Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка



 

После проведения процедуры диагностики проводился как количественный, так и качественный анализ полученных результатов.

 

Таблица 1. Результаты изучения умственного развития детей 2-3-летнего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка с помощью комплексной методики Е.А. Стребелевой

№ п/п Дети Пол Возраст, лет, мес

Задания комплексной методики Е.А. Стребелевой

        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 У
1. Д.И. м 2г6м 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 14
2. О.Д. ж 2г9м 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 11
3. А.И. м 3г1м 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 15
4. А.Т. ж 2г8м 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 12
5. М.П. м 2г10м 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 12
6. Ц.И. м 2г9м 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10
7. В.А. ж 2г11м 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 24
8. Ф.С. м 2г7м 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10
9. В.И. ж 2г8м 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 11
10. Т.А. м 2г9м 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 13

Средний балл

1,6 1,8 1,5 1,5 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1  

 


В верхней строке таблицы 1 под номерами обозначены задания по комплексной методике Е.А. Стребелевой. 1 - «Лови шарик»; 2 - «Спрячь шарик: три коробочки»; 3 - «Разборка и складывание матрешки»; 4 - «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»; 5 - «Парные картинки: четыре»; 6 - «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»; 7 - «Разрезные картинки из трех частей»; 8 - «Конструирование треугольника из трех палочек»; 9 - «Достань тележку - скользящая и одна ложная тесемка»; 10 - «Нарисуй домик».

Анализируя результаты выполнения заданий комплексной методики Е.А. Стребелевой, следует отметить, что наиболее успешными для выполнения оказались задания: Задание 2 (Спрячь шарик: 3 коробочки) - средний балл равен 1,8; Задание 1 (Лови шарик) - средний балл равен 1,6; Задание 3 (Разборка и складывание матрешки) - средний балл равен 1,5; Задание 4 (Разборка и складывание пирамидки) - средний балл равен 1,5 (см. рисунок 1).

Остальные задания вызвали затруднения у детей, и они не смогли с ними справиться.

 

Рис. 1. Показатели средних значений выполнения заданий детей 2-3 лет, воспитывающихся в Доме ребенка по методике диагностики умственного развития Е.А. Стребелевой


На оси ординат под номерами обозначены задания по комплексной методике Е.А. Стребелевой. 1 - «Лови шарик»; 2 - «Спрячь шарик: три коробочки»; 3 - «Разборка и складывание матрешки»; 4 - «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»; 5 - «Парные картинки: четыре»; 6 - «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»; 7 - «Разрезные картинки из трех частей»; 8 - «Конструирование треугольника из трех палочек»; 9 - «Достань тележку - скользящая и одна ложная тесемка»; 10 - «Нарисуй домик».

Проведенное изучение особенностей умственного развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка, позволило отнести детей к разным уровням психического развития. К первой группе умственного развития (очень низкий уровень) отнесено 60% детей (см. рисунок 2). Это дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цели задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству с взрослым; не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.

Ко второй группе умственного развития отнесено 30% детей (см. рисунок 2). Это дети, которые не могут самостоятельно выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достичь определенного результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Со средним уровнем познавательного развития в данной группе выявлено 10% детей (см. рисунок 2). Это дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

 

Рисунок 2. Распределение детей, воспитывающихся в Доме ребенка, по уровню психического развития

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: у детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий, нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления.


2.3 Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по повышению уровня психического развития детей

 

Пути коррекционной работы с каждым из детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Дети с первым уровнем развития (очень низким) нуждаются в формировании эмоционального контакта с взрослым. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает па основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к ребенку, погладить его, взять за руку и т. п.

Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо:

·   учить детей понимать цель действия;

·   развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой;

·   развивать внимание, фиксацию взгляда, слежение взглядом за перемещающимся предметом.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей второй группы умственного развития (низкий уровень) основными методами являются совместные действия ребенка с взрослым, подражание действиям взрослого.

У этой группы детей необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка с взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой - правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест, умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

При этом надо уделять внимание совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию метких движений кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентировочно-познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, формирование целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом - помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа-представления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно-познавательной деятельности должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).

У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.

У детей с третьим уровнем психического развития (средним) необходимо уточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом надо развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми, ознакомление с различными видами деятельности.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в Доме ребенка.


Заключение

 

Данная работа проводилась с целью изучить особенности психического развития детей трехлетнего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.

В ходе изучения научной литературы по проблеме исследования было установлено, что третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы. Особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.

Проведенное эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка, позволило сделать следующие выводы:

1. У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий, нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления.

2. Пути коррекционной работы с каждым из детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения. У всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.024 с.)