Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка



Введение

Актуальность темы. В настоящее время проблема детей-сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в сиротское учреждение, тем более необратимыми могут быть отклонения в психическом и познавательном развитии. В связи с этим остро встает проблема ранней диагностики и коррекции возможных нарушений.

Проблема особенностей психического и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, - далеко не новая проблема. Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям, так как рождаются недоношенным, имеют недостаточную массу тела и признаки морфофункциональной незрелости. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот.

Состояние проблемы исследования. На психологическом уровне исследуется возникновение психических нарушений в условиях депривации, которая обуславливает недостаточность или обеднение одной из сторон психической деятельности - эмоциональной, моторной, познавательной.
Исследователями Ж. П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Бренера и др., было установлено ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей.

Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Задачи исследования:

) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению психического развития детей раннего возраста;

) рассмотреть влияние депривации, возникающей в условиях Дома ребенка, на познавательное и личностное развитие детей раннего возраста;

) выявить особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка;

) проанализировать полученные результаты и дать им психологическую интерпретацию;

) разработать практические рекомендации по психическому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Методологической основой исследования являются исследования теории и концепций психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Источниками исследования являются теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Существенное значение в концептуальном плане имеют теории сенсорного развития детей (А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова и др.); концепция воспитания детей-сирот находящихся в Домах ребенка (В.А. Доскин, И.В. Дубровина, М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых и др.).

Методы и методики исследования: обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью комплексной методики оценки умственного развития детей 2-3 лет Е.А. Стребелевой (10 заданий); количественная и качественная оценка результатов исследования.

Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Дома ребенка г. Рязани. В исследовании приняло участие 10 детей-сирот в возрасте 2-3 лет (5 мальчиков и 5 девочек).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психологов и воспитателей в аспекте психического развития детей, повышению уровня теоретической и практической подготовленности педагогов Дома ребенка к осуществлению деятельности, направленной на создание оптимальных условий для психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

 


Описание методики

Цель: выявить адекватность поведения, принятие задания, обучаемость и зону ближайшего развития, отношение ребенка к процессу и результату своей деятельности.

Задания, входящие в эту методику, позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

При оценке действий ребенка важной теоретической основой является концепция «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского. Наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития.

Предлагаются десять заданий, рассчитанных на обследование детей 2,5-3 лет:

1. «Лови шарик»;

2. «Спрячь шарик: три коробочки»;

.   Разборка и складывание матрешки»;

.   «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»;

.   «Парные картинки: четыре»;

.   «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»;

.   «Разрезные картинки из трех частей»;

.   «Конструирование треугольника из трех палочек»;

.   «Достань тележку - скользящая и одна ложная тесемка»;

.   «Нарисуй домик».

При анализе результатов обследования основное внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его обучаемости.

Предлагаются следующие виды помощи:

·   выполнение задания по подражанию,

·   по подражанию с использованием жестов,

·   с речевой инструкцией.

Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых ситуациях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Оборудование:

) два детских столика и стульчика;

) желобок с шариком;

) три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одинакового цвета;

) две матрешки (три-составные);

) две пары предметных картинок;

) две пирамидки - из трех и четырех колец (кольца одного цвета);

) восемь цветных кубиков - по два красных, синих, желтых (белых), зеленых;

) десять плоских палочек одного цвета;

) тележка с кольцом, через которое продета тесемка;

) разные картинки: одна из картинок разрезана на 3 части;

) карандаши, бумага.

Парные картинки

1  балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.

2  балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

    балла - ребенок сразу понимает условие задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

    балла - ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6. Цветные кубики

1  балл - ребенок не различает цвета даже после обучения.

2  балла - ребенок сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

    балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

    балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. Разрезные картинки

1  балл - ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

2  балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.

    балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

    балла - ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование из палочек

1  балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

2  балла - ребенок после обучения пытается строить фигуру, по соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

3  балла - ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4  балла - ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

9. Достань тележку

1  балл - ребенок не понимает задания; не стремится достичь цели.

2  балла - ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

    балла - ребенок пытается дослать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

    балла - ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

Нарисуй

1  балл - ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2  балла - у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

    балла - ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, по пет согласованности действий обеих рук.

    балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

По сумме баллов обследованного ребенка можно отнести к одной из четырех групп:

группа (10-12 баллов) - составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность с взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно.

группа (13-23 балла) - составляют дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности, умение работать по образцу.

группа (24-33 балла) - составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку - перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование.

группа (34-40 баллов) - составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями.

Описание методики представлено в Приложении 1.

 

Заключение

 

Данная работа проводилась с целью изучить особенности психического развития детей трехлетнего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.

В ходе изучения научной литературы по проблеме исследования было установлено, что третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы. Особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.

Проведенное эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка, позволило сделать следующие выводы:

1. У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий, нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления.

2. Пути коррекционной работы с каждым из детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения. У всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость.

 


Введение

Актуальность темы. В настоящее время проблема детей-сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в сиротское учреждение, тем более необратимыми могут быть отклонения в психическом и познавательном развитии. В связи с этим остро встает проблема ранней диагностики и коррекции возможных нарушений.

Проблема особенностей психического и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, - далеко не новая проблема. Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям, так как рождаются недоношенным, имеют недостаточную массу тела и признаки морфофункциональной незрелости. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот.

Состояние проблемы исследования. На психологическом уровне исследуется возникновение психических нарушений в условиях депривации, которая обуславливает недостаточность или обеднение одной из сторон психической деятельности - эмоциональной, моторной, познавательной.
Исследователями Ж. П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Бренера и др., было установлено ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей.

Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Задачи исследования:

) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению психического развития детей раннего возраста;

) рассмотреть влияние депривации, возникающей в условиях Дома ребенка, на познавательное и личностное развитие детей раннего возраста;

) выявить особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка;

) проанализировать полученные результаты и дать им психологическую интерпретацию;

) разработать практические рекомендации по психическому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Методологической основой исследования являются исследования теории и концепций психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Источниками исследования являются теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Существенное значение в концептуальном плане имеют теории сенсорного развития детей (А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова и др.); концепция воспитания детей-сирот находящихся в Домах ребенка (В.А. Доскин, И.В. Дубровина, М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых и др.).

Методы и методики исследования: обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью комплексной методики оценки умственного развития детей 2-3 лет Е.А. Стребелевой (10 заданий); количественная и качественная оценка результатов исследования.

Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Дома ребенка г. Рязани. В исследовании приняло участие 10 детей-сирот в возрасте 2-3 лет (5 мальчиков и 5 девочек).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психологов и воспитателей в аспекте психического развития детей, повышению уровня теоретической и практической подготовленности педагогов Дома ребенка к осуществлению деятельности, направленной на создание оптимальных условий для психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

 


Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.131.93 (0.068 с.)