Принципы ведения бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы ведения бухгалтерского учета.



Принципы ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет базируется на общепринятых принципах – универсальных положениях, применяемых для решения практических задач. Они носят общий характер и являются основой построения концепции бухгалтерского учета. В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в мировой практике принципы учета (допущения).

Допущения – базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хозяйствующим субъектам при постановке бухгалтерского учета.

1. имущественная обособленность (принцип хозяйственной единицы). Каждая организация рассматривается в бухгалтерском учете в качестве обособленной хозяйственной единицы. При этом в балансе организации должно отражаться имущество, признанное его собственностью на законных основаниях, которое обособленно от имущества и обязательств ее собственников.

2. непрерывность деятельности. Предполагается, что у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сократить или ликвидировать свою деятельность, изменить ее характер.

3. последовательность применения учетной политики (неизменность). Выбранная и утвержденная приказом руководителя организации учета последовательно применяется от одного отчетного периода к другому. Неизменность учетной политики предотвращает манипулирование данными бухучета.

4. временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Осуществленные хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным операциям. Данное допущение называется также принципом начисления Принцип начисления связан с двумя взаимосвязанными проблемами:

· распределение результатов по отчетным периодам. При использовании метода начисления данная операция будет отражена в этом же периоде, независимо от момента поступления денежных средств;

· соотнесения доходов и расходов. Порядок отражения продажи субъекта основных средств и связанные с этой операцией расходы должны быть отнесены на затраты в том же периоде, когда была осуществлена продажа.

Руководство организации несет ответственность за формирование и представление информации, отвечающей потребностям заинтересованных пользователей.

К принципам бухгалтерского учета относят также:

Ø сложность организационной системы. Система бухучета представляет собой устойчивую структуру, включающую взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы финансового и управленческого учета;

Ø целостность. данный принцип означает, что система бухучета отвечает задачам и целям управления хозяйственной деятельностью и потребностям в информации внешних ползователей;

Ø адаптивность поведения системы, т.е. приспособленность бухучета к выозможным изменениям системы управления, возникающим потребностям в новой информации.


 

Учет валютных операций.

Согласно п.3 ст.1. Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", иностранная валюта - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве.

В соответствии с валютным законодательством российские юридические и физические лица именуются резидентами, а иностранные - нерезидентами. Резиденты могут производить расчеты и платежи между собой только в российской валюте — рублях и осуществлять внешнеторговую деятельность при условии покупки иностранной валюты только для осуществления импортных операций и перевода дивидендов нерезидентам.

 Согласно п.2 ст.11 Закона "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет по валютным счетам и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции. В большинстве случаев эту дату определить довольно просто: по выпискам банка с валютного счета, отчета кассира валютной кассы и т.п. В остальных случаях она оговаривается в нормативных документах или устанавливается исходя из содержания операции.

Валютные операции - это расчеты за товары и услуги с применением различных видов иностранной валюты.

При совершении валютных операций иностранная валюта пересчитывается в рубли.

Некоторые активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, должны отражаться в бухгалтерской отчетности в рублях путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на отчетную дату, т.е. на последнее число отчетного периода. К этим активам относятся:

1) остатки валютных средств на валютных счетах организации;

2) другие денежные средства (включая денежные документы);

3) краткосрочные ценные бумаги;

4) дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе кредиты и займы.

Величина остальных активов и пассивов (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, уставного (складочного) капитала и т.д.), выраженной ранее в иностранной валюте, показывается в бухгалтерской отчетности в рублях по курсу Центрального банка, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте.

После принятия этих активов и пассивов к бухгалтерскому учету их стоимость в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не пересчитывается.

Все расчетные операции по валютному счету в банке отражаются в бухгалтерском учете на активном счете 52 "Валютные счета". Счет 52 "Валютные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранной валюте на территории страны и за рубежом. К нему могут быть открыты следующие субсчета:

52.1 "Транзитный валютный счет"

52.2 "Текущий валютный счет"

52.3 "Валютные счета за рубежом"

52.4 "Специальный транзитный валютный счет".

Организация может открыть данные субсчета либо по видам валют, используемым для расчетов (доллары США, евро и т.д.), либо для основной иностранной валюты платежа. А также может вестись по банкам

Транзитный валютный счет открывается для осуществления обязательной продажи валютной выручки, перечисленной организации юридическими или физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, в оплату экспорта товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности. После продажи оставшаяся часть валюты перечисляется банком с транзитного счета на текущий валютный счет организации. На сегодняшний момент в законодательстве РФ отсутствует положение об обязательной продаже валюты, поэтому использования этого счета в учете ограничено.

По валютным средствам, находящимся на транзитном валютном счете, проценты (доходы) банком не начисляются.

На текущий валютный счет организации могут быть зачислены валютные средства, поступившие в оплату экспортных товаров, работ и услуг в части, оставшейся после обязательной продажи валюты, а также в других случаях, установленных МФ РФ или ЦБ РФ.

С текущего валютного счета организация может оплатить следующие расходы:

1) по переводу валюты за границу по импортным операциям;

2) по переводу валюты на счета внешнеторговых и других внешнеэкономических организация для последующего перевода ее за границу в оплату импортируемых товаров;

3) на оплату задолженности банку по кредиту, банковской комиссии, а ток же почтово-телеграфных и командировочных расходов согласно соответствующим правилам;

4) на оплату посреднических операций банка по обмену валют;

5) на другие цели с разрешения МФ РФ или ЦБ РФ и уполномоченного банка.

По валютным средствам, находящимся на текущем счете организации, банк начисляет, выплачивает проценты, в случае если это предусмотрено договором на открытие и обслуживание данного счета.

Специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке и ее обратной продажи, а так же для учета указанных операций.

Организация может совершать по специальному транзитному счету текущие валютные операции, связанные с движением капитала (при наличии лицензии (разрешения), выданной ЦБ РФ).

По дебету счета 52 "Валютные счета" отражается поступление денежных средств на валютные счета, а по кредиту этого счета - их списание.

На счете 52 "Валютные счета" операции отражаются непосредственно в валюте и ее рублевом эквиваленте на дату совершения операции. Банки

Наибольшую сложность в операциях с валютными средствами представляет собой учет так называемых курсовых разниц.

курсовая разница - это разность между ценой валюты в различные моменты времени. Отсюда следует, что валюта, находящаяся в распоряжении организации, подлежит переоценке в моменты составления отчетности и погашения обязательств.

Таблица № 2. Бухгалтерские проводки по учету операций на валютном счете

Содержание операции

Первичные документы

Корреспонденция

Счетов

Дт Кт
1 Перечислены банку рубли для покупки иностранной валюты Выписка с расчетного счета 57 51
2 Зачислена иностранная валюта на расчетный счет Выписка с валютного счета 52 57
3 Отражено в учете комиссионное вознаграждение Расчет бухгалтерии 91.2 57
4 Отражен в учете результат покупки иностранной валюты Расчет бухгалтерии 91.2 57

В первых трех случаях возникающая курсовая разница должна быть отражена в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в обязательном порядке, а в четвертом может быть отражена в учете и отчетности и при этом только относительно денежных средств организации в иностранной валюте.

Курсовые разницы могут быть положительными (увеличивающими прибыль) и отрицательными (уменьшающими прибыль), а относить их следует как внереализационные доходы или, соответственно, расходы на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Дт 52-2 Кт 62 – продажа нашего товара за границу(при продаже часть выручки поступает на рублевый счет а часть остается)

Дт 52-2 Дт 52(с транзитного на валютный)

Дт91 Кт 52-2- (получили прибыль от продажи в валюте-> продали валюту)

Дт 51 Кт 91- (продали валюту получили бабло на расчетный счет)

Дт 60 Кт 52 – покупка за валюту


 

Билет №6

Билет №7

Учет добавочного капитала

В составе добавочного капитала предприятия учитываются изменения стоимости основных средств в результате их переоценки; эмиссионный доход, который получен в результате превышения номинальной стоимости размещенных акций над их рыночной стоимостью за минусом расходов, связанных с продажей акций; положительные и отрицательные курсовые разницы в случае погашения задолженности по взносам в уставный (складочный) капитал, выраженной в иностранной валюте; средства целевого финансирования, направленные некоммерческой организацией на финансирование капитальных расходов.

Для учета добавочного капитала используется счет 83 «Добавочный капитал», счет пассивный, балансовый. При формировании и использовании добавочного капитала делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета.

По результатам переоценки основных средств:

·  увеличение балансовой стоимости числящихся на балансе предприятия и введенных в действие в отчетном году основных средств до их восстановительной стоимости отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета;

·  увеличение суммы амортизации основных средств в результате переоценки отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета;

·  уменьшение балансовой стоимости числящихся на балансе предприятий и введенных в действие в отчетном году основных средств до их восстановительной стоимости;

·  уменьшение суммы амортизации основных средств в результате переоценки отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета;

·  оценка оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, и незавершенного строительства отражается бухгалтерскими записями на счетах;

·  уценка оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, и незавершенного строительства отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета.

Суммы, отнесенные в кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях:

·  погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки;

·  направления средств на увеличение уставного капитала;

·  распределения сумм между учредителями организации.

Аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Согласно п. 68 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. 24.03.2000 г.), эмиссионный доход — это сумма, полученная акционерным обществом — эмитентом от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости. Эмиссионный доход представляет собой определенную стоимостную оценку имущества (например, денежных средств), полученного предприятием дополнительно, являющегося, по сути, приростом имущества предприятия, отражаемым непосредственно на счетах учета капитала предприятия в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Выпуск дополнительных акций по номинальной стоимости отражается бухгалтерскими записями на счетах:

· размещение акций по номиналу отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета;

· эмиссионный доход, возникающий при продаже эмитированных предприятием акций по ценам, превышающим их номинальную стоимость, отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета.

Добавочный капитал (эмиссионный доход) в соответствии с действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету может быть направлен:

· на увеличение уставного капитала;

· на погашение убытков.

Иностранные учредители (нерезиденты), согласно Указанию ЦБ РФ от 08.10.1999, № 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций», могут перечислять денежные вклады в валюте. Вклад такого учредителя на момент регистрации акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) определяется в иностранной валюте и его рублевом эквиваленте по курсу на дату регистрации. Для зачисления вклада иностранного учредителя у организации должен быть открыт валютный счет в уполномоченном банке.

Порядок формирования сумм добавочного капитала при формировании уставного капитала в валюте определен ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 г. №2н.

Согласно данному приказу: «Курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала организации, подлежит отнесению на ее добавочный капитал.

Курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала предприятия, признается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный (складочный) капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату поступления вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах».

Положительные и отрицательные курсовые разницы в случае погашения задолженности учредителей по взносам в уставный капитал,

выраженной в иностранной валюте, отражаются по кредиту и дебету счета 83 «Добавочный капитал». Делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

· на сумму положительных курсовых разниц;

· на сумму отрицательных курсовых разниц.

Билет №8

Билет №9

Учет кассовых операций

Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

Учет кассовых операций ведется на активном счете 50 "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на определенную дату, оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу (корреспондируют счета по учету источника поступления, например, 51 - с расчетного счета, 62 - от покупателей, 90 - выручка и др.), оборот по кредиту - суммы, выданные наличными (в корреспонденции со счетами, показывающими направление выбытия, например, 60 - поставщикам и подрядчикам, 70 - работникам зарплата, 71 - в подотчет и др.).

В сроки, установленные руководителем, и при смене кассира проводится ревизия (инвентаризация) наличия денежных средств в кассе. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности. Кассир несет полную ответственность за сохранность всех средств, находящихся в кассе, о чем дает письменное обязательство при приеме на работу. Обнаруженные в кассе недостачи (Д-т сч. 94; К-т сч. 50) относятся на кассира (Д-т сч. 73; К-т сч. 94), а излишки приходуются в доход предприятия (Д-т сч. 50;К-т сч. 91).

Билет №10

Таблица 6.1. Первичные документы по учету материалов

Номер формы Наименование документа
М-2, М-2а Доверенность
М-4 Приходный ордер
М-7 Акт о приемке материалов
М-8 Лимитно-заборная карта
М-11 Требование-накладная
М-15 Накладная на отпуск материала на сторону
М-17 Карточка учета материалов
М-35 Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений

 

Вариант поступления

Себестоимость МПЗ

    Приобретение Сумма фактических затрат на приобретение (без НДС и иных возмещаемых налогов), которая включает: -суммы, уплачиваемые поставщиками в соответствии с договором; -суммы, уплачиваемые другим организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ; -таможенные пошлины; -невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов; -вознаграждения, уплачиваемые посреднической организациям; -затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию грузов; -затраты по доведению запасов до состояния пригодности к использованию; -иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.   Изготовление самим предприятием Сумма фактических затрат, связанных с производством данных запасов.   Получение в счет вклада уставный капитал Денежная оценки запасов, согласованная учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством РФ.   По договору дарения, безвозмездно Определяется по их рыночной стоимости на дату оприходования организацией-получателем   По договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами Определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче предприятием. Эта стоимость устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).   При ликвидации и ремонте основных средств Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.   Не принадлежащие предприятию, но находящиеся в её пользовании или распоряжении В соответствии с условиями договора, принимаются на забалансовый учет в оценке, предусмотренной в договоре  

 

МПЗ осуществляется по фактическим затратам, но большинство организаций ведут текущий учет по учетной стоимости. В соответствии с принятыми Методическими указаниями разрешается применение учетных цен, в качестве которых могут быть использованы:

· договорные цены (с исчислением транспортно-заготовительных расходов)

· фактическая себестоимость материалов (по данным предыдущего месяца или отчетного периода).

· планово-расчетные цены

· средняя цена группы

Оценка отпуска МПЗ осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01:

1. по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могу заменять друг друга (для оценки МПЗ, используемых в особом порядке)

2. по средней себестоимости (при невозможности непосредственного включения в себестоимость конкретного вида запасов транспортно-заготовительных и др. расходов)

3. по себестоимости первых по времени закупок


 

Учет потерь от брака.

Браком в производстве считаются продукция, изделия, полуфабрикаты, детали, работы, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы после устранения обнаруженных дефектов.

В зависимости от характера дефектов, различают брак исправимый и неисправимый (окончательный).

Исправимый брак – это изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые могут быть использованы по прямому назначению после исправления дефектов, причем их исправление технически возможно и экономически целесообразно.

Окончательным (неисправимым) браком считаются изделия, полуфабрикаты, детали и работы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, то есть в тех случаях, когда исправление брака потребует затрат, превышающих затраты на изготовление новой продукции вместо бракованной.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет потерь от брака ведется с использованием счета 28 «Брак в производстве». По дебету счета 28 учитывается стоимость неисправимого брака, а также затраты по исправлению брака. По кредиту счета 28 отражаются суммы, уменьшающие потери от брака, в частности, стоимость бракованной продукции, оприходованной по цене возможного использования, суммы, взыскиваемые с виновников брака, суммы, взыскиваемые с поставщиков недоброкачественных материалов, при использовании которых допущен брак.

Невозмещаемые суммы потерь от брака включаются в себестоимость тех видов продукции, по которым выявлен брак. Если в том периоде, в котором выявлен брак, данный вид продукции не производился, то суммы потерь от брака распределяются по видам продукции как общепроизводственные расходы.

Внутренний брак

При выявлении брака непосредственно на предприятии, на отдельных стадиях технологического процесса или непосредственно в готовых изделиях до передачи их покупателям, брак считается внутренним.

Потери от внутреннего брака отражаются в составе затрат того месяца, в котором выявлен брак.

Себестоимость внутреннего неисправимого брака, подлежащая отражению на счете 28, определяется по сумме затрат на изготовление бракованной продукции, куда входят стоимость использованных сырья и материалов, расходы на оплату труда и соответствующие суммы ЕСН, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, часть общепроизводственных расходов.

Учет неисправимого внутреннего брака оформляется бухгалтерскими проводками:

Дт 28 «Брак в производстве» Кт 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 43 «Готовая продукция» – списана себестоимость бракованной продукции;

Дт 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 41 «Товары» Кт 28 «Брак в производстве» – бракованная продукция оприходована по цене возможного использования;

Дт 73 «Расчеты с персоналов по прочим операциям» Кт 28 «Брак в производстве» – начислены суммы, подлежащие взысканию с виновников брака;

Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кт 28 «Брак в производстве» – начислены суммы, подлежащие взысканию с поставщиков бракованных материалов;

Дт 20, 23 Кт 28 «Брак в производстве» – потери от брака включены в себестоимость продукции


2. Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса

Основным элементом бухгалтерского баланса считается балансовая статья. Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлеченный капитал или обязательства).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы – в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей: сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.

В российском учете баланс строится исходя из формального уравнения двойственности:

Активы = Капитал + Обязательства (Ж.Б. Дюмарше)

Все показатели, отражающие объекты бухгалтерского наблюдения, обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельноть, могут располагаться вертикально или традиционно – горизонтально. При втором варианте показатели распределены на двух противоположных сторонах: слева – активы, справа – источники собственных средств и кредиторская задолженность – пассивы.

Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание статей баланс, а порядок их расположения на конкретной стороне определен вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отражаются менее ликвидные статьи (нма, осн. ср-ва, кап.вложения и т.п.), а в конце – наиболее ликвидные (ден. ср-ва в кассе, на расч. и валют. счетах…)

В действующей форме отчетности группировка балансовых статей актива баланса позволяет выдлить два раздела:

I. Внеоборотные активы

II. Оборотные активы.

Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: НМА, основные средства, незавершенное строительство и другие вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

Второй раздел состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем суммы дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года после отчетной даты и свыше года после отчетной даты, показаны по статьям раздельно.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствуют горизонтальные взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находиться напротив пассива, источниками образования которых они выступают. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства, что позволяет выделить три раздела пассива:

III. Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

V. Краткосрочные обязательства.

Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.

Форма современного баланса построена по принципу баланса-нетто, в котором основные средства, НМА, финансовые вложения отражаются по остаточной величине, без указания данных по основным статьям и их регулятивам.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

Состав и содержание пассива баланса.

Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке.

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». В пассиве баланса три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства».

Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

В разделе III баланса "Капитал и резервы" самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.

Статьи раздела IV баланса "Долгосрочные обязательства" характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.

Раздел V баланса "Краткосрочные обязательства" объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

По группе "Заемные средства" самостоятельными статьями отражается задолженность перед банками по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.

По статьям группы "Кредиторская задолженность" отражается задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.


 

Сущность бухгалтерского учета, требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 Основные правила ведения бухгалтерского учета состоят в следующем.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в план счетов.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хоз. операций ведется в рублях. Документирование, ведение регистров бухгалтерского учета и отчетности осуществляются на русском языке.

3. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагаюзая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хоз. жизни.

4. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

5. Основанием для записи в учетных регистрах признаются первичные учетные документы, фиксирующие хоз. операции. Они должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.

6. Имущество, обязательства и хоз. операции для отражения в БУ и отчетности подлежат оценке в ден. выражении путем суммирования фактически произведенных затрат.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и фин. обязательств и отражения ее результатов в БУ.

Элементы БУ:

· документирование (способ первичного отржаения влияния свершившихся хоз. фактов на состояние объектов бухгалтерского наблюдения

· оценка (способ выражения объектов БУ в обобщающем денежном измерителе)

· система бухгалтерских счетов (способ эконом. группировки объектов наблюдение, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных фактов)

· двойная запись (метод отражения хоз. операций в системе бух. счетов)

· инвентаризация (проверка соответствия данных БУ фактическому положению дел)

· калькулирование (способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов)

· составление баланса и отчётности.


Билет №16

Распределительные счета

Распределительные счета - счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета определенных производственных расходов и обеспечения правильности и обоснованного их распределения по объектам калькуляции, отчетным периодам и т. д. для полного исчисления их фактической себестоимости. Распределительные счета выполняют контрольную функцию.

Распределительные счета подразделяются на две группы: собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные (распределительные) счета.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.106 с.)