Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста
трехлетний психологический воспитатель ребенок Ранний возраст - стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется количественными и качественными изменениями в развитии психической деятельности. Ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии - узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) - мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены. Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. 1 - его аффективный характер, его страстность. 2 - когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития. На третьем году жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно услышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис трех лет, описанный еще Л.С. Выготским, проявляется в негативизме - стремлении действовать наоборот, упрямстве - настоянии на своем, строптивости - протесте против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности [25]. Такие личностные проявления ребенка закономерны. В результате у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы взрослых за свои успехи. Формируется чувство собственного достоинства, с которым взрослые должны считаться. Самые большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова; дети начинают употреблять все части речи. Сложившееся мышление ребенка отражается в грамматическом строе его речи, он уже употребляет распространенные и сложные предложения. Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем?
Употребление детьми различных частей речи и появление придаточных предложений, вопросов характеризует дальнейший этап развития мыслительной деятельности, говорит о том, что дети не воспринимают предметы, явления окружающей действительности изолированно, а пытаются установить между ними связи, улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют. Развитие речи и мыслительного процесса идет одновременно [7]. Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов, относящихся к тому, что повседневно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ребенком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем, например, о том, куда он пойдет; что будет делать на прогулке; что произошло вчера на прогулке; какими игрушками украшали елку; что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения, например, словами игрушки, одежда ребенок обобщает разнородные, но сходные по функции предметы. Ребенок может понять рассказ взрослого о таких явлениях и событиях, которые сам он непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома. Но чтобы малыш воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен. Так, в данном случае слова лисичка, зайчик, домик, прогнала вызывают у ребенка пусть не четкие, но достаточно определенные конкретные образы и представления. Умение слушать рассказ без показа особенно сложно для детей домов ребенка, и эту функцию нужно развивать специально. Занятия такого рода должны быть построены на хорошо знакомом: проведенный ранее показ; события, которые ребенок наблюдал. На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место занимает еще показ, удельный вес речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи, дети еще не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной [25].
В связи с развитием речи появляются элементы произвольного внимания. Ребенок более длительное время занимается одним видом деятельности. Однако переключение и распределение внимания представляют трудности и требуют специальной установки со стороны взрослых. У ребенка возрастают объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют пережитое, особенно, если это было связано как с положительными, так и отрицательными эмоциями. К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов - их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте. Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета. Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет. В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5-3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего - по цвету), требующий от него осознания, что существует много разных предметов с одинаковыми свойствами (например, «желтое», «круглое», «мягкое» и т.д.). К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. Характерно, что овладение новым типом действий восприятия ведет к тому, что исчезает широкое узнавание предметов по картинкам и на фотографиях, основой которого было их отождествление по отдельным признакам. Дети раннего возраста еще не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия. Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта. Поэтому при определении предметов круглой формы ребенок говорит «как мячик», зеленых - «как травка» и т.д. При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Этому способствует и значительный прогресс в развитии речи.
Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуковысотный слух развивается медленнее, поэтому нет особого смысла учить совсем маленького ребенка петь [25]. В связи с возникновением игры ребенок получает стимул к развитию воображения, которое в раннем детстве носит воссоздающий характер. Ребенок может представить себе по рассказу взрослого, по картинке вещи, события, действия. Оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающему миру и вызываемых им чувств. В играх ребенок воспроизводит известные по опыту ситуации, не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только завершенный результат вызывает у него соответствующий образ. Преобладающие виды памяти - двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал. Память еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий. На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, которые считаются проявлением мышления - использование связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). Сначала подобные догадки возникают тогда, когда связь уже готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно. Затем ребенок все шире использует такие связи и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения. Это происходит в процессе освоения орудийных и соотносящих действий. Переход от использования существующих или показанных взрослыми связей к их установлению - важный момент в развитии мышления в раннем детстве. Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это - основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план.
Одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями [7]. Символическая (знаковая) функция - это обобщенная способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком. Это новообразование проходит длительный путь в своем развитии, начинающемся в раннем детстве и завершающемся во взрослости. Оно во многом определяет интеллектуально-социальное развитие ребенка, позволяя осуществлять многие виды деятельности, общаться с помощью речи, учиться и т.д. Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала изобразительной деятельности (лепка и рисование). Особое место среди различных видов деятельности занимают сюжетные игры, которые по своему характеру становятся более сложными по сравнению с игрой ребенка второго года. Ребенок, играя, отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он не только копирует последовательность и взаимосвязь действий, но и начинает отражать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Внешне они не очень отличаются от игр отобразительных. Но эта игра может развиваться только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Дети берут на себя роль самых близких и словесно ее оформляют. Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу». Появление элементов планирования - важное качество в деятельности ребенка. В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может делать уже довольно сложные постройки (например, гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними. На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать активные действия сверстников, интерес к совместным играм. В процессе деятельности и общения у ребенка рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение. Таким образом, третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.01 с.) |