ТОП 10:

Методы изучения психологических особенностей личности



 

Для изучения (диагностики) психологических особенностей личности применяется система психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в три группы:

1. Всеобщий метод, основу которого составляют законы материалистической диалектики. Его главной особенностью является то, что он может использоваться для анализа всех без исключения личностных особенностей человека, но позволяет сформировать лишь общее представление об их показателях.

2. Общие методы: наблюдение, эксперимент, познавательная (диагностическая) беседа, анкетирование, анализ результатов деятельности, анализ документов, изучение независимых характеристик, биографический и другие.

3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, проективный и некоторые другие.

Каждый из них решает свои задачи, имеет отличную от других технологию (методику) реализации, отличается конкретной объективностью информации. Эти факторы предопределяют возможность их использования той или иной категорией руководителей в зависимости от особенностей их профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность руководителя структурного подразделения фирмы также имеет свою специфику, что и определяет выбор из предложенной системы тех из методов, применение которых не только доступно, но необходимо и, наконец, рационально в работе по изучению подчиненных. К ним, прежде всего, относятся методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы, анализа результатов деятельности и анализа документов. Рассмотрим основное содержание перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их применению в профессиональной деятельности руководителя.

Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личности является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (профессиональных, социально-бытовых и др.) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления особенностей личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальном психологическом своеобразии. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.

Перечисленные требования обусловили формирование нескольких разновидностей метода:

- внешнее наблюдение - способ сбора информации о человеке путем анализа его действий со стороны;

- внутреннее наблюдение (самонаблюдение) - изучение интересующего явления, как бы всматриваясь в самого себя, наблюдая за своими рассуждениями и эмоциональными реакциями;

- свободное наблюдение - не имеющее заранее определенной программы и меняющее произвольно свой предмет в зависимости от желания человека;

- стандартизированное наблюдение ведется в определенной последовательности, по заблаговременно разработанной программе;

- включенное наблюдение осуществляется в том случае, если руководитель принимает участие в выполняемой подчиненным деятельности и одновременно анализирует проявления интересующих его явлений личности;

- объективное наблюдение за сотрудником может осуществляться в различных условиях его повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания менеджером (специалистом) того, что он хочет узнать о подчиненном сотруднике; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности наблюдений, их избирательности и длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами изучения человека.

Впечатления о личностных качествах, эмоциональном состоянии человека дополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой сотрудника, а также его физиогномикой - проявлением личностных особенностей в мимике, принятой им позе в процессе невербального общения. Психологи установили, что словесное общение занимает менее 35 процентов, а более 65 процентов информации передается с помощью невербальных (без слов) средств общения. Проблема, стоящая перед руководителем - научиться невербальному изучению подчиненного, определению состояния по его внешнему проявлению. Например, психологический анализ проявления лица (мимические особенности эмоций радости, страха, гнева) позволяет отнести человека к соответствующему темпераменту: у сангвиника преобладают эмоции радости, у холерика - гнева, у меланхолика - страха, у флегматика эмоции устойчивы, иногда трудно определимы.

Изучение опыта служебной деятельности руководителей структурных подразделений ряда фирм показало, что не всегда можно судить о человеке по его внешнему виду, по отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. В этом одна из причин, когда по одному поступку подчиненного либо одному его взгляду руководитель пытается создать ему имидж "неспособного", "пассивного", "неисполнительного" и пр.

Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого руководителем изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные особенности проявления личности, дополнения полученных результатов с помощью других психолого-педагогических методов. Как показывает практика, это достаточно успешно делается в ходе индивидуальной беседы с подчиненным.

С точки зрения отечественной психологии и педагогики, индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение личностных особенностей сотрудника на основе анализа высказываемых- им оценочных суждений о предметах и явлениях объективного мира. Как показывает анализ, это один из доступных, важных и наиболее действенных методов изучения подчиненного. В ее ходе руководитель имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение корпоративных проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Каждая индивидуальная беседа требует специальной предварительной подготовки: ознакомления с биографическими сведениями; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана проведения беседы, вопросов и методики ее проведения (вступление в разговор, создание необходимой эмоциональной ситуации, выход на интересующие вопросы и т.д.).

Наиболее результативно беседа проходит в непринужденной обстановке, когда сотрудник в большей степени предрасположен к разговору: во время обеденного перерыва (если у него нет на это время собственных планов), в ходе корпоративных встреч и т.д. Планирование методики проведения беседы позволяет руководителю подготовиться к ней и вести разговор не вообще, а целенаправленно.

Практика показывает, что при подготовке к беседе руководитель должен обращать внимание на факторы, которые позволяют глубже понять индивидуальные особенности подчиненного: интересы, взгляды, убеждения, идеалы; представление о жизненных перспективах, установках; проявление особенностей характера; круг интересов; характеристика подчиненным своих сотрудников; отношение к служебной деятельности, испытываемые трудности, что удается сравнительно легко, в какой нуждается помощи; проведение досуга, выходных дней и праздников; характеристика семейных отношений, взаимоотношений с членами семьи, товарищами; отношение к нему сослуживцев и др.

Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним следует отнести: четкое осознание руководителем, что ему необходимо узнать о подчиненном; активность ведения беседы с его стороны и стороны собеседника; непринужденность, допустимую откровенность, необходимую принципиальность.

Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий руководителя. Их формирование может быть облегчено использованием некоторых психолого-педагогических советов, взятых в трудах отечественных и зарубежных специалистов в сфере общения:

- беседуя с подчиненным, проявляйте искренний интерес к нему, как личности, к его взглядам, суждениям и т.д.;

- помните, что для любого человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;

- поощряйте стремление человека рассказывать о себе. Чем лучше вы это делаете, тем более неожиданными могут быть результаты;

- избирайте тему для общения обязательно в кругу интересов вашего собеседника. Это могут быть его служебные или социально-бытовые проблемы, проблемы здоровья и многое другое;

- всегда давайте подчиненному возможность почувствовать его значимость в коллективе;

- ненавязчиво акцентируйте внимание собеседника на собственном желании помочь ему в разрешении стоящих перед ним проблем.

Перечисленные советы помогут расположить к себе подчиненного. Важно попытаться сформировать у него желание соучаствовать в решении ваших служебных или профессиональных задач. Для этого может быть использована следующая технология:

- вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему;

- проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите ему, что он не прав, лучше помогите ему прийти к этой оценке самому;

- старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы;

- честно попытайтесь понять точку зрения собеседника, проявляйте сочувствие к его мыслям и желаниям;

- взывайте к благородным побуждениям, придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.

После беседы целесообразно провести ее анализ, сделать выводы и наметить направления дальнейшей работы. Это позволяет накапливать и обобщать полученные факты о подчиненном и более активно использовать знание его индивидуальных психологических особенностей в процессе последующей работы с ним.

Следующим методом изучения психологических особенностей личности подчиненного, рекомендуемым для применения руководителем, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение индивидуальных психологических особенностей личности сотрудника на основе оценки качества выполняемой им профессиональной деятельности. Этот метод предусматривает учет руководителем действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

Также применимым в деятельности руководителя выступает метод анализа документов, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания и выводов, касающихся его документов. К их числу можно отнести: документы об образовании и профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; рекомендательные письма и др. Изучение перечисленных документов позволяет выявить некоторые черты характера, интересы, склонности, уровень исполнительности и другие показатели, в основе появления которых находятся психологические особенности личности подчиненного.

Кроме изложенных методов изучения индивидуальных особенностей личности в психолого-педагогической науке разработаны и применяются и ряд других. Среди них наиболее применимы:

- метод эксперимента предусматривает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых, по мнению руководителя, необходимое качество обязательно проявится;

- метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов;

- метод независимых характеристик предполагает изучение личностных особенностей человека на основе анализа оценочного суждения о нем других лиц. Если мнение о личностных особенностях сотрудника высказывают специалисты в области психологии и педагогики, то данный метод получает название метода экспертных оценок;

- биографический метод, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего личностного развития.

Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения личности дает руководителю достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и возможностях подчиненных им сотрудников. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного) применения.

Другим условием повышения достоверности результатов изучения подчиненного выступает применение методов, перечисленных в третьей группе - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике).

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)