Развитие творческого воображения с момента рождения до конца жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческого воображения с момента рождения до конца жизни



 

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

А.А. Реан указывает, что «когда ребенок начинает в песочнице строить уже фигуры не такие простые, как прежде, а наиболее замысловатые (подобие замка), то можно заметить, как проявляется воспроизводство его сознанием прекрасного, того, что наиболее впечатлило его за последнее время, с чем у него имеются положительные ассоциации. Через творчество у ребенка развивается мышление, благодаря выраженным интересам к чему-либо. Воображение вносит изначальный вклад в развитие психики ребенка, помогает ему воспринимать мир по-своему, делать первые выводы» [15].

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт - основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых. Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Л.С. Выготский отмечает, что «в воображении детей младшего дошкольного возраста наблюдается отход от действительности. Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом» [6].

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

По мнению Э.В. Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия» [8]. С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии.

Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Л.С. Выготский [5] отмечал, что ребенок 6-10 лет обладает развитым воображением, способен оперировать несуществующими в действительности образами, дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.

Воображение является для ребенка, прежде всего, способом выйти за пределы личного практического опыта и проявляется по большей части в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве наблюдается большая вариативность: одни дети воссоздают реальность, другие - фантастические образы. Воображение не только дает выход творческим способностям ребенка, но может обладать и терапевтическим действием, позволяя ему на время уйти в воображаемый мир от трудностей и травмирующих переживаний реальности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.006 с.)