облака содрогаются, все вожди [175] дрожат, все всадники волнуются, все витязи возбуждаются, все воинства трепещут, все войска в страхе, все наместники ужасаются, все князья и армии в тревоге, все служители ослабевают, [176] и все ангелы и станы (содрогаются) в муках боли.

(7) И колесо подает голос колесу, керув керуву, хаййа [177] хаййе, офан офану, сераф серафу, говоря:

Превозносите Шествующего (букв. "Едущего". — И. Т.) по Аравот, [178]

Чье Имя YAH Господь;

и радуйтесь пред Лицем Его (Псалом 68[67]:5).

ГЛАВА 20

Хайлиэл, князь хаййот

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над ними (т. е. над Рихбиэлом и галгаллим. — И. Т.) великий и могучий князь, его имя Хайлиэл YHWH, князь благородный и наводящий ужас, князь превосходный и могучий, князь великий и ужасный, князь, пред которым все дети небес трепещут, князь, который может поглотить целый мир сразу

(2) Почему его зовут Хайлиэл YHWH? Потому что он управляет хаййот, и он поражает их с помощью огненных плетей. Он украшает их, когда они произносят восхваления и прославления, и заставляет их быстро говорить: [179]

Свят, Свят, Свят

и

Благословенна Слава Господа от места своего!

(Ср.: Исайя 6:3 и Иезекиил 3:12. — И. Т.)

ГЛАВА 21

Хаййот

[180]

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) (Есть) четыре хаййот соответственно четырем ветрам. Каждая хаййя (по размеру) подобна величине [181] всего мира. Каждая из них имеет четыре лика, и каждый лик подобен восходу солнца. [182] (2) Каждая хаййя имеет четыре крыла, и каждое крыло подобно крыше [183] мира. (3) У каждой из них есть лица в [184] ликах и крылья в крыльях. [185] Размер лика — 248 лиц, и размер крыла — 365 крыльев [186] Каждая хаййя увенчана 2000 венцами, и каждый венец подобен радуге; его яркость подобна яркости солнечного диска, и сияние лучей, исходящих от каждого венца, подобно сиянию утренней звезды на Востоке.

ГЛАВА 22(A)

Керувиэл, князь керувимов

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над ними князь, благородный, чудесный, могучий, восхваляемый всеми видами восхвалений. Его имя Керувиэл YHWH, доблестный князь, исполненный бесконечным могуществом; величественный князь, с которым (пребывает) величие; праведный князь, с которым (пребывает) праведность; святой князь, с которым (пребывает) святость; князь, прославленный тысячами воинств, князь, превознесенный бесчисленными армиями.

(2) Когда он в гневе, земля трясется; когда он в ярости, станы трепещут; основания сотрясаются от страха перед ним, и Аравот колеблется от его упрека.

(3) Его тело исполнено горящими угольями; он высок, как семь небес, и широк, как семь небес.

(4) Зев его рта сияет, как огненный факел, а его язык — как пожирающий огонь. Его веки — как сверкание молнии, его глаза — как блистающие искры, а его лик подобен сияющему огню.

(5) Венец святости на его главе — с выгравированным на нем Священным Именем, [187] от которого исходят молнии.

(6) Дуга Шехины у него на плечах; его меч, подобный всполоху молнии, у него на бедре; его стрелы, подобные вспышкам молнии, у него на поясе; нагрудник уничтожающего огня висит у него на шее, и можжевеловые уголья окружают его.

(7) Великолепие Шехины на его лике; лучи величия [188] на его колесах, [189] и царский венец-тюрбан на его главе.

(8) И все его тело исполнено глаз; с головы до пальцев ног он покрыт крыльями.

(9) Справа от него горит огонь, и слева от него горит огонь; из его тела сверкают уголья, и головни выступают из него; молнии исходят от его лика. (10) Удары грома за ударами грома постоянно следуют за ним; землетрясение за землетрясением всегда сопровождают его; и два князя Меркавы [190] пребывают с ним.

(11) Почему его называют Керувиэл? [191] Потому что он управляет колесницами керувимов, и могучие керувимы отданы под его начало. Он освещает [192] венцы на их головах и полирует диадемы на их лбах.

(12) Он возвеличивает славу их внешности и приумножает их величественную красу. Он делает их все более и более прекрасными и приумножает их огромную славу. И хвалебную песнь их делает он певучей, и могущество их великолепия он укрепляет. [193] Он высветляет свечение их славного великолепия; славу их великолепия и милости он делает еще более яркой. Он украшает и расцвечивает их ослепительное великолепие и приумножает их благостную красу. Он возвышает величие их праведности и устрояет их восхитительный порядок — дабы приготовить Седалище [194] для Того, Кто восседает на керувимах. [195]

(13) А керувимы стоят рядом со святыми хаййот, и их крылья подняты к уровню их голов, [196]

и Шехина покоится на них,

и сияние Славы на их ликах,

и песнь и восхваление на их устах,

и их руки под их крыльями,

и их ноги покрыты их крыльями, [197]

и лучи славы [198] над их головами, [199]

и сияние Шехины на их ликах,

и Шехина покоится на них,

и сапфировые камни окружают их,

и огненные колонны с четырех сторон,

и пламенные столпы по их бокам.

(14) Один сапфир — с одной стороны, а другой сапфир — с другой; под этими сапфирами можжевеловые уголья.

(15) Один керув — с одной стороны, другой — с другой, и крылья керувимов обхватывают друг друга во славе над их головами. Они простирают их, чтобы петь вместе с ними [200] песнь Тому, Кто обитает в небесах, и восхвалять с ними Славу Царя царей.

(16) И Керувиэл YHWH, князь, который управляет ими, выстраивает их в благостные, прекрасные, великолепные ряды и научает их всем видам восхвалений, прославлений и чествований. И он торопит их — во славе и мощи — творить Волю их Создателя во всякий миг, ибо над их головами [201] постоянно пребывает великая Слава Царя, [202] Который восседает на керувимах.

ГЛАВА 23

Ветры Бога

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, Князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Сколько [203] ветров дуют под крыльями [204] керувимов? Оттуда дует парящий ветер, как сказано:

И Дух Божий (или: "ветер [205] Божий" [206] — И. Т.) парил над водою (Бытие 1:2).

(2) Оттуда дует сильный ветер, как сказано:

И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь (Исход 14:21).

(3) Оттуда дует восточный ветер, как сказано:

И восточный ветер нанес саранчу (Исход 10:13).

(4) Оттуда дует ветер перепелов, как сказано:

И поднялся ветер от Господа, и принес перепелов (Числа 11:31).

(5) Оттуда дует ветер ревности, как сказано:

И найдет на него ветер [207] ревности (Числа 5:14).

(6) Оттуда дует ветер землетрясения, как сказано:

После — ветер землетрясения; [208] но не в землетрясении Господь (1 Царей 19:11).

(7) Оттуда ветер Господа дует, как сказано:

И Он вывел меня ветром Господним [209] и поставил меня (Иезекиил 37:1).

(8) Оттуда дует злой ветер, как сказано:

И злой ветер [210] отступал от него (1 Самуила 16:23).

(9) Оттуда дует ветер премудрости, и ветер разума, и ветер совета, и ветер крепости, и ветер ведения, и ветер страха Господня, как сказано:

И почиет на нем ветер Господень, ветер премудрости и разума, ветер совета и крепости, ветер ведения и страха Господня (Исайя 11:2). [211]

(10) Оттуда дует ветер дождя, как сказано:

Северный ветер производит дождь (Притчи 25:23).

(11) Оттуда дует ветер молний, как сказано:

Он творит молнии среди дождя, и изводит ветер из хранилищ своих (Иеремия 10:13).

(12) Оттуда дует ветер, который сокрушает скалы, как сказано:

И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы (1 Царей 19:11).

(13) Оттуда дует ветер остановки вод, [212] как сказано:

И навел Бог ветер на землю, и воды остановились (Бытие 8:1).

(14) Оттуда дует ветер гнева и печали, как сказано:

И вот, большой ветер пришел из пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков (Иов 1:19).

(15) Оттуда дует бурный ветер, как сказано:

Бурный ветер, исполняющий Слово Его (Псалом 148:8).

(16) Сатана стоит среди этих ветров, ибо не бывает бурного ветра, как только посланный Сатаной. [213] Все эти ветры дуют только из-под крыльев керувимов, как сказано:

И Он воссел на керува и полетел, и понесся на крыльях ветра (Псалом 18[17]:11; 2 Самуила 22:11).

(17) Куда все эти ветры отправляются? Учат, что они исходят из-под крыльев керувимов и падают на диск [214] солнца, как сказано:

Идет (ветер) к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу (своем) ветер, и на круги свои возвращается ветер (Екклесиаст 1:6).

С солнечного диска они возвращаются и падают на горы и холмы, как сказано:

Ибо вот (Он, Который) образует горы и творит ветер (Амос 4:13).

(18) От гор и холмов они возвращаются и падают на моря и реки; от морей и рек они возвращаются и падают на города и веси; из городов и весей они возвращаются и падают на Сад, а из Сада они возвращаются и падают на Эден, как сказано:

Он ходил по Саду [215] во время дневного ветра (Бытие 3:8).

Посреди этого Сада они смешиваются и дуют из одной стороны в другую. Они становятся благоухающими от запахов этого Сада и от ароматов Эдена; разделившись и исполнившись благоуханием чистого аромата, они приносят благоухание запахов Сада и ароматов Эдена праведникам и благочестивым, которые унаследуют Сад Эдена и Древо Жизни [216] в грядущем Будущем, [217] как сказано:

Пробудись (ветер) с севера,

и прийди (ветер) с юга,

повей на сад мой, —

(и) польются ароматы его!

Пусть придет возлюбленный мой в сад свой

и вкушает сладкие плоды его (Песнь песней 4:16).

ГЛАВА 24

Колесницы Бога

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, сказал мне:

(1) Сколько колесниц [218] у Святого, будь Он Благословен?

У Него есть колесницы керувимов, [219] как сказано:

Он воссел на керува и полетел (Псалом 18[17]:11а; 2 Самуила 22:11а).

(2) У Него есть колесницы ветра, как сказано:

И понесся на крыльях ветра (Псалом 18[17]:11b;

2 Самуила 22:11b).

(3) У Него есть колесницы быстрого облака, как сказано:

Вот, Господь едет на облаке легком (т. е. "быстром". — И. Т.) (Исайя 19:1) [220]

(4) У Него есть колесницы облаков, как сказано:

Я приду к тебе в густом облаке (Исход 19:9).

(5) У Него есть колесницы жертвенника, как сказано:

Видел я Господа, стоящего над жертвенником (Амос 9:1).

(6) У Него колесниц дважды по мириаде, как сказано:

Колесниц Божьих дважды по мириаде, тысячи тысяч [221] (Псалом 68[67]:18).

(7) У Него есть колесницы Скинии, как сказано:

И явился Господь в Скинии, в столпе облачном (Второзаконие 31:15).

(8) У Него есть колесницы Скинии собрания, как сказано:

И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из Скинии собрания (Левит 1:1).

(9) У Него есть колесницы Трона Милости, как сказано:

Он слышал Глас, говорящий с ним с крышки [222] (Числа 7:89).

(10) У Него есть колесницы из камня сапфира, как сказано:

И под Ногами Его (было) нечто мощенное, сделанное из сапфира [223] (Исход 24:10).

(11) У Него есть орлиные колесницы, как сказано:

И Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях (Исход 19:4).

Они [224] не орлы, но парят как орлы.

(12) У Него есть колесницы восклицаний, как сказано:

Восшел Бог при восклицаниях (Псалом 47[46]:6).

(13) У Него есть колесницы Аравот, как сказано:

Превозносите Едущего по Аравот [225] (Псалом 68[67]:5).

(14) У Него есть колесницы облаков, как сказано:

Делаешь облака Своею колесницею (Псалом 104[103]:3).

(15) У Него есть колесницы хаййот, как сказано:

И хаййот бежали и возвращались (т. е. быстро двигались туда и обратно. — И. Т.) (Иезекиил 1:14) —

"бежали" по разрешению и "возвращались" по разрешению, ибо Шехина была над их головами.

(16) У Него есть колесницы (с) галгаллим (букв, "колесами". — И. Т.), как сказано:

Войди между колесами (Иезекиил 10:2).

(17) У Него есть колесницы легкого [226] керува, [227] как написано:

И Он воссел на керува легкого (т. е. быстрого; комбинация пассажей 2 Самуила 22:11а = Псалом 18[17]:11а. [228] и Исайи 19:1. [229] — И. Т.)

Когда Он (собирается) ехать верхом на легком керуве, — в промежутке между тем, как поставить одну Ногу на его спину, а затем другую Ногу, — Он обозревает 18 000 миров одним взглядом; [230] Он постигает и вглядывается в них всех, и знает все, что в них есть, как написано:

Всего кругом восемнадцать тысяч (Иезекиил 48:35).

Откуда мы знаем, что Он обозревает каждый из них каждый день? Потому что сказано:

Господь с небес призрел

на сынов человеческих,

чтобы видеть, есть ли разумеющий,

ищущий Бога (Псалом 14[13]:2).

(18) У Него есть колесницы офаннимов, как сказано:

И офаннимы кругом были исполнены очей (Иезекиил 10:12).

(19) У Него есть колесницы Святого Трона, как сказано:

Бог воссел на Святом Троне Своем (Псалом 47[46]:9).

(20) У Него есть колесницы Трона YAH, как сказано:

Рука на Троне Господа (YAH) (Исход 17:16).

(21) У Него есть колесницы Трона Суда, как сказано:

А Господь воинств [231] превознесется в Суде (Исайя 5:16).

(22) У Него есть колесницы Трона Славы, как сказано:

Трон Славы, возвышенный от начала (Иеремия 17:12).

(23) У Него колесницы высокого и возвышенного Трона, как сказано:

Видел я Господа, сидящего на Троне высоком и возвышенном (Исайя 6:1).

ГЛАВА 25

Офанниэл, князь офаннимов

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над ними князь великий, приводящий в трепет, могучий, возвышенный, выдающийся, ужасающий, умудренный и сильный: его имя Офанниэл YHWH.

(2) У него шестнадцать ликов, по четыре с каждой стороны, и по 100 крыльев с каждой стороны. У него 8766 глаз, соответственно числу часов в году, [232] по 2191 — с каждой стороны.

(3) В каждой паре глаз на каждом лике сверкают молнии; из каждого глаза пылают факелы (огня), и никто не может смотреть [233] на них, ибо, кто взглянет на них, тотчас будет сожжен.

(4) Высота его тела — на 2500 лет ходьбы; глазом его нельзя обозреть. Ни одни уста не могут выразить могучую силу его мощи, только лишь (может) Царь царей над царями, Святой, будь Он Благословен.

(5) Почему его зовут Офанниэл? Потому что он назначен управлять офаннимами, [234] и офаннимы доверены его попечению. Каждый день он стоит над ними и опекает их, и украшает их: он восхваляет (их) и направляет их движение. Он полирует их основания; он сглаживает их края; он закругляет [235] их выступы [236] и украшает их обиталище. Рано и поздно, днем и ночью он заботится о них, с тем чтобы сделать их еще краше, придать им еще больше величия и сделать их еще более усердными в восхвалении их Создателя.

(6) Все офаннимы исполнены глаз и крыльев; глаза — в соответствии с крыльями и крылья — в соответствии с глазами. От них исходит свет, подобный свету утренней звезды. Семьдесят два [237] сапфира прикреплены на их одеяниях, с правой стороны (у) каждого из них. Семьдесят два сапфира прикреплены на их одеяниях, с левой стороны (у) каждого из них; и четыре изумруда [238] вставлены в каждый венец, блеск которых сияет во (всех) четырех сторонах Аравот, подобно тому, как блеск солнечного диска сияет во (всех) четырех сторонах света. [239] Шатры сияния, шатры свечения, шатры света, сапфиры и изумруды окружают их, дабы никто не мог узреть вида их глаз и их ликов. [240]

ГЛАВА 26

Серафиэл, князь серафимов

Рабби Ишмаэл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.2 с.)