Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенкаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Введение Актуальность темы. В настоящее время проблема детей-сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в сиротское учреждение, тем более необратимыми могут быть отклонения в психическом и познавательном развитии. В связи с этим остро встает проблема ранней диагностики и коррекции возможных нарушений. Проблема особенностей психического и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, - далеко не новая проблема. Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям, так как рождаются недоношенным, имеют недостаточную массу тела и признаки морфофункциональной незрелости. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот. Состояние проблемы исследования. На психологическом уровне исследуется возникновение психических нарушений в условиях депривации, которая обуславливает недостаточность или обеднение одной из сторон психической деятельности - эмоциональной, моторной, познавательной. Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста. Предмет исследования: особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.
Задачи исследования: ) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению психического развития детей раннего возраста; ) рассмотреть влияние депривации, возникающей в условиях Дома ребенка, на познавательное и личностное развитие детей раннего возраста; ) выявить особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка; ) проанализировать полученные результаты и дать им психологическую интерпретацию; ) разработать практические рекомендации по психическому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Методологической основой исследования являются исследования теории и концепций психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Источниками исследования являются теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Существенное значение в концептуальном плане имеют теории сенсорного развития детей (А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова и др.); концепция воспитания детей-сирот находящихся в Домах ребенка (В.А. Доскин, И.В. Дубровина, М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых и др.). Методы и методики исследования: обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью комплексной методики оценки умственного развития детей 2-3 лет Е.А. Стребелевой (10 заданий); количественная и качественная оценка результатов исследования. Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Дома ребенка г. Рязани. В исследовании приняло участие 10 детей-сирот в возрасте 2-3 лет (5 мальчиков и 5 девочек). Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психологов и воспитателей в аспекте психического развития детей, повышению уровня теоретической и практической подготовленности педагогов Дома ребенка к осуществлению деятельности, направленной на создание оптимальных условий для психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Описание методики
Цель: выявить адекватность поведения, принятие задания, обучаемость и зону ближайшего развития, отношение ребенка к процессу и результату своей деятельности. Задания, входящие в эту методику, позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование). При оценке действий ребенка важной теоретической основой является концепция «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского. Наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Предлагаются десять заданий, рассчитанных на обследование детей 2,5-3 лет: 1. «Лови шарик»; 2. «Спрячь шарик: три коробочки»; . Разборка и складывание матрешки»; . «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»; . «Парные картинки: четыре»; . «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»; . «Разрезные картинки из трех частей»; . «Конструирование треугольника из трех палочек»; . «Достань тележку - скользящая и одна ложная тесемка»; . «Нарисуй домик». При анализе результатов обследования основное внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его обучаемости. Предлагаются следующие виды помощи: · выполнение задания по подражанию, · по подражанию с использованием жестов, · с речевой инструкцией. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых ситуациях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Оборудование: ) два детских столика и стульчика; ) желобок с шариком; ) три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одинакового цвета; ) две матрешки (три-составные); ) две пары предметных картинок; ) две пирамидки - из трех и четырех колец (кольца одного цвета); ) восемь цветных кубиков - по два красных, синих, желтых (белых), зеленых; ) десять плоских палочек одного цвета; ) тележка с кольцом, через которое продета тесемка; ) разные картинки: одна из картинок разрезана на 3 части; ) карандаши, бумага. Парные картинки 1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д. 2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет. балла - ребенок сразу понимает условие задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут. балла - ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
6. Цветные кубики 1 балл - ребенок не различает цвета даже после обучения. 2 балла - ребенок сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату. балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату. балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате. 7. Разрезные картинки 1 балл - ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом. 2 балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может. балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный. балла - ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате. 8. Конструирование из палочек 1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату. 2 балла - ребенок после обучения пытается строить фигуру, по соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен. 3 балла - ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате. 4 балла - ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате. 9. Достань тележку 1 балл - ребенок не понимает задания; не стремится достичь цели. 2 балла - ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания. балла - ребенок пытается дослать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий. балла - ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате. Нарисуй 1 балл - ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет. 2 балла - у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.
балла - ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, по пет согласованности действий обеих рук. балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук. По сумме баллов обследованного ребенка можно отнести к одной из четырех групп: группа (10-12 баллов) - составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность с взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. группа (13-23 балла) - составляют дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности, умение работать по образцу. группа (24-33 балла) - составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку - перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. группа (34-40 баллов) - составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Описание методики представлено в Приложении 1.
Заключение
Данная работа проводилась с целью изучить особенности психического развития детей трехлетнего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка. В ходе изучения научной литературы по проблеме исследования было установлено, что третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы. Особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.
Проведенное эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка, позволило сделать следующие выводы: 1. У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий, нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления. 2. Пути коррекционной работы с каждым из детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения. У всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость.
Введение Актуальность темы. В настоящее время проблема детей-сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в сиротское учреждение, тем более необратимыми могут быть отклонения в психическом и познавательном развитии. В связи с этим остро встает проблема ранней диагностики и коррекции возможных нарушений. Проблема особенностей психического и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, - далеко не новая проблема. Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям, так как рождаются недоношенным, имеют недостаточную массу тела и признаки морфофункциональной незрелости. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот. Состояние проблемы исследования. На психологическом уровне исследуется возникновение психических нарушений в условиях депривации, которая обуславливает недостаточность или обеднение одной из сторон психической деятельности - эмоциональной, моторной, познавательной. Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста. Предмет исследования: особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием. Задачи исследования: ) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению психического развития детей раннего возраста; ) рассмотреть влияние депривации, возникающей в условиях Дома ребенка, на познавательное и личностное развитие детей раннего возраста; ) выявить особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка; ) проанализировать полученные результаты и дать им психологическую интерпретацию; ) разработать практические рекомендации по психическому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Методологической основой исследования являются исследования теории и концепций психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Источниками исследования являются теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Существенное значение в концептуальном плане имеют теории сенсорного развития детей (А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова и др.); концепция воспитания детей-сирот находящихся в Домах ребенка (В.А. Доскин, И.В. Дубровина, М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых и др.). Методы и методики исследования: обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью комплексной методики оценки умственного развития детей 2-3 лет Е.А. Стребелевой (10 заданий); количественная и качественная оценка результатов исследования. Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Дома ребенка г. Рязани. В исследовании приняло участие 10 детей-сирот в возрасте 2-3 лет (5 мальчиков и 5 девочек). Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психологов и воспитателей в аспекте психического развития детей, повышению уровня теоретической и практической подготовленности педагогов Дома ребенка к осуществлению деятельности, направленной на создание оптимальных условий для психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.131.93 (0.068 с.) |